Формирование элементарных математических представлений через сказку.
материал по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений через сказку
Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве…» как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет развивает воображение, а это почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего художника, ученого, изобретателя.
Детям нравится оптимизм сказок, образность сказок облегчает их восприятие, забавность сказок повышает интерес детей к ним. Особенность сказок и позволяет использовать их при решении педагогических задач. Одна из них – формирование элементарных математических представлений. Изучение математики – важнейшее средство интеллектуального развития ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками и словами. основам математики является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче.
Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет также содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки.
Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей, т. к. сказки любимы детьми, понятны и знакомы им. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко: “Волк и семеро козлят”, “Цветик - семицветик” и т. д.
Многие исследователи (Большунова Н. Я., Шарыгина Т. А., Ерофеева Т. И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок, т. к. облегчает процесс обучения
Когда речь идёт о дошкольниках, то рекомендуется математику максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказки – это его жизнь.
Меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами сказки, ведь сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.
Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях.
В сказках содержится большое количество математических ситуаций и усваиваются они как бы сами собой.
Например, пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». С ней дети знакомятся уже в младшем дошкольном возрасте, а в среднем и старшем дошкольном возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений.
Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера и т. п. На материале этой сказки формируются количественные представления : один, много, два, три персонажа и т. д.
Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо.
Сказка "Колобок" особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.
Прочитав сказку "Три медведя", можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.
Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой. Занятия, построенные на сюжетах сказок очень интересны и увлекательны. Помогая герою Колобку или лисичке и путешествуя с ними, выполняя все задания, дети легко усваивают математические понятия.
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.
В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.
Например, «Я колобок, колобок! По амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел, от медведя ушел, а от лисы не успел уйти». Можно задать следующие вопросы: «Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?».
Задания подбираются в соответствии с программными задачами конкретного занятия. Они должны быть доступными детям, но требующими наблюдательности, знаний, анализа ситуации, размышлений. Такие занятия вызывают интерес к математике и помогают детям в игровой форме усвоить элементарные математические представления.
Перед проведением занятий провожу предварительную работу с детьми : в ходе подготовки к занятиям перечитываю сказки детям или слушаем в записи (инсценируем сказку или часть её в каком – либо виде театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, я наполняю её математическим содержанием, стараюсь, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.
Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети очень любят «сказочные» занятия, ждут их.
Использую проблемные ситуации. На «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь героям, и он становится непосредственным участником сказки. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый! Организованная образовательная деятельность проходит живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного.
Завершается занятие неизменно на весёлой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто – либо из героев сказки или же они все благодарят детей за помощь. Иногда сказочные герои дарят что-то детям (небольшие сувениры, игры для группы, интересные книги).
Большое место в работе с детьми занимают необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Самый распространённый математический вопрос «Чем похожи, чем отличаются?» Понятно, что найти сходства и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее ребёнку очень важно дать такое понятие: «Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала…» Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?»
Физкультминутки стараюсь подбирать с текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки со сказочным сопровождением : наклоны, приседания и т. п.).
Для успешной работы с детьми в данном направлении в группе созданы соответствующие условия для формирования элементарных математических представлений через сказку. Свою работу в предметно - развивающей среде я начала с организации уголка занимательной математики. В уголке подобраны различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки; дидактические игры: «Поиграем с гусятами» по сказке «Лиса и гуси», «Помоги поросятам» по сказке «Три поросёнка», «Собери яичко» по сказке «Курочка Ряба», «Весёлый счёт» по сказке «Репка» и т. д. Эти игры я используются в индивидуальной работе с детьми, все они интересны и занимательны.
В уголке размещен разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя:
- настольно-печатные игры («Подбери узор», «Непослушные мячики», «Веселый кубик», и т. д.);
- головоломки («Лабиринт», «Игры со счетными палочками» и т. д.);
- логические задачи («Какие цифры поменялись?», «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство» и т. д.).
Имеющийся материал располагается таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
Беседуя с родителями, я поняла, что, к сожалению, сказкам отводится очень мало времени в жизни детей. Существует такая проблема, как телевизор, компьютер - они прочно вошли в нашу жизнь, читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке без труда вышел победителем – ребёнок чаще сидит у телевизора, а не с книгой в руках. Да и родителям проще включить кнопку, а не читать сказку и отвечать на вопросы своего ребёнка. Для того, чтобы родители больше времени уделяли своим детям: читали художественную литературу, беседовали с ними, играли; для повышения их интереса к математической деятельности; чтобы сделать родителей действительно равно ответственными участниками воспитательно – образовательного процесса, я поставила для себя цель - вовлечь семьи в единое образовательное пространство.
Для реализации целей была проведена следующая работа:
-родительское собрание «Роль сказки в развитии элементарных математических представлений у детей 5-го года жизни с показом занятия;
- консультации: «Роль сказки в развитии ребенка», "Нетрадиционные методы работы со сказкой", "Сказка и математика» и т. д.
Принимали участие родители и в создании предметно – развивающей среды, изготовление игр и пособий по ФЭМП для занятий в группе и т. д.
В результате работы по развитию у детей математических представлений посредством сказки, я сделала следующие выводы:
• сказка положительно влияет на развитие математических способностей;
• комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты;
• с помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов;
• сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.
В заключении хочу отметить: несмотря на технический прогресс, дети тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Это не удивительно. Ведь сказка не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов. Регулярное использование сказок на занятиях по развитию математических представлений расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка- на тебе! - живёт!
Когда и кто её сложил
В своей избушке где-то-
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было-
Всё сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила
Она живёт в любом дому
И странствует по странам
А почему?
Да потому,
Что без неё нельзя нам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование элементарных математических представлений через сказку
формирование элементарных математических представлений через сказку...

доклад по математическому воспитанию дошкольников "Формирование элементарных математических представлений через сказку"
Формирование элементарных математических представлений через сказку...

«Формирование элементарных математических представлений через сказку в соответствии с ФГОС ДО» Выступление на РМО
Сказка учит жить, а иначе, зачем же наши предки тратили драгоценное время на них. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую ж...

Доклад «Формирование элементарных математических представлений через сказку»
Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве»...

"Формирование элементарных математических представлений через сказку". Воспитатели МБДОУ "Детский сад №14" Юдина Алевтина Геннадьевна , Бушмакина Елена Николаевна
Свою работу начали с пополнения предметно-развивающей среды.В группе были созданы соответствующие условия дляформирования элементарных математических представленийчерез сказку.Имеющийся материал распо...

Проект «Формирование элементарных математических представлений через сказку»
Детско-родительский образовательный проект «Формирование элементарных математических представлений через сказку»...
