Статья : "Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Николенко Ольга Николаевна

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упустить
случая, сделать его немного занимательным»
Б. Паскаль

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Многие известные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах.Обучение проводится на протяжении трех кварталов учебного года. В четвёртом квартале рекомендуется закреплять полученные детьми знания в играх, на занятиях физической культурой, на прогулках и в повседневной жизни. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут. Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приёмы ( сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций). Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию. Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности. При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.

 В процесс обучения полезно включать пословицы, считалки, загадки. С их помощью дошкольникам предлагается объяснить ход решения различных математических задач. Это способствует и речевому развитию детей. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятии. Кроме того, предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем.

В конце учебного года с помощью специально разработанных диагностических методик  проводится тестирование уровня овладения детьми знаниями, умениями и навыками. Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе!

 Основные направления работы со старшими дошкольниками

  1. Формирование представлений о числах

- дети должны научиться правильно отвечать на вопросы: «Сколько?»; «Какой по счёту?»; согласовывая при этом числительное с существительным в роде, падеже, числе,  различать порядковый и количественный счёт закрепляя его в упражнениях и дидактических играх: «Какой игрушки не стало?», «Кто первый?» и других.

  1. Обучение измерению

-в старшей группе детей учат измерять с помощью условной меры длину протяжения, объем жидкий и сыпучих тел, переводя количественные отношения в наглядно-представляемые множества. 

3. Ознакомление с геометрическими фигурами

-В старшей группе дети знакомятся с новой для них фигурой - овалом. Обычно они сами отличают овал от круга, начинают формировать представления о четырехугольнике. 

4.Овладение пространственными представлениями

-  в старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Новая задача - научить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. 

Выделяют три вида ориентации в пространстве:

 - установление принадлежности предмета (точки) линии или плоскости

-установление расположения предмета относительно других, находящихся вместе с ним на одной линии, или на плоскости, или в пространстве: между, перед, за, выше, ниже, справа, слева, над, под.

 - расположение внутри или вне замкнутой линии или емкости: внутри и вне (снаружи). 

Закрепление и углубление временных представлений

- в  старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели.Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе.

Условия успешного обучения дошкольников началам математики

В старшем дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений. Задача обучения заключается  в том, чтобы руководить познанием, направлять процесс усвоения понятий от случайных признаков к существенным. На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также форма его преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность детей, заронить в сознание ребёнка семена познания. Процесс обучения надо организовать так, чтобы появилась собственная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.

Без учебного процесса на занятие математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово - ТВОРЧЕСТВО!

Список литературы:

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду. 5-6 лет: Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Новикова В.П. Математика в детском саду. 6-7 лет: Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. 3.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.
  4. 4.Новикова В.П. Мои часы: Время, часы, календарь: практические занятия: для детей 5-7 лет. - М.: Карапуз, 2003.
  5. 5.Канашевич.Т. Математика. Пространственные отношения. - М.: Современная школа, 2008.
  6. 6.Помораева И.А.,Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  7. 7.Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - М.: ВАКО, 2009.
  8. 8.Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика - Синтез, 2009.
  9. 9.Антонова А.В., Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

        Средняя школа №56        

города Ульяновска Ульяновской области

                                                                                                                                                                                                                           

Проект в подготовительной группе:

«Сказочное оригами»

                                                                           

 

                                                                  составила:

воспитатель

Тимлина Оксана Олеговна

Ульяновск, 2019

Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный.

Срок реализации проекта: 2 месяца.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

База проведения: дошкольная подготовительная группа МБОУ СШ №56 города Ульяновска

Проблема: Существующие противоречия между социальной потребностью общества в формировании активной творческой личности и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих успех этого процесса.

Актуальность: В последнее время остро стоит вопрос тотальной компьютеризации общества. Дети чрезмерно много времени проводят за электронными гаджетами, поэтому появилась потребность заинтересовать их новым занятием, которое не требует большой материальной базы, а также дети могли бы совместно с родителями заниматься дома. Древнее японское искусство «Оригами» - прекрасное средство увлечь детей. При этом в процессе выполнения оригами формируются новые знания и умения, развивается мелкая моторика рук, так необходимая далее в будущей школьной жизни. А сказочный контекст позволяет быстро и максимально привлечь внимание дошкольников.

Цель проекта: Развивать познавательную активность и слухового восприятия дошкольников. Развитие семейного творчества.

Задачи проекта:

•  Расширение представлений детей об оригами, истории его появления,  разнообразии, возможностях его применения.

• Знакомить с основным приемам оригами,  учить отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности.

•Воспитывать у детей уважение к культуре других народов мира.

•Развивать творческое воображение, память, глазомер, фантазию детей путем изображения сказочных героев посредством оригами.

•Воспитывать у детей любознательность, эстетические чувства.

•Расширение словаря по теме «Оригами. Основные приемы и схемы.»

1 этап. Организационный.

- Выбор темы проекта

- Постановка цели и задач

- Изучение методической работы

- Составление плана работы

- Предварительная работа с родителями и детьми

- Работа по подбору схем, материала, рисунков

-Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений.

2 этап. Практический

- Проведение бесед об истории создания бумаги, появления оригами и его основных приемах.

- Организация дидактических, театрализованных игр, опытно-экспериментальной деятельности в процессе совместной деятельности

- Оформление родительского уголка

3 этап. Осуществление замыслов

- Чтение художественной литературы

- Художественно-эстетическая деятельность

- Речевое развитие: заучивание стихов, пословиц, песен об осени

4 этап. Завершение проекта: организация занятия «Бумажная сказка»; создание альбома схем оригами; подведение итогов.

Предполагаемый результат:

1.Формирование целостного представления о культуре других народов мира

2. Расширение  представлений об оригами

3. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

 4. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

5. Формирование пространственного воображения, освоение начальных терминов геометрии.

Содержание деятельности по образовательным областям:

  1. Познавательное развитие

ООД:

  • «История предметов. Бумага.»
  • «Оригами. Что это такое?»
  •  «Бумажная сказка»

Дидактические игры:

  • «Сказочное лото»
  • «Сложи животное и угадай его»
  • «Кто больше знает способов оригами?»
  • «Разрезные картинки»

Познавательно-исследовательская деятельность:

  • «Бумага. Папирус»
  • «Строение и свойства веществ»
  1. Речевое развитие

ООД:

  • Сочинение сказок детьми,  используя бумажных сказочных героев
  • «Сочиняем сказку про Золушку»

Дидактические игры:

  •  «Доскажи словечко»
  •  «Какая бывает сказка? »
  • «Угадай по описанию»
  • «Найди сказочного героя по описанию»
  • «Сказочные слова»
  1. Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра: 

«На прогулке в сказочном лесу»

«Скоморошка»

Дидактические игры:

  • «Найди пару»
  • «Рассказ по цепочке»
  1. Художественно-эстетическое развитие

ООД:

  • Рисование: «Конек-Горбунок», «Сказочное царство», «Персонаж любимой сказки», «Перо Жар-птицы»
  • Лепка: «Конек-Горбунок», «Волшебная птица»
  • Аппликация: «Корзинка для мамы», «Букет для мамы»,  
  • Театрализованное представление «Три поросенка», «Петрушечные комедии», «Лиса и дрозд», «Снегурочка»
  1. Развитие конструктивной деятельности
  • Конструирование из бумаги  «Коврик для прихожей», «Корзинка для мамы», «Складывание письма», «Лисенок», «Ворон», «Лебедь», «Кот», «Золотая рыбка», «Медведь», «Зоопарк»,
  1. Чтение художественной литературы
  • Чтение сказок: « Иван-царевич и серый волк» (в обработке А.Н. Толстого), сказки В.Осеевой, сказки Г. Х. Андерсена,

 Взаимодействие с родителями

  • Консультации для родителей «Оригами – способ увлечь детей»

Результаты проектной деятельности:

В ходе реализации проекта у детей:

- развивались творческие способности,

- углубились знания о предметном мире, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к нему,

- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

- расширился и активизировался словарный запас.

Использованная литература:

  1. Ашиков В. И. Семицветик : программа и рук.по воспитанию и развитию детей дошк.возраста / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М. : Рос.пед.агентство, 1997. - 132 с.
  2. Баранникова Э.Э. Игры-сказки в образовании/ Э.Э.Баранникова, И.Л.Румянцева, Н.И.Апполонова//Современный детский сад.–2008.–№ 4.–С.65–69.
  3. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5.–С.47–52.
  4. Дыбина,О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: дис. докт. пед. наук:13.00.07, 13.00.08/ Дыбина Ольга Витальевна. М., 2002.–437 с.
  5. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 240 с
  6. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами / Т.Б. Сержантова.- М. : Рольф, Айрис-прессю-1999.-288 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Большое космическое путешествие"

развивать умение самостоятельно работать по схеме и словесному указанию,пространственное воображение и мышление, умение ориентироваться в пространстве и на бумаге,закрепить навыки прямого и обратного ...

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

1.    Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2.    Закреплять навыки измерения величины линейных предметов  с помощью условной и стандартной ...

«Использование строительно-конструктивной игры в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Играя в конструктор "Лего", дети учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве; получают математические знания о форме, счёте, пропорции, симметрии; овладевают умением мысленно разделить пр...