игровые упражнения на развитие алгоритмического мышления
картотека по математике (средняя группа)

Сазонова Олеся Анатольевна

Предварительный просмотр:

Картотека игр упражнений по развитию алгоритмических умений у детей 4-5 лет

  

  • Хорошо-плохо

Цель- Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других, развивать алгоритмические умения, знакомить с линейным алгоритмом.

Правила :

В игру можно играть как коллективно, так и в парах или даже одному ребенку. Детям нужно рассмотреть картинки; подумать, какие из них иллюстрируют хорошие поступки, а какие – плохие; распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов

Игровые действия:

Дети рассматривают картинки, распределяют их на две группы «хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов.

Разнообразие вариантов :

  1. Детям предлагается рассмотреть картинки, определить, что хорошо, а что плохо, объяснить свое решение, распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов.
  2. Детям нужно подобрать к каждой карточке, на которой ребёнок ведёт себя плохо, карточку на которой ребёнок в аналогичной ситуации поступает хорошо.
  • «Палочки в ряд»

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине. Учить действовать определенной последовательности.

Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя)«Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» — поясняет В.

  • «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям — назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.

  • Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

  1. Составить квадрат и треугольник маленького размера;
  2. Составить маленький и большой квадраты;
  3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;
  4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
  • Веселый алгоритм

Цель игры – развитие логического мышления, а также развивает умение составлять линейный алгоритм.

Содержание. Ребенку предлагается карточки с изображением любого алгоритма (одевания, раздевания, дежурства), он должен в правильно порядке эти карточки разложить, выстроить свой алгоритм.

  • «Построй по алгоритму»

*

Цель – развитие логического мышления, формировать умение выполнять линейный алгоритм.

Содержание. Ребёнку дается карточка с изображением алгоритма постройки из кубиков (LegoDuplo), ребенок должен поэтапно ее сложить.

  • «Что с начало, что потом, лего кубики»

Цель – развивать техническое мышление, умение действовать согласно заданному линейному алгоритму.

Содержание. Ребёнку предлагаются карточки, или Легокубики например со знакомой ему сказкой, он должен разложить ее в правильной последовательности сюжета.

  • Интерактивная игра «Сочини сказку»

Цель – развивать у детей психические процессы, умение действовать строго в заданном алгоритме.

Содержание. В эту игру можно играть как индивидуально, группой или подгруппой детей. Где ребенок сам выбирает себе персонажа, выбирает время года, дом и место где будет жить сказочный персонаж. После чего начиная с выбранного персонажа он рассказывается свою сказку.

  • Угадай, где?

Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя.

Материал: игрушки или предметы по усмотрению воспитателя

Ход игры: Воспитатель прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя указаниям воспитателя, например: «Тебе нужно найти игрушку. Сначала сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д.»

  • Игры по безопасности (Правильно переходи дорогу! Вызов спасателей

Цель – развивать психические процессы, развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму с графическим изображением.

Содержание. Перед ребёнком набор карточек с изображением правильного перехода дорогу (действия в чс, алгоритм вызова полиции, мед.помощи, правила безопасного поведения на дороге), ребенок должен в правильной последовательности выложить их.

Картотека игр по развитию алгоритмических умений у детей 5-6 лет

Старший возраст

  • «Напольный алгоритм»

Цель- знакомить детей с построением первых алгоритмов движения, осваивание роли помощника.

Содержание.. В игре имеется игровое поле, на котором расположены картинки и имеется набор карточек с изображением картинок, которые используются на игровом поле. 1 вариант по алгоритму – изучение построение первых алгоритмов движения. (ребенок -робот). Ребенок принимает на себя роль РОБОТА, выполняет последовательность своих действий.

Второй вариант игры – ребенок берет любую игрушку и вместе с ней проходит по заданному воспитателем алгоритму. Например, ребенку надо пройти от изображения куклы, до изображения машинки, ребенок идет в любом направлении вперед, влево, вправо, вниз, от пункта а до пункта б. Ребенок при продвижении к цели проговаривает все картинки, которые ему встречаются на пути.

Также в эти игры можно играть вдвоем. Один ребенок выстраивает маршрут движения, а другой ребенок его проходит. В этой игре ребенок осваивает роль помощника.

  • Игры лабиринты

Цель – развивать мышление, зрительную память.

  • Лабиринты с помощью Блоков Дьенеша

Цель — знакомить с циклическим и разветвляющимся алгоритмом.

Содержание. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша и, пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок задаёт наводящие вопросы, а можно отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» — «Нет»«Под красным?» — «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

  • Игра «Занимательная алгоритмика»

Цель – формировать у детей умение составлять различные алгоритмы. Учить составлять алгоритм маршрута движения.

Содержание — Ребенку необходимо в таблице выложить из пиктограмм программу маршрута движения исполнителя согласно схеме. Для обыгрывания задания ребенок использует фигурки человечков.

  • «Занимательна алгоритмика — помогаторы»

Условия игры соответствуют игре «занимательная алгоритмика».

  •  «Раскодируй картинку»

Цель – учить детей читать инструкцию, развивать психические процессы

Содержание — Ребенку необходимо на игровом поле выложить из цветных квадратиков картинку, согласно, расположению, зашифрованному в карточке с кодом.

  •  «Матрица»

Цель – Учить детей читать закодированную инструкцию, развивать воображение, учить работать в паре, сообща.

Содержание — Дается таблица, содержащая закодированную информацию. В матрице содержится информация околичеств, цвете и форме деталей необходимых для постройки. Во время раскодирования матрицы ребенку необходимо соотнести информацию, расположенную в столбцах и строчках.

  • Игры со СТЕМОМ «Робомышь»

Цель — учить детей структурированной деятельности, развивают воображение и предлагают массу возможностей, для изучения причинно-следственных связей.

Содержание. Дети задают лого-роботу план действий, а также разрабатывают для него различные задания (приключения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Создание условий для развития алгоритмического мышления у старших дошкольников с нарушениями зрения "

В данной статье из опыта работы представлены различные средства педагогической практики, направленные на развитие алгоритмического мышленя у детей дошкольного возраста"....

Игры на развитие алгоритмического мышления

Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для  решения задач, моделировать будущий процесс, и это здорово и безусловно важ...

Игровые упражнения способствующие развитию логического мышления

Игры на развитие логического мышления в старшей группе «Логические концовки».Цель: развивать логическое мышление, речь воображение, способность к анализу.Описание: предложить ребенку ...

Сайты с играми на развитие алгоритмического мышления

Code.org (http://code.org/) — приятный интерфейс и масса простых игр о базовых принципах работы языков программирования, вообще нужный, не коммерческий, образовательный проект для детей.Car...

Обобщение опыта «Развитие алгоритмического мышления у детей младшего дошкольного возраста»

Опыт по формированию алгоритмических умений и их закреплению в младшем дошкольном возрасте...

Инновационный проект «Развитие алгоритмического мышления у детей младшего дошкольного возраста»

Формирование алгоритмических умений и их закрепление в младшем дошкольном возрасте...