Конспект занятия по ментальной арифметики
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Татьяна Ивановна Титаренко

Конспект ознакомительного занятия по ментальной арифметике для доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mentalnoy_arifmetiki.docx98.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ментальная арифметика

Занятие № 1.

Цель занятия: дать детям представление о том, что такое ментальная арифметика, познакомить их со счётами Абакус, мотивировать их на вовлечение в образовательный процесс.

  1. Знакомство (5 минут).

Целью данной игры является разрушение барьеров между учениками, поэтому важно сыграть в нее уже на первом уроке.

А также данная игра способствует развитию навыков концентрации у игроков, быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях, поэтому данную игру необходимо играть по ходу всего курса.

Для игры понадобится мяч.

Правила игры:

- Итак, внимание! Все образуем большой круг.

Я сейчас брошу мяч одному из вас (желательно тому, кто максимально отдален), называя имя этого ребенка, который, в свою очередь, бросает мяч другому участнику, называя его имя.

И так продолжается до тех пор, пока все не привыкнут к данному порядку. После чего учитель бросает мяч, называя имя того, кому бросает, и того, кто стоит справа. Игра продолжается.

  1. Введение в ментальную арифметику: знакомство детей с историей счётов, просмотр видео о том, как дети считают  в уме, мотивация учащихся на вовлечение в учебный процесс (10 минут)

- Ребята, обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, как работает продавец в магазине? Что помогает ему посчитать стоимость всех товаров, которые вы покупаете? (калькулятор)

- Очень давно в азиатских странах для этого использовались специальные счёты. Люди применяли их не только в торговле, но и тогда, когда нужно было произвести какие-то серьезные научные вычисления. Когда появились калькуляторы, счетами не перестали пользоваться, поскольку на них работали быстро и безошибочно, а после постоянного использования счет люди могли держать любые большие числа в уме.

- Какое самое большое число вы знаете? (ответы детей)

- Работая со счётами, люди с легкостью складывали и умножали бы такие числа!

- И вот, совсем недавно, в эпоху компьютеров, человек вновь обратился к  

древним счётам. Теперь на них учатся считать современные дети, и они настолько хорошо овладевают счетом, что могут решать сложнейшие задачи в уме!

- Здорово? Вам хочется так же быстро и правильно считать, как этот мальчик?

На занятиях по ментальной арифметике мы будем учиться работать со счётами, решать интересные задачи, играть, и в скором времени вы сможете так же удивлять своих мам, пап, бабушек, дедушек и друзей, как и мальчик на видео.  

Знакомство с абакусом: рассказать детям о составных частях абакус , о том, как с ним работать, развиваем моторику рук (10 минут).

А теперь давайте познакомимся со счетами. Они называются абакус  . Он состоит из рамы, расчётной линейки, вертикальных стержней, на каждом из которых находятся бусины. Нижний ряд бусин мы называем «друзьями». Верхний ряд бусин – «братья». [по ходу рассказа каждую часть необходимо демонстрировать]

- Ребята, у вас друзей много?

- …

- А братьев поменьше?

- Посмотрите на самый первый стержень. Чтобы отложить на нём 1, мы поднимаем 1 бусинку. Чтобы отложить 2 – соответственно 2 бусины. [показать до 4х]

- «Друзей» мы поднимаем большим пальцем, а с «братьями» мы будем работать указательным пальцем. Когда мы научимся работать с первым стержнем, мы перейдём к работе со вторым, третьим и последующими. Тогда нам понадобятся уже две руки. С первым стержнем мы всегда работаем правой рукой, а со вторым – левой.

Учитель показывает на большом абакусе, дети работают с маленькими. Подойти обязательно к каждому ученику, проследить, как он работает пальцами, если нужно - подкорректировать.

- Посчитайте, сколько бусинок находится под расчетной линейкой, а сколько – над? (считаем на одном стержне).

- Чтобы отложить на абакусе число 5, нам нужно ОПУСТИТЬ бусину [чтобы объяснить детям, почему верхняя бусина означает число 5, можно сказать, что внутри этой бусины находится 5 маленьких бусинок]

- Если вы хотите показать на абакусе новое число, обязательно нужно его обнулить. Это значит, что «друзья» должны быть опущены, а «братья» - подняты, а расчётная линейка – пустая. Как мы можем обнулить ? Сложите 2 пальчика [большой и указательный] в виде клювика и проведите «клювиком» по расчётной линейке между бусинками справа налево.

- Бусинки разошлись в разные стороны? Попробуем еще раз!

  1. Подвижная игра: важно вовремя переключить детей на другой вид деятельности, чтобы не утомлять их; подвижные игры дают детям возможность ощутить свободу движений, а также делают занятие более динамичным и придают ему непринужденность.

Робот (на первых занятиях эта игра особенно хороша тем, что сплочает детей как единый коллектив, а также дает возможность лучше запомнить имена друг друга) - 5 минут

Все образуют круг, учитель - в центре круга.

Правила игры: Я робот. Вы – куклы. Выбрав одну, я МЕДЛЕННО иду в её сторону, подняв руки на 90 градусов. Кукла, видя это, подмигивает другому участнику, прося тем самым помощи, чтобы не встретиться с роботом, спаситель называет имя одного из участников (но не свое имя). Если за это время робот не дошел до первой куклы, то он перенаправляется к тому участнику, имя которого назвал спаситель. Если же робот успел коснуться куклы, то они меняются местами, она становится роботом. Игра продолжается.

  1. Работа с учебником: закрепление знания о составных частях абакуса (4 минуты).

- У вас на столах лежат учебники. Посмотрите, что и кто на них изображен?

Откройте книгу на странице 4. Этого мальчика зовут Андрей. Он так же, как и вы хочет научиться работать с абакусом. Будем учиться вместе?

- Посмотрите на пятую страницу. Что вы видите в центре?    абакус  

- Кто запомнил, как называются части, из которых состоит абакус   (соотносим каждую часть в учебнике с большим и маленькими  абакус  

  1. Работа с  доской

закрепление навыков первоначального счета на абакус (7 минут).

- Посмотрите на доску. Что на ней изображено?  абакус  

- Сейчас бусинки отдыхают, а расчетная линейка пуста. Посмотрите, что происходит, если я начинаю работать с бусинками (они оживают, открывают глазки).

- Давайте поиграем с бусинками. Наберите 1 на  абакус  

 (каждый ученик должен побывать у доски)

- Что мы должны делать каждый раз, когда хотим показать новое число на абакус   (обнулять его – открывать-закрывать клювики)

  1. Итог урока, домашнее задание (4 минуты)

- Ребята, на каком уроке вы сегодня побывали?

- Как называются такие счёты? (показать)

- Где находятся «друзья»? А «братья»?

 - Что вам запомнилось больше всего на занятии?

Домашнее задание: нарисовать соробан и рассказать о нём родителям.

 

Экстра-задание (на случай, если останется время)

Проверка развития фотографической памяти.

-Посмотрите на эту картинку. Запомните, что на ней. Сейчас я её уберу, а вы попробуйте рассказать, что на ней изображено.

(Опрашивать каждого ребёнка по картинке)

-Кого вы видели на картинке?

-Какое время года изображено на ней?

-Почему вы так подумали?

-Расскажите, что делают дети.

-Если сможете, опишите одного ребёнка: во что он одет, какого цвета у него

волосы, какая у него игрушка.

-Есть ли животные на этой картинке?

-Кто из взрослых изображён на картинке?

C:\Users\Сергей\Pictures\2015-12-02\1339492425_2-pervyy-den-v-lc.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная арифметика

Ментальная арифметика направлена на развитие интеллектуальных способностей детей,закладывает основной фундамент для развития академических успехов и дальнейшего развития личности.....

Ментальная арифметика "Абакус"

Абак - счётная доска, применявшаяся для  арифметических вычислений. Абакус (или абак) – приспособление для арифметических вычислений, состоящее из прямоугольной рамы с закрепленными вну...

Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду» Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.

МБДОУ «Детский сад №25 «Золушка»»Методическая разработка старшего воспитателя Пулатхановой С.М.    Творческий метод «Ментальная арифметика в детском саду&r...

Статья "Развитие аналитико-синтетической деятельности у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием ментальной арифметики"

У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, просматривается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. В связи с этим возникла необходимость в со...

Ментальная арифметика: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста ,Вводное занятие по ментальной арифметике «Счет в воображении»

Познакомить детей с понятием ментальная арифметикаПознакомить детей с абакусом ,правилами действия ( история возникновения, конструкция)Учить детей писать числа на абакусеПознакомить с флеш-картамиУчи...