Методическая разработка НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы (4 - 5 лет) Тема «Три поросёнка»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Методическая разработка НОД
по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы (4 - 5 лет)
Тема «Три поросёнка»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Золотой петушок»
Методическая разработка НОД
по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы (4 - 5лет)
Тема «Три поросёнка»
Составила: воспитатель
Карипова Инга Шаукатовна
ЗАТО г. Железногорск
2025 год
Программное содержание:
Цель: формирование элементарных математических представлений через мотивацию к познавательной деятельности в процессе игры-путешествия по сказке «Три поросенка» в рамках лексической темы «Домашние животные и их детеныши».
Задачи:
Обучающие:
- Актуализировать представление детей о домашних животных;
- совершенствовать навыки прямого счёта, соотношения числа и цифры (в пределах 3);
- формировать умение называть числа по порядку, согласовывая их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов
- упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий).
- расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь)
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, умение думать, анализировать, делать выводы;
- развивать умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в парах;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению высказываться.
- способствовать формированию навыка самоконтроля и самооценки, умения слушать своих товарищей.
Воспитательные:
- Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, эмоциональной отзывчивости, умений концентрировать внимание при выполнении заданий.
Оздоровительные:
- Предупреждение утомляемости детей посредством чередования смены видов деятельности и динамических поз детей
Планируемый результат:
Социально-коммуникативное развитие:
- дети стараются соблюдать элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах детской деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- используют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
- проявляют любознательность и инициативу, пробуют задавать вопросы взрослому.
Познавательное развитие:
- сформированы элементарные математические представления в рамках лексической темы «Домашние животные и их детеныши»;
- дети закрепят навыки прямого счёта (в пределах 3), могут соотнести количество и цифру в пределах 3;
- могут сравнить два предмета по величине (длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий);
- стараются различить части суток, стараются называть их последовательно.
Речевое развитие:
- дети владеют речью как средством коммуникации, познания и творческого самовыражения;
- знают и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров.
Художественно-эстетическое развитие:
- стремятся сохранять позитивную самооценку;
- активно и творчески сооружают плоскостные постройки из геометрических фигур
Физическое развитие:
- дети стараются сохранять осанку во время работы за столом;
- активно участвуют в физминутках, стараются по показу и самостоятельно выполнять движения.
Проектирование образовательной среды:
Пространственная среда: кто, где и как будет находиться и перемещаться в пространстве отображено в ходе занятия.
Предметно-практическая среда (материалы и оборудование):
Демонстрационный:
Ноутбук; проектор; аудио-проигрыватель; аудиозапись песенки «Трех поросят»; видео-презентация «Кто, что построил»; магнитный планшет; 2 набора карточек с цифрами от 1 до 3; картинки с изображением трёх поросят, 3 жёлудя, 3 домика, сюжетные картинки с изображением поросят в разное время суток, два ручейка разной ширины (для перепрыгивания, ёлочка высокая и низкая, дорожка длинная и короткая; пальчиковая гимнастика «Три поросенка»
Раздаточный:
ёлки высокая и низкая (на каждого ребёнка, дорожка короткая и длинная (на каждого ребёнка, математический набор (на каждого ребёнка)
Среда взаимодействия:
Ребёнок-ребёнок: совместная деятельность в малых группах (парами).
Ребёнок-взрослый: внеситуативно-личностное общение, совместная исследовательская и игровая деятельность, сотрудничество.
Среда отношения к миру, другим людям, себе: внимательное слушание, обмен впечатлениями, самооценка.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
ХОД ЗАНЯТИЯ Организационный момент Игра для эмоционально-психологического настроя «Дружно за руки возьмёмся» (Дети стоят в кругу, взявшись за руки) Дружно за руки возьмёмся, В центре круга соберёмся, Улыбнёмся, подмигнём И на место все пойдём. Ты мой друг и я твой друг. Дружат дети все вокруг. Давайте улыбнемся друг другу и все вместе поиграем. Мотивационный этап (Дети стоят в кругу на ковре, звучит музыка, на проекторе - слайд со лесом) - Приглашаю на прогулку в дивный лес, где много всяческих чудес. Пойдемте погуляем, на полянке поиграем. (звучит музыка про поросят со словами). - Ребята, смотрите, кто это здесь? Вы узнали? Что они здесь в лесу потеряли? Может заблудились, может им надо помочь??(три поросёнка). - А, понятно, они заигрались и заблудились, хотят кушать и ищут свои домики. Давайте им поможем? (давайте) - Не припомню, из какой же сказки эти поросята? (Это сказка «Три поросёнка») На слайде заставка из сказки «Три поросенка» - Давайте вспомним, как их зовут. (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф). - Молодцы узнали, давайте потанцуем с поросятами. Основной этап (побуждение к деятельности) - Ну, вот радостная встреча, только поросята так долго гуляли, что проголодались, давайте покормим их. - Что больше всего любят кушать поросята? (жёлуди).- - У меня как раз в кармане оказались желуди, посмотрите. - А как узнать, сколько поросят? Хватит ли им желудей, не поссорятся они? (надо их посчитать). - Давайте посчитаем. (Считаем вместе и несколько детей индивидуально). Молодцы, ребята. -Сколько нужно желудей? (три) -А, почему? (три поросёнка) Давайте покормим их. Наф-Нафу дадим один жёлудь, Ниф-Нифу дадим один жёлудь и Нуф-Нуфу дадим один жёлудь. - Сколько желудей? (3) - А, сколько поросят? (тоже 3) - Что мы можем сказать о поросятах и желудях? (их поровну). Ну что же пора по домам. -А где живут наши поросята? (ответы детей). - У меня есть картинки, где нарисованы их домики. Давайте посмотрим, и вы мне покажите, кто в каком домике живёт. - Из чего сделан домик Ниф – Нифа? (из соломы). - Из чего сделан домик у Нуф -Нуфа? (из веточек). - А, для кого же третий домик? (для Наф-Нафа). - Из чего у него домик? (из кирпичей, самый крепкий) -Давайте посчитаем, сколько домиков у поросят? (три). -А сколько поросят? (тоже три). -Что мы можем сказать о поросятах и домиках? (их поровну). - Где живут поросята? (в домиках). -Молодцы, ребята, поросят накормили, домики нашли, посмотрите, какие поросята веселые. Попрыгаем с ними вместе? (На слайде прыгающие поросята и звучит веселая музыка) Физминутка Дети встают в круг. Покажите высокую ёлочку. Покажите низкую ёлочку. А теперь присядем столько раз, сколько поросят у нас. (3) А теперь подпрыгнем столько раз, сколько домиков у нас. (3) (Звучит музыка про волка). - Ой, как страшно. Это наверное волк. - Ребята, давайте скорее убежим….или спрячемся….. или мы сильные и смелые, ловкие и умелые. Сможем обхитрить волка и сделаем поросятам домики из, чтобы спрятаться в них от волка. (приглашаем детей за столы, где расположены геометрические фигуры) - Чтобы строить было веселее, разогреем пальчики скорее Пальчиковая игра «Поросята» по мотивам сказки «Три поросёнка»: Пальцы рук растопырены, поочерёдно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков: «Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял» (мизинцы); «Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал» (безымянные); «Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю» («Фонарики»); «Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю» (сжимаем и разжимаем кулачки); «Этот толстый поросёнок носом землю ковырял» (средние); «Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал» (указательные); «Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю» (сжимаем и разжимаем кулачки); «Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал» (большие); «Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал» (руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь). «Строим домики для поросят» из геометрических фигур У вас на столах наборы с геометрическими фигурами. Возьмите из них те фигуры, из которых можно сделать домик. - Вы узнали, какие геометрические фигуры перед вами? (квадрат и треугольник). Хорошо. Домики стоят в лесу, а чтобы волк их не заметил, надо спрятать их за деревом. - У вас на столах лежат ёлки. - Давайте сравним их. - Как сравнить ёлочки? (приложить их). - Какие ёлочки? (одна высокая, а другая низкая) - За какой ёлочкой спрячем дом? (за высокой). - Почему? (потому что дом тоже большой и высокий). Отлично, поросят покормили, домики построили, от волка спрятались (звучит жалобный вой волка), вон он убежал далеко - Сморите у вас на столе ещё дорожки, поросята хотят проводить вас домой. - Давайте их сравним. Какие они? (одна короткая, другая длинная). - По какой же дорожке мы быстрее доберемся домой? (по короткой). - Покажите, пожалуйста короткую дорожку. - Какого она цвета? Здорово, вы очень сообразительные ребята -А теперь пойдёмте вместе с поросятами домой (дети выбирают дорогу. По которой они пойдут. -Ой, смотрите, здесь ручеёк, да ещё и не один. -Сколько ручейков? (два). -Давайте на них посмотрим, какие они? (один широкий, другой узкий). -Мы сейчас будем через них перепрыгивать. (звучит музыка) -Через какой легче перепрыгнуть? (через узкий). Вот мы и до дома допрыгали, Ах, ловкачи какие!!! Может, вы еще и загадки разгадаете, и картинку угадаете? (дети отгадываю загадку, и подбирают картинку соответствующую отгадке) Загадки Солнце яркое встаёт, Петушок в саду поёт, Все ребята просыпаются, Чистят зубки, умываются. (Утро) Солнце в небе ярко светит На прогулку вышли дети. Веселиться им не лень, Напролёт целый… (День) Стало за окном темнеть, Птицы стали тише петь. Убирать игрушки нужно, Мама всех зовёт на ужин. (Вечер) Звёзды на небе зажглись, Спать ребята улеглись. Вечер, день умчались прочь. Им пришла на смену … (Ночь) - Ребята, про что были эти загадки, о чём в них говорилось? О частях суток. Какие части суток мы знаем? (ответы детей) Почему же поросята потерялись? (Потому что они пошли гулять вечером и заблудились) Рефлексивный этап - Ох, ребята, ну и устала я, столько дел мы с вами сделали, давайте присядем, отдохнем, поболтаем. Почему я устала, где мы были. -Что мы делали в лесу? - Что полезного сделали? - Кто живёт в лесу? - Как звали поросят? - Что мы делали для поросят? -Вам понравилось наше путешествие в лес? Посмотрите, какое угощение вам оставили поросята (яблочки). Давайте помоем ручки и угостимся подарочком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе.
Знакомство детей с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник. Помочь запомнить название геометрических форм. Уметь найти нужную геометрическую форму, назвать ее....

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей, формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,...

методическая разработка по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе "Поиграем с Мишкой"
конспект НОД...

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Место числа среди других чисел».
laquo;Место числа среди других чисел»....
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям(форма, количество, величина, время, пространство), которые способс...
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Автор: Попова Екатерина Алексеевна Мето...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада. Тема: «Путешествие в королевство математики»
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельнос...
