ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
статья по логопедии на тему

Нестерова Анастасия Иосифовна

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи. Структура дефекта. Коррекция. Музыкальная терапия.

Совершенствование существующих и создание новых эффективных методов, оптимизирующих логопедическую работу с детьми с общим недоразвитием речи, является актуальной проблемой логопедии. Необходимость постановки и решения данной проблемы определяется ухудшением состояния здоровья детской популяции России, и в то же время возрастанием требований к уровню подготовленности детей к школьному обучению. Взоры многих современных исследователей все больше обращаются в сторону различных видов искусства в качестве коррекционных средств воздействия [1, 2]. В логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи возможно применение музыки в системе коррекционной работы, наряду с традиционными средствами коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesterova.docx17.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Международная научная школа психологии и педагогики # VII (15), 2015

Егорова И. В.1, Нестерова А. И. 2

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

1канд. пед. наук, доцент Ленинградского

государственного университета им. А.С.Пушкина , г. Санкт-Петербург

2музыкальный руководитель, государственного бюджетного образовательного учреждения средняя образовательная школа №191, структурное подразделение детский сад, Санкт-Петербург

FORMATION OF SPEECH COMPETENCE AT SENIOR PRESCHOOL CHILDREN MEANS OF MUSIC THERAPY

Egorova Irina

Сandidate of sciences, assistant professor

of Leningrad State University, Pushkin, St. Petersburg

Nesterova Anastasia

musical director, state Budget

educational institution of secondary schools № 191, Structural divisions KINDERGARTEN, St. Petersburg АННОТАЦИЯ

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи. Структура дефекта. Коррекция. Музыкальная терапия.

ANNOTATION

Preschool children with severe speech disorders. The structure of the defect. Correction. Music therapy.

Ключевые слова: логопедия, речевые компетенции, музыкальная терапия.

Keywords: speech therapy, speech competence music therapy.

Совершенствование существующих и создание новых эффективных методов, оптимизирующих логопедическую работу с детьми с общим недоразвитием речи, является актуальной проблемой логопедии. Необходимость постановки и решения данной проблемы определяется ухудшением состояния здоровья детской популяции России, и в то же время возрастанием требований к уровню подготовленности детей к школьному обучению. Взоры многих современных исследователей все больше обращаются в сторону различных видов искусства в качестве коррекционных средств воздействия [1, 2]. В логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи возможно применение музыки в системе коррекционной работы, наряду с традиционными средствами коррекции.

Сложные первичные речевые расстройства различного генеза объединяют в такой синдромокомплекс, как общее недоразвитие речи. Наиболее сложные синдромокомплексы общего недоразвития речи (ОНР) возникает на клинической основе дизартрии и алалии. Структура дефекта этих нарушений включает речевые и неречевые симптомы.

В констатирующем эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста: 86 дошкольников с ОНР, обусловленным моторной алалией и 86 детей с ОНР, осложненным дизартрией. Структура речевого дефекта при общем недоразвитии речи определяется клинической основой возникновения речевых дефектов. Патогенез определяет специфические особенности не только речевой симптоматики, но и накладывает свой отпечаток на развитие, в том числе и музыкальной деятельности [3].

Речевой дефект при ОНР, осложненном дизартрией имеет следующую структуру. Первичной речевой патологией являются нарушения произносительной стороны речи, обусловленные неврологической симптоматикой. Вторичными нарушениями выступают расстройства фонематической и лексико-грамматической системы речи. Патогенез данного речевого расстройства определяет особенностями музыкального развития у дошкольников с дизартрией. К специфическим симптомам можно отнести следующие: малый объем певческого диапазона, что обусловлено нарушение диафрагмального дыхания, дикции, просодики, звукопроизношения; задержка в развитии

29

Международная научная школа психологии и педагогики # VII (15), 2015

мелодического, гармонического, тембрового слуха, а также несформированности музыкально-слуховых представлений коррелирует с затруднениями слухового восприятия, внимания, памяти [2].

В структуре речевого дефекта при ОНР, обусловленном моторной алалией, первичные нарушения выявляются на языковом уровне порождения речевого высказывания. В результате данных расстройств возникает недоразвитие коммуникативной сферы. Вторичными симптомами речевого дефекта при моторной алалии являются фонетические и фонематические расстройства. Специфические особенности музыкальной деятельности детей с моторной алалией представлены следующими симптомами: слабо выражено эстетическое переживание музыки; недостаточно развито сознательное отношение к своим музыкальным потребностям; задержка формирования чувства ритма; малый объем музыкальной памяти; низкий уровень развития динамического, гармонического, тембрового слуха. А для дошкольников с моторной алалией было характерно недоразвитие ритмического чувства, эмоциональности впечатлений при относительной сохранности музыкально-слуховых представлений [3].

К общим особенностям музыкальной деятельности у детей с общим недоразвитием речи различного генеза можно отнести следующие проявления: низкая эмоциональная отзывчивость и отсутствием устойчивого интереса к музыке, трудности выполнения творческих музыкальных заданий [2].

Созданная на основе исследовательских данных, методика музыкальной коррекции апробирована в дошкольных образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга. Методика позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР речевую коммуникацию как средство общения в течение 8-9 месяцев.

Основной целью содержательного аспекта программы является формирование речевых компетенций у старших дошкольников средствами музыкальной терапии.

Организационно-методический аспект методики предполагает проведение интегрированных занятий, в ходе которых объединяются три области: логопедия, музыка, специальная психология. Ведущей формой организации педагогического процесса являются групповые занятия. Количество детей на занятие варьируется в зависимости от уровня развития речи от 6 до 10 воспитанников. Продолжительность занятий определяется возрастом детей: старшая логопедическая группа – 25-30 мин, подготовительная группа – 35 мин.

Музыкально-терапевтические занятия проводятся два раза в неделю. Занятие состоит из трех частей. Первая, организационная, занимает около 20 % времени всего занятия и включает установление эмоционального контакта логопеда с детьми, приветствие, сообщение темы занятия, проведение музыкально-ритмических упражнений для активизации слухового внимания, повышения тонуса, нормализации физиологического дыхания. Вторая часть, основная (70% времени) включает разнообразные виды музыкально-художественной деятельности, направленной на устранение речевых и неречевых дефектов. Ведется значительная работа по коррекции различных сторон речевых нарушений. Заключительная (10% времени) часть – подведение итогов, оценка психофизического состояния детей.

Используя разные виды музыкальной деятельности, методика предполагает постепенное усвоение разных типов речевой коммуникации и характерных для них структур фразы. В процессе формирования каждого типа фразы отрабатываются лексические и грамматические категории, различные звукослоговые структуры слов. Данный подход позволяет быстро включить языковые явления и категории в спонтанную, самостоятельную речь детей.

Методика предполагает реализацию дифференцированного подхода к выбору средств музыкального развития детей с ОНР. Приоритетными музыкальными направлениями в системе коррекционной работы с дошкольниками с дизартрией являются пение и музыкально-ритмическая деятельность, так как данные направления наиболее близко соотносятся с нарушенным речевым звеном. На подготовительном этапе формирование статики движений и развитие двигательного навыка осуществляется следующими музыкально-ритмическими средствами: гимнастика на развитие мимической и артикуляционной моторики под музыку, игры на воспитание общих движений, музыкальные потешки для развития мелкой моторики, игры на активизацию слухового внимания и памяти, пение с целью формирования просодических компонентов речи. На основном этапе акцент ставится на развитие артикуляционной моторики, формирование тонких слухопроизносительных дифференцировок. Задачи этапа решается такими средствами как, музыкальные потешки, попевки, игры с музыкальным сопровождением

30

Международная научная школа психологии и педагогики # VII (15), 2015

для развития верхних и нижних конечностей, слушание музыки для формирования восприятия темпа, ритма, лада, игры для развития творческих проявлений. Применяются инновационные приемы: музыкальные сказки, занятия посиделки, театрализованные игры с куклами, речевые и пальчиковые игры и др. На завершающем этапе происходит закрепление полученных умений и навыков в речедвигательных играх на развитие слуходвигательной координации, темпа и ритма речи, подвижных играх с правилами, слушание музыки и пении [2]. Новые технологии дают толчок к развитию новых форм и содержанию традиционных видов детской деятельности, открывает новые возможности в музыкальных видах деятельности, развлечениях, праздниках, индивидуальной работе.

Приоритетными музыкальными направлениями работы по коррекции нарушений речи у детей с моторной алалией являются слушание, игра на детских инструментах. Подготовительный этап - формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, развитие понимания обращенной речи. Достижению цели способствуют такие средства как музыкальные игры с элементами соревнования, мимико-жестикуляторное обыгрывание песен-драматизаций. Основной этап посвящен развитию первичных коммуникативных умений и навыков. Дошкольникам предлагаются музыкально-двигательные упражнения на развитие сенсомоторики, слуходвигательной координации, музицирование на детских инструментах, хороводы, хоровое исполнение песен. Совершенствование коммуникативных речевых функций происходит на завершающем этапе в процессе игр и упражнений с музыкальным сопровождением [2].

Список литературы:

1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Современные педагогические технологии. – СПб.: Питер, 2008. – С. 278.

2. Егорова И.В. Музыкальное воспитание как средство коррекции общего недоразвития речи у дошкольников: учеб.- метод. пособие / И.В.Егорова. – СПб.: ЛГУ имени А.С.Пушкина, 2012. – 112 с.

3. Егорова И.В. Особенности развития музыкальных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] /И.В.Егорова // Развитие научного наследия М.Е.Хватцева в отечественной логопедии: материалы междунар.науч-практ.конф. 20 янв. 2009 г. / ЛГУ им. А.С.Пушкина; гл.ред. В.Н.Скворцов. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009.- С. 53-55.

Калинина И.Г.

РАЗВИТИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций у старших дошкольников с ОНР при обучении детей связной речи.

В последнее время в логопедии резко вырос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе с детьми. Связано это с тем, что для формирования языковой компетенции ре...

ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»

Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий(через постановку фольклорных спектаклей). Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными ж...

Формирование речевых компетенций у старших дошкольников средствами музыкальной терапии

Формирование речевых компетенций у старших дошкольников средствами музыкальной терапии в музыкальном воспитании дошкольников  является одной из интересных и нетрадиционных форм и методов раб...

Статья "Применение методов и приемов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетенции у старших дошкольников"

Методы и приемы ТРИЗ-педагогики позволяют традиционный способ обучения перевести в активно - деятельностный. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают нов...

Развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр

Аннотация: в работе раскрыто понятие «развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр». Так как само о себе восприятие музыки – довольно сл...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями речи в инклюзивной группе (магистерская диссертация)

Категория детей с нарушениями речи находится в зоне риска по формированию социальных компетенций. Дошкольникам с нарушениями речи сложно взаимодействовать с другими детьми, им сложно выразить свои мыс...

Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников средствами арт-терапии

В статье рассмотрены основные подходы к определению эмоционального интеллекта, проанализированы возможности арт-терапевтических средств в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного ...