Использование материалов методики М. Монтессори в логопедической работе
статья по математике
Метод Монтессори основан на природном любопытстве детей. Давно известна потребность ребенка в освоении окружающей действительности с помощью всех данных природой органов чувств. Поэтому согласно системе Монтессори обучение и развитие детей происходит через собственные действия, через призму прожитых в действии чувств. Именно процесс самостоятельного выполнения вызывает у ребенка чувство настоящего удовлетворения и интерес.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Метод Монтессори основан на природном любопытстве детей. Давно известна потребность ребенка в освоении окружающей действительности с помощью всех данных природой органов чувств. Поэтому согласно системе Монтессори обучение и развитие детей происходит через собственные действия, через призму прожитых в действии чувств. Именно процесс самостоятельного выполнения вызывает у ребенка чувство настоящего удовлетворения и интерес.
Главная идея методики Монтессори:
РЕБЕНОК УЧИТСЯ ЛЕГКО, НЕ ЗАМЕЧАЯ, ЧТО УЧИТСЯ!
В основе метода Монтессори лежит:
Развитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально разработанного и предложенного дидактического материала.
Каждый предложенный материал преследует 2 цели:
1. ПРЯМАЯ ЦЕЛЬ – самостоятельная цель ребенка,
2. КОСВЕННАЯ ЦЕЛЬ – усвоение необходимых способов для развития координации движений, концентрации внимания, развития речи.
Создавая развивающую планомерную среду Мария Монтессори и не подозревала каких прекрасных результатов добьется при работе не только с беспроблемными детьми, но и с детьми с отклонениями в развитии.
Данная система позволяет достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать опыт ребенка, научить его классифицировать. Этот внешне простой навык особенно остро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей.
Поэтому данный метод все больше привлекает родителей и педагогов разных стран.
Мы также в своей логопедической работе по коррекции речевого развития используем элементы этой уникальной системы.
Большинство детей с РН испытывают различные затруднения в восприятии, анализе, различении и воспроизведении речевых звуков. Логопедическая коррекционная работа в связи с этим строится с акцентированием внимания на усвоение норм и правил фонетики родного языка.
Среди многочисленных дидактических материалов Монтессори для развития чувств мы заинтересовались и стали широко применять на практике некоторые из них.
ШУМЯЩИЕ КОРОБКИ - для развития слухового восприятия,
БУКВЫ ИЗ ШЕРШАВОЙ БУМАГИ, ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ – для формирования образа букв, развития ловкости рук в подготовке к письму.
Предлагаем вашему вниманию варианты упражнений с использованием перечисленных материалов.
ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ
1. Цель: дифференциация гласных и согласных звуков.
Задание: называние буквы, определение гласного или согласного звука с последующим объяснением.
2. Цель: узнавание образа буквы.
Задание: внимательно рассмотреть и определить по видимой части букву.
3. Цель: формирование образа букв.
Задание: обнаружить в сухом бассейне и назвать найденную букву.
4. Цель: тактильное различение букв с помощью волшебного мешочка.
Задание: предварительное рассмотрение и называние букв, дальнейшее определение букв на ощупь.
5. Цель: формирование звуко-буквенного анализа слова.
Задание: составление слов с помощью подвижного алфавита.
6. Цель: формирование звукового анализа.
Задание: определение первого звука в названии предмета
7. Цель: формирование звукового анализа.
Задание: определение первого звука в названии предмета.
ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ
1. Цель: формирование образа букв и его звучания.
Задание: имитирование написания буквы, проведением указательным пальцем вдоль буквы с одновременным произнесением данного звука. Называние слов, начинающихся с данного звука. Сравнение букв по размеру.
2. Цель: формирование образа букв и его звучания.
Задание: тактильное определение буквы без зрительного контроля.
3. Цель: формирование образа букв и звучания звуков.
Задание: написание буквы по аналогии на шершавой поверхности.
ШУМОВЫЕ ЦИЛИНДРЫ
(набор из двух коробок, содержащих шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров разного цвета имеет свой звук).
1. Цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.
Задание: поочередное сотрясение коробочек с последующим определением аналогичного звучания.
Таким образом, использование элементов методики М. Монтессори в логопедической работе позволяет через сенсомоторное развитие ребенка, умение концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение, а также формировать речь и мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка» в младшей группе
«Большая стирка»(используя элементы методики М. Монтессори)Программное содержание1. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков;2. Поддержать стремление ребенка активно вступать в ...

Презентация «Использование материалов методики М.Монтессори в логопедической работе»
В ОСНОВЕ МЕТОДА МОНТЕССОРИ ЛЕЖИТразвитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально предложенного дидактического...

Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитие речи.
Основная цель образовательной области "Познавательное развитие" - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов. Познавательные ...

«Использование приемов методики М. Монтессори в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ».
Категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – неоднородная по своему составу группа и объединяющая детей с различными отклонениями физического и (или) психического р...

«Использование приемов методики М. Монтессори в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ».
В своей дидактике Монтессори придумала ряд дидактических материалов и подробно описала методику развития сенсорных ощущений: барических, стереогностических, тактильных, хроматических, зрительных, слух...

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада» Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори.
Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада»Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори....
Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ТНР «Звук[С]» с использованием элементов методики М. Монтессори
Данное занятие с использованием элементов методики М. Монтессори учит концентрировать внимание и сосредоточенно работать, контролировать себя, свою деятельность и поведение, а та...
