Конспект ОД. ФЭМП «Фрукты. Сад»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Григорьева Галина Сергеевна

 

 

 Формирование навыков количе­ственного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект. О.Д. ФЭМП «Сад. Фрукты»

старшая группа

Цель:

 Формирование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов.

     Задачи:

  • Закрепление в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?»
  • Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), узнавать их форму

в предметах ближайшего окружения; навыков ориентировки на плоскости.

  • Формирование навыка сравнения предметов по высоте на глаз; умения пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже). Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти.
  • Развитие мыслительных операций, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, осязания, тонкой моторики, умения воспроизводить изображения по памяти.

Оборудование: Наборное полотно, коврограф,  магнитная доска «волшебный мешочек», апельсин, контейнеры с карандашами, карточки

с изображениями геометрических фигур, плоскостные изображения яблонь разной высоты, карточки с изображениями пар предметов.

Предварительная работа: Знакомство с цифрами от «1» до «9» и с числом «10» в игровой и совместной деятельности. Разучивание подвижной игры «Яблоня».

Ход деятельности

Организационный момент

Упражнение «Мы делили апельсин»

Создание положительного эмоционального фона занятия

Формирование представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части.

(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает детей к столу. На столе лежит большой апельсин. Педагог начинает чистить и делить апельсин на дольки, читая при этом стихотворение)

Педагог.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта для долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра.

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - Беда!!!

Разбегайтесь - Кто куда!

Сколько долек получилось? Сосчитайте.

Дети. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять. Всего девять долек.

Педагог. Одинаковые ли эти дольки по размеру? Проверьте.

(Дети прикладывают и накладывают дольки друг на друга)

Дети. Дольки одинаковые по размеру.

Педагог. Значит, из скольких одинаковых долек состоит апельсин?

Дети. Апельсин состоит из девяти одинаковых долек.

Педагог. Что больше, целый апельсин или одна долька?

Дети. Целый апельсин больше, чем одна долька. Одна долька меньше,

чем целый апельсин.

Педагог. Правильно.

Игра «Волшебный мешочек»

Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Развитие осязания.

(Педагог достает разноцветный мешочек с барельефными изображениями фруктов (слива, абрикос, яблоко, гранат, виноград, мандарин, груша, апельсин, лимон, вишня) и предлагает детям подойти к нему))

Педагог. Продолжаем разговор о фруктах. Игра «Волшебный мешочек» вам знакома. Сейчас вы по очереди будете опускать руку в мешочек, нащупывать там и узнавать разные фрукты. Вы будете не просто называть фрукт, но и говорить, какой он по форме.

(Дети выполняют задание)

1-й ребенок. Это круглое яблоко.

2-й ребенок. Это треугольная кисть винограда.

3-й ребенок. Это овальный абрикос.

(Когда все дети достанут из мешочка по одному фрукту, педагог ставит

на стол три контейнера, на которые наклеены круг, овал и треугольник)

П е даго г. Теперь положите свой фрукт в один из контейнеров в соответствии с обозначениями на них.

(Дети раскладывают фрукты)

П е даго г. Какие по форме фрукты лежат в первом контейнере?

Дети. Круглые.

Педагог. Какие по форме фрукты лежат во втором контейнере?

Дети. Овальные.

Педагог. И наконец, какие по форме фрукты лежат в третьем контейнере?

Дети. Треугольные.

Педагог. Отлично! Вы все сделали верно.

(Педагог убирает пособия)

Подвижная игра «Яблоня»

Развитие координации речи с движением, тонкой моторики, интонационной выразительности речи (вопросительная интонация).

(Педагог приглашает детей в центр группового помещены - и предлагает

им встать в круг. По просьбе педагога дети выполняют знакомое

им упражнение

Яблоня! Яблоня!                            Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Где же твои яблоки?                   В центре стоит один ребенок «яблоня».

Заморозил их мороз?                 Дети останавливаются, на каждую строку

Или ветер их унес?                     загибают по одному пальцу обеих руках.

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?                     Опускают руки, пожимают плечами.

Не морозил их мороз,              Эти слова произносит ребенок-«яблоня».

И не ветер их унес,                       Дети загибают по одному пальцу

Не спалило их огнем,                обеих руках, начиная с больших.

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали...

Дети оборвали!                               Дети разбегаются, «яблоня» пытается их запятна

Игра «Яблоневый сад»

Формирование навыка сравнения предметов по высоте на глаз. Формирование умения пользоваться сравнительными прилагательными «выше», «ниже».

Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем

 и убывающем порядке в пределах десяти.

(Педагог предлагает детям занять места на стульчиках перед коврографом, а потом в произвольном порядке располагает на коврографе плоскостные изображения яблонь разной высоты)

П е д а г о г.

Под моим окошком яблоневый сад.

На ветвях высоких яблоки висят.

Сколько яблонь в моем саду? Сосчитайте.

Д е т и. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Всего десять яблонь.

П е д а г о г. Расставьте яблони, начиная с самой высокой и оканчивая самой низкой, по порядку.

(Дети все вместе выполняют задание)

П е д а г о г. Очень хорошо. А теперь посчитайте яблони по порядку.

Д е т и. Первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая.

П е д а г о г. Сравните по высоте третью и четвертую яблони.

1-й р е б е н о к. Третья яблоня выше четвертой яблони. Четвертая яблоня ниже третьей яблони.

(Еще два-три ребенка по предложению педагога сравнивают пары яблонь, закрепляя в активной речи сравнительные прилагательльные. Затем педагог убирает изображения с коврографа)

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

и речевой деятельности.

(Педагог расставляет на наборном полотне карточки с изображениями пар предметов (груша и яблоко, яблоко и апельсин, слива и огурец, помидор и гранат и т. п.))

П е д а г о г. Следующая игра называется «Чем похожи и чем отличаются?»

Вы выбираете себе одну карточку, рассматриваете и сравниваете предметы, изображенные на ней, по всем признакам, а потом рассказываете, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Послушайте, как это сделаю я.

На моей карточке нарисованы огурец и слива. Они похожи тем, что они плоды, и тем, что они овальные. Но у них есть и различия: огурец — овощ, растет в огороде на грядке; а слива — фрукт, растет в саду на дереве. Огурец зеленый, а слива синяя. У огурца семена внутри, а у сливы косточка.

(Далее каждый из детей рассказывает о паре предметов на своей карточке. Педагог оценивает их работу)

Организация окончания занятия

Оценка работы детей.

(Педагог предлагает детям вспомнить, нему они научились на занятии, что запомнили про соотношение целого и части, а потом оценивает работу каждого ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Фрукты".

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме "Фрукты"....

Конспект НОД "Овощи-фрукты"

Цель: Показ уровня сформированности навыков связной речи у детей с ЗПР...

Конспект по ФЭМП в старшей группе по ФЭМП. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"...

Конспект НОД ФЭМП на тему "Овощи и фрукты"

Конспект НОД по оо "Познание" на тему ,,Овощи и фрукты"(ФЭМП) Дети вспоминают вместе с воспитателем, где растут овощи ,а где растут фрукты, учатся различать ,где овощ, где фрукт, отмечают, что любой...

Конспект НОД «ОПИСАНИЕ ФРУКТОВ. ЛЕПКА ФРУКТОВ» в средней группе

учить сравнивать и описывать фрукты, отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные; учить приемам вдавливания середины шара и сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета....

Конспект по ФЭМП "Много фруктов есть на свете"

Порядковый и количественный счет,ориентировка в пространстве,умение узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры...