«Играем в математику с детьми раннего дошкольного возраста»
методическая разработка по математике (младшая группа)

Королёва Галина Владимировна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igraem_v_matematiku.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД

Математика окружает нас повсюду. Без математики нет даже поэзии и музыки.

2 СЛАЙД

Математика – это не только счёт. Это логика, осознание пространства и времени, умение анализировать. Математическое мышление природой заложено в человеке. Задача взрослых  - помочь ребёнку раскрыть его в полной мере.

Ранний возраст – время великих возможностей!  Мозг ребенка в этом возрасте – это  буквально губка, впитывающая всю информацию вокруг. В этот период дети учатся невероятно быстро, а их способности к освоению новых знаний практически безграничны. Именно в этом возрасте закладываются основы будущих навыков и умений, и математика играет в этом процессе ключевую роль.

Исследования показывают, что дети, которые начинают знакомство с математическими понятиями с раннего дошкольного возраста, демонстрируют лучшие результаты в учебе в последующие годы. Они легче усваивают новые концепции, быстрее адаптируются к школьным программам и, что самое главное, у них развивается уверенность в своих способностях. Эта уверенность – залог успешного обучения не только математике, но и другим предметам.

В раннем дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник –маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть.

Согласно этому современные педагогические  методики делают акцент на игровом обучении, где ключевую роль играют тактильные материалы. Тактильный опыт очень важен для ребёнка. Намного эффективнее донести что-то до малыша не демонстрацией карточек и проговариванием информации, а побуждая притронуться к объекту изучения, повозиться с исследуемым материалом.

Эффективными инструментами для развития логики, анализа и базовых математических навыков у детей  раннего дошкольного возраста, а также  в полной мере удовлетворяющими потребность детей в тактильном опыте познания  являются такие дидактические пособия как геометрические Блоки Дьенеша, палочки Кьюзера, камешки Марблс и кубики Никитиных.

3 СЛАЙД

 Блоки Дьенеша, созданы венгерским математиком Золтаном Дьенешем.

Набор включает 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов  толщины (толстые и тонкие).

В  наборе нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Совершая первые шаги в математику, я со своими самыми юными дошкольниками играю в следующие игры:

4 СЛАЙД

«Найди меня».

Например, показываю детям блок красного цвета и прошу собрать блоки такого же цвета. Аналогично мы учимся   находить блоки такого же размера (большие или маленькие, такой же формы и т. д.).

5 СЛАЙД

«Запасы на зиму».

К детям в гости приходит мышка, мишка, белочка. Они просят детей помочь сделать им запасы на зиму. Мышка очень любит сыр, сыр - жёлтого цвета. Мишка очень любит малину, малина - красного цвета. Белочка любит чернику, черника – синего цвета.

Дети выбирают из корзинки кусочки сыра, ягоды малины и ежевики и кормят гостей.

6 СЛАЙД

«Угощение для кукол».

В гости к детям приходят 2 куклы (большая и маленькая). Куколки хотят попробовать вкусное печенье, но большая кукла любит только большое печенье, а маленькая - маленькое. Дети разбирают блоки по размеру и «угощают» кукол.

7 СЛАЙД

«Кондитерская фабрика».

Детям предлагается поработать на фабрике конфет и разложить конфеты в свою тарелочку (жёлтый блок (конфету) на жёлтую тарелочку и т. д.).

8 СЛАЙД

Для занятий - игры с блоками Дьенеша активно использую и специально разработанные альбомы.  Так,  для детей 2-3 лет разработаны альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких» и «Маленькие логики». А также самостоятельно  разработанные  задания. Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки, малыши учатся соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами.

9 СЛАЙД

Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость, когда видят, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

10 СЛАЙД

Не меньше интереса и восторга у детей вызывают игры и с известным во всем мире дидактическим материалом, разработанным бельгийским математиком Джорджом Кюизинером.

Палочки Кюизенера – это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см. Каждая палочка ‒ это число, выраженное цветом и величиной. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Данные счетные палочки еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

11 СЛАЙД

«Найди флажочкам палочки держалочки».

Цель: Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов.

12 СЛАЙД

«Подбери шарикам ниточки-палочки».

Игровая ситуация: У лягушонка праздник, и мы надули ему много цветных шариков. Чтобы они не улетели, их надо завязать ниточкой такой же по цвету, как шарики.

Совет: Мы надули много синих шариков. Давай с тобой узнаем, всем ли шарикам хватит ниточек? Узнать просто: надо выложить в ряд шарики, а под ними - синие «ниточки». Всем шарикам хватило ниточек - их поровну.

Совет: если вы уберете одну палочку, то можно закрепить понятия «больше», «меньше».

13 СЛАЙД

«По лесенке».

Для игры педагогом собирается лестницу от белой до желтой палочки. Затем  берется маленькую игрушку, например зайка, который прыгает по лестнице снизу вверх. При этом можно считать «Зайка прыгает опять, один, два, три, четыре, пять».

Потом можно собрать лестницу выше, и уже считать до 10. Когда ребенок освоил эту игру, можно пропускать ступеньки (лесенка сломалась), чтобы ребенок ставил их на место (чинил лестницу).

«Цветной забор».

Перед детьми выкладывается две цветные палочки, потом снова две такие же и говорится, что вы красите забор в синий и оранжевый цвет. Затем ребенку  предлагается  продолжить забор.

Со временем данную игру  можно усложнить, добавляя количество цветов, выстраивая более сложные очередности. Например, голубой, белый, розовый, желтый. Пусть ребенок выкладывает дальше.

14 СЛАЙД

«Построим заборчики для животных»

В ходе игры детям предлагается  построить заборы для игрушечного зоопарка. При этом обязательно уточняется, кто из животных «большой»? Кто «маленький»? Когда заборчики будут построены, дети делают вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.

«Дорожки для животных».

Из палочек выкладываются дорожки разной длины, при этом следует называть цвета и размеры. Когда дорожки выложены, у детей уточняется какая дорожка самая длинная, как долго или быстро будет идти по ней животное? Какая дорожка самая короткая, как долго или быстро продет по ней наше животное? В ходе этой игры ребенок учит понятия «длинный», «короткий», «быстро», «долго».

15 СЛАЙД

Очень нравятся детям и игры с камешками Марблс.  

Стеклянный шарик Марблс - далёкий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили своё название от английского «Марблс» (то есть мраморные). Современные Марблс делают из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи.

Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в работе более удобно, так как они более устойчивы и не перекатываются. Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели.

Камешки имеют разнообразные оттенки и цвета, красота которых завораживает настолько, что взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение – это весёлые, полезные и простые игры.  

Так как Марблс небольшого размера, то в настоящее время игры с камушками организовываю преимущественного в индивидуальной работе с детьми или  не более чем с 2-3 детьми одновременно, чтобы избежать случайного проглатывания камешка ребенком.

В  своей работе с детьми раннего возраста использую следующие игры:

16 СЛАЙД

«Подбери по цвету». Необходимо рассортировать камешки по цвету.

 «Продолжи ряд». Используются камешки разных размеров.

17 СЛАЙД

 «Собери по образцу». Ребенку можно предложить картинку-образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

18 СЛАЙД

  «Какая дорожка». Длиннее-короче.

19 СЛАЙД

«Чудесный мешочек». Ребёнок достаёт камешек из мешочка и соотносит цвет с кругами соответствующего цвета.

«Золушка»

Одна из любимых игр «Золушка» когда все стекляшки ссыпаю в одну ёмкость, а дети разбирают и сортируют их по цвету, или по форме или по размеру.

20 СЛАЙД

Не меньше интереса у детей вызвали и игры с «Кубиками Никитиных», названных именем разработавших их педагогов-новаторов Еленой и Борисом Никитиными. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.

Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома.

21 СЛАЙД

Хотелось бы отметить, что даже не смотря на то, что данные кубики ввелись в обучающе-игровую деятельность с детьми только с апреля месяца, но уже сегодня некоторые ребята проявляют способность подбирать и складывать узор не только с одно-, но и двух-цветными картинками.  

Таким образом, развитие математических способностей у детей раннего возраста – это не дрессировка, а увлекательное путешествие в мир логики и творчества. Через игру и эксперименты дети учатся анализировать, сравнивать и делать выводы.

Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, камушки Марблс и кубики Никитиных – не просто игрушки, а мощный дидактический инструмент. Их комбинация позволяет охватить все аспекты математического развития: от счета до абстрактной логики. Внедрение этих материалов в дошкольное образование создает прочную основу для дальнейшего обучения, делая математику увлекательной и доступной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с детьми раннего дошкольного возраста

В начале этого периода, уже на втором году жизни, дети начинают очень активно взаимодействовать с окружающими их предметами и начинают решать определённый круг практических задач. Дети учатся ис...

Деловая игра для педагогов Тема «Занятие математики с детьми старшего дошкольного возраста»

Задачи: 1.     На собственном опыте прочувствовать эмоциональное состояние обучающегося, при изучении новой, сложной темы.2.     Определиться в важности и необх...

Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста

Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста...

отчет по самообразованию по теме: "Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста».

отчет по самообразованию по теме: "Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста»....

Консультация "Игры и занятия с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации"

Консультация "Игры и занятия с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации"...