Педагогические проекты
проект (подготовительная группа)

Климовских Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

                              МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЕТСКИЙ САД «КАПЕЛЬКА»

Юридический адрес: Россия, 623340, Свердловская область, Артинский район, р.п. Арти,

ул. Розы Люксембург, 5 А, телефон: 89002101097

                                                                                                                      https://flomaster.top/uploads/posts/2022-08/1660716670_5-flomaster-club-p-khleb-vsemu-golova-kartinki-dlya-detei-kra-13.jpg

Интегрированный информационно – познавательный

проект с элементами творческой деятельности 

 «Хлеб – всему голова»

для детей подготовительной группы


Содержание

Паспорт проекта

Введение

1.1

Принципы и формы работы над проектом

1.2

Этапы реализации проекта

1.3

Календарно-тематическое планирование

1.4

Перспективный план работы с родителями

1.5

Перспективный план организации предметно-развивающей среды  

Заключительный этап

Список информационных источников

Приложение 1

Приложение 2«Правила бережного отношения к хлебу»

Приложение 3

Паспорт проекта

Паспорт проекта

Название проекта

Проект «Хлеб всему голова»

Вид проекта

Интегрированный информационно – познавательный проект с элементами творческой деятельности с воспитанниками подготовительной группы

Продолжительность

Долгосрочный (в течение 7 месяцев)

Участники проекта

Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Общая характеристика проекта

Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили бережно относиться к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе - способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.

Методы

Объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; продуктивные

Формы:                                                      

Индивидуальные, групповые

Продолжительность проекта:                                                                

долгосрочный (7 месяцев)                                                                                                      

Срок реализации

2023-2024 учебного года

Основные задачи 

Образовательные:

- расширить знания у детей об истории хлеба, значении хлеба в жизни человека;                                                                                                                      

    - расширить представления о многообразии хлебных продуктов                                            

     - знакомство с русскими народными традициями  и фольклором                                            

       Развивающие:                                                                                                                    

   - показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;                                              

      - развитие и стремление к самостоятельному познанию и размышлению                

- выявить, какую пользу имеет хлеб для человека                                                                    

        - развитие умственных способностей и речи                                                        

 Воспитательные:                                                                                                                            

   - воспитывать духовно-нравственные качества, чувство уважения к труженикам села через знакомство с произведениями литературы и искусства;                      

   - воспитывать бережное отношение к хлебу.                                                                                  

 - содействовать освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

Цель проекта:

Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.


1.1
. Принципы и формы работы над проектом.

    Формы: Индивидуальные, групповые.

- Словесный (беседы, чтение художественной литературы, пение, загадывание

загадок и пр.)  

-  Наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдения, просмотр

мультфильмов и видеороликов и пр.)  

-  Практический (экскурсии, создание макетов, разучивание танцев и пр.)  

-  Игровой (подвижные игры, дидактические, настольно – печатные, сюжетно

– ролевые, обыгрывание проблемных ситуаций и пр.

1.2. Этапы реализации проекта

1.  Подготовительный этап.

  1. Определение проблемы, постановка цели и задач                                                                              
  2.  Составление перспективного плана мероприятий                                                            
  3. Определение методов работы                                                                                
  4.  Подбор иллюстраций, литературы                                                                          
  5.  Подбор материала, оборудования для продуктивной деятельности                                                  
  6. Подбор материала, атрибутов для театральной и игровой деятельности 

 Основной этап:                                                                                            

  1. Планирование образовательной деятельности, бесед с детьми по выбранной теме.                                                                                                         

2.Совместная работа с родителями, направленная на знакомство с проектной деятельностью      

                                                                                                   

Заключительный этап:                                                                                      

  1. Подготовка и проведение итоговой викторины «Как к нам хлеб пришел?»                                                            
  2.   Изготовление альбома

1.3. Календарно-тематическое планирование

Мероприятия

Цели

сроки

                                        1 этап – концептуальный

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности

формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов.

сентябрь

                                          2 этап – подготовительный

1. Подбор и знакомство с методической литературой по проблеме духовено – нравственного воспитания дошкольников                                  

2. Подбор наглядного и практического материала для организации работы с дошкольниками по теме

Повышение знаний педагогов

Создать условия для реализации проекта

                                           2 этап – внедренческий

-рассматривание колосков ржи                                                                           - сравнение семян ржи и пшеницы                                                

- рисование поля с колосками                                                    

 – чтение Нияра Самкова. «О хлебе»;                          

 -  знакомство с картиной Васнецова «На пашне. Весна»                                                                            

- проговаривание скороговорок о хлебе                  

Дать знания о том, что рожь и пшеница растут колосьями, семя – зерно, цвет – желтый; отличаются разной формой зерен (пшеницы – округлой формы, ржи – продолговатой), усики у ржи длиннее, чем у пшеницы.

Сентябрь

- рассказ воспитателя о том, как выращивали хлеб в старину                                                                      

  - знакомство с сельскохозяйственной техникой                                     - рассматривание иллюстраций «Трактор пашет землю», «Трактор баранует землю»                                                                        

 - знакомство с профессией -  агроном                                        

 - чтение Токмакова «Что такое хлеб»                                    

 - загадывание загадок о хлебе

Дать знания о том, как выращивали хлеб в старину                          Познакомить с сельскохозяйственной техникой – трактором, комбайном, машиной-сеялкой                         Познакомить с профессией агроном, его обязанностями (руководит посадкой и сбором сельскохозяйственных растений, заготовкой удобрений, борьбой с вредителями и болезнями)

октябрь

- рассказывание с показом иллюстраций «Как сеют хлеб»                                    

 - знакомство с репродукцией картины И.И. Шишкина «Рожь»                      

  - приметы о хлебе - просмотр  диафильма «От  зерна до

каравая»  

 - драматизация по русской народной  сказке «Колосок»                                                                    

Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве

ноябрь

- рассматривание иллюстраций: «Сбор урожая Хлеба»                                        

 - знакомство с профессией комбайнер - беседа «Что такое элеватор?»                                      

 заучивание Аким. Хлеб                            

 -  знакомство с картиной художника Пластова «Жатва»                                                                          

  - заучивание пословиц и поговорок о хлебе

Воспитывать интерес к профессиям, чувство благодарности и уважения к  людям сельскохозяйственного труда                                 Познакомить с творчеством художника Аркадия  Александровича Пластова; формировать умение анализировать произведение живописи, обобщать материал и делать выводы      Активизировать в речи слово –жатва (время уборки хлеба; жать, то есть срезать колоски

    декабрь

- беседа: «Что такое мельница?»                                                          

 - эксперимент. Получение из колосков муки                                

  - беседа: «Какой бывает хлеб?»                              

 знакомство с профессией – мукомол                                                    

 - чтение.

Ремизов. Хлебный голос                                                                                      - составление узоров и рисунков из круп

Дать знания о том, что мукомольная техника прошла большой путь развития от примитивных орудий первобытного человека до современных механизированных мукомольных мельниц (зернотерка и ступка, затем жернов, приводившие движения вручную ; с развитием техники использовали водяные колеса в водяных мельницах; в средние века строили ветряные мельницы                                      

  Рассказать о современном предприятии мукомольной промышленности

  январь

- знакомство с профессиями – пекарь, кондитер                                                  

 - рассматривание иллюстраций «В пекарне»                  

   - беседа: «Как приготовить тесто?»                                              

   - лепка хлебобулочных изделий из соленого теста                                                

- дидактическая игра «Из какой муки испекли хлеб?»                                                

 - экскурсия на хлебозавод                            

 - сюжетно-ролевая игра «Кондитерский цех»                                

 - чтение сказки «Легкий хлеб»

Повысить уровень познавательного развития.                    Пополнить знания детей о  профессиях пекарь и кондитер                             Углубить знания по организации работы кулинарного цеха пекарни                   Обобщить знания о хлебобулочных изделиях Воспитывать бережное отношение к хлебу

  февраль

- беседа: «Куда отправляют хлеб с хлебозавода?                          

 - сюжетно-ролевая игра «Магазин хлебобулочных изделий», «Кулинария», «Булочная»                                                          

- дидактические игры: «Назови одним словом», «Найди лишнее», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?» «А какой он хлеб?»                              

 - чтение. Хармс «Очень, очень вкусный пирог»

Сформировать представления о ценности хлеба               Расширить представления о многообразии хлебобулочных изделий             Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений

  Март

- беседа: «Как хлеб на стол пришел?»                                            

- «Как испечь хлеб дома?» - дидактическая игра «Назови ласково» (булка-булочка, хлеб-хлебушек, кекс-кексик, пирог-пирожок)                                                

- Беседа «Берегите,  Хлеб» - чтение. Шарыгина. Ломоть хлеба                                

  – пальчиковые игры «Бублик», «Каша»

Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба и его ценности       Учить связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствия в предложенной ситуации     Совершенствовать грамматический строй речи                                 Воспитывать бережное отношение к хлебу как главному продукту питания

  апрель

- Игра. ТРИЗ. «Что сначала, что потом?», «Пятиэкранка»                                                                                                                                  

 - чтение. Коганов. Хлеб-наше богатство                                  

 - НОД «Хлеб – всему голова»                              

Довести до сознания детей, что хлеб – итог большой работы многих людей; хлеб – главный продукт на столе, символ благополучия и достатка             Продолжать знакомить ребенка со способами установления причинно-следственных связей       Учить объяснять смысл пословиц о хлебе.

  Май

                                         3 этап - заключительный

- Подготовка и проведение итогового мероприятия                                    

 - Презентация для родителей и педагогов.

3. Анкетирование родителей

Подведение итогов проекта                                  

Обратная связь

    май

 

  1. Перспективный план работы с родителями

Работа с родителями

1. Экскурсия в хлебный магазин .

2. Заучивание поговорок, пословиц о хлебе .

3. Приготовление  хлеба .

4. Анкетирование на тему «Хлеб».

1.5 . Преспективный  план организации предметно- развивающей среды

  • Конструирование- макет «Мельница»
  • Лепка- хлебобулочные изделия из солёного теста; «Вкусное пироженное»
  • Рисование- «Хлебное поле»«Колосок».
  • Книжка «Колосок»
  • Книжка «Загадки о хлебе»
  • Альбом «Хлеб»

Словесные игры

  • «Узнай по описанию»
  • «Назови ласково»
  • «Попробуй опиши»
  • «Кто больше назовёт»

Сюжетно- ролевые игры

  • «Пекарня»
  • «Семья»
  • «Булочная»
  • «Уборка урожая»

Дидактические игры

  • «Угадай что в мешочке»
  • «Разложи по порядку»
  • «Сложи колосок»
  • «Чем пахнет магазин»
  • «Найди лишние ингредиенты»
  • «Что сначала, что потом?»
  • «Назови семью»
  • «Мельница»
  • «Из чего сварили кашу»

Подвижные игры

  • «Калачи»
  • «Урожай у нас хорош»

Пальчиковый игротренинг

  • «Месим тесто»

Через чтение художественной литературы:

  • Украинская народная сказка «Колосок»
  • К.Паустовский «Тёплый хлеб»«Лисичкин хлеб»«Дом зерна»
  • В.Степанов «Полюшко- поле»

Заключительный этап: подведение итогов реализации проекта.

  На заключительном этапе проекта были подведены итоги и проведена диагностика, которая показала положительные результаты. Опрос проводился по следующим критериям:

- называет технику и сельскохозяйственные профессии;

- понимает и может рассказать по схеме алгоритму о пути, проделанном зёрнышком;

-называет хлебобулочные изделия и может по  схеме алгоритму рассказать, как приготовить тесто;

- знает и называет свойство муки;

Список информационных источников

  1. «Мы» Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. — СПб: «Детство-Пресс», 2000. — 240с.
  2. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. — М.: Мозаика- Синтез», 2004. — 40с.
  3. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 144с.
  4. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. — Волгоград: учитель, 2004. — 160с.
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. — 4-е изд., — М.: АРКТИ, 2006. — 96С.
  6. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:. — Волгоград: Учитель, 2008. — 286с.
  7. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 160с.
  8. Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — Мозаика-Синтез, 2006. — 104с.
  9. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 32с.
  10. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. — м.: ТЦ Сфера, 2012. — 80с.
  11. Шорыгина Т.А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с
  12. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2011. — 52с.
  13. Шорыгина Т.А. Фрукты. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. — 64с.
  14. Шорыгина Т.А. Ягоды. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. — 56с.
  15. Экологические праздники для старших дошкольников. Зенина Т.Н. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2008. — 128с.

16. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.

17. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.

18. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм

Интернетресурс: https://youtu.be/BUh0q8z5Pbs. , https://youtu.be/oeWNlZRSgNM. http://www.youtube.com/watch?v=IfHr_0iJaK0&noredirect=1 , https://yandex.ru/video/preview/13353163949516349708 ,

https://yandex.ru/video/preview/17819192703773608572 , http://www.planetaskazok.ru/rusnarskz/kolosok , https://yandex.ru/video/preview/3937388509290562134 , https://yandex.ru/video/preview/12555207077487434887.

http://LearningApps.org/display?v=pnqu8k8p301 , http://www.youtube.com/watch?v=gh6qBt_2mrM

Приложение 1

Правила бережного отношения к хлебу:

1. Не покупайте лишнего хлеба.

2. Никогда не берите хлеб грязными руками!

3. Ставьте хлеб на стол первым, положив его на чистую салфетку или на тарелку.

4. За столом берите столько хлеба, сколько можете съесть.

5. Во время еды не допускайте шалостей с хлебом.

6. Чтобы хлеб лучше сохранялся, храните  его в  емкости с крышкой  или в хлебнице.

7. Научитесь использовать чёрствый хлеб.

8. Никогда не выбрасывайте хлеб!

9. Всегда и везде уважительно относитесь к  хлебу!



Предварительный просмотр:

                 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«    Детский сад «Капелька»

Картинки по запросу экология

Экологический проект

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

                      Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий

                                                           

2023г.

Содержание

Паспорт проекта

Введение

1.1

Принципы и формы работы над проектом

1.2

Этапы реализации проекта

1.3

Календарно-тематическое планирование

1.4

Перспективный план работы с родителями

1.5

Перспективный план организации предметно-развивающей среды

Заключение

Список информационных источников

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Паспорт проекта

Участники

дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители,

Тема проекта

информационно – исследовательский, творческий

Тип проекта (по продолжительности)

Долгосрочный с 01.12. 23- 31.04.24

Актуальность проекта

Решить проблему захоронения отходов не удается на протяжении долгого времени. И если мы уже сегодня не начнём строить новую инфраструктуру обращения с отходами, через несколько лет нам будет просто некуда девать мусор. Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.

Проблема

Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.

Объект

Участники образовательного процесса

Цель проекта

Привлечение внимания воспитанников и их родителей к загрязнению окружающей среды мусором, нахождению путей решения этой проблемы через вторичное использование бытовых отходов и пропаганду гуманного отношения к природе своего края.

Задачи проекта

В работе с детьми:

1. Способствовать развитию у детей экологической культуры, умение видеть экологическую проблему и находить пути её решения.

2. Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме загрязнения окружающей среды;

3. Способствовать развитию у детей интереса к природе родного края, двора; видеть красоту окружающего их мира;

4. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

5. Формировать навыки исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

6. Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.

Для педагогов:

Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями

В работе с родителями:

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи по формированию экологической культуры через творческую деятельность.

Методы исследования

Анкетирование родителей по проблеме.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный.

1.Выбор темы проекта и обозначение проблемы.

2.Определение цели и задач проекта.

3.Обсуждение проекта с ребятами и их родителями, выбор источников получения информации.

4.Планирование содержания проекта с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.

5. Подбор художественной литературы с учетом возрастных особенностей детей.

2 этап – основной (практический)

1.Работа с детьми

-Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта

-Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, викторин, мультфильмов по теме проекта

-Чтение познавательной литературы, энциклопедий

-Рисование «Мы за чистый поселк».

-Трудовая деятельность на территории детского сада.

-Изготовление поделок из бросового материала «Вторая жизнь отходам».

-Участие в акции по раздельному сбору мусора «Добрые крышечки».

-Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы.

Работа с родителями

-Разработка советов для родителей «Как обращаться с отходами дома?»

-Консультации для родителей

-Подготовка родителей к работе над проектом.

Заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

-Выставка творческих работ детей.

-Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами;

-Оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчёта.

Продукт проекта

Открытие галереи “Мусорный вернисаж”

Развлечение совместно с родителями «Мусор Земле не к лицу»»

Изготовление костюмов «Вторая жизнь вещей»

Перспектива проекта

Использование данного педагогического проекта в работе дошкольных образовательных учреждений

                                                     Введение

Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт»?

Перспективный план проекта

мероприятия

дата

исполнители

Беседа “Помогите природе” Цель: дать понятия о вреде мусора для природы и человека.

январь

Воспитатели, дети

Экскурсии по территории детского сада Цель: наблюдение за состоянием окружающей среды на территории детского сада и вокруг него.

январь

Воспитатели, дети

Тематическая прогулка

«Чистый участок нашего детского сада. Уборка территории». Цель: прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде. Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.

февраль

Воспитатели, дети

Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - «Про корову, которая из-за отравления воздуха и воды вместо молока давала бензин», «Жизнь мусора». Цель: проблемы загрязнения окружающей среды.

февраль

Воспитатели, дети

Экспериментальная

деятельность “Рассортируем

мусор” Цель: некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты.

февраль

Воспитатели, дети

Сюжетно- ролевая игра «За продуктами в магазин?». Цель: научить выбирать товары упаковках многоразового

использования

февраль

Воспитатели, дети

Занятие “Мусор – это хорошо или плохо?”

Цель: различать и называть материалы, формировать представление об охране

природы за счёт рационального использования ненужных

предметов и их переработке.

март

Воспитатели, дети

Чтение С. А. Анишина «На городском субботнике», Е.

Смирнова «Давайте землю украшать». Цель: осознание значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

март

Воспитатели, дети

Экспериментальная деятельность “Если закопать в землю мусор,

что произойдет?” Цель: выяснить, исчезает мусор в природе или остается навсегда.

март

Воспитатели, дети

работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала. Цель:

создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала, знакомиться с их свойствами, приобретать трудовые навыки.

апрель

Воспитатели, дети, родители

Открытие галереи “Мусорный вернисаж” Цель: создавать

разнообразные поделки с помощью бросового материала, знакомиться с их свойствами, приобретать

трудовые навыки.

апрель

Воспитатели, дети, родители

Развлечение совместно с

родителями «Мусор Земле не к лицу» Цель: расширить и углубить знания детей о

взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и

природоохранной.

Изготовление костюмов «Вторая жизнь вещей» Цель: о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

апрель

Воспитатели, дети, родители

Литература

1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2.Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

3.Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

4 Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

5.Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26–34.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «КАПЕЛЬКА»

Юридический адрес: Россия, 623340, Свердловская область, Артинский район, р.п. Арти,

ул. Розы Люксембург, 5 А, телефон: 89002101097

Фактический адрес: Россия, 623340, Свердловская область, Артинский район, р.п. Арти,ул. Розы Люксембург, 5 А, телефон: 89002101097

Педагогический проект

«С чего начинается Родина»

средняя группа

(Долгосрочный)

Арти, 2023 г

Содержание

   Паспорт проекта

Введение

1.1

Принципы и формы работы над проектом

1.2

Этапы реализации проекта

1.3

Календарно-тематическое планирование

1.4

Перспективный план работы с родителями

1.5

Перспективный план организации предметно-развивающей среды

Заключение

Список информационных источников

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Паспорт проекта

Участники

Педагоги, дети средней группы (-5 лет), родители воспитанников.

Тема проекта

«С чего начинается родина»

Тип проекта (по продолжительности)

информационно-познавательный, творческий, долгосрочный

(с октября 2023 по май 2024)

Актуальность проекта

С чего начинается Родина? Для каждого человека она, прежде всего, начинается с семьи.

Родина – это мама, папа, бабушки и дедушки; это те люди, которых он видит первыми, которые его окружают любовью и заботой, составляют основу мира в первые годы жизни.

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своѐ прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка, поэтому мало кто из детей знает историю создания своей семьи и свою родословную. Кроме того, в суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

Проектная деятельность проходит под девизом:

«Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!»

Проблема

Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье ее традициях, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, а у некоторых отсутствует познавательный интерес. чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «С чего начинается родина?».

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и родному дому и традициям.  

Объект

Цель проекта

Формирование у детей представлений о семье, осознанное понимание значимости семьи с жизни ребенка.

Задачи проекта

Образовательные:

  1. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и уважение к членам семьи.
  2. Обогащать первоначальные представления о семейной традиции, о праздниках, о взаимоотношениях и родственных связях между близкими людьми.
  3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
  4. Формировать у детей целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека.

Развивающие:

  1. Повысить качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей, расширить воспитательные возможности семьи
  2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.                                                                                
  3. Развивать любознательность и познавательную активность.
  4. Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  6. Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Воспитательные:

  1. Воспитывать патриотические чувства.
  2. Воспитывать у детей любовь и уважению к своей Родине, семье, желание проявлять заботу к родным людям.
  3. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

Методы исследования

Словесные

Беседы;

Пояснение, объяснение, разъяснение.

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;

Загадывание и отгадывание загадок;

Педагогическая оценка (поощрение, одобрение;

похвала);

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий;

Показ презентаций;

Рассматривание иллюстраций; открыток.

Практические

Игровые действия;

Художественное творчество;

Создание игровой ситуации, упражнение,

моделирование.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

  • Провести опрос с детьми, выявить проблему;
  • Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;
  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
  • Изучение методической литературы по теме проекта;
  • Подбор художественной литературы для детей и наглядных пособий;
  • Ознакомление родителей с темой проекта;
  • Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы и составление плана развития группы в соответствии с задачами проекта

Основной

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов, направленных на расширение представлений детей о своей семье. (беседы, чтение худ. литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, игры и тд)
  • Привлечение родителей воспитанников для реализации проекта

Заключительный

  • Представление проекта

Продукт проекта

  1. Сборник методических материалов по проекту «С чего начинается родина?» (сценарии мероприятий, конспекты бесед, анкеты, буклеты, консультации для родителей и т.д.);
  2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы, направленной на патриотическое воспитание дошкольников (дидактические игры, наглядные пособия и тд)   
  3. Гениалогическое древо семьи
  4. Альбом «Тайна имени», «Моя семья»
  5. Лэпбук «Моя семья»
  6. Праздничные программы к дню матери и 23 февраля 
  7. Презентация проекта с использованием видеосюжета

        

Перспектива проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Результаты, ориентируемые на детей:

  • Повысился интерес к своей семье
  • Знают имена бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек
  • Профессии своих родителей, бабушек и дедушек;    
  • Прошлое своей семьи;  
  • Значение своего имени;    
  • Называют свое имя и отчество;  
  • Знают народный фольклор;
  • Смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;  
  • Будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;  
  • Пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.);  
  • Приобретут представления об общечеловеческих ценностях;    
  • Научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;                
  • У них будет развито чувство гордости за свою семью.
  • Знают историю своей семьи.

Результаты, ориентируемые на родителей:

  • привлекли родителей к проектной деятельности;
  • родители будут понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
  • Приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
  • Укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;
  • У них будет развито чувство гордости за свою семью;    
  • Будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
  • Научатся хранить и чтить свои семейные традиции;  
  • Знать свою родословную, минимум до третьего колена;    
  • Научатся организовывать семейные праздники;
  • Сделают видеоархив семейных праздников и традиций.

Результаты, ориентируемые на педагогов:

  • Создали условия, стимулирующие развитие поисково-творческой деятельности детей;
  • Создали предметно-развивающую среду, направленную на развитие интереса детей к теме проекта.
  • Повысили уровень педагогического мастерства.
  • Знают лучше семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству.
  • Установление доверительных и партнерских отношений между педагогом, родителями и детьми

Подвижные игры:

«Мамины помощники»,

«Кто быстрее построит домик из конструктора,

«Полоса препятствий»,

«Мы веселые ребята»,

«Птица и птенчики»,

«Бездомный заяц».

Физ-минутки:

«Кто живёт у нас в квартире?»

«Дом»

«Брату впору башмаки»

«Папа»

«Мама дочь свою качает»

Пальчиковые игры:

«Дружная семейка»

«За работу»

«Наши мамы»

«Семья»

«Очки»

Дидактические игры:

«Подбери признак»

«Чей, чья, чье, чьи?»

«Сравнить, кто старше/младше»

«Скажи наоборот».

«Отгадай»

«Я люблю всех» (назови ласково).

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

«Папа – хороший хозяин»

«У нас в семье – младенец»

«Мама укладывает детей спать»

«Выходной день в семье»

«В семье заболел ребенок»

«Большая уборка дома»

«К нам пришли гости»

«Мамины помощники»,

«В гостях у бабушки»

«Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения»

Загадки, пословицы, стихи.

Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Гуси – лебеди», «Крошка Енот» и др.

Художественная литература:

  1. Сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, «Гуси – лебеди»,
  2. С. Маршак «Сказка об умном мышонке»
  3. Е. Пермяк «Мамина работа»
  4. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»
  5. В. Белов «Мамина дочка»
  6. Л. Толстой «Старый дед и внучек».
  7. М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб»
  8. В. Катаев «Цветик-семицветик», К. Ушинский «Косточка»
  9. Л. Толстой «Старый дед и внучек»
  10. А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»
  11. В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»
  12. Т. Шорыгина «Похищенное имя»
  13. З. Александрова «Посидим в тишине»;

Работа с родителями:

  1. Выставка поделок «Мамины руки не знают скуки», Папа может, папа может…» (кормушки)
  2. Создание альбомов «Моя семья», «Тайна имен»
  3. Консультации: «Роль семьи в воспитании ребенка», «Роль матери в жизни ребенка», «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Что значит быть хорошим отцом».
  4. Папки – передвижки: «Роль семьи в нравственном воспитании детей», «Что такое семья?».
  5. Развлечение «Мамин праздник»,
  6. Выставка  «Моя родословная» (гениалогическое дерево).
  7. Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Семья и семейные ценности».
  8. Родительское собрание на тему: «Взаимоотношения в семье»

Содержание проекта

Этап

Мероприятие

Сроки

Задачи мероприятия

Ресурсы

Ответственный

Подготовительный

1.Подбор методической и художественной литературы 2.Составление перспективно-тематического плана работы по теме «Семья»» 3.Разработка конспектов занятий, бесед, экскурсий

4. Разработка консультаций для родителей, буклетов

5. Анкетирование родителей «Игра в жизни вашего ребенка»

Октябрь- ноябрь

1. Разработать перспективно-тематический план и конспекты занятий;

2. Познакомить детей с произведениями художественной литературы по теме семья

3. Расширить представления детей о семье, семейных традициях;

4. Повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи;

5. повысить интерес к проектной деятельности;

- Методическая литература

- художественная литература

- интернет

Ноябрь

«Моя семья»

Практический

Беседы: «Моя семья», 

«Какая у меня семья», «Для чего человеку нужна семья?»

3 неделя ноября

Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях

Составление рассказа по пентаграмме на

тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку,

дедушку).

Чтение сказок «Кукушка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка». «Крошечка-ховрошечка», «Мальчик с пальчик»

Прочитать и узнать, жизненной мудрости учит русская народная сказка

Пальчиковая игра: «Моя семья»;

СРИ: «Семья», «Дочки - матери», «Встречаем гостей»

Д/и «Моя семья»

Закреплять представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; развивать речь детей

Консультация для родителей: «Главные условия воспитания детей в семье»

Беседы: «Выходной день в нашей семье»,

«Самые дорогие люди»,

 «Мама самый

дорогой человек на свете»

4 неделя ноября

Воспитывать чувство гордости за свою семью, расширение знаний детей о членах семьи

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей

Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «На кого я похож?»

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Чтение худ. лит-ры

Я.Аким «Моя родня», В Драгунский «Моя сестра Ксения»

Продуктивная деятельность: Открытка для мамы на День матери»

Интегрированное занятие «Милая мамочка моя»

Посиделки в группе, посвященные мамам ко дню Матери

Папка-передвижка «История возникновения праздника «День Матери»

декабрь

«Я и мое имя»

Беседы: «Что означает твое имя?»

Интервью у родителей «Почему меня так назвали?», «Зачем празднуют дни рождения?»

СРИ «День рождения куклы Маши»

Игровая ситуация: «Мои братья и сестры», «Каким я был, каким я стану»

Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев»

Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию»

Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей».

Пальчиковая игра: «Строим дом.»

Выставка рисунков: «Дом, в котором я живу.»

Составление гениологического древа семьи.

Участие родителей в создании «Новогодней сказки» на прогулочной площадке»

Праздничная программа, посвящённая Новому году.

январь

«Семейные традиции и обычаи»

Беседы: «Семейные традиции и обычаи»

«Как я помогаю дома», «Мой домашний любимец», «Выходной день в моей семье», Мир семейных увлечений»

В течение месяца

Развивать интерес к традициям семьи.

Формирование представлений о семье и родственных отношениях.

Видеофрагмент «Как я помогаю дома» с участием родителей и детей

Интегрированное занятие по теме

Рассматривание репродукции: З. Серебряковой «За завтраком»

Оформление фото- газеты: «Традиции моей семьи.»

Сюжетно- ролевая игра: «Встречаем гостей.»

Папка-передвижка: «Семья традициями крепка.

февраль

«Мой папа»

Беседы: «Папа в доме и дом исправен», «Где служил мой папа» (Рассказ: «Где служил мой папа»), «Папа гордость моя»

2, 3 неделя

Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой

Продуктивная д-сть: «Поздравительная открытка для папы»

Сюжетно-ролевые игры: «Моряки»

НОД, посвященная 23 февраля

Чтение художественной литературы: Т. Бокова «Папа», Т. Шорыгина «Дедушка», стихи к празднику

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

Фотогазета: «Наши папы – бравые солдаты»

Беседа «Профессии моих родителей», «Кем работают бабушки и дедушки»

3,4 неделя

Чтение произведений: С. Баруздина «Мамина работа», В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»

Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поликлиника»

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»

Папка-передвижка: «Роль отца в семье» 

март

«Моя мама»

Беседа: «Моя мама лучше всех»

1 неделя

Просмотр мультфильма: «Мама для мамонтёнка»

Чтение стихотворения Е. Благининой: «Посидим в тишине», «Вот какая мама»

Настольный театр: «Волк и семеро козлят»

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери»

Изготовление подарков к 8 марта

Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта

Папка-передвижка: «8 МАРТА»

В течение месяца

Буклет «Влияние семьи на развитие ребенка».

В течение месяца

заключительный

апрель

Анализ проекта 

Обработка результатов по реализации проекта

Фотоотчет, видеоотчет о проделанной работе.

Презентация продуктов проекта.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Капелька»

Информационно-практико-ориентированного проекта

«Маленькие финансисты»

https://telegra.ph/file/e333992dc748d2cd8b7c3.jpg

2023г

Содержание

   Паспорт проекта

Введение

1.1

Принципы и формы работы над проектом

1.2

Этапы реализации проекта

1.3

Календарно-тематическое планирование

1.4

Перспективный план работы с родителями

1.5

Перспективный план организации предметно-развивающей среды

Заключение

Список информационных источников

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Паспорт проекта

Участники

Воспитанники подготовительной группы «Бирюзовая гавань», воспитатели, родители.

Тема проекта

«Маленькие финансисты»

Тип проекта (по продолжительности)

Информационно-практико-ориентированный.

Долгосрочный (ноябрь-апрель)

Актуальность

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.

Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания
очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две
стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к
ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и
благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом.

Ценность представляют только честно заработанные деньги.

Проблема

Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Объект

Дети, родители, воспитатели

Цель проекта

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Задачи проекта

- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

- совершенствовать коммуникативные качества детей;

- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;

- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей,

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Методы исследования

-Игровые (игры, игровые упражнения и др.);

-Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого. Чтение и обсуждение художественной литературы и др.)

-Наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

-Практические (исследование, моделирование и др.)

Этапы реализации

1. Подготовительный: - изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации проекта;

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленькие финансисты»;

- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

2. Основной: - реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.  

3.  Заключительный:-подведение итогов. Реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки», план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, альбом «Деньги разных стран»

Продукты проекта

1. Газета «Семейный бюджет»

2. Альбом «Деньги разных стран»

3. Копилка своими руками

4. Презентация  «Поход в магазин»

Планируемый результат проекта

Для детей: -приобретение знаний социально-экономического характера;

-приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;

-усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

-получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

-развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

-применение практических советов в решении конкретных ситуаций;

-развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей: участие родителей в совместной продуктивной деятельности; повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов: повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;

повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.


Информационно-практико-ориентированный «Маленький финансист»

Подготовительная группа «Бирюзовая гавань»

Участники: дети, родители, воспитатели

Участники        : Воспитанники подготовительной группы «Бирюзовая гавань», воспитатели, родители.

Тема проекта: «Маленькие финансисты»

Тип проекта: (по продолжительности)        

Информационно-практико-ориентированный.

Долгосрочный (октябрь-апрель)

Актуальность. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.

ФГОС дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания
очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две
стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к
ним. Правильно – это когда происхождение денег, материальный достаток и
благосостояние в сознание ребенка связывается с трудом. Ценность
представляют только честно заработанные деньги.

Исследования некоторых ученых подтверждают важность и
необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не
обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги —
это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном
возрасте.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных
социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения
правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески
действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно,
интересно.

Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольного
возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных
экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую
жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в
магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

В 2017 году в России утвердили стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 год.

Цель настоящей стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования продуктов и услуг надлежащего качества.

Проблема.        Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Объект. Дети, родители, воспитатели

Цель проекта. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Задачи проекта:         - формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

- совершенствовать коммуникативные качества детей;

- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;

- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей,

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Методы исследования: -Игровые (игры, игровые упражнения и др.);

-Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого. Чтение и обсуждение художественной литературы и др.)

-Наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

-Практические (исследование, моделирование и др.)

Этапы реализации        

1. Подготовительный: - изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации проекта;

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленькие финансисты»;

- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

2. Основной: - реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.  

3. Заключительный: - подведение итогов. Реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки», план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, альбом «Деньги разных стран»

Продукты проекта        

1. Газета «Семейный бюджет»

2. Альбом «Деньги разных стран»

3. Копилка своими руками

4. Презентация «Поход в магазин»

Планируемый результат проекта.        

Для детей: -приобретение знаний социально-экономического характера;

-приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;

-усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

-получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

-развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

-применение практических советов в решении конкретных ситуаций;

-развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей: участие родителей в совместной продуктивной деятельности; повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов: повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;

повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке учитывались несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...