Геометрические задания - как способ формирования ключевых компетенций у старших дошкольников
консультация по математике (старшая группа)
В старшем возрасте обследование геометрической фигуры становится еще более подробным и детальным. Вся работа по формированию представлений и понятий строится на сравнении и сопоставлении их моделей, модели сопоставляются уже не попарно, а сразу три – четыре фигуры. Так, уточняя представления о прямоугольнике, детям показывают несколько прямоугольников, разных по размеру, изготовленных из разных материалов, разного цвета. При этом обращается внимание на то, что форма не зависит от размера, цвета. Дети выявляют особенности этой фигуры: попарно равны, стороны тоже равны. Проверяют это.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Геометрические задания - как способ формирования ключевых компетенций у старших дошкольников
Разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания ООД, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков детей, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Этому способствует активное введение разнообразных развивающих занятий, целенаправленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций.
В процессе изучения геометрического материала у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, способность абстрагироваться от конкретных свойств (кроме формы). Они учатся сравнивать, дифференцировать, классифицировать геометрические фигуры. У детей развивается способность к логическому мышлению, к анализу и синтезу, к обобщению, формируется умственная деятельность. Речь дошкольников обогащается геометрическими терминами, выражениями, расширяется и активизируется речь.
Овладение навыками измерения, черчения, работы с измерительными и чертежными инструментами совершенствует моторику, развивает самостоятельность, уверенность детей.
Изучение геометрического материала должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у дошкольников возможно через непосредственное восприятие ими конкретных предметов окружающей действительности.
Все это требует от воспитателя широкого оснащения занятий по ФЭМП наглядным материалом. В качестве наглядных средств используются модели геометрических фигур, тел, изготовленных из цветного картона, дерева, пластмассы и других материалов; плакаты с изображением фигур, тел, наборы игр: геометрические мозаики, домино, лото, строительные конструкторы.
Преподавание элементов геометрии невозможно сделать действенным, если дети только наблюдают работу воспитателя или одного из товарищей с наглядными пособиями. Каждый ребенок должен работать с раздаточным геометрическим материалом.
Выбор методов и приемов, применяемых при изучении геометрического материала, должен определяться характером изучаемого материала, индивидуальными возможностями детей. Большое внимание следует уделить дидактическим играм, с помощью которых дети лучше запоминают образы геометрических фигур и тел, их названия, соотносят названия с соответствующим образом геометрической фигуры. Рекомендуется широко использовать игры «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Подбери такую же фигуру» и др. Полезны также слуховые и зрительные диктанты. Игры развивают и пространственные представления.
Весьма полезно моделирование из геометрических фигур различных предметов, например домика, машины, елочки и т.д. Дети делят геометрические фигуры линиями на части, разрезают, а потом конструируют знакомые геометрические фигуры. Необходимо работать и с конструктором. Эта работа развивает воображение, смекалку, формирует геометрические представления, совершенствует и развивает пространственные представления.
Одним из ведущих приемов при изучении геометрического материала является сравнение и сопоставление. Использование этих приемов позволяет вычленить нужную фигуру из множества других.
Изучение геометрического материала должно быть тесно связано с ручным трудом, рисованием. От воспитателя требуется умение реализовать эти связи в процессе изучения различных учебных предметов. Например, дети лепят овощи, имеющие форму шара. Работая с бумагой, дети закрепляют образ прямой, кривой линии, отрезка. Вычерчивая орнаменты в виде полос из геометрических фигур, закрепляют такие образы: «квадрат», «прямоугольник», «круг» и др.
Использование геометрических фигур позволяет опираться на наглядные образы, выполнять задания в наглядно-действенном плане, что облегчает дошкольникам достижение успеха. Использование геометрических фигур имеет и еще одно достоинство: оно дает возможность легко выбирать для группы в целом и для каждого ребенка отдельно тот уровень преподнесения и выполнения задания, который на данном этапе является оптимальным.
Существует большое количество игр (мозаика, «Пифагор», «Пентамино»), в которых требуется из данных элементов сложить разные фигуры, контуры которых также даны. Должна быть простота варианта, которая позволяет детям не только находить решение методом проб и ошибок, но и осознавать тот путь, который приводит к решению. Данные задания дают возможность развивать у детей пространственное воображение, умение анализировать предложенный объект, мысленно расчленяя его на заданные элементы, помогает формированию грамотной, точной речи.
К примеру, мозаика. Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов составить различные двухцветные картинки по приведенному образцу. При рассмотрении образцов мозаики с детьми обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии и навыков пространственного анализа и синтеза.
Данные задания направлены на формирование ключевых компетенций – приниматься за дело, думать, сотрудничать.
При формировании образа очень важна деятельность осязательного и зрительного анализаторов. Создавая и оперируя образами, надо стараться использовать большее количество анализаторов. В результате, дети лучше ориентируются на листе бумаги. Не вызывают затруднения задания, включающие слова справа, слева, над, под, между. Нет боязни чистого листа.
Успешность решения задач сформированности мыслительной деятельности во многом будет зависеть от правильности выбора и использования методов работы. Использование занимательных заданий способствует эмоциональной открытости и раскрепощенности, что позволяет получить доступ к душе каждого ребенка, облегчает взаимоотношения с замкнутыми, срытыми детьми. Путем знакомства с геометрическим материалом расширяются познавательные возможности дошкольников. Это способствует повышению интереса к геометрическому материалу, развитию логического мышления, памяти, внимания, интеллектуального развития детей в процессе формирования геометрических понятий и представлений.
Формирование ключевых компетенций у старших дошкольников будет эффективным при условии обеспечения системности, целенаправленности в использовании занимательных геометрических заданий, так как учитывая развитие понятийного мышления дошкольников, психологические особенности процесса усвоения понятий, включать элементы занимательности, что обеспечивает широту знаний и прочность навыков старших дошкольников, делает работу творческой.
Прежде всего, чтобы научить ребенка решать задания разного характера, воспитатель должен сам владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, уметь ориентироваться в большом количестве упражнений и заданий, предлагаемых в пособиях.
Ведь каким вырастет ребенок, будет ли он вести четкие логические, правильные рассуждения, делать умозаключения, применять полученные знания, умения и навыки на практике, зависит от воспитателя и его умения правильно организовывать деятельность на занятиях по ФЭМП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций у старших дошкольников с ОНР при обучении детей связной речи.
В последнее время в логопедии резко вырос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе с детьми. Связано это с тем, что для формирования языковой компетенции ре...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи. Структура дефекта. Коррекция. Музыкальная терапия.Совершенствование существующих и создание новых эффективных методов, оптимизирующих логопедическую работу с д...

Формирование речевых компетенций у старших дошкольников средствами музыкальной терапии
Формирование речевых компетенций у старших дошкольников средствами музыкальной терапии в музыкальном воспитании дошкольников является одной из интересных и нетрадиционных форм и методов раб...

Статья "Применение методов и приемов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетенции у старших дошкольников"
Методы и приемы ТРИЗ-педагогики позволяют традиционный способ обучения перевести в активно - деятельностный. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают нов...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями речи в инклюзивной группе (магистерская диссертация)
Категория детей с нарушениями речи находится в зоне риска по формированию социальных компетенций. Дошкольникам с нарушениями речи сложно взаимодействовать с другими детьми, им сложно выразить свои мыс...

Обобщение опыта по теме"Формирование краеведческой компетенции у старших дошкольников"
В представленном материале я делюсь опытом, какие использую инновационные походы в формировании краеведческой компетенции у старших дошкольников....

«Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством развития форм и способов невербальной и вербальной коммуникации».
Развитие коммуникативной компетентности детей с тяжелыми нарушениями речи– актуальная задача коррекционно-образовательного процесса. Поскольку, коммуникативная компетентность относится к г...
