Программа дополнительного образования "Математические ступени"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования "Математические ступени" расчитана на детей подготовительной группы и призвана помочь совершенствовать умение составлять и решать задачи на вычитание и сложение, а также расширить математические представления у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2053»
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол №_______ от «____»_________20__года |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по социализации, воспитанию и безопасности Приказ №______ от «____»___________20__ года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Математические ступени»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель:
Сазонова Оксана Николаевна
педагог дополнительного образования
Москва, 2024 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступени» (далее программа) является:
по направленности – социально-педагогической,
по уровню программы – ознакомительной,
по форме организации – групповой,
по сроку реализации – 34 часа,
по режиму – 1 занятие в неделю (понедельник) продолжительностью 30 мин.
возраст обучающихся – 6-7 лет.
Актуальность программы .
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Одним из компонентов при формировании функциональной грамотности дошкольников является математическая грамотность. Важность математической грамотности трудно переоценить, поскольку именно математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. А также на занятиях математикой ребёнок, осваивает новые навыки и знания, развивает наблюдательность, фантазию, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Математическая грамотность играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности ребёнка, в том числе логическое мышление. Способность усваивать свойства и отношения объектов, цвет, форму, количество, величину, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности.
Автор данной программы старался подобрать занимательный материал для занятий, который может стать хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, что безусловно является хорошим заделом для формирования функциональной грамотности в дальнейшем.
Цель программы: создание эффективных условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, для развития математической грамотности как компонента функциональной грамотности дошкольника в условиях преемственности дошкольного и начального уровней образования.
Задачи программы:
Обучающие :
1. Продолжать знакомить детей с общими математическими понятиями.
2. Формировать математические представления о числах.
3. Формировать пространственно-временные отношения.
4. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку с помощью плана.
5. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, аналогии).
Развивающие :
1.Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.
2.Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, творческих
способностей.
3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Развитие мелкой моторики
5. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами.
Воспитательные задачи:
1. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать
правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
2. Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные
отношения друг к другу.
3. Формирование умения работать в общем темпе
Планируемые результаты
Развитие арифметического и геометрического навыков на основе зрительного и слухового восприятия.
Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательной речи и речи-рассуждения.
Развитие основ логического мышления, умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Развитие творческих способностей, умения выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
Развитие навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
Развитие желания заниматься математической деятельностью.
Содержание Программы
Учебный (тематический) план
№ п/п | Наименование раздела темы | Колличество учебных часов |
1 | Развитие навыков количественного счета | 4 |
2 | Развитие концентрации внимания | 9 |
3 | Развитие умения решать простые задачи | 8,5 |
4 | Развитие логического мышления | 3.5 |
5 | Сравнение чисел | 2 |
6 | Ориентировка на листе бумаги | 4.5 |
7 | Состав числа | 2,5 |
Итого 34 часа
Содержание тематического плана
Программа разбита на следующие разделы, в которых дети будут иметь возможность приобретения значимых навыков:
1. Развитие навыков количественного счета. Числа и операции над ними. Овладение способами выполнения математических действий, решение примеров и сравнение чисел до 20. Закрепление счётных навыков. Образование следующего и предыдущего числа. Соотнесение цифры с количеством (до 20),
2. Развитие концентрации внимания. Упражнения на внимание, мышление. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности, исключение из ряда названных предметов или групп предметов, нахождение аналогичных рисунков по контурам, выбор из множества два одинаковых предмета, после анализа предмета выбор из множества геометрических фигур составляющие для его построения
- Развитие умения решать простые задачи. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание. Решение задач типа: «больше на ...», «меньше на..»
- Развитие логического мышления. Решение простейших логических задач. Группировка предметов по определённому признаку. Исключение предмета из группы по определённому признаку, выявление отличительного признака у ряда предметов. Определение недостающей фигуры в таблице, нахождение пары предмету используя закономерность. Работа с таблицами и логическими задачами.
5 Сравнение чисел. Чтение равенства и неравенства; сравнение числа, используя понятия «больше», «меньше», «больше на…», «меньше на..». Применение математических знаков «больше», «меньше», «равно».
6 Ориентировка на листе бумаги. Развитие ориентировки по плану. Определяют положение предметов в пространстве, графически изображают направление движения. Знакомство с адресом клетки таблицы. Решают простые и усложнённые лабиринты
7 Состав числа. Развитие умения составлять числа первого десятка из двух меньших.
Занятия состоят и двух частей, между которыми проводится физкультминутка.
Содержание учебного (тематического) плана
№ п/п | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия |
1 | 09.09 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 1 | 0,5 0,5 |
2. Развитие концентрации внимания. Графическое задание |
2 | 16.09 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 1 | 0,5 0,5 |
2. Развитие логического мышления. Классификация |
3 | 23.09 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 1 | 0,5 0,5 |
|
4 | 30.09 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 1 | 0,5 0,5 |
2. Развитие концентрации внимания. Зачеркни по образцу |
5 | 07.10 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 2 | 0,5 0,5 |
2. Развитие концентрации внимания. Не ошибись |
6 | 14.10 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 2 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Развитие концентрации внимания. Найди, чья тень |
7 | 21.10 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 2 | 0,5 0,5 | 1. Сравнение чисел 2. Развитие концентрации внимания. Обведи фрагмент. |
8 | 28.10 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 2 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Развитие концентрации внимания. Найди лишний предмет. |
9 | 04.11 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 3 | 0,5 0,5 | 1. Сравнение чисел 2. Развитие концентрации внимания. Найди одинаковые предметы. |
10 | 11.11 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 3 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Развитие концентрации внимания. Дорисуй недостающие детали |
11 | 18.11 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 3 | 0,5 0,5 | 1. Сравнение чисел 2. Развитие логического мышления |
12 | 25.11 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 3 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Ориентировка на листе бумаги. Лабиринт |
13 | 02.12 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 4 | 0,5 0,5 | 1. Сравнение чисел 2. Развитие концентрации внимания. Одень близнецов. |
14 | 09.12 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 4 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Ориентировка на листе бумаги. Лабиринт |
15 | 16.12 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 4 | 0,5 0,5 |
2. Развитие логического мышления. Лишний предмет. |
16 | 23.12 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 4 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи. 2.Ориентировка на листе бумаги. Лабиринт Елка. |
17 | 13.01 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 5 | 0,5 0,5 |
2.Ориентировка на листе бумаги. Движение по клеткам. |
18 | 20.01 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 5 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Развитие концентрации внимания. «Расшифруй» |
19 | 27.01 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 5 | 0,5 0,5 |
2. Ориентировка на листе бумаги. Лабиринт с усложнением |
20 | 03.02 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 6 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Развитие логического мышления. Заполни таблицу. |
21 | 10.02 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 6 | 0,5 0,5 |
2. Ориентировка на листе бумаги. Движение по клеткам. |
22 | 17.02 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 6 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Развитие концентрации внимания. «Расшифруй» |
23 | 03.03 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 7 | 0,5 0,5 |
2. Ориентировка на листе бумаги. Лабирин с усложнением. |
24 | 17.03 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 7 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Развитие логического мышления. Подбери путем исключения. |
25 | 24.03 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 7 | 0,5 0,5 |
2.Ориентировка на листе бумаги. Движение по клеткам. |
26 | 31.03 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 7 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Развитие концентрации внимания. Найди геометрические фигуры. |
27 | 07.04 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 8 | 0,5 0,5 |
|
28 | 14.04 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 8 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Развитие логического мышления. Подбери подходящее. |
29 | 21.04 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 8 | 0,5 0,5 | 1. Состав числа 2. Развитие концентрации внимания. «Расшифруй» |
30 | 28.04 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 8 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Развитие концентрации внимания. Подбери геометрические фигуры. |
31 | 05.05 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 9 | 0,5 0,5 |
2. Развитие концентрации внимания. Знакомство с адресным расположением клеток в таблице. |
32 | 12.05 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 9 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Развитие логического мышления. Выявление закономерностей. |
33 | 19.05 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 9 | 0,5 0,5 |
2. Развитие концентрации внимания. «Пересели» цифру. |
34 | 26.05 | *Теоретическая часть *Самостоятельная работа *Физминутка 9 | 0,5 0,5 | 1. Развитие умения решать простые задачи 2. Развитие концентрации внимания. «Расшифруй». |
Физминутки:
- Первый гном
Первый гном присел и встал, (приседают)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (вокруг себя)
А четвертый наклонился (поклон)
Пятый вправо повернулся, (поворот вправо)
А шестой назад прогнулся, (прогнуться назад)
Гном седьмой без остановки (прыжки на месте
Прыгал высоко и долго.
Белоснежка им сказала:
«Начинаем все сначала!»
- Много ль надо нам ребята... (движения по тексту)
Много ль надо нам, ребят,а
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок!
- Буратино
Буратино потянулся, (потянуться)
Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны)
Руки в стороны развел (разводят руки)
Ключик видно не нашел (повороты вправо,влево)
Чтобы ключик нам достать (руки на поясе, встать на носочки)
Нужно на носочки встать.
- Вышли мыши как-то раз...
Вышли мыши как-то раз (ходьба на месте)
Посмотреть который час. (повороты вправо, влево)
Раз, два, три, четыре, (Хлопки в ладони над головой)
Мыши дернули за гири. (руки вниз, приседание)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)
Разбежались мыши вон (бег на месте)
- Веселая неделька
В понедельник я купался
А во вторник рисовал
В среду долго умывался
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал
- 1,2,3,4,5 Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Раз! Подняться, потянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
- По тропинке, по дорожке
По тропинке, по дорожке
Скачут рыженькие ножки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем прыгать и скакать,
Остановка - стоп! Стоп!
А руками - хлоп! Хлоп!
Подтянулись, подтянулись,
Сели тихо, улыбнулись
- Улыбнитесь
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели-встали, сели-встали,
И на месте побежали.
- Вы наверное устали?
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали!
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам - шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Мы осанку исправляем-
Спинки дружно прогибаем!
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись!
Плечи вверх назад и вниз,
Улыбайся и садись!
Способы проверки результатов освоения Программы
Формами подведения итогов являются: собеседование, наблюдение, итоговые занятия в виде игры.
Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.
Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
В конце учебного года проводится итоговое занятие, в котором участвуют все обучающиеся.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-технические условия:
Доска, мебель, соответствующие росту детей, простые карандаши, цветные карандаши, раздаточные листы, интерактивная доска, счётный материал.
Учебно- методическое обеспечение программы
Методические условия реализации программы кружка.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные:
-беседа,
-объяснение,
Наглядные:
- работа по образцу
- зрительный диктант;
Практические:
- самостоятельная работа детей в тетрадях
Типы занятий:
- первичное ознакомление с материалом;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний и умений на практике;
- закрепления и повторения.
Нормативно- правовые акты и документы:
Программа составлена в соответствии с
1.Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
- Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации.
- «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей»
приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844.
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от
24.07.1998г.
- Нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ГБОУ Школа
№2053.
- Санитарными правилами СП 2.4. -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28.09.2020 г.
Основная и дополнительная литература:
Е. Ф Бортникова "Проверяем готовность ребенка к школе» (для детей 6-7 лет) Часть 2 «Издательский дом Литур", 2020 - («Рабочая тетрадь»)
Е. Ф Бортникова "Занимательная переменка» (для детей 5-6 лет)" Издательский дом ЛИТУР" 2018. - («Рабочая тетрадь»)
С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Т. Топоркова, С. В. Щербинина "Проверяем знания дошкольника». (Тесты для детей. 7 лет) Часть 2. ОАО "Дом печати - ВЯТКА"
"Изучаем математику" Тетрадь с заданиями для развития детей 6+, 2020 г
«Найди по схеме». (Папка дошкольника) ИП Бурдина С. В.
Е. Ф. Бортникова «Учимся решать задачи» (для детей 5-6 лет) «Издательский дои Литур», 2013. - («Тетрадь» для занятий взрослых с детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Программа дополнительного образования « Ступени развития» (по развитию логического мышления детей посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Умка»...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
