«Путешествие на занимательные математические острова»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Продолжать учить понимать независимость числа от величины предметов, формировать пространственное представления "слева","справа","посередине","вверху-внизу", решать арифметические задачи; закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой, умение правильно пользоваться знаками > и <, порядковый и обратный счёт; развивать внимание, мышление, творческие способности, быстроту реакции, познавательный интерес; воспитывать навык самоконтроля и самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 443.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие на занимательные математические острова»
Задачи: продолжать учить понимать независимость числа от величины предметов, формировать пространственное представления "слева","справа","посередине","вверху-внизу", решать арифметические задачи; закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой, умение правильно пользоваться знаками > и <, порядковый и обратный счёт; развивать внимание, мышление, творческие способности, быстроту реакции, познавательный интерес; воспитывать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование: ноутбук, презентация, мяч, цифры на столе, маркер, игрушка сова с заданиями, цифры 1 – 10
Раздаточный материал: лист бумаги, красный круг, карточки с точками, карточки на сравнение количества предметов, пенал с карандашами, счетные палочки, знаки < , >, кубики большие и маленькие.
1. Организационный момент. Встаньте, пожалуйста, в круг ребята.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Теперь, благодаря вашим улыбкам, наш день обязательно будет хорошим, принесет нам много нового и интересного.
Встали ровненько, ребята,
Слушайте внимательно.
Вы к занятию готовы? (Дети: «Да»)
- Ребята, профессор Почемучкин предлагает нам отправиться на занимательные математические острова.
Какое будет у нас занятие, если мы поплывем на математические острова?
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на математические острова. Там нас ждут трудности, но я думаю, вы с ними справитесь. На чём туда можно отправиться?
Почемучкин предлагает отправиться на корабле, и выполнять его задания.
- А как вы считаете математика предмет - интересный или нет? Почему вы думаете, что интересный? А мы сегодня это проверим!
Вы, ребята, не зевайте, а подумайте и быстренько отвечайте!
«Подумай и ответь» (с мячом)
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
11. Передаем мяч по очереди и называем число больше на один чем предыдущее (1 -11)
12. Сейчас наоборот от 11 до 1
2. Молодцы, отлично справились. Прежде чем отправимся в путешествие давайте повторим некоторые правила:
- За столом сиди спокойно и веди себя достойно
- Стол — это не кровать и на нем нельзя лежать
- Ответить хочешь - не шуми, лучше руку подними.
«Найди свое место»
Возьмите карточки — это ваши билеты. Сосчитайте количество точек и найдите соответствующее число на столе, там и будет ваше место.
Дети садятся за столы.
1. «Числовой остров»
Хотите помочь управлять кораблем? Возьмите листы бумаги и красный круг — это будет пульт управления. Положите его на середину. Переводим пульт управления в правый верхний угол. Мы приплыли на «Числовой остров». Поможем рыбакам посчитать, в каком мешке больше или меньше рыбы и поставить между ними знаки.
Сравнение чисел: 6…7, 5…4, 11…10 (работа детей у доски)
Работа за столами: карточки на сравнение количества предметов, поставить знаки> или <.
2. Остров «Геометрических фигур»
Переводим пульт в верхний левый угол. Мы приплыли на остров «Геометрических фигур»
Слева и справа стоят большие и маленькие квадратные баки с пресной водой. Надо посчитать сколько кубиков слева, сколько кубиков справа? (11)
Что можно сказать о размере кубиков слева и справа? (Кубики слева большие, а справа - маленькие)
Выложите на стол кубики большие и маленькие, что можно о них сказать?
Кубиков одинаковое количество или поровну. Кубики разного размера, но их поровну, значит размер не влияет на количество предметов.
- А теперь давайте немножко отдохнем. Физкультминутка
Дети под музыку двигаются по группе, когда музыка останавливается дети собираются вместе по тому количеству человек, какую цифру показывает воспитатель (3, 2, 4, 1, 11)
Дети садятся на свои места.
3. Продолжаем наше путешествие. Поплывем дальше?
Переводим пульт в левый нижний угол.
- Мы приплыли на остров «Математических задач»
(на столе счетные палочки для решения задач на сложение и вычитание)
Веселые задачи:
- 11 веселых медвежат за малиной в лес спешат. Но 1 малыш устал: от товарищей отстал. А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (11-1=10)
- 7 ворон на крышу сели, 3 еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело: сколько всех их прилетело (7+3=10)
- 10 мальчишек в футбол играли
Одного домой позвали,
Он глядит в окно, считает
Сколько их теперь играет? (10-1=9)
Молодцы, все задачи решили правильно!
4. Плывем на следующий остров. Переводим пульт в нижний правый угол. Мы на «острове Корабль». Выполнение графического диктанта на слух на листе в крупную клетку «Корабль».
- Ребята, посмотрите, что у вас получилось? Это же корабль, на котором мы путешествовали.
- А теперь мы должны вернуться в детский сад, переводим пульт на середину.
- Понравилось вам путешествие? На каких островах побывали?
Итог занятия. Вот и подошло к концу наше путешествие на математический остров.
- Кто ответит мне на главный вопрос нашего занятия: математика предмет - интересный?
- Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?
- Какое было самым легким?
- Какое трудное? - Кто считает, что он занимался хорошо?
«Береги природу»
Автор конспекта ННОД: Клейменова В. Ю. воспитатель МКДОУ д/с № 389
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека.
Задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; развивать представления о том, как действия людей вредят природе.
Развивающие: развивать у детей связную речь; желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; развивать творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки и умение договариваться.
Планируемый результат:
Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе.
Средства, оборудование, материалы:
Наглядные: обучающие карточки «Уроки поведения для малышей» (Бережно относитесь к природе, плакат «Красная книга растений», знаки «Береги природу».
Технические: магнитофон, аудиозаписть «звуки леса»
Раздаточные: Цветные карандаши, ватман (А2) с изображением дерева.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Звучит музыка природы
Воспитатель (В): Ребята, послушайте, какие красивые звуки. Что вы слышите?
Дети (Д): Пение птиц, шелест листьев, журчание ручья и пр.
В: А как мы с вами можем назвать все эти звуки?
Д: Звуки природы.
В: Верно. Это звуки природы. Мы их с вами слышим вокруг каждый день и каждую секунду. Послушайте одно стихотворение
Я. Аким Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
В: О чем данное стихотворение?
Д: О природе, о планете, о цветах, о птицах и пр.
В: А что нас призывает делать это стихотворение?
Д: Беречь свою планету.
Основная часть (содержательно-деятельный этап)
В: На нашей планете природа имеет очень большое значение в нашей жизни. Так, например, без растений мы не сможем дышать чистым и свежим воздухом. Птицы не смогут нам петь красивые песни. Если не будет цветов, то они не смогут радовать нас своей красотой и насекомым нечем будет питаться. Но к сожалению многие растения уже вымирают. И для того, чтобы люди знали про эти растения и не трогали их, была придумана красная книга. Как вы думаете, какие растения заносят в красную книгу?
Д: Те растения, которых осталось очень мало.
В: Верно. И если не заботиться об этих растениях, то они погибнут и их уже никогда не получится заново посадить. А как вы думаете, можем ли мы как-то этого избежать?
Д: Нужно заботиться о природе и соблюдать правила экологии.
В: Давайте с вами вместе подумаем, что можно делать с природой, а что нельзя ни в коем случае. Для этого давайте представим, что мы с вами отправились на отдых.
Физ. мин. «Дует ветер нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо. (Имитируют дуновение ветра, качая туловище)
Ветер тише, тише, тише. (Приседают)
Деревцо всё выше, выше. (Выпрямляются)
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
В: Ребята, закройте глаза и представьте, что ясным июльским деньком вы собрались на прогулку в лес. В лесу тепло и красиво. Вокруг летают бабочки и поют птицы. На поляне растут цветы, грибы и ягоды. Рядом протекает прохладная речка.
Скажите, как же сделать так, чтоб это все сохранить?
Д: Нужно соблюдать правила поведения на природе.
В: А что это за правила такие?
Д: Эти правила придуманы для того, чтобы природа была чистой, было много деревьев, у животных был свой дом и еда.
В: Давайте с вами посмотрим на наши знаки «Береги природу» и вспомним что же может ей навредить.
Д: перечисляют знаки, рассказывают о правилах поведения на природе (Не разводить костры, убирать мусор, не ломать деревья, не срывать цветы и траву, не шуметь, не топтать грибы, не загрязнять водоемы, не разорять гнезда).
Заключительная часть (рефлексивный этап)
В: Вы большие молодцы и прекрасно знаете, как вести себя на природе. Но к сожалению, это знают не все. И я вам предлагаю сейчас сделать большой рекламный плакат. На который все обратят внимание и тоже начнут соблюдать правила.
- Прежде, чем вы составите задачи, давайте вспомним:
- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
- Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)
- Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)
Составляем задачи на сложение и на вычитание.
(спросить на выбор 2-3 детей: какую задачу составили они)
Вопросы для разбора задачи:
Какое условие в этой задаче?
Составьте вопрос.
Эта задача на какое действие?
Покажите решение с помощью чисел и знаков.
Проговорите выражение.
Какой ответ у этой задачи?
У кого такой же ответ?
Решаем задачи, выкладываем на карточке цифрами из математического набора.
Поздняя осень»
Цель: Уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью.
Задачи:
1) Образовательные – закрепить представление детей об осени, как времени года, закреплять с детьми названия осенних месяцев, учить понимать закономерности явлений природы.
2) Развивающие – развивать интерес к изменениям, происходящим в природе; развивать умение устанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать
3) Воспитательные – воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее.
Виды деятельности:
Во время занятия были использованы основные методы,а также обучающие:
- Словесный (художественное слово, вопросы к детям, уточнение, поощрение)
- Наглядно - демонстрационный (проецирование на экране);
- Игровой (разные виды игр)
- Проблемная ситуация
Оборудование и материалы: проектор, музыкальный центр, аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года»; картины «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», сельскохозяйственные работы осенью, перелетные, зимующие птицы, птицы Якутии, дикие животные.
Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности,прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей подготовительной группы. Поэтому при начале занятия дети легко пошли на контакт, была создана эмоционально благоприятная обстановка для дальнейшего проведения занятия.
Ход занятия:
Дети входят в группу
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
За утро, солнце, небо голубое,
За счастье жить нам всем одной семьёю,
За Землю-Матушку, что лаской нас согрела.
Нас накормила, в свой покров одела,
За то, что терпелива к нам, как к детям,
Спасибо, ей, что мы живём на свете!
Звучит фонограмма из «Времен года» П. И. Чайковского. На экране появляется образ Осени и с ней три месяца.
Воспитатель: Посмотрите ребята, кто к нам в гости пришел! К нам пришла осень со своими сыновьями.
Осень: Вы хотите, чтобы пришла зима? Новый год и Дед Мороз? Тогда вы должны доказать мне, что всё про меня знаете. Если вы расскажите, все что знаете обо мне, я уступлю место зиме.
Воспитатель:
- Что же вы про осень знаете? (речевая игра «Какая бывает осень)
- Как зовут ее сыновей? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какие это месяцы? (обобщение)
(воспитатель обращает внимание детей на экран)
Осень: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?
СЕНТЯБРЬ - называли хмурень, ревун, заревник.
- Как вы думаете, почему их так называли? (рассуждения, предположения детей)
- Ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
ОКТЯБРЬ - называли позимник, листопад, грязник.
- Как вы думаете, почему их так называли? (рассуждения, предположения детей)
НОЯБРЬ - называли полузимник, грудень.
- Как вы думаете, почему их так называли? (рассуждения, предположения детей)
Воспитатель:
- Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
- Ноябрь – сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной батюшка.
- Ребята, давайте назовем народные приметы, пословицы, поговорки?
(ответы детей)
- Назовите первый месяц осени. (ответ)
В сентябре полно работы:
Убирают огороды.
Закрома полны добра,
В школу школьникам пора.
(Вопросы по четверостишию)
- Почему полно работы? Что убирают в огороде? Какое добро в закромах?
Воспитатель предлагает поиграть в игру «В огороде урожай»
Все играющие становятся в круг и берутся за руки, двигаясь в одну сторону,произносят слова: «Вот и осень наступила, ты смотри, да не зевай. Не зевай, да убирай в огороде урожай. Много овощей на грядке, назовем их по порядку.». После этих слов игроки останавливаются, и педагог спрашивает одного из детей «Что растет у нас на грядке?». Ребенок называет овощ. Вот какой (название овоща) у нас вырос (показывают форму овоща или размер руками). Игра продолжается.
Воспитатель:
- Весь сентябрь люди убирают урожай.
- Давайте вспомним профессии людей, которые работают в сельском хозяйстве. (ответы детей)
(звучит музыка из альбома «Времена года» П. И. Чайковского «Сентябрь», обращаем внимание на экран - появляется картина олицетворяющая сентябрь)
Воспитатель: Назовите второй месяц осени.
Кроны снова пожелтели,
Листьев кружатся метели,
Дождь всё чаще поливает,
Знать, октябрь наступает.
Воспитатель:
- Что же происходит в октябре? (ответы детей)
- Как готовятся к зиме звери? (ответы)
- Что делают птицы? (ответы)
Воспитатель предлагает малоподвижную игру «Стая птиц»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
Воспитатель: Назовите птиц, которые живут и остаются зимовать в нашем регионе. (ответы детей)
(звучит музыка из альбома «Времена года» П. И. Чайковского «Октябрь», обращаем внимание на экран – появляется картина, олицетворяющая октябрь)
Воспитатель: Назовите последний месяц осени.
В ноябре грустит природа:
Надоела непогода.
По ночам уже морозно
И рассвет приходит поздно.
(под музыку П. И. Чайковского «Ноябрь», на экран вывести картину, олицетворяющую ноябрь)
Осень:
Да, ребята, я бываю разной, может быть, вы скажете, какой я бываю.
Воспитатель:
- Давайте расскажем, какой бывает осень! (ответы)
- Посмотрите на все три картины, есть ли отличия?
(предложить игру «Найди отличия» - изменения в осенней природе, осадки, природные явления, смена дня и ночи, одежда людей и т. д.)
Воспитатель обращается к осени:
- Справились мы с твоим заданием?
Осень:
- Теперь я вижу, что ваши дети знают обо мне очень много. И я с большим удовольствием уступлю место следующему времени года. Пусть ребята так же хорошо познакомятся, и многое узнают о зиме. До свидания, до новых встреч!
Конспект ООД по аппликации для подготовительной группы «Поздняя осень»
Цель: Закрепление знаний о поздней осени;
Задачи: Закреплять представления детей о характерных признаках поздней осени;
- учить находить их в природе;
- уточнять представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений;
- воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе, чуткость к восприятию осеннего пейзажа;
- закреплять умения пользоваться ножницами, соблюдая технику безопасности, красиво располагать элементы аппликации на листе, аккуратно их наклеивать;
- развивать творческие способности и воображение детей;
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по данной теме. Знакомство с осенними приметами, поговорками. Рассматривание картин, иллюстраций. Отгадывание загадок. Рассматривание различных декоративных композиций, нарисованных или выполненных в технике аппликации из бумаги.
Материал: Иллюстрации с изображением поздней осени, клей карандаш,белый картон форматом А 4 (для выполнения аппликации, нитки для вязания, ножницы, клеящий карандаш, акварельные краски, кисточки).
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках полукругом, воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкин
«Уж небо осенью дышало…»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (осень)
Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: Какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
Воспитатель: В стихотворении о какой осени говорит автор? (поздней)
Воспитатель: Давайте вспомним, какие бывают приметы поздней осени. (Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, иногда пролетает снег, на улице пасмурно, холодно. Люди,выходя на улицу, одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опала вся листва. Льдом сковало воды рек.)
- Какие стихи про осень вы помните? (дети читают стихи)
Воспитатель: Вы все молодцы, ребята, много стихов знаете про осень. Но пришла пора немного размяться.
Физкультминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: Посмотрите, мы очутились в осеннем лесу. Сколько здесь много деревьев! А вы знаете, как они называются?
Игра "Назови деревья" (по описанию)
Воспитатель: Теперь отгадайте, кто живёт в лесу?
Загадки:
1. Под соснами под елками лежит мешок с иголками. (ёж)
2. С ветки на ветку прыгает метко. (белка)
3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)
4. Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)
5. Серый, страшный и зубастый произвел переполох.
Все зверята разбежались. Напугал зверят тех (волк)
6. Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?. (лиса)
7. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (лось)
Воспитатель: Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. А сейчас я предлагаю вам при помощи аппликации изобразить лес поздней осенью, в котором эти звери живут. Давайте вспомним, с чего нужно начинать свою работу (придумать сюжет, вырезать элементы аппликации, затем выложить сюжет на фон).
Воспитатель: Лист картона (крону нарисованного дерева, тщательно смазываем клеем. Далее берём готовые нарезанные нитки наклеиваем на поверхность с клеем, прижимаем. Наносим таким образом по всей кроне нашего осеннего дерева, далее берем кисточки и краской коричневого цвета, разукрашиваем ствол.
Воспитатель: Из оставшихся ниток можно украсить землю, получится эффект опавших листьев. (Дети выполняют работу, по окончании выставляют работы на магнитную доску).
Воспитатель: Какие вы сегодня молодцы! Все потрудились на славу.Посмотрите внимательно на наши картины: какой красивый лес у нас получился! Кто из зверей будет в нём жить? Какие деревья в нём?
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Путешествие по математическим островам"
Родительское собрание в нетрадиционной форме игры-путешествия с участием детей....

Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми по ФЭМП на тему"Путешествие на математические острова"
Математическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста....

Итоговое интегрированное занятие (ФЭМП, рисование) в подготовительной логопедической группе на тему: «Путешествие по математическим островам»
Закрепление и систематизация знаний, умений и навыков детей по ФЭМП и рисованию...

"Путешествие по необычным математическим островам"
Мастер - класс для родителей подготовительной к школе группы...

Презентация по математике в старшей группе "Путешествие по математическим островам"
Целью данной презентации является закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия....

ФЭМП «Путешествие по волшебным математическим островам»
развитие элементарных математических представлений у детей, посредством создания игровых ситуаций, решать веселые задачки ;активизировать мыслительную и познавательную деятельность детей....

План конспект открытого занятия «Занимательное путешествие по математическим островам»
Цель: Обобщение и закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия....