Главные вкладки

    Конспект НОД "Овощи-фрукты"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Лобынцева Инна Александровна

    Цель: Показ уровня сформированности навыков связной речи у детей с ЗПР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ovoshchi-frukty.docx24.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ Детский сад комбинированного вида №2 « Ромашка»

    г.Губкин Белгородской области

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

    для детей подготовительной группы с ЗПР

    «Овощи и фрукты – вкусные продукты».

    подготовила

    учитель-дефектолог

    Лобынцева Инна Александровна

    Губкин, 2013

    Цель: Показ уровня сформированности навыков связной речи у детей с ЗПР

    Задачи:

    1. Закреплять умение выполнять действия по заданному алгоритму.
    2. Развитие связной речи детей за счет умения составления описательных рассказов и рассказов – сравнения с использованием опорных схем.

    3.    Совершенствовать внимание и словесно – логическое мышление.

    Материал: овощи, фрукты, хлеб, растительное масло, опорные схемы для составления описательных рассказов об овощах и фруктах, нож, разделочная доска, схемы алгоритмов действий (приготовления бутербродов, овощного салата), фартуки.

    Ход деятельности.

    1 часть. Проводит педагог – психолог. Демонстрирует приемы деления детей на подгруппы.

    Педагог-психолог:

    -Здравствуйте, ребята! Вот и наступила весна! Стало еще ярче светить и улыбаться солнышко. Давайте ответим солнышку тем же: улыбнемся солнышку, порадуем солнышко своей улыбкой.

    -Лучики солнышка стали еще сильнее греть землю: потянемся к солнышку, погреем ручки.

    -Ребята, с наступлением весны какие первые весенние цветы распускаются? Посмотрите, сколько цветов на нашей полянке! И все они разноцветные!

    - Обратите внимание, что у вас на груди эмблемы и они тоже разного цвета. Давайте назовем, какого цвета ваши эмблемы.

    - А теперь каждый найдет цветок такого же цвета, как и ваша эмблема. Возьмите свой цветок и вернитесь в круг.

    - Ребята, переверните цветочки. Посмотрите, у каждого цветочка свое настроение. (Имя ребенка), какое настроение у твоего цветочка?

    - А теперь, ребята, у кого желтые и зеленые цветочки, подойдите ко мне. Остальные дети остаются с дефектологом.

    2 часть.

    1. Дефектолог подзывает оставшихся детей и показывая на поднос с овощами и фруктами, читает стихотворение:

    Овощи и фрукты –

    Вкусные продукты.

    В огороде и в саду

    Для еды я их найду.

    2. Дидактическое упражнение: «Что ты сделаешь с овощем или фруктом?».

    - Ребята, выберите понравившиеся вам один фрукт или овощ. А теперь, сядет тот, кто придумает, что он сделает с выбранным овощем или фруктом (например, «Я приготовлю из помидора салат»).

    Придумав предложение, дети по одному садятся на стулья.

    Примечание. Если ребенок затрудняется в составлении предложений, то дефектолог предлагает ему 2 опорные картинки, например, груша – стол (Я положу грушу на стол).

    3. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах с помощью карточек – схем.

    Дефектолог выставляет на доске опорную схему для описания овощей и фруктов (определение (называние) предмета, цвет, форма, вкус, свойство, выявляемые при тактильном восприятии, место произрастания, способ употребления в пищу) и говорит:

    - Ребята, сейчас каждый из вас составит рассказ о своем овоще или фрукте. А поможет вам в этом вот эта карточка - схема. Давайте вспомним, как нею пользоваться.

    Дефектолог последовательно указывает на клетку с условным изображением, а дети дают словесное пояснение:

    1 клетка – надо назвать что это – овощ или фрукт.

    2 клетка – надо сказать какого цвета овощ или фрукт.

    3 клетка – какой формы.

    4 клетка – какой на вкус овощ или фрукт.

    5 клетка – какой на ощупь овощ или фрукт.

    6 клетка – где они растут.

    7 клетка – как употребляют в пищу.

    Дефектолог  предлагает детям, сидя за столом, составить описательный рассказ об овоще или фрукте с опорой на карточку – схему.

    Примерный рассказ: «Это яблоко. Яблоко – это фрукт. Это яблоко красного цвета. По форме оно круглое. На вкус оно сладкое, на ощупь твердое, гладкое. Яблоки растут на яблоне в саду. Их едят сырыми, они полезные, в них много витаминов. Из яблок можно приготовить яблочное повидло, компот».

    Дефектолог предлагает детям составить рассказ – сравнение об овоще и фруктах.

    - Дима, возьми свой фрукт и подойди к доске. Выбери любой овощ. А теперь, сравни овощ и фрукт и составь о них рассказ.

    Рассказ-сравнение «Огурец и персик».

    Огурец – это овощ, а персик – это фрукт. Огурец зеленый, овальный, твердый. А персик – желто-красный, круглый, мягкий. Огурец растет в огороде на грядке, а персик – в саду на дереве. У огурца внутри семечки, а у персика – большая косточка. Огурец и персик полезные, потому что они питают организм. Из персика можно приготовить персиковое варенье, сок. А огурец режут в салат, их солят, маринуют, квасят.

    4. Физкультминутка – логоритмика.

    Дефектолог читает рифмовку. Затем проговаривает ее вместе с детьми, сопровождая речь хлопками (на каждую строчку – 4 хлопка).

    «Продукты».

    Жили – были сыр, котлеты,

    Мармелад, зефир, конфеты,

    Соки, овощи и фрукты,

    Называем их – продукты,

    Называем их – еда,

    Очень любим их всегда!

    5. Составление алгоритма действий «Бутерброд».

    а) На столе на тарелке лежит готовый бутерброд, продукты, необходимые для приготовления данного бутерброда (хлеб, сыр, огурец). Дефектолог, показывая бутерброд, спрашивает:

    - Из чего состоит мой бутерброд? (ломтик хлеба, ломтик сыра, огурец).

    - В каком порядке лежат продукты? (на ломтике хлеба лежит ломтик сыра, поверх сыра огурец).

    - А вы хотели бы съесть такой бутерброд?

    - Но вам его придется приготовить самим. Что для этого нам потребуется?

    Примечание. Если дети не назовут разделочную доску и нож, то следует создать ситуацию, подталкивающую детей к размышлению: хлеб, сыр, огурец следует нарезать. «Что для этого нужно?» (Нож). Если дети опять не назовут разделочную доску, то необходимо задать наводящий вопрос: «На чем резать продукты?».

    Обобщение: Чтобы приготовить бутерброд, необходимо порезать хлеб, сыр, огурец ножом на разделочной доске, сложить продукты в бутерброд.

    - За этим столом будут работать ….. (дефектолог называет имена 2-3 детей). Вот алгоритм составления бутерброда.

    б) Составление алгоритма действий «Овощной салат».

    Дефектолог подходит к другому столу, на котором находятся овощи (капуста, помидор, огурец, зелень), бутылка с растительным маслом, разделочная доска, нож.

    - Ребята, что у нас лежит на подносе? (овощи).

    - Можно ли приготовить из этих овощей салат?

    - Как назвать одним словом салат из капусты, огурцов, зелени? (овощной).

    - Как же мы будем готовить такой салат? (режем овощи и зелень на доске ножом).

    - Куда сложить нарезанные овощи и зелень? (в салатницу).

    - Как вы считаете, готов ли наш салат? (нет).

    - А почему? (не посолили, не заправили растительным маслом).

    - Посолили, полили растительным маслом. Ну что, можно уже кушать этот салат? (нет).

    - Надо перемешать.

    - Салат у нас будут готовить ….. (дефектолог называет имена детей). Поможет вам в этом психолог. Вот алгоритм приготовления салата.

    в) Самостоятельное приготовление бутерброда, салата.

    - Вы готовы приступить к работе с продуктами?

    -А я не уверена в этом. Что вы забыли сделать?

    Примечание. Если дети затрудняются с ответом, то при помощи наводящих вопросов подвести их к правильному решению:

    - Что надо сделать перед тем, как садиться кушать?

    - Что надо сделать перед работой с продуктами?(помыть руки). Помните, мы с вами были на экскурсии на пищеблоке. Во что были одеты повара?(халаты, фартуки).

    Обобщение: перед работой с продуктами, как и перед едой, необходимо помыть руки, надеть фартук и колпак (косынку).

    Дети подходят к отдельному столику, вытирают руки влажными салфетками, надевают фартуки, колпаки. Затем каждый идет к своему рабочему месту и вместе со взрослыми готовят блюда.

    г) Подведение итогов.

    - Итак, наши повара закончили готовить угощение. Какие у вас получились аппетитные бутерброды и салат. Давайте вместе накроем на стол (дефектолог предлагает детям сервировать стол).

    - Стол наш накрыт. Приглашайте к столу.

    Список литературы

    1.Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р Основы безопасности детей дошкольного возраста. -  Дошкольное воспитание, 1997№3.

    2.Андреев Ю.А. Три кита здоровья.- СПб: Респекс, 1996.

    3.Латохина Л. Творим здоровье души и тела. СПб., Комплект, 1997.

    4.Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие  для педагогов. Р-на Дону. «Феникс». 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

    Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

    Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

    Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

    Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

    Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

    Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

    Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

    1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

    Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

    Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

    Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

    Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...