картотека на развитие логического мышления в старшем возрасте ( 13.02.2025)
картотека по математике (подготовительная группа)
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Представляю картотеку игр на развитие логического мышления
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 610.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабиринт «Космос»
Задание: Помоги ракете прилететь в космос
Лабиринт «Помоги Ёжику»
Задание: Помоги ёжику добраться до грибочков.
4.Математические загадки – загадки для тех, кто любит математику.
Цель - развивать находчивость, смекалку, память, мышление.
Я — тире в грамматике,
А кто я в математике? (Минус)
* * *
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
* * *
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик. (Ноль)
* * *
Мы — весёлые отметки
И встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их часто получает,
Никогда не заскучает. (Пятёрки)
* * *
Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи — нет! (Двойка)
* * *
Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо. (Круг)
* * *
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня... (квадрат)
5. Математические задачки – шутки -это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом.
Цель –развивать логическое мышление, наблюдательность, быстроту реакции; учат овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
2. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
4. На верёвке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек. 6 наволочек стащила с верёвки и сжевала коза Люська. Сколько наволочек спокойно высохли на верёвке?(2)
5. Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках. 3 столбика упали вместе с забором, а остальные остались торчать самостоятельно. Сколько столбиков торчат самостоятельно?(4)
6. У бабы Яги на носу 3 бородавки, а у Кощея Бессмертного – на 6 бородавок больше. Сколько бородавок теснится на носу у кощея Бессмертного? (9)
7. У Змея Тугарина – одна голова, а у Змея Горыныча целых 3. На сколько голов Змей Горыныч умнее Змея Тугарина? (2)
8.На груше выросло пять яблок, а на ёлке-только два. Сколько всего яблок выросло? (ни одного, на этих деревьях яблоки не растут.)
9. В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы. Сколько стало цветов во дворе? ( Нисколько. В феврале цветы не растут.)
10. В вазе три ромашки и два тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе? ( Три ромашки).
11. Андрей ссыпал вместе три кучки песка, а потом высыпал туда еще одну. Сколько стало кучек песка? ( Одна большая кучка.)
12. Бабушка связала на зиму внукам шарфы и варежки. Всего она связала три шарфа и шесть варежек. Сколько внуков у бабушки? ( Трое внуков)
13.Дети лепили снеговика. После этого на батарее сохли шесть варежек. Сколько детей лепили снеговика? (трое)
14.В пруду плавало семь уток. Трое из них нырнули. Сколько уток осталось в пруду? ( семь. Четыре плавают, а три под водой.)
15.Что тяжелее-килограмм ваты или килограмм камней? (Вес одинаковый.)
Игры с палочками на пространственное преобразование
Цель – формировать геометрические представления; развивать пространственное воображение детей, умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения.
Задание: Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?
Задание: В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата
Задание: Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок
Задание: В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата
Задание: Переложить 2 палочки так, чтобы фигура; похожая на корову, смотрела в другую сторону
Задание: Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?
Задание: В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата [1]
Игра - головоломка «Танграм» - старинная восточная головоломка из фигур. Одна из несложных игр. Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим конструктором" и др.
Цель - учить анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.
Материал - квадрат размером 8X8 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей (рис.29.).
В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Ход игры
Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.
Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу. Схемы и фигуры игры «Танграм»
Схемы для игры – головоломки «Танграм»
Игра - головоломка «Колумбово яйцо» - конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее.
Цель - развивать пространственное воображение, сообразительность, смекалку, комбинаторные способности, усидчивость и мелкую моторику.
Материал - овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами (рис.31.). Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п.
Ход игры
Вначале следует ознакомить ребенка с игрой. Показать элементы, сгруппировать их по форме и размерам, найти одинаковые. Пусть малыш сам попробует проявить фантазию и создать простейшее изображение без схемы. После предложите выполнить конкретное задание, показав рисунок с определенным очертанием. По возможности ребенку надо помогать, направлять его, предложить достроить начатый вами рисунок или же помочь закончить рисунок малыша. Избегайте прямых указаний, здесь уместны тактичные советы и наводящие вопросы.
Сложив фигурку, предложите ребенку склеить ее на листе бумаги и подрисовать, например, глазки и ротик, создать фон рисунка, придумать сюжет и название.
Схемы и фигуры игры «Колумбово яйцо»
Схемы для игры – головоломки «Колумбово яйцо»
Логические игры, задачи, упражнения - отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.
1.Игры на классификацию по 1-2-3 признакам - игры на распределение предметов какого-либо рода на классы, согласно наиболее существенным признакам. Мыслительная операция «классификация» заключается в умении распределять предметы по группам по сходству или различию между ними.
Цель - развивать у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза, научить ребенка классифицировать, обобщать, выделять существенные признаки предметов.
Игра «Третий лишний»
Цель - научить детей объединять предметы во множества по определенному свойств, развивать память.
Правила игры. На странице изображены дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы.
Игра допускает множество вариантов. Возьмите, например, большой зеленый квадрат (он обозначает слона), большой красный треугольник (он обозначает орла) и маленький красный круг (он обозначает корову). Поместите выбранные фигуры в нужные места: диких зверей можно помещать только к диким зверям, домашних животных — к домашним, диких птиц — к диким, домашних — к домашним. Куда попадет зеленый квадрат? Красный треугольник? Маленький красный круг?
Затем можно взять другую партию животных (тигра, лису, чайку, собаку, индюка и т. д.), обозначить их фигурами из набора и найти им нужное место на странице.
Игра постепенно усложняется: вначале дополняют рисунки одним животным или одной птицей, затем двумя, тремя и самое большее — четырьмя. Трудность решения возрастает в связи с необходимостью запомнить, что представляют фигуры.
Игра «Заполни квадрат»
Цель – упорядочивание предметов по различным признакам.
Материал: набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.
Правила игры. Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.
Игра «Помоги найти гномику свой домик»
Материал: домики разного цвета и формы, фигурки гномиков.
Задание. «У всех гномиков были свои домики. И мамы, чтобы они не заблудились, пришили им столько маленьких колокольчиков, сколько колокольчиков висело на домике. Каждый вечер гномики возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живет. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, гномики не смогли попасть в свои домики». Воспитатель просит детей помочь гномикам найти свои домики. Раскладывая фигурки гномиков в соответствии с количеством колокольчиков, дети группируют их с отвлечением от величины и цвета.
Усложнение игры: вместо колокольчиков на доме проставлены цифры, соответствующие количеству колокольчиков, пришитых на одежде гномиков.
Игра «Заполни аквариумы»
Материал: три аквариума, количество рыбок в зависимости от задания (по сколько рыб необходимо посадить в аквариумы); рыбки двух размеров, трех цветов, чешуя четырех форм, хвост двух длин.
Задание. Рассадить по 5 рыбок в аквариумы, например, так: в один — рыбок с длинными хвостами, в другой — с чешуей прямоугольной формы, в третий — всех красных рыбок. Определить, какие рыбки будут располагаться в местах сообщения аквариумов (т.е. одна рыбка будет иметь два или больше заданных свойств).
Игра «Садовники»
Материал: три клумбы, количество цветков в зависимости от задания, они трех цветов, двух размеров, с сердцевинкой и без нее, лепестки четырех форм.
Задание. Посадить на одну клумбу 6 цветов с сердцевинкой, на вторую — 6 с круглыми лепестками, на третью — 6 только большие цветы. Определить, какие цветы окажутся на пересечении двух клумб, какие — на пересечении трех клумб.
Игра «Бабочки»
Материал: три полянки, количество бабочек в зависимости от задания, они трех цветов, двух размеров, крылья имею две формы, четыре варианта узоров.
Задание. На одной полянке рассадить 7 бабочек с треугольным узором, на другой — 7 немаленьких, на третьей — 7 нежелтых. Определить, какие бабочки окажутся на пересечении двух полянок, трех полянок.
Игра «Машинки»
Материал: три гаража, количество машинок в зависимости от задания, двух размеров, трех цветов, четырех видов: легковые, самосвалы, грузовики, цистерны.
Задание. В одном гараже 4 большие машины, во втором — 4 легковые, в третьем — 4 зеленые. Какие машины не попали в гаражи, какие могут разместиться в двух, трех гаражах?
Игра «Животные»
Материал — три обруча, количество животных неограничено.
Задание. Классификация по свойствам: виды животных, размер, покров, количество ног, дикие, домашние и др.
- Логические игры и задачи на сравнение, сопоставление - это значит мысленно выделить у двух или более предметов (явлений) признаки сходства и различия.
Цель - развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Задание: Чего больше в руках у детей - флажков или шариков?
Задание: Рассмотри картинки. Каких предметов по одному, по два? Сравни, чего больше, меньше, поровну
Задание:.Проверь: мячей сколько же, сколько флажков, или нет?
Задание:.Сколько ведер? А лопат? Чего больше? На сколько?
Задание: Сосчитай, сколько людей, сколько зверей и сколько птиц плывут на этом корабле?
Дидактическая игра «Да – нет»
Цель- Учить детей мыслить, логично задавать вопросы, делать правильные умозаключения, сопоставив их с вопросами.
Игровое правило: на вопросы водящего можно отвечать только словами «да» или «нет».
Ход игры: Педагог сообщает детям правила игры и объясняет название:
- Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего да или нет. Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего он нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами - да или нет. Сначала водящим будет педагог, который разъясняет, как логично задавать вопросы. Вопросы могут быть следующие: Этот предмет на полу? - Нет. На стене? - Нет На потолке? - Да. Стеклянный. – Да. Похож на грушу? - Да. Это лампочка. - Да.Сначала рекомендуется узнавать, где находится предмет, потом какой он.Можно загадать любой предмет: тучи, небо, стол, стул, овощи, фрукты…
Дидактическая игра «Похож – не похож»
Цель - учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Игровые правила: для сравнения предметов по представлению брать только два предмета, отмечать как признаки сходства, так и различия.
Ход игры: Педагог, посадив детей в кружок или за столы, предлагает поиграть в игру, которая называется «Похож - не похож».
- Мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они отличаются и чем похожи. Сегодня мы поиграем так: каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются и чем похожи, расскажет нам, а мы угадаем.
Предметы могут быть такие: Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединкой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками и колючками. Один полевой, другой растет на клумбе. (Ромашка и роза)
Два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, другой большой коричневого цвета. (Божья коровка и майский жук)
Животные. Оба проворные. Одно серого цвета, другое – рыжего. Живут в лесу, одно в норе, другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо. (Лиса и волк).
Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, другая идет тихо. (Трактор и грузовик).
Дидактические игры и упражнения - направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений.
Цель - упражнять детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры способствуют формированию новых знаний и способов действий, в связи с чем являются оптимальным средством обучения детей началам математики.
1.Игры на поиск недостающих предметов
Задание: Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник (рис. 52.)
Задание:Из фигур, представленных на карточках, выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса
Цель - вызвать у детей интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали, на основе проведенного анализа выбирать недостающую в третьем ряду фигуру из 6 фигур, изображенных ниже черты. Упражнять детей в доказательстве решения.
Материал: таблица и карточки с изображенными на них фигурами
Ход работы. Воспитатель обращает внимание детей на таблицу, предлагает рассмотреть ее, затем говорит: "Посмотрите внимательно на эту задачу, она нарисована, послушайте, я расскажу, как надо ее решать. Нужно рассмотреть первый, верхний ряд фигур (показывает), затем второй, средний. А в третьем ряду, нижнем одной фигуры не хватает. На ее месте стоит знак вопроса. Недостающую фигуру надо выбрать из фигур, нарисованных на карточках, и поместить на место недостающей, вот сюда (показывает)".
Задание: Даны 3 ряда изображений самолетов, отличающихся формой корпуса, крыльев, их окраской, количеством иллюминаторов. Недостающий самолет надо выбрать I из 6 фигур, помещенных справа. I Ответ обосновать, указывая признаки той фигуры, которая должна I быть помещена в пустой квадрат. 1 Это самолет с корпусом прямоугольной формы, с незакрашенными прямоугольными крыльями и одним иллюминатором
Задание: Даны 3 ряда изображений кошек . Недостающую в третьем ряду фигуру надо найти на основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по признакам: форма туловища, головы, количество усов и направление хвоста
Изображенные фигуры используются только, для подтверждения ответа, найденного на основе анализа фигур. Поэтому 6 фигур, данных для ответа, не следует показывать детям в ходе поисков решения задачи. Ребенок, назвавший, какой, фигуры не хватает, выбирает ее и показывает.
2.Игры на выделение общего признака - задачи на поиск признака отличия наглядно представлены в графическом изображении, поэтому решение их осуществляется в результате зрительного и мыслительного анализа. Усвоение способов решения задач зависит от умения детей воспринимать условие задач, анализировать их.
Цель - упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных, фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.
Обучение детей решению задач на поиск признаков отличия должно быть направлено на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции. Они заключаются в анализе и сравнении 2 групп фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе, их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу.
Задание: Даны задачи, представленные двумя группами фигур, по 6 в каждой. Найти, чем все 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы
Задание: Даны 2 группы изображений. Сравнивая их, найти один признак отличия всех фигур одной группы от фигур другой
5.Игры на развитие внимания, памяти, воображения,
Задание: Найди 2 одинаковых предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам (рис. 71-72.[2]
Игра «Рассеянный художник»
Цель - развивать наблюдательность и счет до шести.
Материал. Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Правила игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)
Начать игру можно так:
«На улице Бассейной
Один художник жил
И иногда рассеянный
Неделями он был.
Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке?».
Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять?
Игра «Магазин»
Цель - развивать внимание и наблюдательность; научить различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».
Правила игры. Игра делится на три этапа.
1. Магазин. У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких)? На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрешек (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей (больших, маленьких?) На какой полке они стоят? Что стоит: слева от пирамиды, справа от пирамиды, слева от кувшина, справа от кувшина; слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами?
Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары.
2. Что купил серый волк? Однажды под Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно и угадай, что купил волк.
3. Что купил заяц? На следующий день после волка в магазин пришел заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?[3]
Игра «Что лишнее»
Задание: Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?
Игра «Какое число убежало»
Задание: Какое число надо поставить в пустую клетку? (Рис. 74.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование логических болков Дьенеша для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Актиуальность,значение,описание игр с блоками Дьенеша...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр, упражнений, логических задач и головоломок.
Конкурсный материал заочного конкурса "Лесенка успеха -2018"...

Методическая разработка Картотека "Игры на развитие логического мышления детей дошкольного возраста"
В разработке представлены игры для дошкольников на развитие логического мышления...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логических математических игр
Консультация родителям...

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для старшей группы
Картотека дидактических игр на развитие логического мышления...

Презентация "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии логического мышления дошкольников старшего возраста."
Презентация "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии логического мышления дошкольников старшего возраста" содержит карткую основную информацию о наборе и возможно...

Картотека игр на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Логическое мышление - процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника...












































