Конспект занятия по ФЭМП для средней группы "Спасатели спешат на помощь"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы "Спасатели спешат на помощь" с использованием палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, технологии ТРИЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 296.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Рябинушка»
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
у детей среднего дошкольного возраста
«Спасатели спешат на помощь»
Разработчик: Серебрякова Наталья Владимировна,
воспитатель
г. Заринск, 2025 год
Конспект занятия
ФИО педагога: Серебрякова Наталья Владимировна
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: средняя
Тема занятия: «Спасатели спешат на помощь»
Цель занятия: освоение детьми способов решения творческих задач с применением ТРИЗ-технологии, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 5;
- определять и отвечать на вопрос «какой по счету?»;
- формировать знания числового значения чисел в пределах 5 на основе использования палочек Кюизенера;
- упражнять в умении сравнивать, обобщать и классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине, используя блоки Дьенеша:
- закреплять у детей знания и представления о частях суток;
- Развивающие:
- Развивать образное и логическое мышление; восприятие;
- Упражнять в зрительно-пространственной ориентировке,
- Способствовать развитию внимания, наблюдательности;
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброту;
- Воспитывать инициативность, любознательность, желание творчески применять имеющиеся знания.
Оборудование:
блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера для каждого ребенка, раздаточные карточки для работы с палочками; демонстрационные картинки по частям суток, музыка звук поезда, конфета.
Технологии: технология ТРИЗ, развивающие блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, образовательный квест, индивидуализация образовательной деятельности
Методы и приемы: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игровые задания, вопросы, отгадывание логической загадки, поощрение.
Ход занятия
1. Вводная часть Задачи:
| ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети проявляют интерес к письму Дети слушают. Дети высказывают свои предположения. Дети высказывают готовность к путешествию и проходят за столы | Педагог обращает внимание детей на письмо и говорит: - Ребята, сегодня по почте пришло письмо с просьбой о помощи. Королева Математика попала в очень трудную ситуацию. Мы с вами знаем, что Математика любит точность и порядок, а в ее королевстве весь порядок был нарушен злым волшебником, все перепуталось и нарушило привычный строй. Но помочь ей можно только математическими знаниями. Я предлагаю вам отправиться на помощь в сказочное королевство для оказания помощи, а заодно проверить свои знания, которые вы получили. На чем можно отправиться в королевство Математики? Ее величество королева для того чтобы, мы не заблудились и попали прямо к ней в королевство отправила нам специальные паровозики, но без вагончиков, их нужно собрать с помощью блоков Дьенеша. - Ребята, вы готовы отправится в королевство Математики? Проходите за столы к своим паровозикам. | Возникает проблема «Как попасть в королевство Математики?» |
2.Основная часть Задачи:
| ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети садятся за столы. Дети слушают инструкцию и выкладывают блоки Дьенеша по описанию. Дети считают, всего 5 блоков. Дети отвечают: четвёртый Дети отвечают: второй Дети отвечают: третий Дети отвечают: пятый. Дети выходят из-за столов, изображают паровозы. Дети проходят за столы. Один ребенок работает у доски, а остальные дети выкладывают на столах из палочек Кюизенера состав чисел 3, 4, 5 используя различные варианты. Дети выполняют движения по ходу физкультминутки Дети походят к мольберту Дети отгадывают, в каком доме живёт гном Тик-Так. Дети отгадывают загадки и расставляют картинки с частями суток по порядку на мольберте. Дети: одна Дети: плохо, потому что это мало, на всех не хватит. Дети: если будет конфет много — хватит всем. Дети: да когда много это хорошо. Дети: Мало, мало! А если совсем не дают — еще лучше! Дети: если что-то нам нравится, и когда его мало — это плохо, а когда много — хорошо. А если что-то неприятное, плохое — то хорошо, когда его поменьше. |
Сейчас каждый из вас будет добавлять вагончики, но слушайте внимательно, какие: - положите к паровозику первый блок большой синий. Желтый большой тонкий круг, красный маленький толстый квадрат, желтый большой тонкий прямоугольник, синий маленький толстый треугольник. Посчитайте. Сколько получилось блоков – вагончиков? Посчитай, Артем. -Какой по счёту желтый большой тонкий прямоугольник? -Какой по счёту желтый большой тонкий круг? -Какой по счёту красный маленький толстый квадрат? -Какой по счёту синий маленький толстый треугольник? Молодцы ребята, как вы быстро справились с этим заданием. Все вагоны на своих местах и наши паровозы отправляются полным ходом. Ребята, встаньте и покажите, как едут ваши паровозики. Вот мы с вами и добрались до королевства математики, но что такое – ветер, посланный злым волшебником, разрушил все дома на улицах королевства. Все обитатели, которые остались без крова теперь не знают, где им поселится, так все перепутано. Мы с вами должны им помочь. На одной из улиц живут цветные палочки т.к. от прежних домиков остались крыши мы с вами поможем восстановить их и расселим цветные палочки по домикам. Для начала я предлагаю вам всем вспомнить, какое число живет в домике с голубой крышей (3), с красной ( 4), с желтой (5)? После выполнения задания проводится оценивание деятельности детей и краткий опрос по выполненной работе. Молодцы, ребята, вы восстановили улицы королевства. А на первой улице живут гномы. Давайте сделаем вместе с ними физкультминутку. ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ Первый гном присел и встал, (приседания) А второй вдруг побежал, (бег на месте) Третий плавно покружился, (кружатся направо) А четвёртый наклонился. (наклоны) Пятый вправо повернулся, (поворот направо) А шестой назад прогнулся, (наклон назад) Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки) Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!». Воспитатель подводит детей к мольберту с изображением домиков. А сейчас мы с вами попали в переулок «Загадок». Главным жителем этого переулка является гном по имени Тик - Так. Итак слушайте внимательно задание: в каком домике живет гном, если он не живет в домике с треугольной крышей и не живет в домике с трубой. (Дом с крышей – трапецией). Верно, а вот какие загадки подготовил гном Тик –Так. Нужно найти правильную картинку – отгадку и расставить все по порядку Гномик бодро просыпался Гном Тик-Так благодарит вас, ребята, вы правильно выцполнили четвертое задание. и угощает вас конфетой. Воспитатель «находит» конфету. Воспитатель: мы с вами нашли конфету. Нас много, а конфета…? Воспитатель: это плохо или хорошо? Воспитатель: а если конфет будет много? Воспитатель: выходит, когда чего-то мало — это плохо, а когда много — то хорошо… Интересный вывод… а еще другие примеры такие есть? Как вы думаете? Например: игрушки, подарки, сладости… Воспитатель: но если вы съедите очень много сладостей, то ведь можно и заболеть… получается так: мало — плохо, много — хорошо, а если очень много — то опять плохо… Воспитатель: а если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало? Воспитатель: ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало — и это хорошо? Воспитатель: молодцы, все правильно. Давайте сейчас разберем еще несколько примеров, я буду называть разные ситуации, а вы должны будете сказать, если этого будет мало — это хорошо или плохо? Примеры ситуаций: хвалят, ругают, дают мороженое, дают горькое лекарство, ведут в цирк, ведут в гости, оставляют дома одного. | Задание 1: выложить вагончики из блоков Дьенеша Музыка – звук поезда. Задание 2: «Числовые домики» Приложение 1 рис. А Физкультминутка Задание 3: отгадать загадку «Домик гнома Тик-Так» Задание 4: «Назови части суток и расставь картинки по порядку» Приложение 1 рис.Б Задание 5 «Противоречие в количестве» Желательно обратить внимание детей на то, что могут быть разные реакции на одну и ту же ситуацию. |
3.Заключительная часть Задачи:
| ||
Дети рефлексируют свою образовательную деятельность. | - Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, преодолели все трудности, а самое главное вы помогли не только королеве Математике, но и оказались верными товарищами для всех остальных жителей этой удивительной страны. Но нам теперь пора возвращаться обратно в наш детский сад, а поможет нам в этом большой паровоз. Вставайте за мной в вагончики, мы отправляемся назад. Подводится итог занятия:
Воспитатель вручает поощрительные призы (медальки «Молодец») | Рефлексивный анализ |
Приложение 1
Рис. А
.
Рис. Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Мы спешим на помощь сказочным животным»
Закрепить представление о геометрических фигурах,закреплять знания детей о частях суток и их последовательности,закреплять знание цифр от 1 до 5....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Мы спешим на помощь сказочным животным»
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Мы спешим на помощь сказочным животным»...

КОНСПЕКТ Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»
КОНСПЕКТКонспект занятия по ФЭМП в средней группе«Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»...

Конспект занятия Окружающий мир "Познание" "Юные экологи спешат на помощь"
Конспект занятия по экологии...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по ФЭМП в средней группе дошкольного отделения для детей мигрантов. Тема занятия: «Сказочное путешествие»
Формирование навыка порядкового счета в пределах 5; закрепление знания геометрических фигур, понятий «шире», «уже», «длиннее», «короче»....









