Конспект занятия по ФЭМП для средней группы "Спасатели спешат на помощь"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Серебрякова Наталья Владимировна

Конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы "Спасатели спешат на помощь" с использованием палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_femp.docx296.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательноеучреждение

«Центр развития ребёнка  – детский сад №11 «Рябинушка»

C:\Документы\разное\герб рябинушка мой.png

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

у  детей среднего дошкольного возраста

«Спасатели спешат на помощь»

Разработчик:     Серебрякова Наталья Владимировна,

                                                                                              воспитатель

г. Заринск,   2025 год

Конспект занятия

ФИО педагога: Серебрякова Наталья Владимировна

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: средняя

Тема занятия: «Спасатели спешат на помощь»

Цель занятия:  освоение детьми способов решения творческих задач с применением ТРИЗ-технологии,  блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать учить  детей порядковому и количественному счету в пределах 5;
  • определять и отвечать на вопрос «какой по счету?»;
  • формировать знания числового значения чисел в пределах 5 на основе использования палочек Кюизенера;
  • упражнять в умении сравнивать, обобщать и классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине, используя блоки Дьенеша:
  • закреплять у детей знания и представления о частях суток;
  • Развивающие:
  • Развивать образное и логическое мышление; восприятие;
  • Упражнять в зрительно-пространственной ориентировке,
  • Способствовать развитию внимания, наблюдательности;

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброту;
  • Воспитывать инициативность, любознательность, желание творчески применять имеющиеся знания.

Оборудование:

блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера для каждого ребенка, раздаточные карточки для работы с палочками; демонстрационные картинки по частям суток, музыка звук поезда, конфета.

 

Технологии:  технология ТРИЗ, развивающие блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, образовательный квест, индивидуализация образовательной деятельности

Методы и приемы: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игровые задания, вопросы, отгадывание логической загадки, поощрение.

Ход занятия

1. Вводная часть

Задачи:

  • мотивировать детей к предстоящей деятельности (создать условия для возникновения у детей интереса к предстоящей деятельности)

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проявляют интерес к  письму

Дети слушают.

Дети высказывают  свои предположения.

Дети высказывают  готовность к  путешествию и проходят за столы

Педагог обращает внимание  детей на письмо и говорит:

- Ребята, сегодня по почте пришло письмо с просьбой о помощи. Королева Математика попала в очень трудную ситуацию. Мы с вами знаем, что Математика любит точность и порядок, а в ее королевстве весь порядок был нарушен злым волшебником, все перепуталось и нарушило привычный строй. Но помочь ей можно только математическими знаниями. Я предлагаю вам отправиться на помощь в сказочное королевство для оказания помощи, а заодно проверить свои знания, которые вы получили.

На чем можно отправиться в королевство Математики?

Ее величество королева для того чтобы, мы не заблудились  и попали прямо к ней в королевство отправила нам специальные паровозики, но без вагончиков, их нужно собрать с помощью блоков Дьенеша.

- Ребята, вы готовы отправится в королевство Математики?

 Проходите за столы к своим паровозикам.

Возникает проблема «Как попасть в королевство Математики?»

2.Основная часть

Задачи:

  • продолжать учить  детей порядковому и количественному счету в пределах 5;
  • определять и отвечать на вопрос «какой по счету?»;
  • формировать знания числового значения чисел в пределах 5 на основе использования палочек Кюизенера;
  • упражнять в умении сравнивать, обобщать и классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине, используя блоки Дьенеша:
  • закреплять у детей знания и представления о частях суток;
  • развивать образное и логическое мышление; восприятие;
  • способствовать развитию внимания, наблюдательности
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброту;
  • воспитывать инициативность, любознательность, желание творчески применять имеющиеся знания.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети садятся за столы.

Дети слушают инструкцию и выкладывают блоки Дьенеша по описанию.

Дети считают, всего 5 блоков.

Дети отвечают: четвёртый

Дети отвечают:  второй

Дети отвечают: третий

Дети отвечают: пятый.

Дети выходят из-за столов, изображают паровозы.

Дети проходят за столы.

Один ребенок работает у доски, а остальные дети выкладывают на столах из палочек Кюизенера состав чисел 3, 4, 5 используя различные варианты.

Дети выполняют движения по ходу физкультминутки

Дети походят к мольберту

Дети отгадывают, в каком доме живёт гном Тик-Так.

Дети отгадывают загадки и расставляют картинки с частями суток по порядку на мольберте.

Дети: одна 

Дети: плохо,  потому что это мало, на всех не хватит. 

Дети: если будет конфет много — хватит всем. 

Дети: да когда много это хорошо.

Дети: Мало, мало! А если совсем не дают — еще лучше!

Дети: если что-то нам нравится, и когда его мало — это плохо, а когда много — хорошо. А если что-то неприятное, плохое — то хорошо, когда его поменьше.

 

Сейчас каждый из вас будет добавлять вагончики, но слушайте внимательно, какие:

- положите к паровозику первый блок большой синий. Желтый большой тонкий круг, красный маленький толстый квадрат, желтый большой тонкий прямоугольник, синий маленький толстый треугольник.

Посчитайте. Сколько получилось блоков – вагончиков?  Посчитай, Артем.

-Какой по счёту желтый большой тонкий прямоугольник?

-Какой по счёту желтый большой тонкий круг?

-Какой по счёту красный маленький толстый квадрат?

-Какой по счёту синий маленький толстый треугольник?

Молодцы ребята, как вы быстро справились с этим заданием.

Все вагоны на своих местах и наши паровозы отправляются полным ходом.

Ребята, встаньте и покажите, как едут ваши паровозики.

Вот мы с вами и добрались до королевства математики, но что такое – ветер, посланный злым волшебником, разрушил все дома на улицах королевства. Все обитатели, которые остались без крова теперь не знают, где им поселится, так все перепутано. Мы  с вами должны им помочь. На одной из улиц живут цветные палочки т.к. от прежних домиков остались крыши мы с вами поможем восстановить их и расселим  цветные палочки по домикам.

Для начала я предлагаю вам всем вспомнить, какое число живет в домике с голубой крышей (3), с красной  ( 4), с желтой (5)?

После выполнения задания проводится оценивание деятельности детей и краткий опрос по выполненной работе.

Молодцы, ребята, вы восстановили улицы королевства. А на первой улице живут гномы.

Давайте сделаем вместе с ними физкультминутку.

ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Воспитатель подводит детей к мольберту с изображением домиков.

А сейчас мы с вами попали в  переулок «Загадок». Главным жителем этого переулка является гном по имени  Тик - Так.                

Итак слушайте внимательно задание: в каком домике живет гном, если он не живет в домике с треугольной крышей и не живет в домике с трубой. (Дом с крышей – трапецией).

Верно, а вот какие загадки подготовил гном Тик –Так.  

Нужно найти правильную картинку – отгадку и расставить все по порядку

Гномик бодро просыпался
И росою умывался,
Колпачок свой надевал,
Звонко песню напевал.   (Утром)

Гном чинил свою калитку
И катался на улитке,
Он и пчелкам помогал,
Им цветочки наклонял.   (Днем)

Гном устал, фонарик яркий
Светлячок ему включает,
Сказку гномик прочитает
И тихонько засыпает.  (Вечером)


Гномик спит,
И снятся сказки
Интересные ему.   (Ночью)

Гном Тик-Так благодарит вас, ребята, вы правильно выцполнили четвертое  задание. и угощает вас конфетой.

Воспитатель «находит» конфету.

Воспитатель:  мы с вами нашли конфету. Нас много, а конфета…?

Воспитатель: это плохо или хорошо?

Воспитатель: а если конфет будет много?

Воспитатель: выходит, когда чего-то мало — это плохо, а когда много — то хорошо…  Интересный вывод… а еще другие примеры такие есть? Как вы думаете? Например: игрушки, подарки, сладости…

Воспитатель: но если вы съедите очень много сладостей, то ведь можно и заболеть… получается так: мало — плохо, много — хорошо, а если очень много — то опять плохо…

Воспитатель: а если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало?

Воспитатель:  ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало — и это хорошо?

Воспитатель: молодцы, все правильно.

Давайте сейчас разберем еще несколько примеров,  я буду называть разные ситуации, а вы должны будете сказать, если этого будет мало — это хорошо или плохо?

Примеры ситуаций:  хвалят, ругают, дают мороженое, дают горькое лекарство, ведут в цирк, ведут в гости, оставляют дома одного.

Задание 1: выложить вагончики из блоков Дьенеша

Музыка – звук поезда.

Задание 2: «Числовые домики»

Приложение 1 рис. А

Физкультминутка

Задание 3: отгадать загадку «Домик  гнома Тик-Так»

Задание 4:  «Назови части суток и расставь картинки по порядку»

Приложение 1 рис.Б

Задание 5 «Противоречие в количестве» 

Желательно обратить внимание детей на то, что могут быть разные реакции на одну и ту же ситуацию. 

3.Заключительная часть

Задачи:

  • способствовать развитию у каждого ребёнка умения анализировать свою  образовательную деятельность.

Дети рефлексируют свою образовательную деятельность.

- Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, преодолели все трудности, а самое главное вы помогли не только королеве Математике, но и оказались верными товарищами для всех остальных жителей этой удивительной страны. Но нам теперь пора возвращаться обратно в наш детский сад, а поможет нам в этом большой паровоз. Вставайте за мной в вагончики, мы отправляемся назад.

Подводится итог занятия:

  • Ребята, вы довольны тем, что мы сделали?
  • Какой поступок мы совершили?
  •  Где вы сегодня побывали?
  • Понравилось ли вам занятие?
  • Что вам показалось интересным?
  •  Что вам было наиболее трудно?

Воспитатель вручает поощрительные призы (медальки «Молодец»)

Рефлексивный анализ

Приложение 1

Рис. А                                        

.

Рис. Б

Picture background

C:\Users\ПК\Desktop\hello_html_m787217c2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Мы спешим на помощь сказочным животным»

Закрепить представление о геометрических фигурах,закреплять знания детей о частях суток и их последовательности,закреплять знание цифр от 1 до 5....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Мы спешим на помощь сказочным животным»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Мы спешим на помощь сказочным животным»...

КОНСПЕКТ Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»

КОНСПЕКТКонспект занятия по ФЭМП в средней группе«Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по ФЭМП в средней группе дошкольного отделения для детей мигрантов. Тема занятия: «Сказочное путешествие»

Формирование навыка порядкового счета в пределах 5; закрепление знания геометрических фигур, понятий «шире», «уже», «длиннее», «короче»....