Проект по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством дидактических игр
проект по математике (младшая группа)

Васильева Татьяна Сергеевна

Участники проекта:

- дети первой младшей группы 2–3 года

- родители воспитанников

- воспитатель группы

Вид проекта:

- долгосрочный

- групповой

- познавательно-развивающий — проект направлен на формирование у детей раннего возраста первичных представлений о мире через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

- практико-ориентированный — в центре проекта находятся дидактические игры и сенсорные упражнения, направленные на активное вовлечение ребенка в практическое взаимодействие с материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensorika_1.docx132.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством дидактических игр

на тему: «Пять чувств — пять шагов к развитию»»

Автор: Васильева Татьяна Сергеевна

г. Новосибирск

2025 г.

Оглавление

Аннотация проекта        3

Постановка проблемы        4

Цель и задачи проекта        6

Предполагаемые результаты реализации проекта:        6

Этапы проекта        7

Подготовительный этап проекта        8

Основной этап проекта        10

Заключительный этап проекта        12

Продукт реализации проекта        13

Результаты работы над проектом        13

Список использованной литературы        15

Приложение № 1        15

Перспективное планирование работы с детьми в рамках проекта        15

Приложение №2        17

Перспективный план работы с родителями в рамках проекта        17

Приложение № 3        19

Картотека сенсорных игр        19

Приложение № 4        26

Анкетирование для родителей        26

Приложение№ 5        28

Мастер-класс для родителей        28

«Игры на развитие зрения: простые идеи своими руками» (для детей 2–3 лет)        28

Приложение № 6        30

Буклет «Почему важно развивать чувства в раннем возрасте»        30

Приложение № 7        31

Буклет «Как играть с ребёнком дома: сенсорные игры»        31

Приложение № 8        33

Буклет «Слуховое восприятие: развиваем через игру»        33

Приложение № 9        35

Памятка для родителей «Что вкусно? Учим ребёнка понимать и называть вкусы»        35

Приложение № 10        37

Консультация для родителей «Все чувства работают вместе»        37

Аннотация проекта

Участники проекта:

- дети первой младшей группы 2–3 года

- родители воспитанников

- воспитатель группы

Вид проекта:

- долгосрочный

- групповой

- познавательно-развивающий — проект направлен на формирование у детей раннего возраста первичных представлений о мире через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

- практико-ориентированный — в центре проекта находятся дидактические игры и сенсорные упражнения, направленные на активное вовлечение ребенка в практическое взаимодействие с материалами.

Срок реализации: 2024–2025 учебный год

Постановка проблемы

Ранний возраст (от 2 до 3 лет) — это уникальный, сенситивный период, когда ребенок активно познает окружающий мир через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Именно в это время происходит становление основных сенсорных функций, формируются представления о свойствах предметов — цвете, форме, размере, звучании, запахе, температуре и других признаках. Это неотъемлемая основа для успешного развития речи, мышления, моторики, эмоционального фона и социальных навыков. Однако в современных условиях наблюдается ряд проблем, препятствующих полноценному сенсорному развитию детей:

  • Недостаточная насыщенность сенсорной среды: В повседневной жизни ребенка преобладают однообразные впечатления, а доступ к разнообразным сенсорным материалам (природным, текстурным, тактильным, музыкальным) ограничен. Детская среда часто ориентирована на визуальное восприятие, при этом упускаются другие важные каналы чувствительности.
  • Преобладание пассивного восприятия. Многие дети проводят время перед экранами (телевизоры, планшеты), где процесс восприятия идет без активного включения: ребенок получает готовую картинку, не исследует предмет, не ощущает его запах, форму, фактуру. Это обедняет чувственный опыт и не способствует развитию познавательной активности.
  • Снижение двигательной активности. Ограниченное пространство, переизбыток удобных игрушек, повышенная тревожность родителей приводят к снижению двигательной активности детей. Между тем именно движение в пространстве и манипуляции с предметами являются важнейшим способом получения сенсорных впечатлений.
  • Недостаточное участие взрослых в развитии чувств детей. В силу занятости или нехватки знаний, родители не придают должного значения сенсорному развитию, считая его само собой разумеющимся. В результате отсутствует целенаправленная системная работа по формированию сенсорных представлений.
  • Замедление речевого развития. У детей с бедным сенсорным опытом наблюдается снижение словаря, трудности в назывании предметов и их свойств. Отсутствие тактильного, зрительного, слухового разнообразия ведет к замедлению развития активной речи, что особенно актуально для возраста 2–3 лет.

В результате: Наблюдая за детьми в первой младшей группе, выявлены следующие трудности:

  • слабая реакция на запахи и звуки;
  • трудности в распознавании и назывании цветов, форм, текстур;
  • низкий интерес к новым предметам и материалам;
  • бедный словарь, слабое развитие связной речи;
  • недостаточная координация движений и слабое развитие мелкой моторики.

В связи с этим становится актуальной следующая проблема проекта:

Как создать благоприятные условия для полноценного сенсорного развития детей раннего возраста (2–3 лет) через организацию системной работы с использованием дидактических игр и активного вовлечения родителей?

Проект «Пять чувств — пять шагов к развитию» призван решить эту проблему через:

  • разработку и реализацию цикла сенсорных игр, направленных на развитие каждого из пяти чувств;
  • создание предметно-развивающей среды в группе;
  • включение родителей в игровой и исследовательский процесс;
  • стимулирование познавательной активности и речи детей через чувственное познание мира.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Создание условий для всестороннего сенсорного развития детей раннего возраста (2–3 лет) через организацию познавательно-игровой деятельности, направленной на формирование представлений об окружающем мире посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.\

Образовательные задачи:

  1. Формировать у детей представления о пяти органах чувств: зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе.
  2. Познакомить с основными сенсорными эталонами: цвет, форма, величина, температура, текстура, вкус и запах.
  3. Обучать умению различать и сравнивать предметы по сенсорным признакам (гладкий — шершавый, мягкий — твёрдый, кислый — сладкий и т. д.).
  4. Расширять словарный запас за счёт активного называния ощущений и свойств предметов.

Развивающие задачи:

  1. Развивать зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое и обонятельное восприятие.
  2. Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук через сенсорные манипуляции.
  3. Стимулировать развитие речи через сенсорное восприятие
  4. Развивать внимание, память и наблюдательность через игры с сенсорными материалами.
  5. Активизировать познавательный интерес и исследовательскую активность детей в процессе игры.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к окружающему миру.
  2. Формировать бережное и уважительное отношение к органам чувств
  3. Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе сенсорных игр.
  4. Приучать к правилам поведения в ходе игровой деятельности
  5. Развивать положительное эмоциональное отношение к обучающим ситуациям и результатам собственной деятельности.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

Для детей:

  1. Расширен сенсорный опыт: дети лучше различают, распознают и называют основные свойства предметов — цвет, форму, величину, текстуру, звук, вкус, запах.
  2. Улучшилось развитие органов чувств: дети активно используют зрение, слух, обоняние, вкус и осязание при познании окружающего мира.
  3. Повысилась речевая активность: дети чаще называют ощущения и действия, начинают использовать простые описательные слова (тёплый, громкий, мягкий и др.).
  4. Улучшилась мелкая моторика и координация движений благодаря работе с мелкими предметами, сенсорными дорожками и игровыми материалами.
  5. Повысился уровень познавательной активности и самостоятельности: дети проявляют интерес к экспериментированию, поиску, сравнению.
  6. Формируются навыки взаимодействия в игре: умение ждать очередь, делиться, играть вместе.

Для воспитателя:

  1. Систематизирована работа по сенсорному развитию в образовательном процессе.
  2. Обогащена предметно-пространственная среда группы сенсорными пособиями и дидактическими играми.
  3. Повышен профессиональный уровень педагога в области раннего сенсорного развития.
  4. Разработаны и внедрены авторские игры и упражнения для развития всех пяти чувств.

Для родителей:

  1. Повышена педагогическая грамотность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
  2. Активизировано участие семьи в образовательном процессе (через мастер-классы, совместные игры, изготовление пособий).
  3. Установлено эффективное взаимодействие между воспитателем и семьёй, направленное на обогащение сенсорной среды и опыта ребёнка дома.

Этапы проекта

- I этап — Подготовительный (сентябрь-октябрь)

- II этап -основной (октябрь — апрель)

- III этап заключительный (май)

Подготовительный этап проекта

Сроки проведения: сентябрь – октябрь

Цель этапа: Создание организационно-педагогических условий для успешной реализации проекта, определение исходного уровня сенсорного развития детей, активизация участия родителей.

Задачи этапа:

  1. Провести диагностику сенсорного восприятия детей 2–3 лет.
  2. Проанализировать и доукомплектовать предметно-развивающую среду группы.
  3. Разработать план работы по каждому из органов чувств.
  4. Подобрать и изготовить дидактические материалы и сенсорные пособия.
  5. Установить контакт с родителями, вовлечь их в проект.
  6. Обобщить методическую литературу по теме сенсорного развития.

Содержание работы на подготовительном этапе:

1. Диагностика сенсорного развития детей

  • Проведение наблюдений в ходе игр и режимных моментов: как дети воспринимают цвета, текстуры, звуки, запахи, вкус.
  • Применение элементарных сенсорных заданий (например, сортировка по цвету, ощупывание мешочков).
  • Фиксация индивидуальных особенностей: какие чувства развиты лучше, какие требуют стимуляции.

 2. Анализ и подготовка предметно-развивающей среды

  • Обследование текущего состояния сенсорного уголка группы.
  • Уточнение, какие материалы, игры, пособия имеются, что необходимо добавить.
  • Организация сенсорных зон:
  • зона зрения (яркие кубики, цветные модули, сортировка);
  • зона слуха (музыкальные игрушки, шумовые коробочки);
  • зона осязания (фактурные панели, мешочки, коврики);
  • зона обоняния и вкуса (ароматические банки, макеты фруктов и овощей).

 3. Изготовление и подбор пособий

  • Создание «волшебных мешочков», сенсорных дорожек, коробочек с крупами.
  • Подбор музыкальных инструментов: бубны, колокольчики, маракасы.
  • Подбор безопасных и натуральных предметов для обонятельных и вкусовых игр

 4. Разработка содержания проекта

  • Составление перспективного плана по каждому органу чувств.
  • Определение форм организации (индивидуальные, подгрупповые, совместные с родителями).
  • Планирование итогового мероприятия.

5. Работа с родителями

  • Проведение родительского собрания с презентацией проекта.
  • Распространение информационных буклетов, памяток: «Почему важно развивать чувства в раннем возрасте»; «Как играть с ребёнком дома: сенсорные игры».
  • Предложение участия в изготовлении простых пособий для группы.

6. Методическая подготовка

  • Изучение литературы по сенсорному развитию детей раннего возраста.
  • Обогащение педагогического арсенала методами и формами дидактических сенсорных игр.
  • Разработка шаблонов карт наблюдений и анализа индивидуальных достижений детей.

Методы и приёмы, используемые на этапе:

  • Наблюдение за детьми в свободной деятельности.
  • Диагностические мини-задания.
  • Консультации, анкетирование и беседы с родителями.
  • Анализ и дооснащение сенсорной среды.
  • Творческая мастерская по созданию пособий.
  • Подбор иллюстративного и музыкального материала.

Ожидаемые результаты подготовительного этапа:

  • Определён исходный уровень сенсорного развития детей.
  • Организована насыщенная предметно-развивающая среда по пяти чувствам.
  • Разработан план проектной деятельности.
  • Подготовлены материалы и пособия.
  • Родители вовлечены в проект и готовы к сотрудничеству.
  • Воспитатель методически подготовлен к реализации проекта.

Основной этап проекта

Сроки реализации: Октябрь – апрель

Цель этапа: Целенаправленное сенсорное развитие детей 2–3 лет через организацию игровых, практических и исследовательских видов деятельности, направленных на развитие каждого из пяти органов чувств.

Задачи этапа:

  1. Реализовать тематические блоки, направленные на развитие зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
  2. Использовать разнообразные дидактические и сенсорные игры в повседневной деятельности.
  3. Создать условия для активного включения детей в сенсорные исследования и эксперименты.
  4. Вовлекать родителей в процесс развития сенсорного восприятия через совместную деятельность.

Содержание работы по каждому чувству

  1. Развитие зрения — блок «Волшебные глазки»

Цель: формировать восприятие цвета, формы, размера, количества предметов.

Виды деятельности:

  • Игры: «Найди такой же цвет», «Собери по форме», «Какой предмет лишний?»
  • Сортировка предметов по цвету, размеру, форме.
  • Зрительные игры на внимание: «Что исчезло?», «Угадай по тени».
  • Рисование пальчиками, кистями, тампонами.

Используемые материалы: Цветные кубики, пуговицы, прищепки, карточки с геометрическими фигурами, прозрачные баночки с разноцветной водой.

  1. Развитие слуха — блок «Ушки на макушке»

Цель: развивать слуховое внимание, различение по высоте, громкости и источнику звука.

Виды деятельности:

  • Игры: «Угадай, что звучит», «Кому принадлежит голос», «Повтори ритм».
  • Слушание звуков природы, музыкальных инструментов.
  • Игры с шумовыми коробочками (рис, фасоль, колокольчики и др.).
  • Танцы и музыкальные паузы.

Используемые материалы: Бубны, маракасы, колокольчики, музыкальные шкатулки. Аудиозаписи: пение птиц, журчание воды, звуки транспорта.

  1. Развитие осязания — блок «Умные ручки»

Цель: формировать умение различать материалы по текстуре, температуре, мягкости/жесткости, весу.

Виды деятельности:

  • Игры: «Что в мешочке?», «Гладко или шершаво», «Твёрдое — мягкое».
  • Манипуляции с сенсорными панелями, тестом, песком, крупами.
  • Аппликации и лепка с разными по текстуре материалами.
  • Ходьба босиком по сенсорным коврикам.

Используемые материалы: Сенсорные коробки с различным наполнением. Тканевые мешочки, губки, мех, шерсть, шершавые/гладкие карточки.

  1. Развитие обоняния — блок «Носики- курносики»

Цель: развивать восприятие и различение запахов, обогащать словарь ощущений.

Виды деятельности:

  • Игры: «Узнай по запаху», «Что это пахнет?»
  • Арома-коробки (с корицей, мятой, лимоном, апельсином, ванилью и др.).
  • Тематические игры: «Пекарь», «Цветочный магазин», «Лекарственные травы».

Используемые материалы: Ароматические банки, ватные диски с каплями масел, мешочки с пряностями.

  1. Развитие вкуса — блок «Пробуем на вкус»

Цель: формировать различие вкусовых ощущений: сладкое, кислое, горькое, солёное.

Виды деятельности:

  • Мини-дегустации фруктов, овощей, киселя, творога, йогурта.
  • Игры: «Какой вкус?», «Сладкое — кислое», «Что мне дали попробовать?»
  • Тематические беседы: «Полезные продукты», «Что мы любим кушать?»

Используемые материалы: Наборы продуктов (в минимальном количестве, строго с разрешения родителей). Картинки и муляжи продуктов.

Работа с родителями:

  • Проведение мастер-классов: «Сенсорные игры дома», «Как сделать сенсорную коробку».
  • Домашние задания: «Поиграй с мамой в угадай вкус», «Найди похожее по цвету».
  • Фотовыставки «Мой ребёнок познаёт мир».

Методы и приемы, используемые на этапе:

  • Наглядные: показ, демонстрация предметов, иллюстраций, сенсорных объектов.
  • Игровые: дидактические игры, подвижные и сюжетные сенсорные игры.
  • Практические: манипуляции, сортировки, исследования, дегустации.
  • Словесные: беседы, пояснения, называние ощущений и свойств.
  • Интегративные: включение сенсорных заданий в музыкальные, речевые и двигательные занятия.

Ожидаемые промежуточные результаты:

  • Повышение интереса детей к сенсорным играм.
  • Активное использование детьми новых слов, обозначающих ощущения.
  • Улучшение навыков различения и описания свойств предметов.
  • Расширение сенсорного опыта и развитие координации движений.

Заключительный этап проекта

Сроки проведения: май

Цель этапа: Подведение итогов проделанной работы, оценка достигнутых результатов, закрепление полученных сенсорных знаний и навыков у детей, активное включение родителей в итоговую деятельность.

Задачи этапа:

  1. Обобщить и закрепить знания детей о пяти органах чувств.
  2. Продемонстрировать достижения детей в сенсорном развитии.
  3. Оценить эффективность использованных форм и методов.
  4. Активизировать взаимодействие с родителями через совместные формы деятельности.
  5. Создать положительную эмоциональную атмосферу, формируя у детей чувство радости от участия в проекте.

Формы работы:

  1. Создание коллективной сенсорной книжки «Что я чувствую?»
  2. Выставка «Пять чувств в нашем мире» Совместная с родителями выставка изделий и фотоотчётов, на которой представляются игры, сенсорные коробки, сделанные дома.
  3. Развлечение «Путешествие в страну Чувств» Музыкально-игровое мероприятие с элементами сенсорных игр, загадок, движения, обоняния и дегустации.
  4. Анкетирование родителей. Сбор отзывов об участии в проекте, анализ обратной связи по вовлечению детей в домашние сенсорные игры, предложения на будущее.

Методы:

  • Метод наблюдения;
  • Метод практического действия;
  • Метод поощрения и эмоционального подкрепления;
  • Работа в микрогруппах с участием родителей.

Результаты на этапе:

  • У детей сформированы начальные представления о пяти органах чувств;
  • Повысился уровень сенсорной активности;
  • Наметилась положительная динамика в речевом и познавательном развитии;
  • Родители активно вовлечены в образовательный процесс;
  • Повысился уровень взаимодействия в педагогическом коллективе.

Продукт реализации проекта

  • Коллективный продукт: Интерактивная сенсорная книга «Мир моих чувств»

Создана совместно с детьми и воспитателями в ходе всей проектной деятельности. Каждая страница книги посвящена одному из пяти органов чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу.
Книга включает:

- тактильные элементы (мягкое, шершавое, гладкое, холодное и т.п.);

- вставки с ароматизированными зонами;

- звуковые вклейки (погремушки, шуршалки);

-изображения и рисунки, выполненные детьми;

-съёмные карточки и загадки для активного взаимодействия.

Ценность продукта: используется как дидактическое пособие для закрепления сенсорных знаний; способствует развитию речи, воображения и познавательной активности; поддерживает интерес к самостоятельной деятельности; может быть дополнен и использован в будущем для работы с другими детьми.

  • Совместный с родителями продукт: Выставка «Пять чувств в нашем доме»
    Оформлена на заключительном этапе проекта и включает: сенсорные коробки, созданные в семье; фотоотчет с игровыми моментами творческие поделки родителей с детьми.
  • Методический продукт для педагогов:

Папка-накопитель «Проектная деятельность с детьми раннего возраста: пять чувств», включающая: перспективный план; конспекты занятий; картотеку игр и упражнений; фотоотчёты; рекомендации для родителей; диагностические карты.

Результаты работы над проектом

Образовательные результаты:

  • Дети познакомились с пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом.
  • Освоили основные свойства предметов (цвет, форма, температура, структура, запах, вкус).
  • Расширился словарный запас: дети начали использовать новые прилагательные, описывая свои ощущения (гладкий, шершавый, кислый, громкий, ароматный и др.).
  • Повысился интерес к познавательной и исследовательской деятельности.

Развивающие результаты:

  • Развилось сенсорное восприятие, внимание, память, воображение.
  • Улучшилась мелкая моторика за счёт работы с различными материалами.
  • Повысился уровень речевой активности — дети начали чаще выражать чувства и ощущения словами.
  • У детей сформировались начальные представления о том, как работают органы чувств.

Воспитательные результаты:

  • Сформировались навыки сотрудничества: дети активно участвовали в коллективных играх и экспериментах.
  • Повысился уровень самостоятельности и уверенности в себе.
  • Возросла эмоциональная отзывчивость: дети начали выражать сочувствие, радость, интерес, восхищение.
  • Закрепились положительные модели общения с взрослыми и сверстниками.

Результаты взаимодействия с родителями:

  • Повысилась вовлечённость родителей в образовательный процесс.
  • Родители стали активными участниками проекта: готовили материалы, проводили сенсорные игры дома, участвовали в выставке.
  • Сформировалось единое сенсорно-развивающее пространство «детский сад — дом».

Методические и практические результаты:

  • Создана интерактивная сенсорная книга «Мир моих чувств».
  • Оформлена мини-выставка сенсорных коробок и творческих работ.
  • Разработаны и апробированы дидактические игры и упражнения по каждой сенсорной зоне.
  • Подготовлен методический материал для использования в дальнейшей практике.

Вывод: Проект «Пять чувств — пять шагов к развитию» стал важным этапом в формировании у детей раннего возраста сенсорной базы, необходимой для полноценного интеллектуального, речевого и эмоционального развития. Он обеспечил комплексный подход, объединив усилия педагогов и родителей в создании развивающей среды и системы поддержки индивидуального развития каждого ребёнка.

Список использованной литературы

  1. Аманашвили, Ш. А. Развитие чувств у маленького ребенка / Ш. А. Аманашвили. — М.: Просвещение, 2019.
  2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. — М.: Академкнига, 2020.
  3. Белая, К. Ю. Сенсорное воспитание детей раннего возраста / К. Ю. Белая. — СПб.: Детство-Пресс, 2021.
  4. Веракса, Н. Е. Современная программа развития детей раннего возраста / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. — М.: Мозаика-Синтез, 2020.
  5. Венгер, Л. А. Развитие сенсорной культуры дошкольников / Л. А. Венгер. — М.: Просвещение, 2018.
  6. Запорожец, А. В. Развитие ощущений и восприятий у детей / А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 2017.
  7. Комарова, Т. С. Методика сенсорного воспитания в детском саду / Т. С. Комарова. — М.: Сфера, 2019.
  8. Лыкова, И. А. Игровые технологии в сенсорном развитии малышей / И. А. Лыкова. — М.: Вентана-Граф, 2021.
  9. Смирнова, Е. О. Игра и развитие ребенка / Е. О. Смирнова. — М.: Мозаика-Синтез, 2019.

Приложение № 1

Перспективное планирование работы с детьми в рамках проекта

Месяц

Тема

Цель и задачи

Содержание работы с детьми

Формы и методы

Сентябрь

Вводный этап. Знакомство. Диагностика

Создать условия для наблюдения за уровнем сенсорного развития;
Вызвать интерес к сенсорным играм.

- Игры с крупными предметами разного цвета и формы;
- Свободная игровая деятельность в сенсорных зонах;
- Индивидуальное наблюдение за детьми.

Игровая диагностика, наблюдение, элементы экспериментирования

Октябрь

 Зрение «Волшебные глазки»

Развивать зрительное восприятие (цвет, форма, величина);
Учить соотносить и классифицировать предметы.

- Игры: «Найди такой же цвет», «Собери по форме», «Большой — маленький»;
- Аппликация из цветных кружочков;
- Игры с мозаикой и сортерами.

Дидактические игры, художественное творчество, упражнения

Ноябрь

Слух

«Ушки на мокушке»

Развивать слуховое внимание.

Учить различать звуки (громко-тихо, быстро-медленно).

- Игры: «Угадай звук», «Кто как звучит?», «Где спрятан колокольчик?»;
- Музыкальные импровизации с погремушками;
-Ритмопластика под музыку.

Музыкально-дидактические игры, упражнения на восприятие

Декабрь

Осязание «Умные ручки»

Развивать тактильную чувствительность рук;

Учить различать предметы на ощупь.

-Игры сенсорные коробки с крупами, пуговицами, губками;
-Игра «Что в мешочке?»;
Ходьба по сенсорной дорожке.

Игры с тактильным материалом, обследование предметов, сенсорные упражнения

Январь

Обоняние «Носики -курносики»

Формировать обонятельное восприятие. Развивать словарь, связанный с запахами.

-Игры с баночками с ароматами (мята, лимон, лаванда, корица);
-Беседы о запахах еды, цветов;

Игра «Что это пахнет?»

Обонятельные пробы, словесные игры, беседы

Февраль

Вкус «Угадай на вкус»

Формировать представление о вкусе (сладкое, солёное, кислое);

Развивать речевые навыки.

-Игра «Что я пробую?» (фрукты, йогурт, сухарики);
-Игра «Поварята» — готовим и пробуем;
-Обсуждение вкусов с использованием простых слов: вкусно, кисло, сладко.

Сенсорные пробы, игровое моделирование, речевые упражнения

Март

Обобщение — «Все чувства вместе»

Обобщить представления об органах чувств;
Развивать связную речь, память, внимание.

- Игра-квест «Почувствуй и угадай»;
-Рисование «что я чувствую руками, ушками, глазками»;
-Работа с комбинированными сенсорными панно.

Интегрированные занятия, обобщающие игры, изо-деятельность

Апрель

Творчество изготовление книжки

«Мир моих чувств»

Развивать творческое самовыражение;
Закрепить знания через продуктивную деятельность.

-Создание коллективной сенсорной книги: аппликации из ткани, крупы, рисунки запахов и вкусов;
- Работа в подгруппах;
-Просмотр и обсуждение готовых страниц.

Коллективная работа, аппликация, моделирование, лепка

Май

Заключение «Путешествие по стране чувств»

Закрепить сенсорные представления в игровой форме;
Подвести итоги работы проекта.

-Тематическая игра-путешествие с заданиями для каждого чувства;

-Выставка «Мир чувств глазами детей»;
-Совместный просмотр фотоколлажа проекта.

Сюжетно-ролевая игра, итоговое мероприятие, презентация продуктов

Дополнительно:

  • Индивидуальная работа с детьми по затруднениям;
  • Пальчиковые и дыхательные упражнения;
  • Ежедневное использование сенсорных зон в группе;
  • Использование сенсорных игр в режимных моментах
  • Сенсорные наблюдения и мини-эксперименты на прогулке.

Приложение №2

Перспективный план работы с родителями в рамках проекта

Месяц

Форма работы

Тема / Содержание

Цель

Сентябрь

Родительское собрание

Презентация проекта «Пять чувств — пять шагов к развитию»

Познакомить родителей с целями, задачами, этапами проекта и их ролью в нём

Анкетирование

«Что мой ребёнок любит трогать, пробовать, рассматривать»

Выявить домашний сенсорный опыт ребёнка

Информационные буклеты

 «Почему важно развивать чувства в раннем возрасте»; «Как играть с ребёнком дома: сенсорные игры».

Повысить педагогическую компетентность родителей

Октябрь

Мастер-класс для родителей

«Игры на развитие зрения: простые идеи своими руками»

Научить родителей использовать домашние ресурсы для развития зрения

Совместная работа

Изготовление цветных карточек, мозаик, тактильных элементов

Вовлечь родителей в создание дидактического материала

Ноябрь

Информационный буклет

«Слуховое восприятие: развиваем через игру»

Дать практические советы по развитию слуха дома

Фотоотчёт

«Как мы играем с шумовыми коробочками»

Продемонстрировать активность детей, укрепить доверие

Декабрь

Родительская выставка

«Коробка ощущений» — конкурс тактильных коробочек

Вовлечь семью в сенсорную творческую деятельность

Памятка

«10 тактильных игр для всей семьи»

Дать родителям конкретные инструменты для игры

Январь

Консультация

«Игры с запахами: безопасно, интересно, полезно»

Объяснить, как развивать обоняние ребёнка дома

Совместная игра

«Угадай по запаху» с участием родителей

Повысить интерес к совместной деятельности

Февраль

Памятка для родителей

«Что вкусно? Учим ребёнка понимать и называть вкусы»

Поддержать развитие речи и вкусового восприятия

Фотоотчёт

«Маленькие поварята» — как дети пробуют и играют

Поделиться результатами детской активности

Март

Консультация в уголке

«Все чувства работают вместе»

Помочь родителям обобщить сенсорные знания

Домашнее задание

«Проведите дома сенсорный день» (с описанием заданий)

Укрепить связь детского сада и семьи

Апрель

Совместное творчество

Создание коллективной книги «Мир моих чувств» (дети + родители)

Сплотить коллектив, отразить путь проекта

Выставка работ

«Сенсорный мир глазами семьи»

Презентовать результаты проекта, поблагодарить семьи

Май

Итоговое собрание

«Итоги проекта. Что мы сделали вместе»

Подведение итогов, сбор отзывов, совместная рефлексия

Анкетирование

«Что дал проект моему ребёнку и мне»

Оценка эффективности и обратная связь от родителей

Приложение № 3

Картотека сенсорных игр

Сентябрь (диагностический этап)

Игра «Найди похожий»

Цель: выявить способность различать и сопоставлять цвет и форму.

Задачи:
– формировать умение выделять признаки предмета (цвет, форма);
– развивать зрительное внимание и восприятие;
– способствовать формированию первых логических операций (сравнение, подбор).

Материал:
– карточки с изображением простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
– карточки выполнены в 3–4 основных цветах (красный, синий, жёлтый, зелёный), по 2 экземпляра каждой.

Ход игры:

  1. Воспитатель выкладывает перед ребёнком 3–4 карточки разного цвета и формы.
  2. Показывает одну карточку и говорит: «Посмотри, у меня зелёный круг. Найди такую же карточку».
  3. Ребёнок должен найти и указать (или передать) карточку, похожую по цвету и форме.
  4. После успешного выполнения задание усложняется — добавляется больше карточек или ищется только по цвету/форме.

Игра «Потрогай и скажи»

Цель: развитие тактильного восприятия через осязание.

Задачи:
– познакомить с разными поверхностями (мягкий, шершавый, гладкий и т. д.);
– развивать мелкую моторику рук;
– активизировать речевое развитие.

Материал:
– предметы с ярко выраженной фактурой: мягкий мяч, ёршик, губка, резиновая игрушка, кусочек меха, наждачная бумага.
– при необходимости — мешочек, чтобы достать предмет, не глядя.

Ход игры:

  1. Ребёнку предлагается взять один предмет, потрогать его и описать (возможно жестом, интонацией или словом): мягкий, гладкий, колючий и т. д.
  2. Вариант 2: педагог кладёт предмет в мешочек — ребёнок определяет его на ощупь.
  3. Педагог поощряет любые речевые попытки: «Ты сказал: мягкий! Молодец!»

Октябрь

 Блок «Зрение»

Игра «Цветные ладошки»

Цель: закрепление основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный).

Задачи:
– научить соотносить цвет предметов;
– развивать внимание, зрительное восприятие и умение находить соответствия;
– побуждать к речевому ответу.

Материал:
– картонные «ладошки» разных цветов, карточки с цветными предметами или квадратиками.
– можно использовать цветные носочки, перчатки, лоскутки.

Ход игры:

  1. Воспитатель говорит: «Посмотри, какая у меня красная ладошка. Найди такую же!»
  2. Ребёнок находит и показывает подходящую по цвету карточку.
  3. Педагог может предлагать задания: «Дай мне синюю ладошку», «Где зелёный цвет?».
  4. Переход к игре в подгруппах с раздачей карточек.

Игра «Большой — маленький»

Цель: развитие восприятия величины предметов.

Задачи:
– формировать представления о размере;
– учить сопоставлять и классифицировать по величине;
– развивать речь (понятия: большой, маленький, больше, меньше).

Материал:
– предметы разных размеров: мячи, кубики, матрёшки, ложки и т. д.
– коробки или подносы для сортировки.

Ход игры:

  1. Воспитатель показывает ребёнку два предмета: «Посмотри — это большой мяч, а это маленький. Найди среди этих игрушек ещё один маленький мяч».
  2. Далее ребёнок сортирует 3–5 предметов по принципу «большой — маленький».
  3. Используются слова-подсказки: «Кто больше? Кто меньше? Где большой кубик?»

Ноябрь

Блок «Слух»

Игра «Угадай, что звучит»

Цель: развитие слухового внимания и умения различать звуки.

Задачи:
– познакомить с разными звучаниями;
– развивать слуховую дифференциацию;
– способствовать концентрации и речевому ответу.

Материал:
– непрозрачные баночки с наполнителями: фасоль, рис, бусины, песок, монетки.
– желательно, чтобы они звучали по-разному.

Ход игры:

  1. Взрослый трясёт баночку: «Послушай, что звучит! Угадай, где такой же звук?»
  2. Ребёнку предлагается выбрать аналогичную баночку из 2–3-х.
  3. Можно вводить игровые ситуации: «Кто спрятался? Это шумит дождик или сыплется песочек?»
  4. Поощряется реакция: указание, жест, слово.

Игра 6. «Повтори ритм»

Цель: развитие слуховой памяти и координации движений.

Задачи:
– развивать чувство ритма;
– учить подражать действиям взрослого;
– активизировать слуховое восприятие.

Материал:
– музыкальные инструменты: бубен, барабан, палочки, маракасы.
– можно использовать хлопки или постукивания.

Ход игры:

  1. Воспитатель отбивает простой ритм: 2 хлопка — пауза — 1 хлопок.
  2. Ребёнок повторяет ритм руками, палочками или по инструменту.
  3. Можно чередовать темп: быстро/медленно.
  4. Вариант — ритмичная перекличка: «Я — хлоп, хлоп — ты!»

Декабрь

Блок «Осязание»

Игра «Что в мешочке?»

Цель: развитие осязания и умения определять предметы на ощупь.

Задачи:
– формировать навык обследования предмета без зрительного контроля;
– активизировать речь (называть предметы);
– развивать внимание, тактильную чувствительность.

Материал:
– плотный непрозрачный мешочек (например, из ткани);
– набор знакомых предметов: мячик, кубик, шишка, мягкая игрушка, ложка, губка и др.

Ход игры:

  1. Педагог показывает ребёнку мешочек: «В этом мешочке спрятались игрушки. Давай узнаем, что там!»
  2. Ребёнок запускает руку внутрь, ощупывает предмет, не глядя.
  3. Пробует назвать предмет или показывает его среди аналогичных на столе.
  4. Варианты: работа в парах, сравнение одинаковых/разных предметов на ощупь.
  5. Педагог помогает, задавая вопросы: «Он круглый или угловатый? Мягкий или твёрдый?»

Игра «Гладко — шершаво»

Цель: знакомство с различными фактурами, развитие навыков сравнения.

Задачи:
– учить различать тактильные ощущения (гладкость, шероховатость, мягкость);
– развивать сенсорную речь;
– обогащать словарный запас: гладкий, колючий, мягкий, твёрдый.

Материал:
– сенсорные карточки или планшеты с наклеенными материалами (мех, наждачная бумага, ткань, бархат, фольга, вата).

Ход игры:

  1. Педагог даёт ребёнку карточки и предлагает потрогать: «Погладь — какая она?»
  2. Вводятся два понятия: «гладко» и «шершаво».
  3. Ребёнок сортирует карточки на две группы.
  4. Вариант — закрыть глаза и угадать фактуру на ощупь.
  5. Игра завершается сравнением: «Какая приятная? Какая колючая?»

Январь

Блок «Обоняние»

Игра «Понюхай и угадай»

Цель: развитие обонятельного восприятия и памяти.

Задачи:
– познакомить с разными запахами (пищевыми и природными);
– учить различать и называть их;
– развивать эмоциональное восприятие запахов.

Материал:
– маленькие пластиковые баночки с отверстиями или ароматизированные мешочки;
– наполнители: кофе, лимонная цедра, мята, яблоко, укроп, лавровый лист, ваниль и др.

Ход игры:

  1. Ребёнку предлагается понюхать одну баночку с закрытыми глазами.
  2. Он описывает или показывает, нравится ли запах, и пробует угадать.
  3. Можно предложить выбор: «Понюхай — это пахнет как лимон или как кофе?»
  4. Игру сопровождает речь педагога: «Ой, как пахнет! А тебе нравится?»

Игра «Запахи по группам»

Цель: научить различать приятные и неприятные запахи, развивать эмоционально-чувственное восприятие.

Задачи:
– закрепить понятия «приятный» и «неприятный»;
– развивать обонятельную чувствительность;
– поддерживать интерес к исследованию.

Материал:
– те же ароматизированные баночки/мешочки, что и в игре 9;
– карточки с улыбкой и гримасой.

Ход игры:

  1. Педагог поочерёдно даёт понюхать баночки.
  2. После каждого запаха ребёнок выбирает карточку: «вкусно пахнет» «не нравится»
  3. После группировка баночек: в одну сторону — приятные, в другую — неприятные.
  4. Можно обсуждать: «Что тебе больше всего понравилось?»

Февраль

Блок «Вкус»

Игра «Что я ем?»

Цель: развивать вкусовое восприятие и формировать понимание вкусовых различий.

Задачи:
– познакомить с основными вкусами: сладкий, кислый, солёный;
– формировать первые обобщающие представления о продуктах;
– развивать речь: побуждать называть вкус.

Материал:
– нарезанные продукты в небольших порциях: яблоко, банан, лимон, огурец, кусочек сыра, сухарик.
– салфетки, вода для запивания.

Ход игры:

  1. Ребёнку завязывают глаза (или просим закрыть), дают попробовать продукт.
  2. Он должен угадать, что это, и описать вкус.
  3. Можно подсказывать: «Сладко? Кисло?»
  4. После игры все продукты выкладываются, ребёнок показывает, что он ел.

Игра «Поварёнок»

Цель: развитие сюжетной игры с включением сенсорных ощущений.

Задачи:
– развивать фантазию, речь, воображение;
– использовать сенсорные навыки при игре (перемешивание, сервировка, "угощение");
– воспитывать аккуратность и интерес к готовке.

Материал:
– игрушечная посуда, ложки, кастрюльки;
– пластиковые или мягкие фрукты, овощи, макеты пирожков и конфет.

Ход игры:

  1. Педагог предлагает сюжет: «Сегодня мы поварята! Давай приготовим вкусный суп!»
  2. Ребёнок выбирает «ингредиенты», режет, мешает, подаёт кукле.
  3. Можно сопровождать вопросами: «Это вкусно? Какой суп — сладкий или солёный?»
  4. Вариант — «угостить маму» (в кукольной роли) и обсудить «что ты приготовил».

Март

Интеграция чувств

Игра «Узнай по ощущению»

Цель: активизировать использование всех органов чувств — зрения, осязания, обоняния, слуха.

Задачи:
– научить использовать разные каналы восприятия;
– развивать наблюдательность и внимание;
– закрепить сенсорные понятия в комплексной форме.

Материал:
– большая коробка с отделениями (например, 5 маленьких коробочек внутри);
– в каждом отсеке — объект для восприятия одним из чувств:
• обоняние: баночка с запахом (ваниль, апельсин);
• осязание: предмет с разной фактурой (вата, наждачка);
• зрение: карточка с цветом или яркий предмет;
• вкус (если уместно) — сухарик, изюм (под присмотром);
• слух: шумовая коробочка.

Ход игры:

  1. Педагог говорит: «Это волшебная коробка. В ней спрятались тайны наших чувств!»
  2. Ребёнок по очереди достаёт предмет из каждого отсека, не глядя внутрь (или при необходимости — только глядя/нюхая).
  3. Он определяет, что это за ощущение, и называет (с помощью взрослого, если нужно): «Это шершавое», «Пахнет мятой», «Звенит».
  4. В конце педагог обобщает: «Ты использовал все свои чувства!»

Игра «Чудо-картинка»

Цель: объединение зрительного и тактильного восприятия в творчестве.

Задачи:
– закрепить представления о фактурах;
– развивать мелкую моторику, глазомер, тактильное восприятие;
– стимулировать фантазию и художественное мышление.

Материал:
– плотная бумага, клей-карандаш;
– вата, ткань, нитки, крупы (манка, гречка), пуговицы, цветная бумага и т.д.

Ход игры:

  1. Педагог предлагает сделать волшебную картинку, которая не только видна, но и чувствуется на ощупь.
  2. Ребёнок выбирает материалы и наклеивает их на лист: «Вот трава из ниточек, а солнце из крупы».
  3. Можно предложить тему: «Сенсорный лес», «Домик чувств», «Моя ладошка».
  4. После завершения педагог поощряет: «А теперь давай потрогаем, как шуршит, как колется!»

Апрель (обобщение)

Игра: «Волшебная Коробочка Чувств»

Цель: творчески обобщить и закрепить сенсорный опыт ребенка через взаимодействие с разными материалами, активизируя все 5 чувств в игровой форме.

Задачи:

  1. Обобщить опыт: вспомнить и связать разные ощущения (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые).
  2. Развить творчество: создать простой арт-объект (бабочку), отражающий мультисенсорный опыт.
  3. Закрепить понятия: проговаривать простые сенсорные характеристики (мягкий, шершавый, громкий, тихий, сладкий, яркий, темный).
  4. Вовлечь: предоставить выбор и возможность действовать (трогать, нюхать, слушать, клеить).

Материалы:

Волшебная Коробочка (непрозрачная, с крышкой): внутри:

- Осязание: 2–3 предмета разной фактуры (мягкий помпон/кусочек меха, гладкий камешек/ракушка, шершавая губка/шишка).

- Слух: 1–2 предмета с разным звуком (погремушка/маракас с крупой, колокольчик, шуршащий фантик).

- Обоняние: 2 предмета с разными запахами (ватный диск с каплей ванильной эссенции/ванилина, ватный диск с каплей лимонного сока/цедра).

- Зрение: Яркая картинка (солнышко/цветок), маленький фонарик (для демонстрации свет/тень).

- Вкус: Маленький кусочек знакомого сладкого фрукта (яблоко/банан) в отдельном контейнере.

Творческая часть:

  • Шаблон бабочки из плотного картона (А5).
  • «Крылышки-ощущения»: Маленькие кусочки материалов, отражающих опыт из коробочки (кусочек меха/фетра - мягкий, кусочек наждачной бумаги/коры - шершавый, блестящая фольга/наклейка - яркий, черный бархат/картон - темный).
  • Безопасный клей-карандаш (наносит взрослый).
  • Простые наклейки (точки, полоски - для украшения).

Ход игры:

  1. «Волшебное Исследование» (Активизация чувств):
  • Педагог: «Смотри, какая Волшебная Коробочка! Что же там внутри? Давай узнаем!»
  • Осязание: Ребенок на ощупь достает 1 предмет. «Ой, что это? Мягкий помпон! Погладь!» (Проговариваем ощущение).
  • Слух: трясем коробочку. «Послушай! Коробочка шуршит/гремит! Достаем звучащий предмет, трясем вместе.
  • Обоняние: «А теперь понюхаем! Ммм... Сладко пахнет! Это ванилька!» (Показываем ватный диск).
  • Зрение: «Посмотри сюда! Яркое солнышко!» (Показываем картинку). Затемним свет, включим фонарик: «Смотри, светло! А теперь темно
  • Вкус: «А теперь попробуем! Сладкое яблочко!» (Даем маленький кусочек).
  1. «Бабочка Чувств» (Творческое обобщение):
  • Педагог: «Ты почувствовал столько всего! Давай сделаем Бабочку Чувств, чтобы запомнить!»
  • Выбор: Ребенку показывают «Крылышки-ощущения». «Какое крылышко приклеим? Мягкое (мех) или шершавое (наждачка)? Яркое (фольга) или темное (бархат)?»
  • Действие: Взрослый наносит клей на выбранные места на крыльях шаблона. Ребенок приклеивает кусочки материалов (с помощью). Можно добавить 1–2  простые наклейки.
  1. Проговаривание: Взрослый сразу связывает материал с ощущением

Рефлексия

  • Взрослый и ребенок рассматривают бабочку. Взрослый кратко резюмирует: «Молодец! Вот наша Бабочка Чувств: у нее мягкое крылышко (потрогать), шершавое крылышко (потрогать), она яркая (показать) и помнит сладкий вкус яблочка!»

Май

Игра 16. «Путешествие по стране чувств»

Цель: закрепление знаний о пяти органах чувств через игровое путешествие.

Задачи:
– повторить всё изученное о зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе;
– развивать память, умение выполнять игровые задания;
– формировать чувство завершённости, радости от проделанной работы.

Материал:
– карточки-станции:

  1. «Станция глазки» — игра на нахождение цвета/формы;
  2. «Станция ушки» — угадай по звуку;
  3. «Станция ручки» — «Что в мешочке?»;
  4. «Станция носик» — «Понюхай и угадай»;
  5. «Станция язычок» — «Что я ем?»
    – медали, маршрутные листы, карточки с заданиями.

Ход игры:

  1. Дети получают «маршрутный лист» и отправляются по круговым станциям.
  2. На каждой станции — небольшое задание, знакомое по предыдущим месяцам.
  3. За выполнение ребёнок получает наклейку/значок на лист.
  4. В финале — общая медаль «Юный исследователь чувств»

Приложение № 4

Анкетирование для родителей

«Что мой ребёнок любит трогать, пробовать, рассматривать»

Цель: выявить индивидуальные сенсорные интересы ребёнка для дальнейшей работы в группе.

Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на несколько простых вопросов. Это поможет нам лучше понимать особенности восприятия вашего ребёнка и подобрать для него интересные и полезные игры и материалы.

  1. Что из перечисленного больше всего любит трогать ваш ребёнок?
    (можно выбрать несколько вариантов или добавить свои)
     Мягкие игрушки
     Пушистые/шерстяные вещи
     Воду, песок
     Гладкие поверхности (пластик, стекло)
     Шершавые предметы (наждачка, шишки)
     Ткань, одежду
     Другое: _______________________________
  1. Какие вкусы ваш ребёнок предпочитает?
     Сладкий
     Кислый
     Солёный
     Нейтральный
     Отказывается пробовать новое
     Другое: _______________________________
  1. Как ребёнок реагирует на запахи?
     Любит нюхать цветы, фрукты
     Часто закрывает нос, говорит «фу»
     Не проявляет интереса
     Нюхает всё подряд
     Другое: _______________________________
  1. На какие звуки ребёнок особенно реагирует?
     Музыка (какая?): ________________________
     Пение
     Шум бытовой техники
     Громкие звуки пугают
     Звуки природы (дождь, ветер)
     Другое: _______________________________
  1. Что ребёнок любит долго рассматривать?
     Иллюстрации в книгах
     Телевизор/мультики
     Природу (листья, животных)
     Лицо взрослого
     Яркие игрушки
     Мелькающие/двигающиеся предметы
     Другое: _______________________________
  1. Есть ли у ребёнка особые «любимые» вещи для тактильного контакта (наподобие «тряпочки», пледа, подушки и пр.)?
     Да. Какие? _____________________________
     Нет
  1. Какие сенсорные занятия дома приносят вашему ребёнку радость?
    (можно отметить несколько)
     Игра с водой
     Игры с крупой, тестом
     Рисование пальчиками
     Просмотр книжек
     Проба новых продуктов
     Игра с запахами
     Другое: _______________________________
  1. Есть ли у ребёнка выраженные реакции на определённые ощущения? (например, не любит липкое, песок, яркий свет, громкие звуки и т. п.)
     Да. Какие? _____________________________
     Нет замечено
  1. Ваши пожелания, что бы вы хотели, чтобы мы развивали в вашем ребёнке в рамках сенсорного направления:



Спасибо за участие! Ваша информация очень важна для нас.

Приложение№ 5

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие зрения: простые идеи своими руками» (для детей 2–3 лет)

Вступление

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с простыми и полезными играми, которые вы легко можете организовать дома для развития зрительного восприятия у детей 2–3 лет.

Почему это важно? Потому что зрение — это один из главных каналов познания мира. В возрасте до 3 лет ребёнок воспринимает более 80% информации именно через глаза: он различает цвета, формы, размеры, ориентируется в пространстве, наблюдает, сравнивает.

Всё это — основа для развития речи, мышления, памяти и внимания.

Играя с ребёнком, вы не только развиваете его, но и укрепляете эмоциональную связь.

Сегодня я покажу вам 4 простых визуальных игры, которые легко сделать из подручных материалов. После — мы вместе с вами создадим одну из таких игр своими руками.

Игра 1. «Цветные ладошки»

Цель: закрепление основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный).

Материал: картон/цветная бумага, ножницы.

Как сделать:

  1. Обведите детскую ладонь на бумаге разных цветов.
  2. Вырежьте и наклейте на плотный картон.
  3. Сделайте несколько карточек одного цвета.

Как играть:
– Взрослый показывает красную ладошку и говорит: «Где такая же?»
– Ребёнок находит и прикладывает свою.
– Можно хлопать в ладоши, когда совпало.

Совет: сделайте ладошки на липучках — и играйте на стенде или холодильнике!

Игра 2. «Найди пару» (мемори)

Цель: развитие зрительной памяти, внимания.

Материал: 2 набора карточек с одинаковыми изображениями (животные, предметы, цвета).

Как сделать:
– Вырежьте 10–12 пар одинаковых карточек (можно из журналов или распечаток).
– Приклейте их на плотный картон.

Как играть:
– Разложите карточки рубашкой вверх.
– Ребёнок переворачивает по 2 и ищет одинаковые.
– Можно начать с 4 карточек и постепенно увеличивать количество.

Игра 3. «Большой — маленький»

Цель: различение предметов по величине.

Материал: вырезки или фигурки разных размеров (например, три круга: большой, средний, маленький).

Как играть:
– Попросите разложить предметы «от большого к маленькому» или «найти самый маленький».
– Можно использовать кубики, матрёшки, игрушки.
– Подключайте речь: «Где большой мяч? Покажи маленький!»

Игра 4. «Цветной путь»

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Материал: ленты или полоски цветной бумаги, пуговицы, фишки, крышки.

Как сделать:
– Приклейте на лист бумаги извилистую дорожку определённого цвета.
– Ребёнок должен пройти по ней фишкой того же цвета.

Как играть:
– «Вот зелёная дорожка — найди зелёную пуговку и пройди по ней».
– Можно предложить глазками «ввести» путь, пальчиком, потом с закрытыми глазами.

Практическая часть: делаем игру вместе

Игра «Цветной круг»

Что понадобится:
– Картонная тарелка или плотный круг;
– Цветная бумага (4–6 цветов);
– Клей, ножницы, прищепки или крышечки.

Пошагово:

  1. Разделите круг на 4–6 секторов.
  2. Заклейте каждый сектор цветной бумагой.
  3. Изготовьте прищепки или крышечки с цветами (или наклейками).
  4. Предложите ребёнку прикреплять прищепки к соответствующему сектору.

Что развиваем: знание цветов, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию.

Уважаемые родители, все эти игры не требуют сложных материалов или больших затрат, но они дают огромный вклад в развитие вашего ребёнка.

Помните, главное — не идеальность поделки, а тёплая атмосфера и совместная радость!

Приложение № 6

Буклет «Почему важно развивать чувства в раннем возрасте»

Сенсорика — основа развития малыша

Первые 3 года жизни — золотое время для сенсорного развития.
Ребёнок познаёт окружающий мир через органы чувств:

  • Зрение — различает цвета, формы, движения;
  • Слух — улавливает звуки, речь, музыку;
  • Осязание — чувствует тепло, текстуру, давление;
  • Обоняние — различает запахи, распознаёт близких;
  • Вкус — различает сладкое, солёное, кислое.

Почему это так важно?

  • Развитие органов чувств:
  • Стимулирует работу мозга
  • Улучшает память и внимание
    Способствует развитию речи
    Помогает ориентироваться в пространстве
    Учит сравнивать, выделять главное

Без сенсорного развития...

  • Малышу трудно понимать, запоминать и обучаться
  • Замедляется развитие речи
  • Возникает повышенная тревожность
  • Теряется интерес к окружающему миру

Как помочь?

  • Не перегружайте игрушками — выбирайте качественные, разносторонние
  • Позвольте ребёнку щупать, трогать, мять, лепить, пробовать
  • Говорите с ним во время игры: «Какой мячик? Мягкий или твёрдый?»
  • Обращайте внимание на все органы чувств — играйте разнообразно

Помните: сенсорные игры — это не только развитие, но и радость общения с вами! 10 минут качественного внимания — лучше часа мультфильмов.

Приложение № 7

Буклет «Как играть с ребёнком дома: сенсорные игры»

Сенсорика — это просто!

Вы можете развивать чувства ребёнка дома, без дорогих игрушек.
Главное — интерес, безопасность и ваше внимание.

 Игры для зрения

  • «Цветной подбор» — выложите разноцветные крышки, просите найти «как яблоко» (красную), «как трава» (зелёную).
  • «Картинки в книгах» — читайте и просите: «Найди котика!»
  • «Большой–маленький» — дайте мячики разного размера, рассортируйте вместе.

Игры для слуха

  • «Угадай, что звучит» — коробочки с рисом, фасолью, пуговицами — трясите, а ребёнок угадывает.
  • «Музыка и танец» — включите разную музыку: марш, колыбельную, плясовую — реагируйте движением
  • «Повтори ритм» — простучите ритм на столе — ребёнок повторяет.

Игры для осязания

  • «Мешочек чудес» — положите туда губку, шишку, мяч — угадываем на ощупь.
  • «Пересыпалки» — крупа в миске + ложки, стаканчики = тренировка пальчиков и чувств.
  • «Тканевые карточки» — гладкая, мягкая, шершавая — трогаем и называем!

Игры для обоняния

  • «Угадай по запаху» — баночки с мятой, лимоном, кофе — нюхаем с закрытыми глазами.
  • «Понюхай цветок» — играем с настоящими или бумажными цветами с ароматом.

Игры для вкуса

  • «Что я ем?» — кусочек банана, яблока, сухарика — пробуем и называем вкус: сладкий? кислый?
  • «Поварёнок» — игра с игрушечной едой: «приготовь суп», «угости маму» — обсуждаем вкусы!

Главное — не покупка игрушек, а ваше участие!

  • Занимайтесь 10–15 минут в день
  • Повторяйте игры, ребёнку важны ритуалы
  • Говорите, что вы делаете: это развивает речь

«Мама, папа, давай поиграем!» — самое ценное, что может сказать ребёнок.
Поиграйте — и вы узнаете, как он чувствует и понимает этот мир!

Приложение № 8

Буклет «Слуховое восприятие: развиваем через игру»

Что такое слуховое восприятие?

Слуховое восприятие — это способность ребёнка слышать, различать и понимать звуки окружающего мира:
— шум дождя и шелест листьев,
— музыку и голос мамы,
— лай собаки
или звук автомобиля.

Это основа для развития речи, внимания, памяти, эмоционального отклика и понимания происходящего вокруг.

Почему важно развивать слух у малышей?

В возрасте от 1,5 до 3 лет у ребёнка формируются:

  • внимание к звукам и их различие (громкий – тихий, высокий – низкий),
  • слуховая память,
  • речевой слух (понимание слов и фраз),
  •  интерес к музыке и интонации речи.

 Чем лучше развит слух — тем быстрее развивается речь и обогащается словарь.

Как развивать слух дома?

Всё просто — играйте! Игра — главный способ обучения для малыша.

Музыкальные игры

  • «Где звучит?» — спрячьте пищалку или колокольчик. Ребёнок ищет, откуда звук.
  • «Повтори ритм» — простучите на столе, ребёнок повторяет (ладошками, ложками).
  • «Шумные коробочки» — сделайте баночки с фасолью, рисом, монетками. Слушаем и угадываем.
  • «Весёлый оркестр» — ложки, кастрюли, бубен, барабан — играем вместе, различаем звуки.

Игры на внимание к звукам

  • «Тише — громче» — говорите слова разной громкостью, ребёнок реагирует.
  • «Угадай, что звучит» — включите звуки животных, транспорта или природы — угадываем!
  • «Музыкальные прогулки» — на улице слушайте: «Кто поёт? Что гудит?» — и называйте звуки.

Речь и слух

  • Говорите с ребёнком медленно, чётко, эмоционально.
  • Повторяйте простые фразы и звукоподражания: «Бип-бип», «Ав-ав», «Кап-кап».
  • Пойте песенки, колыбельные, рифмы, считалочки.
  • Играйте в эхо: «Мяу!» — «Мяу!»

Советы родителям

  • Выключайте фон (телевизор, шум) во время общения.
  • Делайте перерывы в звуках — мозгу тоже нужен отдых.
  • Используйте слух в игре — не только зрение!
  • Радуйтесь даже маленькому успеху ребёнка.

 «Сначала малыш учится слушать — потом понимать, а потом говорить!»

Ваша речь, ваша интонация, ваше внимание — лучше любого развивающего центра.

Приложение № 9

Памятка для родителей «Что вкусно? Учим ребёнка понимать и называть вкусы»

Вкус — важное чувство!

Ребёнок познаёт мир через рот: пробует, жует, облизывает.
Именно с 2 до 3 лет он учится различать вкусы и выражать предпочтения:
– «мне вкусно»,
– «не хочу»,
– «кислое»,
– «сладкое» и др.

Развитие вкусового восприятия — это не только о еде, но и о развитии речи, эмоционального интеллекта, памяти и самостоятельности.

Какие вкусы должен узнать ребёнок?

  • Сладкий — фрукты, ягоды, компот
  • Кислый — лимон, клюква, йогурт
  • Солёный — огурец, сыр, хлебцы
  • Горький — какао без сахара, зелень (по желанию, осторожно)
  • Нейтральный — рис, картошка, молоко

Важно: не навязывать, а предлагать попробовать. Отказ — это тоже опыт.

 Играем во вкусы — с пользой!

  • «Что я ем?» Закройте ребёнку глаза. Пусть попробует маленький кусочек еды и скажет, какой вкус.
    Подходит: яблоко, банан, лимон, сухарик, сыр.
  •  «Сладко или солёно?» Положите два кусочка еды. Предложите попробовать и разложить на «солёное» и «сладкое».
  • «Цвета и вкусы» Сравниваем цвет еды и вкус: «Жёлтый лимон — кислый», «Красное яблоко — сладкое». Связь цвета и вкуса формирует логику.
  •  «Накорми куклу» Дайте игрушечную еду и спросите: «Что кукле вкусно? А что кисло?» Учим выражать вкусовое мнение.

Как говорить с ребёнком?

Примеры полезных фраз:
– «Ого, как кисленько!
– «Это сладко? Или солёненько?»
– «А тебе нравится?»
– «Что вкуснее — яблоко или банан?»
– «Давай попробуем новое!»
– «Ты можешь сказать: «не хочу» — это нормально».

Не забывайте:

  • Не заставляйте есть, если не хочет. Лучше предложите позже.
  • Уважайте вкусы ребёнка, даже если они отличаются от ваших.
  • Давайте пищу безопасную, без острых специй, крепких приправ и продуктов-аллергенов.
  • Избегайте еды с яркими ароматизаторами и добавками — они искажают вкус.

Вкус — это эмоция

Пробуя с вами что-то новое, ребёнок учится:
– быть внимательным,
– говорить о себе,
– общаться,
– ориентироваться в мире ощущений.

Пусть на вашей кухне будет не только еда, но и игра, исследование и радость общения.

«Хочу ещё!» — значит, вы всё делаете правильно

Приложение № 10

Консультация для родителей «Все чувства работают вместе»

Как обобщить сенсорные знания у ребёнка 2–3 лет

 Уважаемые родители! Ваш ребёнок уже познакомился с пятью органами чувств:

  • зрением — видит цвета, формы, размеры;
  • слухом — различает звуки, речь, музыку;
  • осязанием — чувствует тепло, шероховатость, гладкость;
  • обонянием — различает приятные и неприятные запахи;
  • вкусом — отличает сладкое, кислое, солёное.

Но в реальной жизни чувства не работают по отдельности — они всегда взаимодействуют между собой.

 Почему важно обобщение?

Обобщение сенсорного опыта помогает ребёнку:

  • формировать целостную картину мира;
    лучше понимать, запоминать и описывать предметы;
    развивать мышление, речь и внимание;
    учиться сравнивать, делать выводы, принимать решения.

Пример: как работают чувства вместе?

Обычное яблоко — идеальный пример комплексного сенсорного опыта:

  • Ребёнок видит: красное, круглое (зрение)
  • Берёт в руки: гладкое, прохладное (осязание)
  • Нюхает: пахнет сладко, знакомо (обоняние)
  • Пробует: вкус — сладкий или кислый (вкус)
  • Слышит хруст (слух)

Если вы проговорите вместе с ребёнком все эти ощущения, он научится не просто смотреть — а воспринимать предмет как целое.

Как помочь ребёнку соединять ощущения?

1. Задавайте вопросы во время игры и еды:

– Какой он?
– Какой на вкус?
– Как пахнет?
– Мягкий или твёрдый?
– Гладкий или колючий?
– Громко звучит или тихо?

2. Придумывайте простые задания:

– «Потрогай и скажи, как это звучит»
– «Найди мягкое, что приятно пахнет»
– «Покажи то, что кислое и круглое»

3. Создайте вместе сенсорную книжку или страничку:

Из ваты, крупы, фольги, цветной бумаги — пусть ребёнок приклеивает и называет, что это, на ощупь, по цвету и т. д.

4. Проводите «сенсорные дни» дома:

– День мягких вещей
– День запахов
– День игры в темноте (угадать на ощупь)
– День «Слепого поварёнка» — угадай, что ешь

Важно помнить!

  • Повторение — путь к пониманию. Чем чаще ребёнок слышит и делает, тем лучше осваивает.
  • Не торопитесь. Пусть малыш наблюдает, пробует, ошибается и снова пробует.
  • Каждый ребёнок развивается в своём ритме — поддержка родителей важнее результата.

Обобщение сенсорного опыта — это…

 несложно
весело
полезно для мышления, речи, познания и эмоций

Говорите, пробуйте, нюхайте, сравнивайте, радуйтесь вместе — именно так рождается знание.

Ваша вовлечённость — это главный инструмент развития чувств и интеллекта ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вк...

Познавательно-игровой проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Паспорт проекта.Продолжительность проекта: долгосрочныйТип проекта: познавательно – иг...

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Актуальность проекта:Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...