Методическая рекомендация "Математические игры"
методическая разработка по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №32»
Методические рекомендации
группы общеразвивающей направленности №2
Образовательная область: познавательное развитие
«Математические игры»
Подготовила:
Воспитатель
Басыгариева А.М.
Оренбург 2024 г
Карточка № 1 «В лес за грибами»
Цель: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много»,
активизировать в речи детей слова «один, много, ни одного».
Материал: 1 корзинка, грибы по количеству детей.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей в лес за грибами.
- Сколько грибов на поляне (много).
- Сорвите по одному грибу.
-Сколько у тебя грибов? (один).
-Давайте сложим все грибы в корзинку.
-Сколько ты положил, Саша? (один).
-Сколько стало грибов в корзинке? (много)
-Сколько грибов осталось у вас? (ни одного)
Карточка № 2 «Малина для медвежат»
Цель: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух
групп предметов, активизировать в речи слова: «столько - сколько, поровну»,
«одинаково».
Материал: медвежат и малины равное количество (много).
Ход игры: Воспитатель говорит:
- Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы
угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат (много). Давайте
угостим медвежат ягодами. Сколько ягод в корзине? (многого). Чего больше ягод или
медвежат? Как узнать? (Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке). Сколько
ягод дадим этому медвежонку? (одну). А этому? (одну). Сколько ягод у каждого
медвежонка? (по одной). Что можно сказать о ягодах и медвежатах? (их одинаково,
поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод).
Карточка № 3 «Угости зайчат»
Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух
групп предметов, активизировать в речи слова: «столько - сколько, поровну»,
«одинаково», поровну».
Материал: зайчиков и морковок равное количество (много).
Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата. Давайте
посмотрим сколько их? Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Сколько у нас морковок? (много). Чего больше морковок или
зайчиков? Как узнать? (Каждому зайчику дадим по морковке). Сколько морковок дадим этому зайчику? (одну). Что можно сказать о количестве зайчиков и морковок?
(поровну). Как еще можно сказать? (одинаково, столько же)».
Карточка № 4 «Угостим белочек грибочками»
Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух
групп предметов, активизировать в речи слова: «столько - сколько, поровну»,
«одинаково», поровну».
Материал: белочек и грибов равное количество (много).
Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости (белочки).
Сколько белочек? (много). Давайте мы их угостим грибами. Сколько у нас грибов?
(много). Чего больше грибов или белочек? Как узнать? (каждой белочке дать по
одному грибу). Сколько грибов дадим этой белочке? (один). А этой? (один). Всем
белочкам хватило грибов? Что можно сказать о количестве белочек и грибов? (белочек
и грибков поровну, их одинаково, грибов столько, сколько и белочек)».
Карточка № 5 «Жучки на листиках»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе
сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Материал: листиков по количеству детей.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Ребята, давайте с вами поиграем. Вы будете
красивыми жуками. Сколько у нас жуков? (много). Наши жуки живут на листиках. У
каждого жучка на полу лежит свой домик - листик. Сколько листиков? (много). Как вы
думаете, чего больше жуков или домиков? Как узнать? Сейчас вы будете летать по
полянке, а по моему сигналу найдете себе домик - листик. Жучки, летите! Жучки, в
домик! Всем жучкам хватило листиков? Что можно сказать о количестве листиков и
жуках? (жуков столько же сколько и листиков, поровну, одинаково). Летайте жучки!
Один листик засох (убираю один листок). Жучки, в домик! Всем хватило листиков? Что можно сказать о листиках и жуках? (жуков больше, чем листиков, листиков меньше, чем жуков). Как сделать, чтобы жуков и листиков стало поровну? (добавить листик, убрать жука).
Карточка № 6 «Бабочки и цветы»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе
сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать
в речи слова: «столько - сколько, поровну», «одинаково».
Материал: цветов по количеству детей.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Ребята, сейчас я вас превращу в красивых бабочек.
Сколько бабочек? (много). Бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки на полу
лежит свой домик - цветочек. Сколько цветочков? (много). Сейчас вы будете летать по
полянке, а по моему сигналу найдете себе домик - цветочек. Бабочки, летите! Бабочки,
в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Что можно сказать о количестве бабочек и
цветочков? (Их поровну, бабочек столько же, сколько и цветочков, одинаково)».
Карточка № 7 «Мало - много»
Цель: способствовать развитию умения сравнивать без пересчета количества объектов.
Материал: домики с разным количеством геометрических фигур на нём.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Ребята, каждый гном украсил свой домик разным
количеством фигур. Сравните их и назовите домики, где использовано «много» фигур,
а где - «мало» фигур.
Карточка № 1 «Украсим коврик»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в
речи детей слова «большой, маленький».
Материал: листы бумаги на каждого ребёнка, маленькие круги красного цвета по 1 шт.
на ребёнка, большие круги жёлтого цвета по 4 шт. на ребёнка.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет
подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги?
По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие, жёлтые круги?
(в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке
очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».
Карточка № 2 «Домики для медвежат»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в
речи детей слова «большой, маленький».
Материал: строительный набор на каждого ребёнка.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю.
Жили - были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики.
Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте
мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата?
Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем
делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять
крышу? А этот медвежонок - какой по величине? Какой ему надо сделать домик?
Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки.
Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где
посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами
поиграть».
Карточка № 3 «Угости мышек чаем»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в
речи детей слова «большой, маленький».
Материал: 2 мышки разного размера, 2 чашки разного размера, 2 блюдца разного
размера, 2 конфеты разного размера, 2 яблока разного размера, 2 груши разного
размера.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости (мышки).
Мышки одинаковые по величине или разные? Мышки принесли с собой угощение.
Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая
эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим?». Затем
сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их
с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами.
Карточка № 4 «Подбери дорожки к домикам»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи
детей слова «длинный, короткий».
Материал: карточки с изображением домика и животного, 2 полоски бумаги разной
длинны
Ход игры: рассказываем детям о том, что звери построили себе домики, но не успели
построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайка и лисички. Найдите дорожки
к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую
дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других
зверей.
Карточка № 5 «Почини коврик»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в
речи детей слова «большой, маленький».
Материал: листы бумаги разного цвета с «дырками» разного размера одинаковой
формы, «заплатки».
Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки,
красивые, яркие, но кто - то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с ними
делать. Давайте мы им поможем починить коврики. Какие коврики по величине? Какие
заплатки мы положим на большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик?
Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам починить коврики».
Карточка № 6 «Мостики для зайчат»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в
речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».
Материал: 2 зайчика разного размера, 2 полоски разной длины, 2 ёлочки разной
высоты.
Ход игры: Воспитатель рассказывает: «Жили - были в лесу два зайчика и решили они
сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому
какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные?
Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а
какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите
большому зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки.
Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле
короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».
Карточка № 7 «Сбор урожая»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в
речи детей слова «большой, маленький».
Материал: 2 корзины разного размера, 2 свёклы разного размера, 2 морковки разного
размера, 2 кочана капусты разного размера.
Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай,
теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свёкла, морковь,
капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим? » В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой - маленькие.
Карточка № 8 «Разложи по порядку»
Цель: учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по размеру.
Материал: 2 комплекта трехместных матрешек, 2 комплекта разных по величине
кружочков. Цель: учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по
размеру.
Ход игры: Все матрешки выставляются в ряд. Давайте познакомимся с ними! Педагог
называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я -
Даша». Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе
воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их
зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой
маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая высокая?
Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек)
трех вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих
матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на
прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим
матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом
разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Предлагает построить
их по росту.
Геометрические фигуры
Карточка № 1 «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их
назывании.
Материал: круг, квадрат, треугольник, карточки с контурами фигур по количеству
детей.
Ход игры: Ребята, назовите, какие фигуры лежат перед вами (круг, квадрат,
треугольник). А теперь найдите «домик» для каждой фигуры на карточке.
Карточка № 2 «Составь предмет»
Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Материал: игрушки (домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина), наборы
геометрических фигур на каждого ребёнка.
Ход игры: Ребята, какие игрушки стоят на столе? Составьте любую из них, пользуясь
набором геометрических фигур.
Воспитатель поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из
каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек.
Карточка № 3 «Узнай и запомни»
Цель: учить детей запоминать увиденное, осуществлять выбор по представлению.
Материал: Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг,
квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат), набор мелких карточек с изображением
одной формы для нахождения на больших карточках.
Ход игры: Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит
посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям
листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку и кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образецЛ
Карточка № 4 «Почтовый ящик»
Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять
целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб.
Материал: Доски с прорезями для выкладывания форм, одинаковых по цвету, но разных
по конфигурации, с изображением мяча, воздушного шара (из двух полуовалов),
двухэтажного дома (из двух прямоугольников); фигурки (два полукруга разного цвета,
два полуовала одинакового цвета, два прямоугольника).
Ход игры: Перед ребенком кладут доски и фигурки вперемешку. Педагог предлагает
малышу составить все картинки, а потом сказать, какое изображение получилось.
Карточка № 5 «Ищи и находи»
Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию.
Материал: предметы круглой, квадратной, треугольной формы.
Ход игры: Воспитатель заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты
игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что
есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся,
педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их
на стол педагога, садятся на места Педагог рассматривает с ними принесенные
предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут
предметы другой формы.
Карточка № 6 «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Ход игры: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном -
геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры:
«Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши.
Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму.
Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.
Карточка № 7 «Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам
(цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие
закономерности в чередовании фигур.
Материал: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном
чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный
треугольник и т. д.
Ход игры: Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на
ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите,
Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы?
Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют
их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру.
Под руководством педагога исправляют ошибки.
Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова.
Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая
фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и
раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
Ориентировка во времени
Карточка № 1 «Когда это бывает?»
Цель: учить различать контрастные части суток.
Материал: картинки с изображением частей суток.
Ход игры: медвежонок приносит цветную модель частей суток. Дети
подбирают картинки и стрелкой указывают, когда это бывает.
Карточка № 2 «Загадки»
Цель: способствовать запоминанию частей суток, развивать логическое мышление,
умение отгадывать загадки, ориентируясь на существенные признаки.
Материал: загадки.
Ход игры: медвежонок загадывает загадки о частях суток.
1. Вот проснулось в небе солнце, 2. На дворе темным темно,
Заглянуло к нам в оконце. Месяц смотрит к нам в окно.
Петушок горланит мудро, Спят в кроватках сын и дочка
Возвещая: Это! Значит наступила...
(утро) (ночка)
3. Солнце в небе высоко, 4. Стало за окном темнеть,
И до ночи далеко, Птицы стали тише петь.
Коротка деревьев тень, Убирать игрушки нужно,
Что за время суток? Мама всех зовет на ужин.
(день) Когда это бывает?
(вечер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка игры-путешествия "Красный, желтый, зеленый" для детей старшего дошкольного возраста.
Игра-путешествие «Красный, желтый, зеленый» проводится для детей старшего дошкольного возраста с целью развития навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице....

Методическая разработка. «Игры-шутки, игры-минутки».
В помощь педагогу. Игры, направленные на преодоление застенчивости, стеснительности у детей, а также для создания благоприятного психологического климата в коллективе дошкольников 4-7 лет....

Методическая разработка игра по ПДД "Играй да смекай!!!"
знакомство и закрепление знаний детей знаков дорожного движения;обогащение и пополнение словарного запаса, закрепление о необходимости соблюдения правил дорожного движения; воспитывать уваж...

Методическая разработка "Играй как я, играй со мной, играй лучше меня"
Играй как я, играй со мной, играй лучше меня Цель проекта: Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Создание дружеской атмосферы сотрудничества между ребенк...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Методическая разработка «Игры и методические приёмы в работе с русской народной сказкой»
Методические указания....


