Статья "Применение методов и приемов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетенции у старших дошкольников"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Петренко Людмила Григорьевна

Методы и приемы ТРИЗ-педагогики позволяют традиционный способ обучения перевести в активно - деятельностный. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр-занятий, призванная не изменять программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение методов и приёмов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетентности у старших дошкольников»

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования необходимо научить детей владеть конструктивными способами и средствами  общения – взаимодействию с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними; регулировать свое поведение.

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие старшие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Коммуникативная компетенция - это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Коммуникативную компетенцию в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:

- желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,

- умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с

окружающими.

Коммуникативную компетенцию  старшего дошкольника мы понимаем как коммуникативные навыки, позволяющие человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, выполнять нормы и правила жизни в обществе.

 От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. При наличии недостатков в речи постепенно возникают определённые неудобства и трудности контакта с окружающими. Старшие дошкольники начинают сами замечать недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Коммуникативная компетентность влияет на успешность образовательной деятельности ребенка. Поэтому своевременное выявление и устранение недостатков речи детей является актуальной задачей всех детских садов.

На современном этапе внедрения ФГОС ДО от нас педагогов требуется качественно новый подход к обучению, развитию и воспитанию детей. И в этом нам может помочь теория решения изобретательских задач.

Целью использования ТРИЗ - технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

Для того, чтобы научить детей связному, последовательному рассказыванию необходимо развивать не только речевые навыки детей, но и такие психические процессы, как: воображение, память, мышление. ТРИЗ предусматривает широкое использование интерактивных форм и приёмов обучения.

Методы и приёмы ТРИЗ - педагогики позволяют традиционный способ обучения перевести в активно - деятельностный. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр занятий, признанная не изменять программу, а максимально увеличивать её эффективность.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Методы и приёмы ТРИЗ позволяют педагогам наилучшим образом решать проблемы речевого развития. Основным средством в работе с детьми является педагогический поиск. Воспитатель не должен давать готовые знания, раскрывать перед ребёнком истину, ребёнок должен её находить.

Кредо тризовцев: каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. ТРИЗ позволяет детям почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы. Девиз тризовцев – можно говорить всё! Принимаются любые ответы детей!

Введение технологии ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада осуществляется поэтапно и на каждом этапе ставятся определённые задачи:

I этап - научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов;

II этап - научить детей отождествлять себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо (эмпатия);

III этап – научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д. ;

IV этап – научить детей умению находить выход из любой сложной ситуации. Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях.

V этап – научить детей решать сказочные задачи и придумывать новые сказки.

Методы и приёмы ТРИЗ в работе с детьми находят своё место при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.

В работе с детьми используют следующие методы и приемы ТРИЗ:

• игры на разрешение противоречий «Хорошо-плохо»«Польза-вред»«Да-Нетка»;

• аналогия личная (эмпатия) – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым  предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо;

• системный оператор (надсистема и подсистема) – умение мыслить системно с пониманием происходящих процессов;

• морфологический анализ, круги Луллия – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные;

• метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств для предмета, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств;

• приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования, как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом и др.

В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования необходимо научить детей владеть конструктивными способами и средствами  общения – взаимодействию с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними; регулировать свое поведение.

В соответствии с современными взглядами на коммуникативную компетенцию детей старшего дошкольного возраста мы понимаем под коммуникативной компетенцией систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную составляющие. В системе средств, методов и форм, способствующих формированию коммуникативной компетенции в дошкольном периоде развития ребенка в условиях сотрудничества, наиболее продуктивными считаются: диалог, создание сюжетных ситуаций, организация сюжетно-ролевой игры.

Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь положительного результата в развитии коммуникативной компетенции у детей. Современными педагогами наиболее часто применяются такие приёмы технологии ТРИЗ для развития коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как разнообразные игры, упражнения и др. Данные приёмы технологии ТРИЗ способствуют умению вступать в процесс общения, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению, оценивать эмоциональное поведение сверстников.

Главное преимущество приёмов технологии ТРИЗ состоит в том, что они очень интересны и увлекательны для старших дошкольников. Использование приёмов технологии ТРИЗ в процессе развития коммуникативной компетенции старших дошкольников способствует самостоятельному нахождению ответов на поставленные вопросы, тем самым у детей развиваются навыки взаимодействия друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций у старших дошкольников с ОНР при обучении детей связной речи.

В последнее время в логопедии резко вырос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе с детьми. Связано это с тем, что для формирования языковой компетенции ре...

Проект «Методы и приемы ТРИЗ- как средство развития речи и творчества дошкольника»

Содержание1 Введение2. Актуальность проекта.3 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.4 Аннотация проекта .5 Этапы реализации проекта программы.6. Этапы реализации проекта7. Ресурсное обеспечени...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника» (Из опыта работы)

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутнико...

Консультация для педагогов « Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»

      Потребность общения всегда была главной задачей в жизни человека. Входя во взаимоотношения с окружающими людьми, человек заявляет информацию о себе, а взамен принимает инте...