Развитие психических процессов и речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через сказкотерапию
консультация по математике

влияние сказкотерапии на развмитие психических процессов и речи у детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие психических процессов и речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через сказкотерапию

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) требуют особого подхода к коррекции развитию речевых функции. Помощь таким детям должна включать не только работу над речью, но и развитие эмоциональной и социальной сфер. Поэтому в коррекции эмоционально-волевой сферы и речи воспитанников большая роль отводится сказкам.

Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность, речь ребёнка и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с ТНР.

Цель использования сказкотерапии у детей с ТНР: всестороннее, последовательное развитие речи и связанных с ней психических процессов.

Задачами сказкотерапии является:

- снятие эмоционального напряжения.

- создание игровой доверительной атмосферы в группе, установление межличностных контактов между детьми.

- развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.

- развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики.

-развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, как правило, в эти группы поступают дети с повышенной двигательной активностью, неустойчивым вниманием, неуверенные или агрессивные. Эти дети чаще всего не умеют играть по правилам, не умеют пересказывать, у одних развита боязливость, у других – конфликтность, завышенная или заниженная самооценка, низкий самоконтроль. В работе с такими детьми часто используется метод сказкотерапии, что позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным.

Виды сказок, использующихся в сказкотерапии:

Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.

Психологическая сказка – предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.

Художественная сказка – знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.

Диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.

Медитативная сказка – это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателем, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).

Сказочные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру. Медиативные сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.

Одним из наиболее значимых аспектов сказкотерапии является ее способность активизировать воображение ребенка. Чтение и рассказывание сказок побуждают детей визуализировать образы и ситуации, что способствует развитию их креативности и эмоционального интеллекта. Сказки становятся не просто текстами, а целыми мирами, в которых дети могут исследовать и открывать новое.

Сказки содержат множество повторений и рифм, что помогает детям концентрироваться и развивает их слуховую память. Это, в свою очередь, улучшает их способности к запоминанию речевых конструкций. Использование ритмичных и мелодичных элементов в сказках делает занятия более увлекательными и способствует лучшему усваиванию материала.

Обсуждение сказок и их персонажей побуждает детей формулировать свои мысли и выражать эмоции, что способствует развитию связной речи. Педагоги могут задавать вопросы о сюжете, предлагать детям рассказать, что бы они сделали на месте героев, тем самым активируя их речевую активность и побуждая к общению.

Сказкотерапия помогает детям понять социальные нормы и правила поведения, используя примеры из жизни персонажей. Это особенно важно для детей с ТНР, которые могут испытывать трудности в межличностном взаимодействии. Сказки служат моделями для обучения социальным навыкам и способам взаимодействия с окружающими.

Важные моменты:

Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности ребенка с ТНР, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия – как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию.

Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании.

Сказкотерапия – это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе с детьми с ТНР...

СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Статья, созданная в помощь специалистам, работающим с детьми с ЗПР. В статье рассматривается система формирования фонематических процессов у детей  данной категории, а также,система  подгото...

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.

Статья о развитии лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Развитие фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры

Детский сад посещают дети разных нозологий, которые в условиях инклюзии обучаются по адаптированным образовательным программам. В число обучающихся входят дети с задержкой психического развития, с рас...

«Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических процессов у детей в игровой деятельности....

Проект "Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи через русскую народную игрушку свистульку"

Развитие речевого дыхания через детские музыкальные духовые инструменты(дудочку, свистульку и др.)...