Путешествие в Страну Математики
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Данный конспект разработан для детей старшей группы (5-6 лет) и предназначен для проведения интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений. Занятие построено в игровой форме путешествия, где дети, выполняя разнообразные задания, закрепляют знания о числах, счете, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и времени. Особое внимание уделяется развитию логического мышления, внимания, памяти и активизации речевой деятельности в процессе познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_matematiki_otkrytoe_zanyatie_po_femp.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по математическому развитию 

Группа: Старшая группа (5-6 лет)

Воспитатель: Грек Маргарита Станиславовна

Дата проведения: 

Тема: «Путешествие в Страну Математики»

Информационный блок 

Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП – Формирование элементарных математических представлений)

Интеграция образовательных областей: 

Речевое развитие: развитие связной речи, умения отвечать полными предложениями, обогащение словаря (состав числа, плоские/объемные фигуры, закономерность, соседи числа).

Социально-коммуникативное развитие: формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, умения работать в группе, умения договариваться, развитие целеустремленности и самостоятельности.

Физическое развитие: развитие крупной и мелкой моторики, координации движений, сохранение правильной осанки во время занятий.

Художественно-эстетическое развитие: использование наглядного материала, эстетика оформления пособий.

Цель: развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Задачи. 

1. Образовательные: 

* закреплять прямой и обратный счет в пределах 10.

* совершенствовать умение составлять множество из двух меньших (на примере числа 6).

* упражнять в сравнении двух групп предметов по количеству, используя слова «больше», «меньше», «поровну», «столько же».

* закреплять знания о плоских и объемных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).

* умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

* развивать умение ориентироваться на плоскости (лист бумаги) и в пространстве (право-лево, верх-низ).

* формировать умение устанавливать простейшие закономерности.

2. Развивающие: 

* развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

* развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

* развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитательные: 

* воспитывать познавательный интерес к математическим знаниям и явлениям.

* воспитывать усидчивость, самостоятельность, инициативность.

* формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

* прививать умение работать в команде, чувство товарищества.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.

 Формы организации деятельности: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

 Методы и приёмы: 

словесные: беседа, вопросы, объяснения, поощрение.

наглядные: демонстрация игрового материала, дидактических пособий, использование ИКТ.

практические: выполнение заданий с раздаточным материалом, дидактические игры, физминутка.

игровые: сюрпризный момент, игровая мотивация, игровые ситуации.

Предварительная работа: дидактические игры по ФЭМП: «Сосчитай-ка», «Назови соседей», «Геометрическое лото», «Найди пару», «Что лишнее?», «Какой фигуры не стало?».

• Решение простых арифметических задач.

• Счет в прямом и обратном порядке.

• Работа с демонстрационным и раздаточным материалом по составлению множества из двух меньших.

• Графические диктанты.

• Ориентировка в пространстве «право-лево, верх-низ».

Оборудование и материалы 

Демонстрационный: "Волшебный куб" с заданиями. Магнитная доска, цифры от 1 до 10 (большие), видео с Королевой Математики. Плоские и объёмные геометрические фигуры.

 Раздаточный: 

* Карточки с разными геометрическими фигурами, чтобы поделится на команды.

* Наборы геометрических фигур для работы по составу числа (плоские) на каждого ребенка.

* Наборное полотно на каждого ребенка

* Карточки с цифрами от 1 до 10.

* Набор с геометрическими фигурами и ковром для ориентации в пространстве.

* "Волшебные кристаллы" (или звездочки, фишки) для каждого ребенка (для рефлексии).

Планируемые результаты: иметь элементарное представление о составе числа 6; формировать умение уменьшать и увеличивать число на единицу, ориентироваться на листе бумаги, понимать смысл пространственных отношений (верхний левый и правый углы и т. д.); активно и доброжелательно взаимодействовать с воспитателем и друг с другом в решении игровых и познавательных задач.

Деятельность воспитателя

Вводная часть

-Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

И общаться мы начнём!

Ребята, я очень рада видеть вас. Прекрасно, что мы подарили друг другу улыбки. Отлично!

Основная часть

Начало!

Заглядывает помощник воспитателя со словами: «Сказали, что вы оставили на площадке …»

В. – мы оставили?

П.В. – наша же группа Скворушки!

В. –интересно, может, посмотрим. Что же это?

Д. – коробка, подарок.

В. – какой она формы?

Д.- квадратной.

В. – этот предмет объемный или плоский.

Д.- объемный

В.- верно, он занимает место в пространстве. Может, кто-то помнит, как эта форма называется?

Д.- квадрат, куб.

В.- мнения разделились: кто считает, что это квадрат поднимите руки…

 кто считает, что это куб, поднимите руки…

В.- давайте разберемся. Какие бывают геометрические фигуры
Д.- плоские, объемные.

В.- ребята, какие плоские фигуры вы знаете?

Д. – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.

В. – Они не занимают место в пространстве. А какие объемные вы знаете фигуры?

Д.- шар, куб, цилиндр.

В.- так какой формы наша коробка?

Д.- куб

В.- верно, он занимает место в пространстве. Ну что, хотите узнать, что внутри?

Д.- хотим.

В.- Ой, тут флэшка. Давайте же скорее подключим и узнаем кто нам ее прислал.

К.М.- «Дорогие ребята, в нашей стране математики случилась беда. Злой колдун заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я наблюдала за тем, как вы интересно играете на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания».

Королева Математики-  А доберетесь вы в мою страну очень просто, только будьте внимательны. Маршрут с указанием точного пути и заданиями будет внутри коробки. 

В.- ой, и правда, сразу не заметила.

Встаньте, пожалуйста, так, чтобы никому не мешать. Молодцы.

Следуем инструкциям. 1 шаг влево, 2 шага вперед, 3 вправо, 1 назад.

Ура, мы в стране математики.

Обратите внимание, на столе лежат карточки. Ребятки возьмите по одной и узнаем, кто в какой команде (за каким столом) будет работать. Садитесь за стол с такой же фигурой как на карточке.

Основная часть!

В. - Ну что, пришло время помогать?

Д.- да!

В. - Ребята с какого конверта начнем? Какая здесь написана цифра?

Д. – один.

В. – начнем с него (открываем конверт)

1 конверт

Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на!

Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить.

И их строй восстановить.

Ребята злой колдун перепутал все цифры.

Что нужно сделать, чтобы цифры помирились и встали в нужном порядке?

Д.  – выполнить задание.

 (Дети тянут из конверта листочки, 5 человека, а последний остается у воспитателя. Листочки с счетом от 1…5, 5…10, и в обратном порядке 10…5.

Ой ребята осталась еще одна карточка, считаем хором 5..0.

В – пока Ева считает, Дамир иди выложи цифры по порядку от 1 .. 5. Пока Алиса считает от 5..10, Яся продолжи, пожалуйста, ряд от 5..10.

В. – молодцы, справились.  

Немного отдохнём, поиграем в игру «4 ЛИШНИЙ» на доске MIMIO

(Куб, квадрат, цилиндр, шар)

(Прямоугольник, квадрат, шар, овал)

В.  – Замечательно справились, вы так легко определяете лишний предмет, поэтому вам не составит труда понять, какая фигура поможет нам выполнить следующее задание.

Следующее задание.

2 конверт

На доске MIMIO изображение

(квадрат, прямоугольник, треугольник, круг).

В.- Ребята, посмотрите и скажите, какая фигура здесь лишняя.

Д.- круг

В.- Почему круг лишний?

Д.- потому, что нет углов.

В.- молодцы. А в нашем задании круг как раз не лишний.

Ребята, смотрите, работать сейчас будем с математическим набором. Положите перед собой наборное полотно и откройте наборы.

Выложите на верхней строчке столько кругов, сколько я показываю цифрой (6)

В. – сколько ты выложил, а ты… молодцы, все справились. Сколько кругов на верхней строке?

Д. – 6

В. – внимание, переложите один круг на нижнюю строку.

Сколько всего кругов на наборном полотне.

Д – 6

В- сколько на верхней строчке?

Д – 5

В - а на нижней?

Д – 1

В – сколько всего кругов (на верхней и нижней строке 5 и 1 это…6)

Д -  6

В. – внимание, переложите еще один круг на нижнюю строку.

Сколько всего кругов на наборном полотне?

Д – 6

В- сколько на верхней строчке?

Д – 4

В - а на нижней?

Д – 2

В – сколько всего кругов (на верхней и нижней строке 4 и 2 это…6)

В. – внимание, переложите еще один круг на нижнюю строку.

Сколько всего кругов на наборном полотне.

Д – 6

В- сколько на верхней строчке?

Д – 3

В - а на нижней?

Д – 3

В – на какой строчке кругов больше?

Д- их поровну, одинаково.

В – сколько всего кругов (на верхней и нижней строке 3 и 3, а всего…6)

Д- 6

В – что нужно сделать, чтобы на верхней строчке кругов стало на один больше, чем на нижней. Кто знает, попробуйте сделать сами?

Что сделал ты?

Д. – я добавил на верхнюю строку, еще один круг. Я убрал с нижней строки 1 круг.

В.- молодцы, задание выполнено.

В. – пришло время следующего конверта, интересно, что там.

3 конверт - разминка

В.- мы не много устали давайте с вами разомнемся.

ФИЗМИНУТКА 

Мы на плечи руки ставим,     (Руки к плечам, вращение

Начинаем их вращать.             плечами вперёд и назад.)

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять!

Руки ставим перед грудью,       (Руки перед грудью,

В стороны разводим.                   рывки руками в стороны.)

Мы разминку делать будем       (Одна прямая рука вверх,

При любой погоде.                      другая вниз,

Руку правую поднимем,              плавным движением одна

А другую вниз опустим.             рука опускается,

Мы меняем их местами,             другая одновременно поднимается.)

Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе          (Ходьба на месте.)

Пошагаем все на месте.

Игра «Угадай фигуру на ощупь в мешочке».

(прямоугольник, куб, цилиндр, круг, треугольник, шар)

В.- ребята, у меня для вас есть волшебный мешочек. Вам нужно определить какую фигуру вы берете. Сначала нужно ее назвать, а потом достать.

В.- молодцы, справились, повеселились. Вам было легко, трудно?

Умнички мои, проходите на свои места.

В. - ребята, вы помогли Королеве Математики восстановить числовой ряд, посчитали в прямом и обратном порядке, мы справились с трудными заданиями и трудные задания не поставили нас в тупик, составляли из одного большого множества кругов, два маленьких. Увидели, что есть много вариантов состава одного числа.

И вот перед нами еще один конверт, ну как вы считаете, мы справимся? Выполним это задание и поможем королевству?

Д. – да

Убрать наборы и поставить для самостоятельной работы геометрический коврик «Каждому свое место».

 4 – й конверт

Здесь задание такое,

Разложите по местам,

Все фигуры разлетелись,

И они то нут, то там.  

Помогите найти место,

Каждому свой уголок

И наступит в королевстве

Долгожданный порядок.

В.- ну что ребята, поможем?

Д. – да!

В. – положите листики горизонтально. Молодцы. Слушайте внимательно. Красный большой круг положите в правый верхний угол, маленький квадрат положите в левый нижний угол, большой квадрат положите в серединку, синий прямоугольник положите в нижний правый угол, желтый треугольник положите в левый верхний угол.

В. – молодцы ребятки, все справились с заданием? Вам понравилось, было сложно?

Я считаю вы отлично справились со всеми заданиями и помогли Королеве Математики. Пришло время возвращаться в группу. Проходите на коврик, пойдем пройдем обратно по волшебной тропе.

 Следуем инструкциям. 1 шаг влево, 2 шага вперед, 3 вправо, 1 назад.

Вот мы и на месте. 

Где мы сегодня побывали?

Какие задания выполняли?

Что вам показалось самым интересным?

Что было самым сложным?

Какое задание понравилось больше всего?

 В. - Вы все были очень старательными, внимательными, умными и дружными! Благодаря вам, в королевстве все числа вернулись на свои места, а геометрические фигуры вспомнили свои имена и теперь в стране порядок!

Вдруг звонок на доске MIMIO.

В. – ребята звонит Королева математики.

К.- Спасибо, вам ребята за помощь. Теперь в моем царстве порядок, все на своих местах. В знак благодарности, я вам отправила волшебный сундук, скоро он будет у вас. До новых встреч! 

Стук в дверь, вручают волшебный сундук.

В. – ребята, как быстро доставили посылку. Давайте посмотрим, что же там?

Воспитатель открывает сундук и вручает волшебные кристаллы, которые лежат в нем.

В. – дорогие ребята, спасибо вам за занятие и за помощь. Наше занятие завершилось. Вы можете пройти поиграть с кристалликами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

Итоговое занятие по математике Тема: «Путешествие в страну математика»

Программное содержание:Выявить знания у детей:знания о составе числа 6 из двух наименьших;знаки >,  <,  = и правильно их записывать;составлять и решать арифметические задачи на основе ...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»

Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать  простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...

Конспект НОД по математике в средней группе "Путешествие в страну математика"

Занятие -путешествие с использованием дидактических игр....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Интеграция физкультуры с математикой» «Путешествие в страну Математика»

Программное содержание. Цель: закрепление и систематизация накопленного опыта, уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования; соблюдение норм длительности учебных за...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"

Описание материала:   Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...