Путешествие в Страну Математики
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Данный конспект разработан для детей старшей группы (5-6 лет) и предназначен для проведения интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений. Занятие построено в игровой форме путешествия, где дети, выполняя разнообразные задания, закрепляют знания о числах, счете, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и времени. Особое внимание уделяется развитию логического мышления, внимания, памяти и активизации речевой деятельности в процессе познавательной активности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по математическому развитию
Группа: Старшая группа (5-6 лет)
Воспитатель: Грек Маргарита Станиславовна
Дата проведения:
Тема: «Путешествие в Страну Математики»
Информационный блок
• Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП – Формирование элементарных математических представлений)
• Интеграция образовательных областей:
• Речевое развитие: развитие связной речи, умения отвечать полными предложениями, обогащение словаря (состав числа, плоские/объемные фигуры, закономерность, соседи числа).
• Социально-коммуникативное развитие: формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, умения работать в группе, умения договариваться, развитие целеустремленности и самостоятельности.
• Физическое развитие: развитие крупной и мелкой моторики, координации движений, сохранение правильной осанки во время занятий.
• Художественно-эстетическое развитие: использование наглядного материала, эстетика оформления пособий.
Цель: развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи.
1. Образовательные:
* закреплять прямой и обратный счет в пределах 10.
* совершенствовать умение составлять множество из двух меньших (на примере числа 6).
* упражнять в сравнении двух групп предметов по количеству, используя слова «больше», «меньше», «поровну», «столько же».
* закреплять знания о плоских и объемных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
* умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
* развивать умение ориентироваться на плоскости (лист бумаги) и в пространстве (право-лево, верх-низ).
* формировать умение устанавливать простейшие закономерности.
2. Развивающие:
* развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
* развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
* развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Воспитательные:
* воспитывать познавательный интерес к математическим знаниям и явлениям.
* воспитывать усидчивость, самостоятельность, инициативность.
* формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
* прививать умение работать в команде, чувство товарищества.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Формы организации деятельности: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Методы и приёмы:
• словесные: беседа, вопросы, объяснения, поощрение.
• наглядные: демонстрация игрового материала, дидактических пособий, использование ИКТ.
• практические: выполнение заданий с раздаточным материалом, дидактические игры, физминутка.
• игровые: сюрпризный момент, игровая мотивация, игровые ситуации.
• Предварительная работа: дидактические игры по ФЭМП: «Сосчитай-ка», «Назови соседей», «Геометрическое лото», «Найди пару», «Что лишнее?», «Какой фигуры не стало?».
• Решение простых арифметических задач.
• Счет в прямом и обратном порядке.
• Работа с демонстрационным и раздаточным материалом по составлению множества из двух меньших.
• Графические диктанты.
• Ориентировка в пространстве «право-лево, верх-низ».
Оборудование и материалы
Демонстрационный: "Волшебный куб" с заданиями. Магнитная доска, цифры от 1 до 10 (большие), видео с Королевой Математики. Плоские и объёмные геометрические фигуры.
Раздаточный:
* Карточки с разными геометрическими фигурами, чтобы поделится на команды.
* Наборы геометрических фигур для работы по составу числа (плоские) на каждого ребенка.
* Наборное полотно на каждого ребенка
* Карточки с цифрами от 1 до 10.
* Набор с геометрическими фигурами и ковром для ориентации в пространстве.
* "Волшебные кристаллы" (или звездочки, фишки) для каждого ребенка (для рефлексии).
Планируемые результаты: иметь элементарное представление о составе числа 6; формировать умение уменьшать и увеличивать число на единицу, ориентироваться на листе бумаги, понимать смысл пространственных отношений (верхний левый и правый углы и т. д.); активно и доброжелательно взаимодействовать с воспитателем и друг с другом в решении игровых и познавательных задач.
Деятельность воспитателя
Вводная часть
-Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
Ребята, я очень рада видеть вас. Прекрасно, что мы подарили друг другу улыбки. Отлично!
Основная часть
Начало!
Заглядывает помощник воспитателя со словами: «Сказали, что вы оставили на площадке …»
В. – мы оставили?
П.В. – наша же группа Скворушки!
В. –интересно, может, посмотрим. Что же это?
Д. – коробка, подарок.
В. – какой она формы?
Д.- квадратной.
В. – этот предмет объемный или плоский.
Д.- объемный
В.- верно, он занимает место в пространстве. Может, кто-то помнит, как эта форма называется?
Д.- квадрат, куб.
В.- мнения разделились: кто считает, что это квадрат поднимите руки…
кто считает, что это куб, поднимите руки…
В.- давайте разберемся. Какие бывают геометрические фигуры
Д.- плоские, объемные.
В.- ребята, какие плоские фигуры вы знаете?
Д. – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.
В. – Они не занимают место в пространстве. А какие объемные вы знаете фигуры?
Д.- шар, куб, цилиндр.
В.- так какой формы наша коробка?
Д.- куб
В.- верно, он занимает место в пространстве. Ну что, хотите узнать, что внутри?
Д.- хотим.
В.- Ой, тут флэшка. Давайте же скорее подключим и узнаем кто нам ее прислал.
К.М.- «Дорогие ребята, в нашей стране математики случилась беда. Злой колдун заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я наблюдала за тем, как вы интересно играете на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания».
Королева Математики- А доберетесь вы в мою страну очень просто, только будьте внимательны. Маршрут с указанием точного пути и заданиями будет внутри коробки.
В.- ой, и правда, сразу не заметила.
Встаньте, пожалуйста, так, чтобы никому не мешать. Молодцы.
Следуем инструкциям. 1 шаг влево, 2 шага вперед, 3 вправо, 1 назад.
Ура, мы в стране математики.
Обратите внимание, на столе лежат карточки. Ребятки возьмите по одной и узнаем, кто в какой команде (за каким столом) будет работать. Садитесь за стол с такой же фигурой как на карточке.
Основная часть!
В. - Ну что, пришло время помогать?
Д.- да!
В. - Ребята с какого конверта начнем? Какая здесь написана цифра?
Д. – один.
В. – начнем с него (открываем конверт)
1 конверт
Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить.
И их строй восстановить.
Ребята злой колдун перепутал все цифры.
Что нужно сделать, чтобы цифры помирились и встали в нужном порядке?
Д. – выполнить задание.
(Дети тянут из конверта листочки, 5 человека, а последний остается у воспитателя. Листочки с счетом от 1…5, 5…10, и в обратном порядке 10…5.
Ой ребята осталась еще одна карточка, считаем хором 5..0.
В – пока Ева считает, Дамир иди выложи цифры по порядку от 1 .. 5. Пока Алиса считает от 5..10, Яся продолжи, пожалуйста, ряд от 5..10.
В. – молодцы, справились.
Немного отдохнём, поиграем в игру «4 ЛИШНИЙ» на доске MIMIO
(Куб, квадрат, цилиндр, шар)
(Прямоугольник, квадрат, шар, овал)
В. – Замечательно справились, вы так легко определяете лишний предмет, поэтому вам не составит труда понять, какая фигура поможет нам выполнить следующее задание.
Следующее задание.
2 конверт
На доске MIMIO изображение
(квадрат, прямоугольник, треугольник, круг).
В.- Ребята, посмотрите и скажите, какая фигура здесь лишняя.
Д.- круг
В.- Почему круг лишний?
Д.- потому, что нет углов.
В.- молодцы. А в нашем задании круг как раз не лишний.
Ребята, смотрите, работать сейчас будем с математическим набором. Положите перед собой наборное полотно и откройте наборы.
Выложите на верхней строчке столько кругов, сколько я показываю цифрой (6)
В. – сколько ты выложил, а ты… молодцы, все справились. Сколько кругов на верхней строке?
Д. – 6
В. – внимание, переложите один круг на нижнюю строку.
Сколько всего кругов на наборном полотне.
Д – 6
В- сколько на верхней строчке?
Д – 5
В - а на нижней?
Д – 1
В – сколько всего кругов (на верхней и нижней строке 5 и 1 это…6)
Д - 6
В. – внимание, переложите еще один круг на нижнюю строку.
Сколько всего кругов на наборном полотне?
Д – 6
В- сколько на верхней строчке?
Д – 4
В - а на нижней?
Д – 2
В – сколько всего кругов (на верхней и нижней строке 4 и 2 это…6)
В. – внимание, переложите еще один круг на нижнюю строку.
Сколько всего кругов на наборном полотне.
Д – 6
В- сколько на верхней строчке?
Д – 3
В - а на нижней?
Д – 3
В – на какой строчке кругов больше?
Д- их поровну, одинаково.
В – сколько всего кругов (на верхней и нижней строке 3 и 3, а всего…6)
Д- 6
В – что нужно сделать, чтобы на верхней строчке кругов стало на один больше, чем на нижней. Кто знает, попробуйте сделать сами?
Что сделал ты?
Д. – я добавил на верхнюю строку, еще один круг. Я убрал с нижней строки 1 круг.
В.- молодцы, задание выполнено.
В. – пришло время следующего конверта, интересно, что там.
3 конверт - разминка
В.- мы не много устали давайте с вами разомнемся.
ФИЗМИНУТКА
Мы на плечи руки ставим, (Руки к плечам, вращение
Начинаем их вращать. плечами вперёд и назад.)
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять!
Руки ставим перед грудью, (Руки перед грудью,
В стороны разводим. рывки руками в стороны.)
Мы разминку делать будем (Одна прямая рука вверх,
При любой погоде. другая вниз,
Руку правую поднимем, плавным движением одна
А другую вниз опустим. рука опускается,
Мы меняем их местами, другая одновременно поднимается.)
Плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе (Ходьба на месте.)
Пошагаем все на месте.
Игра «Угадай фигуру на ощупь в мешочке».
(прямоугольник, куб, цилиндр, круг, треугольник, шар)
В.- ребята, у меня для вас есть волшебный мешочек. Вам нужно определить какую фигуру вы берете. Сначала нужно ее назвать, а потом достать.
В.- молодцы, справились, повеселились. Вам было легко, трудно?
Умнички мои, проходите на свои места.
В. - ребята, вы помогли Королеве Математики восстановить числовой ряд, посчитали в прямом и обратном порядке, мы справились с трудными заданиями и трудные задания не поставили нас в тупик, составляли из одного большого множества кругов, два маленьких. Увидели, что есть много вариантов состава одного числа.
И вот перед нами еще один конверт, ну как вы считаете, мы справимся? Выполним это задание и поможем королевству?
Д. – да
Убрать наборы и поставить для самостоятельной работы геометрический коврик «Каждому свое место».
4 – й конверт
Здесь задание такое,
Разложите по местам,
Все фигуры разлетелись,
И они то нут, то там.
Помогите найти место,
Каждому свой уголок
И наступит в королевстве
Долгожданный порядок.
В.- ну что ребята, поможем?
Д. – да!
В. – положите листики горизонтально. Молодцы. Слушайте внимательно. Красный большой круг положите в правый верхний угол, маленький квадрат положите в левый нижний угол, большой квадрат положите в серединку, синий прямоугольник положите в нижний правый угол, желтый треугольник положите в левый верхний угол.
В. – молодцы ребятки, все справились с заданием? Вам понравилось, было сложно?
Я считаю вы отлично справились со всеми заданиями и помогли Королеве Математики. Пришло время возвращаться в группу. Проходите на коврик, пойдем пройдем обратно по волшебной тропе.
Следуем инструкциям. 1 шаг влево, 2 шага вперед, 3 вправо, 1 назад.
Вот мы и на месте.
Где мы сегодня побывали?
Какие задания выполняли?
Что вам показалось самым интересным?
Что было самым сложным?
Какое задание понравилось больше всего?
В. - Вы все были очень старательными, внимательными, умными и дружными! Благодаря вам, в королевстве все числа вернулись на свои места, а геометрические фигуры вспомнили свои имена и теперь в стране порядок!
Вдруг звонок на доске MIMIO.
В. – ребята звонит Королева математики.
К.- Спасибо, вам ребята за помощь. Теперь в моем царстве порядок, все на своих местах. В знак благодарности, я вам отправила волшебный сундук, скоро он будет у вас. До новых встреч!
Стук в дверь, вручают волшебный сундук.
В. – ребята, как быстро доставили посылку. Давайте посмотрим, что же там?
Воспитатель открывает сундук и вручает волшебные кристаллы, которые лежат в нем.
В. – дорогие ребята, спасибо вам за занятие и за помощь. Наше занятие завершилось. Вы можете пройти поиграть с кристалликами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...
Итоговое занятие по математике Тема: «Путешествие в страну математика»
Программное содержание:Выявить знания у детей:знания о составе числа 6 из двух наименьших;знаки >, <, = и правильно их записывать;составлять и решать арифметические задачи на основе ...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»
Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...
Конспект НОД по математике в средней группе "Путешествие в страну математика"
Занятие -путешествие с использованием дидактических игр....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Интеграция физкультуры с математикой» «Путешествие в страну Математика»
Программное содержание. Цель: закрепление и систематизация накопленного опыта, уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования; соблюдение норм длительности учебных за...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"
Описание материала: Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...
