Теория и методика математического развития
материал по математике

Бескоровальная Полина Анатольевна

Данный материал посвящен вопросам математического развития детей дошкольного возраста. В нем рассматриваются основные принципы и методы, способствующие формированию у детей начальных математических представлений и навыков. Особое внимание уделяется играм и упражнениям, которые помогают детям осваивать базовые математические концепции, такие как счет, сравнение величин, геометрические формы и пространственные отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для дошкольников по составлению фигур из счетных палочек.

«Мастерим геометрические фигуры»

 Дидактическая задача: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Игровая задача: составить восьмиугольник.

Игровые действия: сложение геометрических фигур из веревочек и счетных палочек.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

 Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек. Жили-были два брата:

 Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

 Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

 - Смотри,

 Ты полней меня и шире,

 У меня углов лишь три,

 У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

- Приятных Я желаю тебе снов!

 Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

 Поглядел – нет квадрата.

 Онемел… Стоит без слов…

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

 Дети составляют восьмиугольник.

Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

Подведение итогов: Какие вы все молодцы! У всех здорово получалось справляться с поставленной задачей. Кто сможет назвать фигуры, которые мы складывали в ходе игры?

«Учимся считать»

Дидактическая задача: развитие внимательности и счета при работе с палочками.

Игровая задача: складывание палочек.

Игровая действия: выкладывать соответствующее число палочек под картинками.

Ход игры:

С помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться с простыми математическими операциями сложения и вычитания.

Берем карточки от 1 до 10. Под каждой карточкой выкладываем соответствующее число палочек. Нужно обратить внимание, что количество под каждой карточкой увеличивается на одну.

Подведение итогов: Умнички! Все внимательно слушали задания, потому хорошо справились с поставленной задачей. Кто расскажет, что мы только что с вами делали?

«Играем в геометрию»

Дидактическая задача: развитие внимательности и счета при работе с палочками.

Игровая задача: складывание палочек.

Игровая действия: выкладывать соответствующие фигуры.

Ход игры:

Счетные палочки помогут познакомить с геометрическими фигурами, понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и т.д., например, составить треугольник из 3 палочек; составить 2 треугольника из 5 палочек и т.д.

Подведение итогов: Умнички! Все внимательно слушали задания, потому хорошо справились с поставленной задачей. Кто расскажет, что мы только что с вами делали?

«Палочки – конструктор»

Дидактическая задача: развитие внимательности и счета, а также мелкой моторики рук при работе с палочками.

Игровая задача: соединение палочек с помощью пластилина.

Игровая действия: строение различных трехмерных фигур.

Ход игры:

Для этого потребуется счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина можно строить разные трехмерные фигуры. Также знакомим с геометрическими телами (куб, конус…). Они могут быть колючками у ежика, стебельками у цветка, забором, трубой у пластилинового дома и т.д.

Подведение итогов: Умнички! Все внимательно слушали задания, потому хорошо справились с поставленной задачей. Кто расскажет, что мы только что с вами делали?

«Головоломки с палочками»

Дидактическая задача: учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.

Игровая задача: составление геометрических фигур из определенного количества палочек.

Игровая действия: строение различных фигур.

Ход игры:

Для детей 5-7 лет задачи – головоломки можно объединить в 3 группы:

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек, например, составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Подведение итогов: Умнички! Все внимательно слушали задания, потому хорошо справились с поставленной задачей. Кто расскажет, что мы только что с вами делали?



Предварительный просмотр:

Дидактические игры

1. Учат ориентироваться на своем теле («на себе» — Я):

«Путаница»

Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.

2. Учат различать и называть пространственные направления относительно себя («от себя» — Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева.

«Выше — ниже»

Стоя перед зеркалом, педагог вместе с детьми анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». После освоения данного этапа повторяем это без зеркала, а затем — с закрытыми глазами.

Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно, тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.

3. Учат определять местоположения предмета относительно себя (П -> Я).

«Добавь слово»

Сначала с детьми обсуждается, что где находится в группе относительно их. Затем воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают:

  • Стол стоит... (Впереди нас.)
  • Полка висит... (Сзади нас.)
  • Слева от вас... (Окно.)
  • Справа от вас... (Цветок.)

Замечание: сначала дети сидят в ряд, лицом в одном направлении и могут отвечать хором и индивидуально с взаимопроверкой и взаимопомощью. Затем детей можно посадить по кругу и выслушивать только индивидуальные ответы, так как у каждого своего направления.

4. Учат определять собственное положение в пространстве (Я -» П).

«Контролер»

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры – пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера» с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. «Пассажиры» с красными билетами направляются «“контролером» в левый автобус, а с зелеными - в правый.

5. Учат определять местоположение предмета относительно другого лица (П -> Л).

«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

6. Учат определять местоположение предметов относительно друг друга (П -► П).

 «Цветная лесенка»

Цель: формирование умений взаимно располагать предметы по указанию воспитателя на горизонтальной плоскости.

Оборудование: игровое пособие «Палочки Кюизенера»

Ход игры: воспитатель предлагает детям построить лесенку из палочек на столе так, чтобы внизу стола оказалась палочка с самым большим числом, а дальше строить лесенку вверх от положенной палочки так, чтобы каждое следующее число было меньше на один, располагая палочки с левого края на одном уровне. После выполнения дети отвечают, что у них получилось (лесенка, какого цвета каждая последующая ступенька и почему (число 9 меньше 10 на 1). Далее воспитатель задает вопросы:

– Какого цвета ступенька, которая находится над голубой?

– Какого цвета ступенька находится между черной и синей?

– Какого цвета ступенька находится под желтой?

– Какого цвета ступенька находится выше розовой?

– Какого цвета ступенька находится ниже синей?

Далее воспитатель предлагает «сломать лесенку», пропустив число, меньше 6 на 1, и число больше 7 на 1. После выполнения задания дети называют, какие ступеньки лесенки у них сломались и почему (5 меньше 6 на 1, 8 больше 7 на 1)

7. Учат двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного движения (ПДЦ).

«Водители»

Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.

Материал: Несколько игровых полей, машина, игрушки.

Ход игры:

Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».

8. Учат ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

«Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку и цветные карандаши

Ход:

Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

9. Учат «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах, схемах.

«Маршрут движения»

Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».



Предварительный просмотр:

Задание на комбинированный счёт для детей 5-6 лет.

1.Задание:

- Миша, пригни 4 раза.

Вид: счёт движений, счёт по названному числу.

2. Задание:

- Оля, присядь столько раз, сколько раз я махну рукой.

Вид: счёт движений, счёт движений.

3. Задание:

- Глеб, отложи столько кругов, сколько раз я подкину мяч.

Вид: счёт движений, счёт по образцу.

4. Задание:

- Маша, сделай на один наклон больше, чем звуков услышишь.

Вид: счёт звуков, счёт движений.



Предварительный просмотр:

Задания для детей старшего дошкольного возраста для рисования геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

«Маленькая собачка».

Начальная точка – отступить 2 клетки вниз и 1 клетку вправо.

*1 клетка вправо, *1 клетка вверх,  

*1 клетка вправо, *2 клетки вниз,    

*2 клетки вправо, *1 клетка вверх,  

*1 клетка вправо, *3 клетки вниз,    

*1 клетка влево, *1 клетка вверх,    

*2 клетки влево, *1 клетка вниз,      

*1 клетка влево, *2 клетки вверх,

*1 клетка влево, *1 клетка вверх.

«Тюльпан».

Начальная точка – 2 клетки вниз, 3 клетки вправо.

*1 клетка вправо, *1 клетка вниз,

*1 клетка вправо, *1 клетка вверх,

*1 клетка вправо, *3 клетки вниз,

*1 клетка влево, *2 клетки вниз,

*1 клетка вправо, *1 клетка вверх,

*2 клетки вправо, *1 клетка вниз,

*1 клетка влево, *1 клетка вниз,

*2 клетки влево, *1 клетка вниз,

*1 клетка влево, *1 клетка вверх,

*2 клетки влево, *1 клетка вверх,

*1 клетка влево, *1 клетка вверх,

*2 клетки вправо, *1 клетка вниз,

*1 клетка вправо, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *3 клетки вверх.

«Петушок».

Начальная точка – 2 клетки вниз,4 клетки вправо.

*2 клетки вправо, *3 клетки вниз,

*2 клетки вправо, *1 клетка вверх,

*2 клетки вправо, *1 клетка вверх,

*1 клетка вправо, *3 клетки вниз,

*2 клетки влево, *1 клетка вниз,

*1 клетка влево, *1 клетка вниз,

*1 клетка влево, *2 клетки вниз,

*2 клетки влево, *1 клетка вверх,

*1 клетка вправо, *1 клетка вверх,

*1 клетка влево, *1 клетка вверх,

*1 клетка влево, *2 клетки вверх,

*2 клетки влево, *1 клетка вверх,

*1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх.

«Змея».

Начальная точка – 2 клетки вниз, 8 клеток вправо.

*2 клетки вправо, *2 клетки вниз,

*1 клетка влево, *5 клеток вниз,

*3 клетки влево, *4 клетки вверх,

*1 клетка влево, *4 клетки вниз,

*3 клетки влево, *2 клетки вверх,

*1 клетка вправо, *1 клетка вниз,

*1 клетка вправо, *4 клетки вверх, *3 клетки вправо, *4 клетки вниз, *1 клетка вправо, *7 клеток вверх.

«Слон».

Начальная точка – 2 клетки вниз, 3 клетки вправо.

*4 клетки вправо, *1 клетка вниз,

*3 клетки вправо, *7 клеток вниз,

*2 клетки влево, *3 клетки вверх,

*1 клетка влево, *3 клетки вниз,

*2 клетки влево, *4 клетки вверх,

*1 клетка влево, *2 клетки вниз,

*1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вверх,

*1 клетка вправо, *5 клеток вверх.



Предварительный просмотр:

Конспект дидактической игры

"Счет на ощупь"

Дидактическая задача: упражнять детей в счете на ощупь.

Игровая задача: сосчитать бусины, спрятавшиеся в мешочке.

Игровое правило:

1. Карточку с бусины не доставать.

2. Карточку положить перед собой.

3. Одной рукой придерживаем край мешочка, другой проводим по бусинам.

Игровое действие: дети проводят рукой по бусинам и считают на ощупь.

Оборудование: карточки с бусинами, мешочки.

Ход игры:

Мотивация на игру.

-Ребята, посмотрите, что у меня есть. Это карточки с бусинами и у каждой из них есть свой мешочек. Я предлагаю вам с ними поиграть. Игра называется «Мешочек для бусин»

Игра.

-Сейчас я спрячу их в мешочки.

-Вам необходимо посчитать бусины, спрятавшиеся в мешочках.

-Положите карточку перед собой. Карточку из мешошков не достаем. Одной рукой придерживаем край, а другой проводим и считаем.

-*Маша, сколько бусин спряталось в мешочке?

Маша: пять бусин спряталось в мешочке.

-Давай проверим, достань карточку из мешочка. Посчитай.

Маша: один, два, три, четыре, пять.

-Сколько бусин?

Маша: пять.

-Правильно ли ты сосчитала на ощупь?

Маша: да.

Подведение итогов.

-Ребята, как называется игра, в которую мы только что сыграли? Что мы с вами делали? А получилось ли у нас сосчитать эти бусины?

Дети: игра называется «Мешочек для бусин». Мы считали бусины, которые спрятались в мешочке. Да.

-Молодцы, все бусины сосчитали правильно. Вам понравилась игра? Сыграем еще раз?

Дети: да!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в подготовительной группе

"Занимательная математика"

Тип занятия: интеллектуально-развивающее.

Тема: «Игра – путешествие в страну Математика».

Возраст: 6 – 7 лет.

Место проведения: группа

Продолжительность занятия: 30 минут.

Предварительная работа:

Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
  2. Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
  3. Упражнять в порядковом счёте.
  4. Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаков решение и ответ загадок.
  5. Закреплять знания о днях недели, временах года.
  6. Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.
  7. Закрепить пространственные представления: слева, справа, центр, под над.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
  2. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
  2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

Игровой.

Наглядный.

Словесный.

Практический.

Материал: 

Демонстрационный: Магнитная доска, карточки с числами и знаками,

РаздаточныйГеометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10,

 

Организационный момент.

 - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

 -  Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.  

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

 - В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом 1 раз.

-Занимайте свои места за столами. (дети занимают свои места)

- У нас сейчас занятие по математике.

Математика очень нужная наука.

Без математики, друзья, никак нам не прожить.

Ничто не сможем посчитать, и цифры не сравнить.

Нам математика дана уж много сотен лет,

Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.

-Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другу технику. Во всем мире детей учат математике.

- Но прежде чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:

-Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя ....(достойно)              

-Стул и стол - это не кровать и на них нельзя ……(лежать)                                                                                  

- Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)

- Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.

- А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом,  не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь людей насмешишь»)

- Ребята, вы любите сказки? (ответ детей) Тогда слушайте… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

- И правил он страной, которая называлась - Математика. И решил он объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. Что же делать?

(дети высказывают свои предположения)      

- Мы поможем Царю- батюшке?

- Ребята, а на чем мы можем путешествовать?

- Верно, сейчас мы проведем графический диктант и поймем, на чем мы отправимся в путешествие. Мы с вами будем рисовать по клеточкам под мою диктовку. На листочке у каждого стоит красная точка. От этой точки будем работать дальше:

1 клеточка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,3 влево,1 вниз,5 вправо, 1 вниз,1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 вправо, 8 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево.

- Вижу у всех получились кораблики, мы отправляемся в путь.

-  Ребята, а царь мне подсказал, для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку под названием

«Не зевай, быстро на вопросы отвечай!». Вставайте в круг (игра с мячом)

1. Какой сегодня день недели?

2. Какой вчера был день недели?

3. Какой завтра день недели?

4. Сколько всего дней в неделе?

5. Какой день идёт после вторника?

6. Как называется пятый день недели?

7. Как называются выходные дни?

8. Сколько времён года?

9. Какое время года наступает после зимы?

10. Какое время года наступает после лета?

11. Назовите лишнее слово в ряду слов:

а) зима, среда, весна, лето, осень;

б) один, два, три, круг, четыре, пять;

в) плюс, минус, пятница, равно;

г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.

12. Сколько частей в сутках?

- Молодцы, справились с разминкой! И на карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется Числоград, в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

Дидактическая игра «Найди место в ряду».

Цель: закреплять умение детей составлять числовой ряд, упражнять в прямом и обратном счёте.

- Раздаю детям карточки от 1 до 10. Дети выстраиваются в соответствии с порядком цифр, держа карточки перед собой.

 Игра "По порядку становись". 

Порядковый счёт от 1 до 10 и от 10 до 1. (хором считаем).

- Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8

- Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3.

Дидактическая игра «Соседи числа».

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.

- У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.

-Маша назови соседей числа 5.

- Леонид назови соседей числа 8.

- Настя назови соседей числа 3.

Дидактическая игра «Расставь правильно знаки «больше, меньше, равно".

На мольберте выставляются карточки 1-50 чуть дальше 1-2, внизу под ними 1-51 и 1-66 (карточки со знаками на столе у воспитателя).

-Прочитайте записи (4 меньше 6, а 6 больше 4)

(5 меньше 8, а 8 больше).

Поставить числа 6 и 7, 8 и 9. Поставить знаки больше меньше.

 И мы отправляемся дальше. Следующий город – «Весёлые задачи». Но для того чтобы нам до него добраться нам необходимо переплыть через реку.

Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»                                 

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

(Наклоны влево и вправо.)

Речка лентой впереди.

(Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди.

(Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

(Руки в замок за шеей)

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

(Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

- Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!

– Здесь в мире и согласии живут все животные.

- Они приготовили для вас математические загадки, если вы правильно отгадаете все загадки, карта покажет в какой город мы попадём дальше. -----Попробуем отгадать эти загадки?

Дидактическая игра «Весёлые задачи».

Цель: Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачи.                                                                          1. Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

-Как получилось число 6? Максим, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки. (2+4=6)

2.Семь малюсеньких котят

Что дают им, всё едят,

А один - добавки просит

Сколько всех котяток? (8)

-Как получилось число 8? Паша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки (7+1=8)

3.Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл.

Два – под берёзой, три – под осиной

Сколько их будет в плетёной корзине? (5)

-Как получилось число 5? Маша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки

 (2+3=5)  

- Молодцы, вы отгадали все загадки, и посмотрите, на карте появился следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрические фигуры». Вход в город закрыт на замок.

 Чтобы замок открылся мы должны провести гимнастику для глаз.

Мы так долго занимались. Наши глазки так устали                                            

Мы дадим им отдохнуть, мы закроем не спеша, (закрывают ладонями глаза, далее выполняют по тексту)

ладошками глаза (дети трут ладони, разогревают их)

Посидим в темноте

Краска чёрная везде.

А теперь их открываем                                                                                                        

И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.                                              

Головою не верти,

Влево посмотри,                                                                                                

Вправо погляди.

Глазки вверх, глазки вниз,

 Поработай, не ленись!

- Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные!

 Вам предлагается задание "Дорисуй недостающую фигуру» (Работа на листочках)

- Молодцы, и с этим заданием справились! И посмотрите, появилась конечная остановка, «Резиденция царя», на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но мы с вами ещё не один раз отправимся путешествовать по городам волшебной страны МАТЕМАТИКА где встретим старых друзей и заведём новых.  

Итог занятия.

- А теперь давайте вспомним в какие города мы заезжали, путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой? (ответы детей) - Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)

 - За службу добрую решил Вас царь отблагодарить и дарит вам загадочное интересное задание. Сейчас мы вернёмся в группу, и вы сможете рассмотреть и разгадать, что же там такое!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для 2 младшей группы ДОУ по теме

«Сравнение множеств путем приложения»

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: «Куклы в гостях у ребят»

Возрастная группа: 2 младшая (3-4 года)

Цель: Учить сравнивать множества предметов способами приложения

Задачи:

Образовательные: учить сравнивать неравные группы предметов путём приложения (больше, меньше, помногу, поровну, одинаково); понимать значение слов по много, поровну, учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами в процессе дидактической игры;

Развивающие: развивать наглядно-действенное мышление, диалогическую речь в процессе беседы, непроизвольное внимание;

Воспитательные: воспитывать умения выполнять действия в соответствии с требованиями воспитателя, воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу

Материалы и оборудование: Куклы, блюдца с чашками, двух полосные карточки с белочками и грибочками, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

1.Организационно-мотивационный этап

Задача: Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия.

Форма организации детей:

Дети сидят на ковре

-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто сегодня к нам пришел в гости. Только слушайте внимательно

«Я хорошая игрушка –

Всем ребятам я подружка.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки».

-Кто это ребятки?

Дети: кукла.

-Правильно, ребятки, к нам сегодня пришла в гости Кукла Катя, но она пришла к нам не одна, а со своими сестричками

Дети слушают воспитателя, рассматривают кукол.

-Ребята, а вы знаете, как нужно встречать гостей?

Дети: угостить чаем.

-Да правильно ребята, нужно угощать их чаем. Давайте и наших гостей угостим чаем

Дети: давайте.

2. Основной этап

Работа с демонстрационным материалом

Форма организации детей:

подходя с воспитателем к столику, рассаживают гостей

Задача: учить сравнивать неравные группы предметов путём приложения (больше, меньше, помногу, поровну, одинаково)

Воспитатель подводит детей к столику.

- Ребята, посмотрите, что стоит на столе?

Дети: на столе стоят чашечки и блюдца.

-А зачем?

Дети: чтобы напоить чаем наших гостей.

- Молодцы. Ребятки, рассаживайте гостей

Подходят вместе с воспитателем к столику. Дети рассаживают рядом с каждой чашечкой одного гостя и замечают, что одна чашка с блюдцем лишняя, и говорят об этом воспитателю.

- Что же получается, ребятки!? Сколько у нас чашечек и блюдец?

Дети: много.

-А чего у нас больше гостей или чашечек с блюдцем?

Дети: чашечек с блюдцем.

- А чего меньше?

Дети: гостей.

- Что же будем делать?

Дети: нужно убрать лишнюю чашку.

-Да, верно мы можем убрать лишнюю чашечку.

Воспитатель убирает лишнюю чашку и блюдце.

-А теперь, по сколько чашек и гостей?

Дети: поровну, одинаково.

-Молодцы, ребята! Справились с заданием, всех наших гостей напоили чаем!

Работа с раздаточным материалом

Форма организации детей:

дети садятся за столы.

Задача: закреплять умение сравнивать неравные группы предметов путём приложения (больше, меньше, поровну)

-Ребята, садитесь за столы.

Воспитатель раздает двух полосные карточки на каждого ребенка с изображением (на верхней полосе – белочки, а на нижней - грибочки).

-Ребята, карточки не гнем, работаем аккуратно, одной рукой придерживаем карточку, а второй прикладываем другу карточку.

-Ребята, что изображено на карточках?

Дети: на карточках изображены белочки и грибочки.

-Сколько белочек изображено на карточке?

Дети: много.

-А сколько грибочков?

Дети: много.

-А по сколько белочек и грибочков на карточке?

Дети: помногу.

-Давайте угостим наших белочек, одной белочке нужно один грибочек.

Прикладывают карточки с изображением грибочков.

-Всех белочек мы угостили?

Дети: нет.

-А что нужно сделать, чтобы белочек и грибочков стало одинаково?

Дети: нудно добавить один грибочек.

-А теперь всем белочкам досталось по грибочку?

Дети: да.

-И сколько их стало?

Дети: поровну.

-Молодцы ребята, угостили белочек грибочками!

Дидактическая игра «Найди предмет»

Задача: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Воспитатель раскладывает на одном столе – геометрические фигуры, а на другом – предметы.

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди предмет» только мы должны знать некоторые правила, чтоб в процессе игры их соблюдать:

Ребята к кому из вас подкатится мяч, выходит, я показываю вам фигуру (например, круг) и вы должны найти предмет такой же формы.

Заключительный этап

Ребята, а что мы сегодня с вами делали?

А что вам понравилось больше всего?

Вы сегодня были молодцы! Угостили всех наших гостей, никого не оставили без чая и грибочка, наши гости благодарят вас за помощь!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике для старшей группы ДОО с использованием дидактических игр на правила дорожного движения

«Экскурсия по Москве»

Цель: Развивать зрительное внимание. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее. Закреплять умение сопоставлять цифру с количеством. Продолжать учить порядковому счету до 10, правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счету?». Обобщить представление о правилах для пассажиров.

Материал: Билеты, на которых нарисованы круги (от 1 до 10). Цифры от 1 до 10 (по кол-ву детей). Шапочки в форме треугольника, квадрата и восьмиугольника. Вырезанные из бумаги цветы лотоса с загадками. Задание в тетради, простые карандаши. Макеты площади с фонтанами и озера с лебедями. 

Дидактический материал: «Далеко-близко, высоко-низко». Иллюстрации с изображением самолетов на земле и воздухе. Дорожные знаки (макеты или карточки). Жезл.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы едем на экскурсию в город Москва.

На чем мы можем поехать? (на автобусе, машине, поезде).

Что необходимо купить и где, чтобы отправиться в дорогу на автобусе? (нужно купить билеты на автовокзале). Правильно. Я уже купила билеты и сейчас их раздам.

(Стулья расставлены попарно, к их спинкам прикреплены цифры. Воспитатель раздает билеты).

Воспитатель: нужно посчитать, сколько кружков на билете, и найти свое место с цифрой, соответствующая их количеству. (Дети рассаживаются на свои места)

Воспитатель: Давайте проведем игру «Слушай и запоминай», чтобы вспомнить о правилах для пассажиров.

(Проводится игра «Слушай – запоминай» о правилах поведения для пассажиров).

Воспитатель делит детей на 2 команды. сообщает правила (слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пассажиров. Давать ответ можно, только получив жезл).

Подведем итог игры, как нужно себя вести в автобусе :нужно вести себя тихо, не кричать; нельзя вставать и ходить во время движения.

(Звучит легкая музыка).

Посмотрите мы проезжаем аэропорт «Шереметьево» (выставляет дидактический материал «Далеко-близко, высоко-низко» и иллюстрации с самолетами на земле и воздухе). Мы знаем, что самолет большой. Почему в небе он выглядит маленьким? (когда самолет далеко и высоко от нас, он кажется нам совсем маленьким). А что больше самолет или автобус? (автобус меньше, он может заехать в самолет). Посмотрите на многоэтажные дома и машины. Что больше: дома или транспорт? (Дома близко и транспорт близко. Если их сравнивать, то машины меньше чем дома). А теперь мы отъехали от домов. Что изменилось? (Дома далеко, и они кажутся маленьким; а машины близко, и кажутся больше домов). Давайте выйдем из автобуса и погуляем по городу. Смотрите ребята с лева от нас озеро, где плавают белые и черные лебеди. А справа от нас площадь с множеством фонтанов. (раздает цифры от1 до 10). Посчитайте, сколько всего лебедей на озере, сколько белых, а сколько черных. Затем посчитайте сколько всего фонтанов на площади, сколько больших, а сколько маленьких. Положите соответствующую цифру рядом с предметом. Молодцы ребята, вы справились с этим заданием! Теперь мы подходим к кафе с красивым названием «Лотос». Смотрите на каждом столе лежит цветок лотоса, а на нем математические загадки. Чтобы их отгадать, нужно быть очень внимательным.

(берет с каждого стола цветок и читает загадку. Дети отгадывают).

Воспитатель:

1. Пять котят песок копают, два на солнце загорают,

Два купаются в золе. Сколько всех, скажите мне? (9)

2. Вот задумал еж друзей пригласить на юбилей.

Пригласил двух медвежат, трех бельчат и пять бельчат.

Посчитайте поскорей, сколько у ежа друзей? (10).

3. мышки кошку испугались. По углам все разбежались,

Одна – в ящик, две – за ней.

Сколько было всего мышей? (3).

4. Улов у Поликарпа: три карася, три карпа.

Сколько он рыб поймал? (6).

5. четыре спелых груши на веточке качались.

Две груши снял Павлуша.

Сколько груш осталось? (2).

Молодцы все отгадали! Садимся за столы.

(Дети садятся).

Воспитатель: Когда мы ехали по дороге, то видели дорожные знаки. Какой они формы? (треугольной, круглой и квадратной).

Они похожи на геометрические фигуры.

Игра – инсценировка «Треугольник и квадрат»

Дети надевают шапочки.

Жили-были два брата-

Треугольник и квадрат.

Старший – квадратный,

Добродушный и приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат«Почему ты злишься, брат?».

Тот кричит ему: «Смотри, ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре».

Квадрат ему ответил«Брат! Я же старше, я- квадрат!».

И сказал еще нежнее«Неизвестно, кто нужнее!».

Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя сказал: «Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратом,

А проснешься без углов!».

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад,

Поглядел он – нет квадрата,

Онемел… Стоял без слов.

Вот так месть!

Теперь у брата

Восемь маленьких углов!

Воспитатель: Вот так! Завидовать другим нельзя. Ну а сейчас, чтобы вернуться в детский сад, нужно выполнить задание в тетради.

1. Раскрасьте только то, что впереди.

2. Раскрасьте только то, что с сзади.

3. Раскрасьте только треугольники.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Воспитатель: Теперь садимся в автобус и едем домой в город Дмитров.

Звучит аудиозапись легкой музыки.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия "Часы" (старший дошкольный возраст 5–6 лет)

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание: Дать представление о разных видах часов, их предназначении. Познакомить детей с историей возникновения часов, формировать умение ориентироваться в прошлом часов, расширять знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни. Развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них, воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени, расширять кругозор, обогащать словарь детей. Развивать мышление, формировать творческие навыки, совершенствовать умение работать с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе, интерес к познанию нового.

Предварительная работа: рассматривание часов, выделение частей; чтение стихотворения С.Погореловского «Кремлевские куранты», беседа о песочных часах.

Демонстрационный материал: картинки с изображением солнечных часов, песочных часов, механических часов, картинка - петух, разные виды часов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром, когда я шла в детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт.

В: Чтобы узнать от кого оно, вы должны отгадать загадку.

У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш … (НЕЗНАЙКА)

Посмотрим, что же он нам пишет?

Письмо от Незнайки: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. Мне сказали, что в этом детском саду самые умные ребята и сможете помочь в моей проблеме. Я постоянно везде опаздываю. Вот, например, вчера, я опоздал к другу на день рождение, а сегодня проспал в детский сад и так каждый день. И почему так происходит?! Помогите мне разобраться в этой ситуации».

В: Ребята, в чем причина его постоянных опозданий вы узнаете, если отгадаете загадку. Воспитатель загадывает загадку:

Мы день не спим, мы ночь не спим.
И день и ночь стучим, стучим.
 (часы)

В: правильно, это часы, и вот причина его опозданий, мы поможем ему?

Если бы не было часов, то человек мог бы определить, когда ему вставать, когда идти на работу, в детский сад, на встречу с кем-то? (ответы детей)

Итак, мы отправляемся в путешествие, вернёмся в далёкое прошлое.

1 остановка «Живые часы»

Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:

Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Петя рано встает, голосисто поет,
Деткам спать не дает!

Узнали кто это? Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Петух важно ходит по двору, хлопает крыльями и, взлетев на забор, кричит: «Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Везде ли есть петух? (высказывания детей)

- По пению петуха трудно определить точное время. Он может пропеть пораньше, попозже, может заболеть или проспать.

2 остановка «Солнечные часы»

- Какие же первые часы придумал человек?

Древние люди определяли время по солнцу. Как назывались эти часы? Кто знает? (картинка) Верно, солнечные. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы – пришло время людям идти по домам. И вдруг человек обратил внимание на тень, которая падала на землю от дерева, и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу. Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

В. В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца, нет тени.

А сейчас наши часы в группе показывают нам, что пора отдохнуть.

Физкультминутка

Вышла мышка как то раз
Поглядеть, который час
Раз, два, три, четыре
Мышки дернули за гири
Вдруг раздался странный звон
Убежали мышки вон

 (ходьба на месте)
 (повороты влево, вправо)
 (хлопки над головой)

 (руки вниз, приседание)
 (хлопки перед собой)
 (бег на месте)

3 остановка «Водяные часы»

Думал человек думал и придумал другие часы. (картинка).

В высокий и узкий стеклянный сосуд наливали воду. На дне есть отверстие, капля за каплей вода вытекала из этого отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. Как только вода вся вытечет, надо налить новую, т.е. завести водяные часы.

В. Как вы думаете, удобны были эти часы? (нет, потому что постоянно приходилось доливать воду). И решили люди другие часы придумать.

4 остановка «Песочные часы»

И придумал песочные часы (картинка и образец). Вы знакомы уже с песочными часами. Они представляют собой два небольших стеклянных сосуда, имеющих форму конусов, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой сыплется сквозь отверстие в нижний сосуд.

Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута. Часы переворачивают и счет времени продолжается.

5 остановка «Механические часы»

В. Прошло много времени, и человек изобрел часы с механизмом (картинка и образец). Установил пружинку, закрутил ее, чтобы не раскрутилась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и передвигает стрелки. У них есть циферблат, на котором по кругу расположены что?

Д. Цифры

В. Правильно, от 1 до 12. А что находится в центре? (стрелки)

В. Что показывает короткая стрелка? (часы)

В. А длинная что показывает? (минуты)

В. Механические часы нужно заводить каждый день. Забудешь их завести, они остановятся.

А есть часы, которые не надо заводить каждый день. (электронные часы)

Они работают от батареек, очень удобны в применении.

- Ребята, в настоящее время изобретено множество разнообразных часов. Все они разного размера, разной формы. Человек позаботился и о внешнем виде часов. (картинка)

Как называются часы, которые стоят на полу? …(напольные)

А часы, которые висят на стене, называются – как?..(настенные)

Часы, которые носят на руке, называются – как?..(наручные)

Нас по утрам будят часы, которые называют – как?.. (будильник)

Часы, которые носят в кармане, называются – как? ... (карманные)

Самые знаменитые часы России — это Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля (картинка).

В: Ребята, а давайте мы немного разомнем свои пальцы и сделаем полезный и нужный подарок для Незнайки, и тогда он перестанет опаздывать.

Пальчиковая гимнастика

Тики – так, тики – так

 указательные пальцы поднять

 Так ходики стучат

 вверх и покачивать ими вправо - влево

Туки – так, туки – так,

пальцы обеих рук широко раздвинуть,
ладони прижать друг к другу, выполнить
скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга

Так колеса стучат

 

Туки – ток, туки – ток,

 сжать пальцы в кулаки и

Так стучит молоток.

 стучать кулачком по кулачку

Присаживаемся, приступаем к работе. (часы из картона и пластилина)

Итог: ребята, сегодня мы с вами познакомились с чем? (с историей часов)

Какие часы изобретали люди? (перечисляют). Какими часами мы пользуемся сейчас?

Готовые работы выставить для обсуждения.



Предварительный просмотр:

Методика обучения детей решению арифметических задач

Подготовительный этап:

Работа с множествами, их объединение и разъединение, знакомство с понятиями «часть и целое».

I этап:

Ознакомление с понятием «арифметическая задача»:

а) формирование представления об арифметической задаче;

б) усвоение структуры задачи и выделение ее частей;

в) практическое составление задач;

г) полная формулировка ответа.

II этап:

Запись и формулировка решения задачи:

а) знакомство с арифметическими действиями: сложением и вычитанием;

б) поиск нужного арифметического действия и его формулировка;

в) выкладывание решения задачи с помощью карточек;

г) запись решения задачи на листе бумаги в клетку.

III этап:

Выработка вычислительных навыков и логических рассуждений:

а) присчитывание и отсчитывание по единице;

б) применение знания состава числа из двух меньших чисел;

в) использование моделей арифметических действий;

г) решение косвенных задач, логических задач и др.

Разберем более подробно каждый этап

1. Первый этап – подготовительный

Цель: организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами.

Так, подготовительный к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств. Упражнение на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач на вычитание.

Учитывая наглядно – действенный и наглядно – образный характер мышления детей, следует оперировать такими множествами, элементами которых являются конкретные предметы. Подобные упражнения проводятся и на выделение части множества. В качестве наглядной основы для понимания отношений между частями и целым могут применяться диаграммы Эйлера – Венна, в которых эти отношения изображают графически.

2. Второй этап

Цель:

1) научится составлять задачи;

2) понимать их отличие от рассказа и загадки;

3) понимать структуру задачи;

4) уметь анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым.

На втором этапе нужно учить детей составлять задачи и приводить к усвоению их структуры. Детей учат устанавливать связи между данными и искомыми и на этой основе выбирать для решения необходимое арифметическое действие. Приводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах – драматизациях.

На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1. Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое или трое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.

При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса. Продолжая учить детей составлять задачи, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных.

Чтобы убедить детей в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, воспитатель намеренно опускает одно из числовых данных. Дети приходят к выводу, что такую задачу решить невозможно, так как в ней не указанно второе число.

На конкретных примерах из жизни дети яснее осознают необходимость иметь два числа в условии задачи, лучше усваивают отношения между величинами, начинают различать известные данные в задаче и искомое неизвестное. После таких упражнений можно подвести детей к обобщенному пониманию составных частей задачи.

Основными элементами задачи являются условие и вопрос. В условии в явном виде содержаться отношения между числовыми данными и неявном – между данными и искомым. Анализ условия подводит к пониманию известных и к поискам неизвестного. Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать задачу – это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ.

Таким образом, структура задачи включает четыре компонента:

1. Условие;

2. Вопрос;

3. Решение;

4. Ответ.

Когда дети научатся правильно формулировать вопрос, можно перейти к следующей задаче этого этапа – научить анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым. На этой основе можно уже научиться формулировать и записывать арифметическое действие, пользуясь цифрами и знаками.

Поскольку задача представляет собой единство целого и части, с этой позиции и следует подводить детей к ее анализу.

На основе практических действий ребят составляется содержание задачи. Задача анализируется, выясняется, что известно из задачи. Детям предлагается решить задачу и ответить на ее вопрос.

Обучающее значение приведенных выше задач на сложение и вычитание состоит не только в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы научить анализировать задачу и в результате этого правильно выбрать нужное арифметическое действие.

Третий этап.

Цель: Учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания.

На этом этапе нужно познакомить детей с арифметическими действиями сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и записывать с помощью цифр и знаков в виде числового примера.

Прежде всего детей надо научить формулировать действие нахождения суммы по двум слагаемым при составлении задачи по конкретным данным.

На основе предложенного наглядного материала составляются одна две задачи, с помощью которых дети продолжают учиться формулировать действия сложения и давать ответ на вопрос.

На первых занятиях словесная формулировка арифметического действия подкрепляется практическими действиями, но постепенно арифметическое действие следует отвлекать от конкретного материала. При формулировке арифметического действия числа не именуются. Спешить с переходом к оперированию отвлеченными числами не следует.

Когда дети усвоят в основном формулировку действия сложения, переходят к формулировке вычитания.

Можно показывать задачи и внешне похожие, но требующие выполнения разных арифметических действий.

На основе анализа данных задач дети приходят к выводу, что хотя в обеих задачах речь идет об одинаковом количестве, но они выполняют разные действия. Вопросы в задачах различны, поэтому различны и арифметические действия, различны ответы.

Такое сопоставление задач, их анализ полезны детям, так как они лучше усваивают как содержание задач, так и смысл арифметического действия, обусловленного содержанием.

Поскольку к моменту обучения решению задач дети уже знакомы с цифрами и знаками +, -, =, следует упражнять их в записи арифметического действия и учить читать запись (3+1=4). (К трем птичкам прибавить одну птичку. Получится четыре птички.). Умение читать запись обеспечивает возможность составления задач по числовому примеру.

Для упражнения детей в распознании записей на сложение и вычитание воспитателю рекомендуется использовать несколько числовых примеров и предлагать детям их прочесть.

Запись действий убеждает детей в том, что во всякой задаче всегда имеются два числа, по которым надо найти третье – сумму или разность.

Таким образом, на третьем этапе дети должны научиться формулировать арифметические действия, различать их, составлять задачи на заданное арифметическое действие.

Четвёртый этап

Цель: учить детей приемам вычисления – присчитывание и отсчитывание единицы.

Детям нужно показать, как следует прибавлять или вычитать числа 2 и 3. Однако здесь нужно соблюдать осторожность и постепенность.

Присчитывание – это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается по 1: 6+3=6+1+1+1=7+1+1=8+1=9.

Отсчитывание – это прием, когда от известной уже суммы вычитается число последовательно по 1: 8-3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5.

Внимание детей должно быть обращено на то, что нет необходимости при сложении пересчитывать по единице первое число, оно уже известно, а второе число следует присчитывать по единице; надо вспомнить лишь количественный состав этого числа из единиц.

Изучая действия сложения и вычитания при решении арифметических задач, можно ограничиться этими простейшими случаями прибавления (вычитания) чисел 2 и 3.

Пятый этап

Цель: предложить дошкольникам составлять задачи без наглядного материала.

В них дети самостоятельно избирают тему, сюжет задачи и действие, с помощью которого она должна быть решена. При введении устных задач важно следить за тем, чтобы они не были шаблонными. В условии должны быть отражены жизненные связи, бытовые и игровые ситуации.

После усвоения детьми решения устных задач первого и второго вида можно перейти к решению задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Дошкольникам доступно решение некоторых видов косвенных задач. Их можно предлагать детям, будучи уверенными, что обязательный программный материал усвоен ими хорошо. Поскольку в косвенных задачах логика арифметического действия противоречит действию по содержанию задачи, они дают большой простор для рассуждений, доказательств, приучают детей логически мыслить.

Работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для умственного развития.

4. Конспект непосредственно организованной образовательной совместной деятельности взрослого и детей по обучению детей решению арифметических задач.

Интеграция образовательных областей (внутри занятия).

Тема, цели Планируемые результаты уровня интегративных качеств Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение

Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности)

1. ОО «Познавательное развитие»

2. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

3. ОО «Физическое развитие»

4. ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: Обучение детей решению арифметических задач

Цель: Продолжать совершенствовать навык самостоятельно решать и составлять задачи

Задачи:

Обучающие: Закрепить представление об арифметической задаче, о структуре задачи. Учить выделять условие, вопрос, решение, ответ.

Развивающие: Логическое мышление, внимания, интерес к предмету, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения.

Воспитательные: Воспи

тывать дружеские взаимоотношения между детьми. 1. Ребенок активно участвует в НОД.

2. Проявляет инициативу, самостоятельность, 3. Взаимодействует со сверстниками и взрослым.

3. Решает простые арифметические задачи. 4. Правильно определяет условие и вопрос задачи, 4. Умеет давать развёрнутый ответ на вопрос задачи.

5. Ориентируется на листе в клетку. Ширма, куклы: Знайка, Незнеайка. Карточка с примерами, карточки с иллюстрациями к задаче. Столы полукругом, цветные карандаши, мольберт с цифрами.

-Коммуникативная деятельность.

-Познавательно-исследовательская деятельность.

-Музыкально-художественная деятельность.

-Двигательная деятельность.

Содержание организованной деятельности детей

№ п/п Элемент занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей

1. Организационный момент:

Цель:собрать внимание детей.

Воспитатель. : -

Доброе утро, дети,

Вам от меня солнечный привет!

Вас сегодня посетит мой друг – Незнайка!

Но сначала, я приглашаю Вас занять места согласно вашим билетикам Дети находятся в групповой комнате.

2. Вводный этап (актуализация знаний).

Цель: настроить и подвести детей к теме и цели занятия.

Воспитатель:- Ребята это непростые билетики, на них написаны примеры, которые нужно решить. Ответ укажет Вам на номер вашего столика. Считайте и занимайте свои места. Дети считают примеры и занимают свои места

3. Основной этап.

Цель: Формировать представление детей о решении арифметических задач. Появляется на ширме Незнайка.

Незнайка: -Ребята, мне Знайка дал задание придумать математическую задачу для коротышек. Я придумал, но боюсь, что они будут опять смеяться надо мной.

Слушайте:

Жили у бабуси два веселых гуся. Один белый, другой серый. - Правильно? - Это задача?

Незнайка: - А почему? Ведь здесь два числа 1 и 1. Мне так говорили надо составлять задачу, должно быть два числа.

Незнайка:- Какого цвета гуси?

Незнайка: - А что нужно сделать чтобы ответить на

вопрос задачи?

Незнайка: - Значит у задачи есть что?

Незнайка: - Я знаю как решить эту задачу, нужно к ним добавить черного гуся и их будет 3.

Незнайка: - Это что вы нашли?

Появляется Знайка

Знайка:- Ребята, я очень рад, что вы рассказали Незнайке что такое задача и как ее нужно решать. Повторите пожалуйста еще раз из каких частей состоит задача:

Воспитатель:- Незнайка посмотри, как наши дети умеют сами придумывать задачи.

На столе игрушки: куклы - мышка, обезьянка, деревянные матрешки.

Воспитатель: -Незнайка, ты был прав. В задаче есть обязательно 2 числа. Условие задачи, то что уже известно. Но нужен вопрос - это то о чем спрашивается, что неизвестно и что нужно узнать.

Знайка предлагает детям карточки с наглядной картиной к сложной задачи. Обсуждаем, составляем задачу, записываем на карточке решение и ответ.

Задача на слух:

Пять сорок прилетело на урок. Одна сорока не знала урок. Сколько прилежно трудилось сорок?

Дети: - Нет.

Дети с помощью воспитателя объясняют Незнайке, что в задаче должен быть вопрос.

Какой вопрос можно задать к этой задаче?

Дети: Это неправильно. Сколько гусей было у бабуси?.

Дети: - Решить.

Дети: - Решение.

Дети: - Нет. Нужно к 1 белому прибавить 1 серого гуся и будет 2 гуся у бабуси.

Дети: - Ответ.

Дети:

• Условие;

• Вопрос;

• Решение;

• Ответ.

Физкультминутка

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши.

Один, два - поднялись, Три, четыре - руки выше.

Пять - присели. Шесть - встали

И попрыгали - семь, восемь, девять, десять.

Дети:

1. У мышки было 6 матрешек. Она дала поиграть обезьянке 3 матрешки. Сколько матрешек

осталось у мышки?

Решение: 6-3=3.

Ответ: 3 матрешки осталось у мышки.

2. У мышки 4 матрешки, а у обезьянки 2 матрешки. Сколько всего матрешек у друзей.

Решение: 4+2=6

Ответ: у друзей всего 6 матрешек.

(Решение на магнитном мольберте цифрами).

Дети обсуждают, составляют задачу, записывают на карточке решение и ответ.

Дети решают задачу на слух.

4. Заключительный этап.

Цель: систематизация знаний детей по теме: «Решение арифметических задач».

Воспитатель:- Ребята мы сегодня научили Незнайку составлять задачи и их решать. Решили сложную задачу на карточке. Решили задачу на слух. Мы молодцы?

Давайте споем песню: Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель:- Ребята нам нужно подкрепиться (на столах появляются угощения).

Дети исполняют песню «Раз, два, три, четыре, пять».

5. Терминологический словарь

Количество-свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов.

Число -абстрактное математическое понятие, характеризующее общее свойство конечных равномощных множеств.

Цифра - знак для записи чисел.

Присчитывание – это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается по 1: 6+3=6+1+1+1=7+1+1=8+1=9.

Отсчитывание – это прием, когда от известной уже суммы вычитается число последовательно по 1: 8-3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5.

Задача – драматизация –это задача содержащая и непосредственно отражающая жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают.

Задача – иллюстрация-это задача в которой при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов. Эти задачи развивают воображение, стимулируют память и умение самостоятельно придумывать задачи, а следовательно, подводят к решению и составлению устных задач.

Словесная задача – это задача, которую воспитатель может придумать сам. Наглядные пособия способствуют усвоению смысла арифметической задачи и ее структуры. Требования к картинкам: простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами.

Косвенная задача-это задача, в которой логика арифметического действия противоречит действию по содержанию задачи, она дает большой простор для рассуждений, доказательств, приучает детей логически мыслить.

Условие задачи – это то, что нам известно.

Вопрос задачи - это то, что нужно узнать.

Решение задачи- мыслительный процесс, в который входит понимание задачи (исходных условий и вопроса, соотнесение исходных условий.

Заключение

В ходе своей работы я узнала, что обучение детей решению арифметических задач является одной из наиболее важных задач в развитии детей.

Полученные мной знания буду использовать в работе с детьми, направлять их на развитие общего представления о множествах, умение формировать множества, учить, на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий.

Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Обеспечивать детям свободное составление и решение задач, ответов на вопросы, формулированию их.

Таким образом, обучение детей решению арифметических задач приводит к формированию у детей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.



Предварительный просмотр:

Методика формирования представлений о площади и ее измерении у старших дошкольников.

В ознакомлении дошкольников с площадью условно можно выделить 4 этапа:

1) формирование представления о площади предметов и их сравнении методом наложения;

2) измерение и сравнение площадей фигур с помощью условных мерок;

3) определение зависимости результатов измерения площади от величины мерки;

4) ознакомление с общепринятыми стандартными мерами измерения площади (квадратный сантиметр).

Первый этап

При ознакомлении дошкольников с площадью, необходимо сформировать у них представление о том, что площадь – это величина, характеризующая занимаемое предметом место на плоскости (поверхности стола, пола, земли). Площади предметов можно не только сравнить (глазомером, способом наложения), но и измерить с помощью условной мерки или стандартных общепринятых единиц измерения.

На первом этапе для ознакомления с понятием площади, которое вводится через свойство предмета занимать место определенного размера на плоскости, можно предложить дошкольникам разрешить проблемную ситуацию.

Например, Ребята, какая книга занимает больше места на столе. Дети сравнивают на глаз. После этого воспитатель спрашивает, можно ли проверить высказанные предположения.

Предполагаемые ответы: прикладываем, накладываем предметы или измеряем их условной меркой и делаем вывод. Таким образом, чтобы убедиться, какая книга занимает больше места, следует наложить одну книгу поверх другой.

Разрешая подобные проблемные ситуации, дети учатся сравнивать площади предметов методом наложения и объяснять, что один из предметов занимает большую (меньшую), а другой меньшую (большую) площадь, или предметы одинаковы по площади.

Второй этап

На втором этапе следует учить измерять и сравнивать площади фигур с помощью условных мерок. В качестве условной мерки можно брать любую геометрическую фигуру, укладывающуюся на измеряемом предмете целое число раз.

Усложнение: площадь измеряемого предмета будет выражаться целым числом мерок и ее половиной (четвертью или другой частью).

Правила измерения площади условной меркой:

1.Прикладываем мерку к измеряемому предмету, совмещая их края, отмечаем границы мерки, проговариваем, сколько раз уложилась мерка.

2. Перемещаем мерку и совмещаем с границей отмеренной части, продолжаем вести счет числа уложенных мерок. Измерение производим до тех пор, пока мерка не уложится последний раз.

3.В конце измерения проговариваем, что и чем измеряли, какое значение получили. На данном этапе дошкольники также должны понять, что сравнивать можно только величины, измеренные одной единицей измерения.

Раздаточный материал: два квадрата разного цвета (желтый и красный), одинаковой величины, каждый из которых разлинован на равные квадраты, но на разное количество (один на 9, а другой на 4).

-Ребята, какие геометрические фигуры перед вами?

-квадраты.

-Что нужно сделать, чтобы сравнить их площади?

-наложить квадраты друг на друга или измерить условными мерками.

-Наложите желтый квадрат на красный, что вы можете сказать, какие они по размеру?

-Квадраты одинаковые по размеру.

-Какие они по площади?

-Квадраты равные по площади.

-Сколько условных мерок содержится в желтом квадрате?

–9 мерок в желтом квадрате.

-Сколько условных мерок в красном квадрате?

- 4 мерки в красном квадрате.

-Получается, желтый квадрат имеет большую площадь по сравнению с красным?

- Нет.

-Почему?

-Квадраты измеряли разными мерками.

- Почему в одинаковых по площади квадратах помещается 9 и 4 мерки?

-Потому что мерки одинаковой формы, но разного размера.

-Можно сравнивать площади предметов, измеряя разными условными мерками?

- Нет.

-Какими условными мерками следует измерять площади предметов для их сравнения?

-Для сравнения площадей предметов следует пользоваться одинаковыми мерками.

Для отработки и закрепления представления об измерении и сравнении площадей фигур с помощью условных мерок будут полезны следующие упражнения:

«Найди предмет равный (больший, меньший) по площади данному»,

«Найди равные по площади фигуры и раскрась их (например, в красный цвет, меньшие – в голубой, большие – в оранжевый)».

Третий этап

На третьем этапе дошкольники учатся определять зависимость результатов измерения площади от величины мерки.

Воспитателю необходимо продумать и подобрать дидактический материал – предметы для измерения площади и мерки разной величины (умещающиеся целое число раз)

«Ребята, как вы думаете, измеряя площадь поверхности стола разными по величине мерками, мы получим одинаковые или разные значения»?

-Как измерить поверхность стола квадратами?

-Прикладываем квадрат к поверхности стола, совмещаем их края, отмечаем границы мерки, проговариваем, сколько раз уложился квадрат. Перемещаем его, совмещаем с границей отмеренной части, продолжаем вести счет числа уложенных квадратов. Измеряем до тех пор, пока квадрат не уложится последний раз. В конце измерения проговариваем, сколько квадратов поместилось на поверхности стола.

- Мы один и тот же стол измеряли?

- Да

-Сколько маленьких квадратов уложилось на поверхности стола?

-16 маленьких квадратов.

-Сколько больших квадратов уложилось на поверхности стола?

–8 больших квадратов.

- Какой можно сделать вывод?

-Что численное значение измеряемой площади зависит от выбранной величины условной мерки: чем больше мерка, тем меньше мера, т.к. меньшее число раз она поместится в измеряемом предмете, и наоборот.

Для закрепления данного представления предлагать измерять предметы разными мерками и проговаривать результат.

Четвертый этап

На четвертом этапе – ознакомление с общепринятыми стандартными мерами измерения площади (квадратный сантиметр) –Для измерения и сравнения величин необходима единая мерка. Воспитатель добавляет, чтобы избежать различных недоразумений, удобно иметь единую общепринятую мерку, поэтому люди договорились пользоваться общей системой мер.

- Ребята посмотрите это квадратный сантиметр, демонстрирую его модель – квадрат со стороной 1 см.

Раздаточный материал: прямоугольники, разлинованные на одинаковые квадраты со стороной 18 и 1см.

-Ребята посмотри, какая фигура перед вами?

-Прямоугольник

- Из каких геометрических фигур состоит прямоугольник?

-квадратов.

- Равны ли между собой квадраты?

- да.

- Как можно это проверить?

- измерить длины сторон всех квадратов линейкой.

-Ребята, давайте измерим, чему равны стороны.

- длины сторон квадратов равны 1 см.

- площадь прямоугольника можно определить, подсчитав количество квадратов.

- у квадрата все стороны по величине какие?

- равные.

-В нашем случае длины квадратов чему равны?

- 1 см.

- Квадрат со стороной 1 см, имеет площадь 1 квадратный сантиметр и является общепринятой стандартной мерой измерения площади. Поэтому когда измеряют площади предметов квадратом со стороной 1 см, то озвучивают число – количество уложившихся квадратов, и добавляют (произносят) – квадратных сантиметров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Теория и методика математического развития

Разработанная А. М. Леушиной концепция является основой для формирования количественных представлений у детей на различных возрастных этапах дошкольного детства. Согласно разработанной Анной Мих...

"ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания....

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».

Цель: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение  ими логико-математических представлений и способов познания....

Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»

   Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»...

Теория и методика математического развития "Путешествие в страну геометрических фигур"

Конспект занятия по математическому развитию, дающий знания об основных геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник....

Теория и методика математического развития

   Теоретические основы математического развития...

Теория и методика математического развития у детей дошкольного возраста «Путешествие в математическое царство»

1.  Цель занятия –  формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возраста. 2.    Задачи:1. Закрепление счета от 0 до 10 и от ...