Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Математическое путешествие в космосе»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Задачи:
Образовательные:
Упражнять:
- в счете в пределах от 1 до 10 (в прямом и обратном порядке);
- в решении примеров на сложение и вычитание (в пределах 10).
Закреплять:
умения:
- составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;
- выделять в задаче: условие, вопрос, решение, ответ;
- согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- составлять целое из частей и называть каждую дробную часть.
знания:
- о последовательности времен года, месяцев, дней недели;
- о геометрических фигурах;
- пространственные представления (вверху - внизу, слева - справа).
Продолжать формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер.
Развивающие:
- Развивать внимание, смекалку, зрительную память, воображение, логическое мышление.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 214.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
«Математическое путешествие в космосе»
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять:
- в счете в пределах от 1 до 10 (в прямом и обратном порядке);
- в решении примеров на сложение и вычитание (в пределах 10).
Закреплять:
умения:
- составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;
- выделять в задаче: условие, вопрос, решение, ответ;
- согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- составлять целое из частей и называть каждую дробную часть.
знания:
- о последовательности времен года, месяцев, дней недели;
- о геометрических фигурах;
- пространственные представления (вверху - внизу, слева - справа).
Продолжать формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер.
Развивающие:
- Развивать внимание, смекалку, зрительную память, воображение, логическое мышление.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Оборудование:
- карточка-ребус (космос);
- цифры от 1 до 11;
- математические наборы;
- "пульты" с цифрами от 1 до 10;
- блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
- карточки со схематичными изображениями человечков в различных позах;
- две карточки с изображением моделей задач (на сложение и вычитание);
- карточки с примерами;
- мольберт;
- стулья с цифрами от 1 до 10.
1
Интеграция:
- Познавательное развитие.
- Социально-коммуникативное развитие.
- Физическое развитие.
- Речевое развитие.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия, беседы о космосе, чтение книг о космосе, игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша.
Методические приёмы:
- Игровой - использование сюрпризных моментов.
- Наглядный - использование иллюстрации.
- Словесный - напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия.
Демонстрационный материал:
- модель для составления арифметических задач, изображение планет (Марс, Юпитер, Солнце, Нептун); демонстрационный лист в крупную клетку (с точкой);
- силуэтная модель пришельца;
- карточки с примерами, наборы цифр;
- круги (3) в виде планет, поделенные на равные части (10, 6, 3)
Раздаточный материал:
- цифры от 0 до 10;
- листы в клетку с точкой;
- картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн);
- простые карандаши, фломастеры;
- математические наборы;
- "пульты" с цифрами от 1 до 10.
Ход занятия
Организационный момент (2 минуты)
НОД начинается у круглого столика на ковре.
Воспитатель: - Сегодня у нас с вами необычное путешествие.
- Хотите узнать, куда мы отправимся?
- Задание: разложите на столе цифры по порядку (1-К, 2-О, 3-С, 4-М, 5-О, 6-С), перевернув их обратной стороной, вы узнаете, куда - КОСМОС
- Молодцы, конечно, в космос.
Основная часть (26 минут)
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно к звездам нам подняться
И до солнца долететь.
И в серьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной,
Погулять по ней немножко,
И вернуться вновь домой!
Раз мы с вами отправляемся в полет
Строить надо… звездолет.
Воспитатель: - Чтобы узнать, на чем мы отправимся в космос, надо соединить цифры по порядку от 1 до 11.
2
1. Дидактическое упражнение "Соедини цифры по порядку"
(Каждый из детей по очереди соединяют фломастером цифры по порядку.)
Воспитатель:
- Правильно, это - ракета!
- Я приглашаю вас в космическое путешествие на ракете. В пути Вас ждут интересные задания. Вы сможете показать свои знания, умения, сообразительность. Давайте построим ракету.
2. Строительство ракеты с использованием палочек Кюизенера
- закрепление состава числа 10 из 2-х меньших чисел.
Чтобы построить корпус ракеты, нужно обязательно соблюдать следующие правила:
- Для начала строительства выбрать одну полоску, обозначающую число 10.
- Каждый следующий уровень образуется из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой.
- Скажите теперь, из каких двух меньших чисел может состоять число 10.
- Молодцы космонавты, задание выполнено на отлично, все справились.
- А вы знаете, что космонавты, отправляясь в полет берут с собой еду в специальных упаковках. Это тюбики, баночки и пакетики разной формы и цвета.
- Я сейчас вам раздам карточки с символами, обозначающими фигуру, цвет, величину и толщину.
- Теперь вы подойдете к витрине с продуктами питания и выберете свою соответствующую фигуру. (Блоки Дьенеша.)
- Ну вот теперь мы с вами готовы к полету.
3. Дидактическая игра "Найди свое место"
Воспитатель: - Задание каждому ребенку: возьмите со стола карточку с изображением ракеты с примером, решите пример и найдите свое место в ракете.
(Каждый из ребят берет карточку, решает свой пример и находит стул с нужной цифрой.)
Дети рассаживаются за столы
4. Дидактическое упражнение "Назови по порядку цифры"
Воспитатель: - Что-то наша ракета не может взлететь, что нужно сделать? ("Завести ее").
- У Вас есть пульты управления ракетой, рассмотрите их (на карточках цифры от 1 до 10, расположенные в произвольном порядке).
Задание: "Нажать" на кнопки. Один ребенок считает прямым счетом от 1 до 10.
3
5. Дидактическое упражнение "Ответь правильно"
Воспитатель: - А пока мы с Вами летим, давайте проведем разминку:
- Какое сейчас время года? ( Весна)
- Сколько в году месяцев? (12)
- Какой месяц? ( Апрель)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Какой сегодня день недели? Вчера, завтра. (Ответы детей.)
- Сколько горошин в пустом стакане? (Нисколько)
6. Математический диктант
Воспитатель диктует детям:
- 3 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.
Воспитатель, выставляет готовую модель пришельца на экран.
Воспитатель: - это пришелец из космоса с планеты Роботов. Он хочет познакомить нас с жителями своей планеты, и для этого принес нам с вами их портреты.
7. Дидактическая игра "Какого изображения не хватает?
- Но что же такое? Некоторые изображения исчезли. Посмотрите, все ли инопланетяне одинаковые? Какого космического пришельца, не хватает во 2 и 3 рядах?
(Дети рисуют недостающие силуэты пришельцев.)
Воспитатель: - А вы знаете, что космонавты могут выходить в открытый космос? (Ответы детей).
8. Решение задач
Воспитатель: - Послушайте внимательно задачу:
На космическом корабле находилось 6 космонавтов. 2 космонавта вышли в открытый космос. Сколько космонавтов осталось на космическом корабле?
Давайте решим задачу. (Один ребенок идет к доске, а остальные составляют решение на столе).
- Сколько космонавтов было на корабле? (Ответы детей).
- Сколько вышло в открытый космос? (Ответы детей).
- Когда 2 космонавта вышли, стало больше или меньше космонавтов? Какое действие мы выполняем? (Вычитание.)
- значит, нужно поставить после 6 какой знак + или -? (Ответы детей.)
- Мы записали действие вычитание. Что нужно поставить дальше? (=) 6 - 2 =
- Кто помнит вопрос задачи? (Cколько осталось космонавтов?)
- Кто ответит? (Осталось 4 космонавта.)
- Прочитайте свое решение. (Ответ детей.)
- А кто прочитает по-другому? (из 6 вычесть 2, получится 4. 6 минус 2 равно 4)
- Мы ответили на вопрос задачи, значит решили ее.
Воспитатель: - Давайте попробуем решить еще несколько задач:
1. Для полета в космос было приготовлено 10 скафандров, 5 скафандров осталось. Сколько космонавтов улетело в космос?
2. Космонавты взяли с собой в полет 6 тюбиков с первым блюдом и 4 тюбика со вторым блюдом. Сколько тюбиков с едой всего взяли космонавты?
Воспитатель: - Из каких частей состоит задача (Дети: условие, вопрос, решение, ответ).
- Молодцы, кто хочет составить задачу?
Дети составляют задачу (один ребенок у доски выкладывает решение, остальные - работают за столами).
9. Физкультминутка "Космос"
Один, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)
Дальше мы летим опять. (Соединить руки над головой.)
Оторвались от кометы, (Подпрыгнуть.)
Долетели до планеты. (Руки в стороны, покружиться.)
Звучит сигнал бедствия.
Воспитатель: - Планета Юпитер просит помощи. В планету попал метеорит, и она раскололась на части. Части разлетелись в космосе и смешались с другими частями космических тел, комет и астероидов.
- Задание: собрать планету Юпитер из 10 одинаковых по размеру частей.
Дети подходят к круглому столику на ковре и вместе собирают планеты, из трех планет находят нужную.
Воспитатель: - На сколько частей разлетелась планета? (Ответы детей).
- Возьмите каждый по одной части и поочередно выложите планету на мольберте, называя каждую часть (1/10 часть планеты, 2/10 часть планеты и т.д. до 10/10 - целая планета).
- Мы собрали планету Юпитер из 10 частей и продолжаем полет.
5
Продолжение физкультминутки.
- На орбите повисели, (Покачать руками, вытянутыми в стороны, вправо-влево)
И домой полетели. (Ходьба на месте).
Вернулись за столы.
Заключительная часть (2 минуты)
Воспитатель: - Молодцы, Вы справились со всеми заданиями. А теперь пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места. Возьмите свои пульты управления ракетой, начинаем обратный отсчет от 10 до 1, один ребенок считает вслух, дети нажимают на соответствующую цифру. Пуск!!!
Вот мы из полета возвратились
И в наш садик приземлились.
Наше путешествие закончено.
- Вспомните, что Вы делали во время полета? (Ответы детей). Кому было трудно? Кому легко? Понравилось путешествие?
- Посмотрите-ка, дети, звезда с неба упала! Говорят, когда падает звезда можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. А вы хотите загадать желание?
Дети передают звезду друг другу и загадывают желание.
- А я хочу пожелать, чтобы вы всегда были такими дружными, смелыми, умными, сообразительными, как во время сегодняшнего путешествия.
Используемая литература
- Непомнящая Р.Л., Смоленцева А.А., Михайлова З.А. Математика до школы. - СПб: Детство-Пресс, 2001.
- Михайлова З.А., Иоффе Э. Математика от 3 до 7.- СПб: Детство-Пресс, 2009.
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников - СПб: Акцидент, 1996.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет - Москва: Гном, 2003.
- Колесникова Е.В. Методическое пособие Обучение решению арифметических задач. - Москва: Сфера, 2012.
- Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников" - СПб: Владос, 2008.
- Шарыгина Т.А. О космосе - Москва: Книголюб, 2005.
- Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме "Космос"- Москва: Гном, 2012.
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе. «Математическое путешествие по странам»
систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Математический ринг"
Игра-соревнование детей и студентов педагогического колледжа....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Лесное путешествие".
Вашему вниманию предоставляется конспект занятия по ФЭМП с интегрцией различных областей. В данном занятии задействовано не только познавательное развитие (ФЭМП), но и развитие речи, грамоту, социальн...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в математику».
ЗадачиОбразовательные:закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу;закрепить знания детей о ...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Изумрудный город»
Программное содержание:Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.Закрепить знания детей о геометрических фигурах.Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос,...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Математическое путешествие в космос»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Математическое путешествие в космос»...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Математическое путешествие в космос».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике для детей старшего дошкольного возраста. Закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия....




