Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
статья по математике (старшая группа)

Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием способствуют развитию у детей концентрации внимания, умению логически рассуждать, анализировать. спорить, доказывать свое мнение. Сюжетно-ролевая игра дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_v_syuzhetno-rolevoy_igre.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста

в сюжетно-ролевой игре

Начальное обучение дошкольников математическим представлениям осуществляется на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как можно получить число; измерять длину, ширину, высоту предметов; определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры и т.д.). Однако дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приближено, а точно? Не уяснив на занятиях значения совершаемых действий, дети выполняют их механически. Усвоение и применение знаний рассматриваются как две стороны единого процесса развития дошкольника, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение, раскрываются новые существенные связи и отношения, появляется возможность их использования в различных незнакомых ситуациях.

Роль сюжетно-дидактической игры, помогающей дошкольникам овладеть элементарными математическими знаниями и умениями, развить новые познавательные мотивы детей, велика. Дошкольники, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке. Система сюжетно-дидактических игр должна быть выстроена с учетом последовательности и усложнения программных задач. Каждая игра должна быть основана на практическом применении счетно-измерительных действий, освоенных детьми на занятиях по математике, что обеспечивает тесную взаимосвязь образовательной деятельности и последующей игры. Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.

Сюжетные игры должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

При проектировании и проведении сюжетно-дидактических игр воспитатель должен руководствоваться принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников. Для реализации этого положения необходимо:

– определить возможность применения знаний о числе, счете и измерении в детских играх;

– обеспечить преемственность между содержанием занятий по математике с последующей игровой деятельностью;

– включать в игры специфические действия, направленные на формирование первоначальных математических представлений и понятий.

Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения. Для построения игр надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:

– она должна быть общественно значимой и доступной для понимания детей. Действия счета и измерения должны выполнять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения социально значимых результатов;

– профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по процессу счета и измерения, так и по получаемому продукту;

– содержание трудовых действий и отношений взрослых должно быть доступным для воспроизведения в игровых ролях;

– сообщаемым знаниям следует придавать эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о взаимосвязях людей в трудовом процессе, о применении счета и измерения в разных сферах жизни, чтобы у воспитанников возник интерес к трудовым профессиям и желание включать их в игры;

– необходимо использовать разнообразные методы и приемы, позволяющие знакомить детей с разными видами труда.

Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр. Для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия:

– дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отображаемой в игре. Тогда, решая игровую задачу, они будут целенаправленно и достоверно воспроизводить в игре счетно-измерительные действия;

– при отображении труда следует включать в игру действия счета и измерения не как одноразовое поручение, а как действия, закрепленные за данной ролью. В этом случае они будут выступать как средства достижения цели деятельности, как практическая необходимость в применении математических знаний;

– последовательность выполняемых ребенком действий с реальными предметами, а затем их изображениями должна приводить к результату, который будет являться проверкой правильности выполнения действий счета или измерения. Тем самым будет раскрываться смысл и значение реальных действий.

Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия. Осуществление этого принципа создает условия для практического применения и развития математических представлений каждого дошкольника, для формирования эмоционально-положительного отношения к указанным знаниям, для развития самодеятельности и активности всех участников игры. Чтобы реализовать данные положения, необходимо:

– обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей. В этом случае усвоенные правила и способы действий дети будут переносить в другие игры с новыми объектами. Сфера применения знаний значительно расширится;

– готовить вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появится интерес к содержанию игры, к будущим ролям и развертыванию сюжета;

– игры, предполагающие использование счета и измерения, следует организовывать наряду с существующими в группе другими играми. Это позволит удовлетворить интересы всех детей.

Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль. Это положение имеет принципиальное значение как с точки зрения организации самой игры, так и с точки зрения направленности и руководства ею. Необходимость участия взрослого в игре диктуется следующими положениями:

– счетно-измерительные действия нужно выполнять не приблизительно, а правильно и точно, иначе допущенные ошибки будут закрепляться;

– беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность естественно (изнутри) видеть всю игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных со счетом и измерением, при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т. п., влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество.

Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка). Целенаправленное воздействие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математическими знаниями. С этой целью воспитателю необходимо:

– подбирать роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;

– предлагать решение посильных для ребенка задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоятельности;

– создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска;

– удивляться догадкам детей, их сообразительности, поддерживая атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

Переход от практического счета предметов к действиям сета в плане представлений, а затем к операциям с числами. Пути реализации этого принципа следующие:

– осуществление в игровых ситуациях постепенного перехода счета реальных предметов к их заместителям, а затем к устному счету;

– создание по ходу игры ситуаций взаимодействия с партнером, в которых возникает необходимость словесного обозначения количества (постановки задачи или вопроса, сообщения результата);

– постепенное повышение уровня трудности задач, решение которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний. Педагогу, организующему сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, следует хорошо знать и свободно ориентироваться в методах и приемах руководства этими играми. В организации и проведении таких игр выделяют три этапа. Руководство на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей математических представлений, уровнем их игровых навыков и умений.

На первом этапе ведущая роль принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре. Становясь непосредственным участником игры, педагог через роль включает в нее математическое содержание, контролирует правильность решения задач, оказывает своевременную помощь, индивидуализирует задания с учетом возможностей, знаний и опыта каждого ребенка, поощряет инициативу и самостоятельность, поддерживает ситуацию успеха. Часто бывает так, что некоторые дети, выполняя роли, действуют привычным способом, т.е. не применяя математические знания. В таком случае воспитателю необходимо создать проблемную ситуацию (например, кому-то не хватает еды, платье не по размеру и т.п.), которую совместно с детьми решают. Это приводит к пониманию необходимости и важности использования математических знаний (счета, измерения и т.д.)

На втором этапе в большинстве случаев игра организуется детьми, успешно овладевшими теми или иными математическими представлениями, которые будут применимы для данной игры. Взяв на себя роль организатора игры, дети стремятся выполнить ее ответственно и добросовестно. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях. Для поддержания интереса к играм и выполняемым в них математическим операциям, педагогу необходимо создавать новые игровые ситуации, усложнять задания, которые требуют от ребенка осмысленного использования математических знаний.

Третий этап характеризуется возникновением самостоятельных игр по инициативе детей. Все роли, в то числе, включающие математические представления, разыгрывают воспитанники. Воспитатель - активный наблюдатель, может участвовать в качестве нейтрального лица (советчика), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счетные задачи. Лишь в отдельных случаях (дети испытывают затруднение, обогащение сюжета и т.д.) он включается в игру, беря на себя какую-либо роль. На этом этапе дошкольники проявляют много творчества, инициативы, самостоятельности. Они с интересом выполняют все роли, особенно те, в которых должны пересчитать, сравнить, измерить. Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала.

И так, педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

– организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,

– творческое создание обстановки для игры;

– организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;

– создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.

ФГОС ДО предъявляет требования педагогам к организации условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать компетентную, социально-адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве. Личность, умеющую отстаивать свою точку зрения, способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Организация сюжетно-ролевой игры проходит в два этапа: предварительный и непосредственно ход игры. Предварительная работа в организации сюжетно – ролевой игры имеет решающее и первостепенное значение. Недостаточно просто научить детей играть или, как делают многие педагоги, распределить роли и заучить с детьми слова и фразы из сценария игры. Важно сформировать представление о том, во что и как дети будут играть, инициировать желание играть именно в эту игру. Поэтому, педагогам при подготовке к сюжетно – ролевой игре можно посоветовать использовать разнообразные методы и приемы взаимодействия с детьми. Виды совместной деятельности педагога и детей при подготовке к сюжетно – ролевой игре:

1. Беседы по теме игры.

2. Экскурсии и походы.

3. Чтение художественных произведений.

4. Тематические занятия (НОД).

5. Сюжетное и предметное рисование, аппликация, лепка.

6. Дидактические и настольные игры

7. Театральная деятельность (инсценировка и драматизация сказок).

8. Рассматривание предметных и сюжетных картинок и составление

рассказов по ним.

9. Просмотр видеосюжетов.

10. Чтение художественной литературы.

При подготовке к сюжетно – ролевой игре нужно привлекать и родителей детей. Например, при изготовлении атрибутов для игры, в организации выхода из детского сада на экскурсии и в походы и т.д. Предварительная работа должна строиться не только с учетом того, какой вид игры выберут сами дети, но и какой вид подходит именно для конкретного детского коллектива. Кроме того, выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется целью, преследуемой воспитателем.

Существенное значение для организации и проведения сюжетно-ролевой игры с математическим содержанием имеет подготовка игрового материала. Здесь поможет коллекционирование – собирание коллекций из предметов, необходимых для игры (например, коллекция новогодних игрушек для игры «Новогодняя ярмарка в гипермаркете»); коллекция театральных билетов и программок для игры в « Театр»; открыток, предметов, игрушек для игры в «Музей» и др.). Создание временных и постоянных коллекций требует определённого места хранения коллекции, побуждает детей к рассматриванию предметов и придумыванию игрового контекста их применения.

Этап подготовки к игре включает совместную продуктивную деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры (например, изготовление рекламных плакатов, талончиков для лотереи, коллажей и др.). В процессе подготовки игрового материала дошкольники переживают радость совместного труда, получают удовлетворение при использовании в играх самостоятельно сделанных игрушек, атрибутов. У них развивается инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи, формируется познавательная и игровая мотивация.

На втором этапе происходит разворачивание сюжета. С целью включения детей в игровую деятельность, воспитателю необходимо использовать различные приемы:

1. что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось;

2. что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.);

3. приходит кто-то в гости или игрушка;

4. эффект неожиданности (шум, треск, стук...);

5. делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно и др.);

6. интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите);

7. договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то;

8. специально организованная проблемная ситуация.

Определив проблему, тему игры старшие дошкольники выдвигают различные варианты ее решения. Важно не оценивать ответы детей, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов.

В ходе разворачивания сюжета игры происходит совместная игровая деятельность воспитателя и детей, самостоятельная игровая деятельность детей, применение усвоенных знаний (математических представлений, знаний об окружающем мире) в игровой деятельности. В зависимости от этапа развития игры в данной группе осуществляется педагогическая поддержка детей на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позиций. На третьем этапе происходит наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, подсказывает новые задания математического содержания, осуществляет определение задач развития игры на перспективу.

Таким образом, четко выстроенная педагогом работа по организации сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием способствует расширению представлений об окружающем мире, совершенствованию монологической и диалогической речи детей, знакомству детей с трудом взрослых, с характерными особенностями разных профессий, закреплению математических представлений.

Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием способствуют развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать, спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-ролевая игра вне занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа, направленная на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

В программе вы найдете практический материал для занятий по социализации детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре....

«Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольн...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Обобщенный опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности...

Математическое развитие детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Дошкольный возраст, как нам известно, является промежуточным этапом между ранним возрастом и школой. Этот этап невероятно ответственен, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея за плеч...

«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»

Предлагаю вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений в сюжетно-ролевых играх"...