«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»
статья по математике (старшая группа)

Нагайко Екатерина Борисовна

Предлагаю вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений в сюжетно-ролевых играх"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_sayt.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на городском профессиональном объединении

педагогов по познавательному развитию на

тему:

«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»

Подготовила

воспитатель

Нагайко Екатерина Борисовна

2023г.

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: число, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Воспитатели учитывают этот интерес и создают условия, которые помогают расширить знания детей в этой области. Знакомство детей с миром элементарной математики происходит интегрированно во всех образовательных областях и во всех видах деятельности детей: на занятиях по математике, развитию речи, изобразительной и конструктивной деятельности, во время экспериментальной деятельности, физкультурных и музыкальных занятий.

Но когда мы ведем речь о старшем дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. Именно поэтому особое значение в ДОУ придаётся созданию развивающей предметно-пространственной среды, так как ведущий вид деятельности дошкольника - ИГРА. Существует великое множество дидактических и настольно-печатных игр, помогающих познакомить детей с математическими понятиями. Но хочется более подробно остановиться на одном из главных видов игровой деятельности - сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно -ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях отражают свой личный опыт и знания, полученные на занятиях, в семье, в общении.

Рассмотрим сюжетно-ролевые игры как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников. Как же организованная работа по математическому развитию детей в сюжетно - ролевых играх будет способствовать повышению уровня математического развития детей? В этом нам поможет насыщенная, разнообразная предметная среда, которую можно создать для каждой сюжетно-ролевой игры. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов для игры, они получают удовольствие от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута.

«Семья».

Кукольная посуда и тканевые салфетки. Эти атрибуты помогут формированию представлений о цвете, размере и форме. Воспитатель в процессе игры предлагает подобрать салфетку и посуду по цвету и размеру. Можно посчитать, сколько кукол посадили за стол и сколько нужно для них тарелок, сколько тарелок не хватает и т. д.

Можно использовать алгоритмы сервировки стола: карточки с обозначениями столовых принадлежностей. Например, синий квадрат - салфетка синего цвета, желтый большой круг - желтая тарелка, маленький красный прямоугольник - красная кружка. Вариантов таких алгоритмов можно составить великое множество, что очень разнообразит игру и поможет ребенку закрепить представления о цвете, форме, размере, способствует развитию логического мышления.

Муляжи конфет, овощей и фруктов также пригодятся для закрепления представлений о счете, форме и величине. Сколько нужно конфет, чтобы всем хватило? Сколько не хватает? Интересным атрибутом могут стать муляжи продуктов, которые можно делить на части (наборы «разрезных» продуктов на липучках). С их помощью дошкольник усваивает понятия «часть -целое». Для сюжета «Готовим обед» также можно изготовить алгоритмы приготовления еды.

Кукольная одежда. С её помощью закрепляются представления о цвете, размере. Например, большой кукле надо большое платье, а маленькой кукле -маленькое.

«Гости».

Один из сюжетов игры «Семья» - это сюжет «Идём в гости» или «Встречаем гостей». Для этих сюжетов нужны разноцветные коробки разной величины и формы. Они так же помогают детям закрепить в игре представления о форме, величине, цвете.

«Парикмахерская, салон красоты».

Одними из немаловажных атрибутов для этой игры являются заколки, резинки, альбом с причёсками. Как можно их использовать для формирования математических представлений? Парикмахер в беседе с клиентом интересуется, какую прическу сделать: с длинными волосами или короткими, на какую сторону причесать, сколько сделать хвостиков или косичек,с какой стороны прикрепить заколки и т. д.

Поездка на транспорте.

Дети с удовольствием трансформируют окружающую среду для своих игр. И вот уже стулья превратились в автобус (поезд, троллейбус и т. д.) Формированию математических понятий в таких играх помогут «билеты» с изображением геометрических фигур разных цветов, карта маршрута транспорта по группе (ориентировка в пространстве, «деньги» для покупки билетов (счёт).

«Больница, поликлиника, аптека».

В нашей группе для этих игр была изготовлена аптечка. В хозяйственном магазине была куплена настольная этажерка с выдвижными ящичками. Вместе с детьми были изготовлены картонные прямоугольники с изображением геометрических фигур разного цвета, формы, величины. Доктор мог выписать рецепт с определенными лекарствами (например, две большие синие таблетки или пять маленьких красных таблеток). так же были изготовлены коробочки и баночки с геометрическими фигурами разного цвета и количества из плёнки-самоклейки.

Для сюжета «Окулист» пригодится таблица для проверки зрения с геометрическими фигурами разной величины и карточки – схемы гимнастики для глаз.

«Строитель».

Различные виды конструкторов, макеты домов, чертежи домов, схемы построек способствуют формированию знаний об объемных геометрических фигурах, ориентировке в пространстве, понятий «справа - слева-вверху-внизу». Совершенствуется счёт: дети при рассматривании схем считают, сколько нужно деталей конструктора. Также важно, чтобы у детей была возможность зарисовывать свои собственные постройки.

«Магазин».

Развивающая среда для этой игры очень богата и разнообразна. С помощью «денег» для покупок ребенок закрепляет состав числа, счёт. С помощью различных товаров (салфетки, одежда, разной формы и цвета, посуда, продукты и т. д.) закрепляются форма, размер, умение сравнивать, группировать. Например, можно попросить ребенка разложить товар на полке по величине. С помощью весов дети усваивают понятие веса, учатся сравнивать предметы (тяжёлый - лёгкий, использовать меры веса.

«Ателье».

В данной сюжетно-ролевой игре дети действуют с различными кусочками ткани, ленточками разной длины и ширины, с пуговицами разного размера и цвета. Это помогает им учиться сравнивать предметы, группировать их по определенным признакам. Например, разложить пуговицы по размеру или подобрать две ленты одинаковой длины.

Мы рассмотрели некоторые сюжетно-ролевые игры. Богатство и разнообразие сюжетов, в которых дети обыгрывают свои впечатления и знания, даёт возможность педагогу создать насыщенную предметную среду, способствующую развитию детей. Таким образом, становится понятно, что сюжетно-ролевая игра дает возможность детям использовать, закреплять и уточнять математические представления, полученные в процессе накопления жизненного опыта, совместной деятельности со взрослыми или непосредственной образовательной деятельности.

Список используемой литературы:

1. А.М. Леушина Математические знания и их роль в умственном развитии // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4–6. — СПб.: ЛНПК АРК, 2014. – С. 6.

2. Л.С. Метлина. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. 2-е издание. перераб. – М.: Просвещение, 1984. – С. 4.

3. А.А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.: Просвещение, 1987. – С. 3-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские игры по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. С помощью игры закрепляются полученные знания, умения, навыки. В игру ребёнок включается с охотой и с желанием.Уважаемые педагоги! Хочу ...

КАРТОТЕКА: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, у детей старшего дошкольного возраста".

Игры с цифрами и числами, игры на ориентирование в пространстве, игры путешествия во времени, игры с геометрическими фигурами и их преобразованием. Индивидуальна работа с детьми старшего дошколь...

Интерактивная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Числовые домики""

Интерактивная дидактическая игра по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Числовые домики"Разработала воспитатель высшей квалификационной категор...

Конспект интерактивной игры по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Форт Боярд"

Конспект интерактивной игры по формированию элементарных математических представлений  у детей старшего дошкольного возраста "Форт Боярд" может быть полезен для воспитателей детских сад...

Проект "Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста".

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого...