конспект занятия по ФЭМП старшая группа
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гулява Любовь Борисовна

Конспект занятия по ФЭМП старшая группа "Знакомство с цифрой "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_otkrytoe.docx155.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Бийска

Конспект

Тема: «Знакомство с цифрой 4»

Образовательная область «ФЭМП»

(Старшая группа№ 17)

Воспитатель: Гуляева Л.Б.

г. Бийск, 2024

Цель: Познакомить с цифрой 4.

Задачи: Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах5 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число …меньше числа…».

Продолжатьучитьопределятьнаправлениедвижения,используязнаки-указателинаправлениядвижения.

Закреплятьумение последовательноназыватьднинедели.

Демонстрационный материал: Наборное полотно с 5 полосками, 15 кругов одного цвета, 4 круга другого цвета, зайчик.

Раздаточный материал: пятиполосные карточки, круги одного цвета (по 15 шт. для каждого, карточки с цифрами от 1 до 4.


ХОДзанятия:

Организационный момент, начало занятия включающие:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети стоят на ковре

- Лестница!

- Ребята, отгадайте загадку:

Что это за дорога:

Кто по ней идет-

Тот хромает?

Что это?

-Правильно, сейчас я вам покажу лестницу, но не обычную- из кркжочков.

-Ребята, сегодня утром, когда я шла к вам в детский сад, мне по пути встретился зайчик. Он был очень грустным и рассказал мне про свою беду. Дело в том, что во время сильной метели в лесу зайчишка потерял свою маму и теперь он остался совсем один, ему очень страшно и одиноко. Ребята, поможем зайчишке найти свою маму?

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

- 1

- 2

- 2

- на 1

- 1

- на 1

- на 1

 - Каждый раз к числу добавляем еще один

Дети отсчитывают на верхней полоске пятиполосной карточки 5 кругов одного цвета, на второй полоске – 4 круга, на третьей – 3 и т. д.

Дети сравнивают числа 4 и 3, 3 и 2, 2 и 1 и уточняют отношения между рядом стоящими числами.

Затем дети проводят зайчика по лестнице сверху вниз и считают в обратном порядке, начиная с 5.

- Каждый раз от названного числа отнимали один.

- Нам встретился 1 друг зайчика.

- Можно обозначить цифрой 1.

- Стало 2 друга.

- Обозначить можно числом 2.

- 3 друга пришло.

- Всего 4 зверят.

- Цифра 4 похожа на стул.

- 1, 2, 3, 4

- У стола 4 ножки

- У квадрата 4 угла.

- У зайчонка 4 лапки.

Дети повторяют названия дней недели.

- Чтобы помочь зайчонку нам нужно сначала пройти по этой лестнице.

Воспитатель обращает внимание детей на верхнюю полоску и уточняет:

- Сколько кругов на первой полоске?

-  Сколько кругов на второй полоске?

- Какое число больше: два или один?

- Какое число меньше: один или два?

- На сколько число два больше числа один?

- На сколько число один меньше числа два?»

По мере выяснения отношений между рядом стоящими числами воспитатель заменяет последний круг на каждой полоске на круг другого цвета (чтобы было видно, что последующее число увеличилось на один).

Воспитатель вместе с детьми ведет зайчонка по ступенькам и считает: «Один, один и один —два, два и один —три…

- Что мы делаем, когда считаем от одного до пяти?»

А сейчас сядем за столы и поможем зайчику спуститься с лестницы вниз.

 - Какое число больше: пять или четыре?

- Какое число меньше: четыре или пять?

- На сколько число пять больше числа четыре?

- На сколько число четыре меньше числа пять?»

- Что мы делали, когда считали от пяти до одного?»

-Давайте немного разомнемся.

В понедельник мы стирали,

Пол во вторник подметали.

В среду - мы пекли калач.

Весь четверг играли в мяч.

В пятницу мы чашки мыли,

А в субботу - торт купили.

И, конечно, в воскресенье

Звали всех на день рожденья.

Пели, прыгали, плясали,

Дни недели – посчитали.

- Ребята, смотрите, сколько друзей зайчика встретилось нам на пути. Сколько друзей пришло?

- Какой цифрой можно обозначить число один?

- Хорошо, выложите перед собой на столе карточку с цифрой 1.

Посмотрите, к нам пришел волчонок. Сколько друзей теперь стало?

- Какой цифрой можно обозначить число 2?

- Правильно, выложите карточку с цифрой 2.

- А вот и бельчонок пришел на помощь. Сколько друзей?

- Выкладывайте карточку с цифрой 3.

А теперь скажите, сколько всего зверят?

- Правильно, всего 4 зверят. Ребята, на что похожа цифра 4?

- Дети, найдите карточку с цифрой 4 и положите в ряд с другими цифрами, называя их по порядку

- А теперь напишем в воздухе цифру 4 пальчиком. Хорошо, а теперь покажите цифрой, сколько ножек у стола?

- Сколько углов у квадрата?

- Сколько лапок у зайчонка?

-Ребята, мама зайчиха предлагает вам отгадать загадки:

Первый день большой недели,

Трудовой день, не бездельник,

Как зовется... (понедельник).

Прокричал усатый дворник:

«День второй в неделе (вторник)!»

Третий день не ерунда,

Как зовется он... (среда).

День четвертый лень отверг,

Как зовется он... (четверг).

Пятый день — опрятница,

Как зовется... (пятница).

День шестой — конец работы,

Как зовется он... (суббота).

А седьмой день — всем веселье,

Как зовется... (воскресенье).

По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются соответствующие карточки с кругами.

- Вы порадовали меня, ребята, внимательно слушали и все делали правильно, поэтому нам удалось выполнить задание.

Игровое упражнение «Строим лесенку».

На наборном полотне на 5 полосках выложены круги одинакового цвета (от одного до пяти).

Физминутка.

П/И «Дни недели»

Игровое упражнение «Собираем друзей на помощь»

Воспитатель загадывает загадки о днях недели и предлагает детям найти карточки с таким количеством кругов, которое показывает последовательность дней недели:

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

- Зайчонку.

- Лесенку

- 5

-Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

- 4

- Зайчонку.

-Ребята, кому мы сегодня помогали?

-Что мы сегодня строили?

-Сколько ступеней у лесенки?

-Какие дни недели вы знаете?

-Сколько гостей было у зайчика?

-Кому мы нашли дорогу?

-Молодцы!

А теперь я предлагаю вам отправиться погулять и поиграть в наши любимые игры.


Ход занятия.

I часть. Игровое упражнение «Строим лесенку».

В.: Здравствуйте ребята!

Отгадайте загадку:

Что это за дорога:

Кто по ней идет-

Тот хромает?

Что это?

Дети: Лестница!

В.: Правильно, сейчас я вам покажу лестницу, но не обычную- из квадратиков.

У меня есть зайчик, ему нужно помочь- спуститься с самой высокой лестницы на самую низку, для этого нам нужно с вами правильно считать.

______________________________________________________________________________

На наборном полотне на 5 полосках выложены квадраты одинакового цвета (от одного до пяти).

Воспитатель обращает внимание детей на верхнюю полоску и уточняет: «Сколько квадратов на первой полоске? Сколько квадратов на второй полоске? Какое число больше: два или один? Какое число меньше: один или два? На сколько число два больше числа один? На сколько число один меньше числа два?»

По мере выяснения отношений между рядом стоящими числами воспитатель заменяет последний квадрат на каждой полоске на квадрат другого цвета (чтобы было видно, что последующее число увеличилось на один).

Воспитатель вместе с детьми ведет матрешку по ступенькам и считает: «Один, один и один — два, два и один — три... Что мы делаем, когда считаем от одного до пяти?» (Каждый раз к числу добавляем еще один.)

В.: Молодцы ребята!

II часть. Работа с раздаточным материалом.

 

В.: А теперь вы у себя будете строить лесницу, а зайчик посмотрит у всех ли получилось.

______________________________________________________________________________

Дети отсчитывают на верхней полоске пятиполосной карточки 5 прямоугольников одного цвета, на второй полоске — 4 прямоугольника, на третьей — 3 и т. д.

Затем воспитатель спрашивает: «Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? На сколько число пять больше числа четыре? На сколько число четыре меньше числа пять?»

Дети сравнивают числа 4 и 3, 3 и 2, 2 и 1 и уточняют отношения рядом стоящих чисел.

Затем дети проводят зайчика по лестнице сверху вниз и считают в обратном порядке, начиная с 5. «Что мы делали, когда считали от пяти до одного?» (Каждый раз от названного числа отнимали один.)

III частьПодвижная игра «Дни недели, стройтесь».

В данном занятии подвижная игра заменила физ.минутку.

В.: Ребята, какой сегодня день недели?

А какой был вчера?

А завтра какой будет?

Сколько дней вы отдыхаете?

Сколько дней ходите в садик?

Я вам сейчас буду загадывать загадки про дни недели.

______________________________________________________________________________

В.: Молодцы!

А теперь поиграем в игру.

______________________________________________________________________________

Группа делится на подгруппы по семь человек. Каждая подгруппа берет карточки с кругами определенного цвета.

Дети под музыку двигаются по кругу, по ее окончании каждая подгруппа составляет свою неделю, начиная с понедельника и заканчивая воскресеньем. Затем путем переклички проверяется правильность выполнения задания.

Игра повторяется 2 — 3 раза со сменой карточек.

IV частьИгровое упражнение «Собираем гостей на праздник».

В.: Ребята, скоро у нас с вами праздник Новый год!

Наш зайчик тоже хочет отпраздновать Новый год, и хочет пригласить к себе на елку своих друзей. Давайте посчитаем сколько придет к нему гостей.

Зайчонок считает гостей и просит детей помочь обозначить цифрой, сколько их. Зайчонок встречает лисенка и уточняет: «Сколько гостей пришло? Какой цифрой можно обозначить число один?»

Вызванный ребенок выставляет цифру на доске, дети находят ее у себя и выкладывают на столе.

Зайчонок встречает медвежонка, и тд. Каждый раз дети определяют количество гостей, обозначают полученное число цифрой и выкладывают его на доске и у себя на столах по порядку.

Зайчонок приглашает зверей в хоровод и предлагает детям сосчитать, сколько всего гостей.

Воспитатель ставит гостей в ряд и спрашивает: «Сколько всего гостей?» Показывает цифру 4, которой можно обозначить число 4, и уточняет, на что она похожа.

Дети находят карточку с цифрой 4, кладут в ряд с другими цифрами и называют их по порядку (1, 2, 3, 4).

Гости дают детям задания: «Покажите цифрой, сколько ножек у стола (сколько углов у квадрата, сколько уголков у подушки, сколько лапок у зайчонка)?»

Дети показывают цифру 4 и объясняют, почему показали эту цифру.

В.: Молодцы, хорошо считали!

V частьДидактическая игра «Поможем зверятам найти дорогу».

Дети рассматривают план, на котором обозначены ориентиры и направление движения. Затем рассказывают зверятам, как пройти зайчику к морковке, а бельчонку к елке, называя ориентиры и направление движения.

Рефлексия.

В.: Что мы сегодня строили?

Сколько ступеней у лесенки?

Какие дни недели вы знаете?

Сколько гостей было у зайчика?

Кому мы нашли дорогу?


Picture backgroundPicture background



Picture background

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП (старшая группа) по теме: "Путешествие к звездам"

В данном конспекте представлены игры и задания на ориентировку на листе бумаги, нахождении смежных чисел, арифметических задач, знакомство с солнечной системой....

Конспект занятия по ФЭМП - старшая группа

Математика возникла очень давно. Человек собирал фрукты, выкапывал плоды, ловил рыбу и запасал все это на зиму. Чтобы понять, сколько запасено пищи человек изобрел счет. Так начала зарождаться математ...

конспект занятия по ФЭМП старшая группа

 Цель: закреплять умение распознавать геометрические фигуры,  в предметах окружающей действительности, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Учить ориентироваться н...

Конспект занятия по ФЭМП старшая группа " Путешествие в страну математика"

Занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в старшей группе«Теремок»Тема: «Путешествие в страну математика» Программные задачи:Обучающие зада...

Конспект занятия по ФЭМП старшая группа

Конспект занятия по ФЭМП старшая группаЗадачи:1.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.2.Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (с...

Конспект занятий по ФЭМП старшей группы. Тема: Загадки леса.

Конспект занятий по ФЭМП старшей группы.Тема:Загадки леса....

План-конспект занятия познание (ФЭМП)старшая группа Путешествие в мир математики

Цель: формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8; продолжать учить детей ориентироваться на плоскости, узнавать и разли...