Методические материалы по НОД для конкурса методических разработок "Секреты мастерства"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Воспитатель Рычкова Светлана Вениаминовна,
Образовательная деятельность
«Путешествие к царю Считаю»
по ОО «Познавательное развитие» с детьми средней группы
Актуальность: формирование элементарных математических представлений - это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М.В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Цель: закрепление знаний у детей средней группы о количественном счёте, названий геометрических фигур, временных и пространственных представлений.
Математическая квест-игра для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Математики»
Актуальность: Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание следует уделять развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др.
От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математические представления влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира. Математика способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Цель: формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.74 КБ | |
| 97.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность
«Путешествие к царю Считаю»
по ОО «Познавательное развитие» с детьми средней группы
Рычкова Светлана Вениаминовна
Воспитатель МКДОУ детский сад с. Ильинское
Слободского района Кировской области
Актуальность: формирование элементарных математических представлений - это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М.В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Цель: закрепление знаний у детей средней группы о количественном счёте, названий геометрических фигур, временных и пространственных представлений.
Задачи:
Образовательные-
-продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур по образцу.
-закреплять умения считать в прямом порядке в пределах пяти, находить место цифры в числовом ряду (от 1 до 5), обозначать количество предметов цифрой.
-учить определять равенство- неравенство предметов путём приложения (наложения), обозначать в речи словом – больше, меньше, поровну, столько, сколько, одинаково.
-упражнять в назывании времён года, частей суток, в различении и назывании знакомых геометрических фигур.
Развивающие-
-развивать речь, вводить в активный словарь слова - больше, меньше, поровну, столько, сколько, одинаково, вверху, внизу, слева, справа, утро, день, вечер, ночь, лето, осень, зима, весна.
-развивать внимание, зрительную и слуховую память.
Воспитательные-
-воспитывать желание помогать другим людям.
Перечень используемого оборудования и материалов:
Демонстрационный: мультимедийный проектор, магнитная доска , «волшебная» полочка и книга, цифры от 1 до 5, звезды и облака (по 4 шт.), конверт с геометрическими фигурами, коробка-посылка с угощением.
Раздаточный: цифры от 1 до 5 на каждого ребёнка, по 1 медальке- звёздочке на каждого ребёнка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, загадывание загадок о частях чуток, о временах года, настольно- печатные и дидактические игры по математике.
Ход мероприятия
- Организационный момент:
Ребята, сегодня в нашей группе всё необычно: к нам пришли гости и наша группа стала необычной. Даже я необычная. Я буду сегодня мудрым Звездочётом с планеты чудес. Предлагаю вам отправиться со мной в необыкновенный и удивительный мир, в котором полно чудес.
Войти в это сказочный мир могут только те дети, которые любят фантазировать и мечтать. А вы умеете мечтать и фантазировать? Тогда вы согласны со мной отправиться в чудесную страну?
У меня есть старинная волшебная книга, куда я записываю необыкновенные истории и сказки.
Послушайте мою сказку: в одной звёздной стране жил-был царь Считай со своей звёздной царицей и дочкой- принцессой Почемучкой. Решил он как-то всё в своей стране пересчитать. Летал, летал он по небу, считал, считал… Вернулся домой. Царица его спрашивает: «Ну что? Всё пересчитал?». Не помнит царь Считай. Тогда царица ему сказала: «Чтобы не забыть, сколько звёзд, облаков, птиц в твоём царстве нужно было записать их с помощью цифр. Но царь ещё больше огорчился, потому что не знал цифр.
Ребята, поможем царю Считаю из звёздной страны? Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в помощников Звездочёта, и мы отправимся в волшебную звёздную страну.
Крибле- крабле – бумс…(слайд 1)
2. Основная часть
Вот мы и оказались в этой стране, садитесь за звёздные столы. Смотрите, это царь Считай. (слайд 2)
Он наблюдает за нами в небесный телескоп и думает: справятся или нет?
- Игра «Пересчитай предметы»
Смотрите, царь Считай оставил не только свой портрет, но и первое задание. Пересчитайте предметы на экране и обозначьте количество цифрой. (слайд 3,4,5,6,7)
- Игра «Цифры перепутались» (на доске)
В этой стране вино прошёл звёздный ураган и все цифры перепутались. Какая цифра не на своём месте? (ответы детей). Какая цифра стоит перед цифрой 2? Какая цифра стоит после цифры 3? Молодцы!
3) Игра «Прятки»
Поиграем в цифры в прятки. Закройте глаза. Открывайте. Какая цифра спряталась? (2-3 цифры). Очень хорошо поиграли.
4) Игра «Звёздочки и облака»
Смотрите, сколько здесь красивых звёзд. Мы же звездочёты, давайте из сосчитаем. Сколько звёзд? (4 звезды). А сколько облаков? (3 облака). Чего больше? На сколько больше? Положим спать звезду на облако. Всем звёздам хватит облаков? Почему? Что нужно сделать? (добавить ещё одно облако). Теперь облаков столько же, сколько звёздочек? Звёзды отдыхают каждая на своём облаке. Наверно, им снятся красивые цветные сны.
Физкультминутка:
1,2,3,4,5(ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединит руки над головой).
Отрываюсь от земли (подпрыгиваем).
Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться).
На орбите повисим (покачать руками вперёд- назад).
И опять домой спешим (ходьба на месте).
5) Игра «Назови части суток»
В звёздной стране время тоже не стоит на месте, части суток сменяют друг друга. Назовите части суток (ответы детей) - слайд 8
Что мы делаем утром? Днём? Вечером? Ночью?
Есть ещё одна проблема: царь не знает времён года, давайте ему и в этом поможем. Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать (слайд 9,10,11,12,13)
Снег на полях, Лёд на водах, Вьюга гуляет, Когда это бывает? (зима) | Тает снег, звенят ручьи. Всё сильней потоки. И летят уже грачи К нам из стран далёких. (весна) |
Можно купаться и рыбу ловить, Можно по лесу с корзинкой бродить, Бегать по лужам, под дождиком тёплым, И не бояться до нитки промокнуть. (лето) | Утром мы в двор идём, Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. (осень) |
Сколько времён года? Назовите из ещё раз. (слайд 14)
6) Игра «Собери фигуру»
А вот здесь принцесса Почемучка оставила своё задание для вас- конвертик. Посмотрите, на нём изображён узор. А теперь заглянем в него. Посмотрите, сколько здесь геометрических фигур. Каких?
(называют). Из этих геометрических фигур нужно составить вот такую принцессу (слайд 15).
Принцесса Почемучка благодарит вас за то, что вы помогли царю Считаю выучить цифры, геометрические фигуры, названия частей суток и времён года. И за это царь Считай вам отправил звёздную посылку, но отправил он её в детский сад. Поэтому нам пора возвращаться.
Крибле-крабле-бумс (взмахнуть палочкой).
#1047;аключительная часть
Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, где мы были? Что делали? Вам понравилось быть помощниками Звездочёта?
Я очень рада, что вы такие добрые и готовы всем помочь. За вашу доброту я хочу вам подарить свою волшебную книгу с историями и сказками, и звёздочку.
Ну а мы с вами будем ждать посылку из звёздной страны и, я думаю, что после тихого часа она обязательно придёт.
Список литературы:
- Интернет- ресурсы:
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 368 с. ISBN 978-5-4315-1629-0
Предварительный просмотр:
Математическая квест-игра для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Математики»
Рычкова Светлана Вениаминовна,
Воспитатель
МКДОУ детский сад с.Ильинское
Слободского района Кировской области
Актуальность: Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание следует уделять развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др.
От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математические представления влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира. Математика способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Цель: формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности.
Задачи:
- Учить называть числа в прямом и обратном порядке (счёт в пределах 20);
- Учить ориентироваться на листе бумаги;
- Учить на наглядной основе решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание.
- Учить детей распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, группировать по форме, размеру.
- Развивать познавательный интерес детей, мышление, память, творческое воображение, расширять словарный запас;
- Обеспечить развитие умений формировать свои ответы на заданный вопрос.
- Воспитывать интерес к математическим знаниям;
- Воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга, работать в команде.
Оборудование: ноутбук, экран, переносная музыкальная колонка, телефон.
Материалы: Аудиозапись с обращением, карта, волшебный математический сундучок (с математическими настольными играми), раздаточный материал для выполнения заданий, цифры от 1 до 10, ручки, цветные карандаши, мяч.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети, сегодня утром мне на телефон пришло необычное голосовое сообщение. Давайте его прослушаем. (Воспитатель включает аудиозапись на телефоне. Текст записи: «Здравствуйте дорогие ребята! Я, Царица математики. Я предлагаю вам отправиться в мою страну Математики. Я знаю, что вы готовитесь скоро пойти в школу, что много знаете и много умеете. Мне хочется сделать вам подарок. Он находится у меня. Чтобы его найти, вам придётся потрудиться, вы должны, «путешествуя», собрать цифры от 1 до 10. Я приготовила на вашем пути препятствия. Надеюсь, что вы их преодолеете. Справитесь! Двигайтесь по цифрам на карте - задании». Ваша Царица Математики»
Воспитатель: Ребята, кроме голосового сообщения, я на столе увидела какую-то карту. (Приложение 1). Как вы думаете, для чего она? Что на ней показано?
Дети: Места, где надо будет выполнять задания.
Воспитатель: Правильно! Ну что постараемся справиться со всеми трудностями? Где же мы должны будем выполнить первое, второе и третье задания?
Дети: У нас в группе.
Воспитатель: Да, верно. Итак, давайте сначала разомнемся, проверим, готовы ли вы к трудностям.
Задание 1
Посчитайте от 1 до 20 (счет в прямом и обратном порядке); дети считают: девочки от 1 до 10, продолжают мальчики от 11 до 20, затем девочки от 20 до 11, мальчики – от 10 до 1).
Воспитатель: Молодцы! За первое задание – вот вам первая цифра! (воспитатель дает кому-то из детей цифру 1).
Задание 2
Воспитатель: присядьте, пожалуйста, на свои места, за столы. Я вам буду называть геометрическую фигуру, а вы должны нарисовать эту фигуру на своем листочке. (Ориентировка на листе бумаги, 6-8 геометрических фигур). Воспитатель называет: Круг – в левом верхнем углу, овал – в правом верхнем углу, квадрат – в левом нижнем углу, прямоугольник – в правом нижнем углу, треугольник – в центре, ромб – слева, между кругом и квадратом, трапецию – справа, между овалом и прямоугольником. (Можно усложнить задание, называя, например, красный круг – в левом верхнем углу, зеленый квадрат и т.п.).
Все справились с этим нелегким заданием? Здорово! Вот вам вторая цифра – 2.
Дети выходят из-за столов, снова встают в круг
Задание 3
Воспитатель: Готовы третье задание выслушать? Тогда отгадайте мои загадки, пожалуйста.
Детям по очереди задают загадки. Если у кого-то возникает затруднение, помогают другие дети.
- Кто громче мычит: петух или корова?
- Кто быстрее долетит до цветка: бабочка или гусеница?
- Кто быстрее доплывет до берега: утята или цыплята?
-Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
- Летели два крокодила. Один – красный, другой – синий. Кто быстрее долетит?
- Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
-На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?
- На березе созрели 3 яблока, а на дубе – 2. Сколько яблок созрело на деревьях?
Воспитатель: Ну, что и это задание преодолели. Умницы! Вот вам цифра – 3! Давайте, посмотрим на карту. Где же нам надо будет четвертое, пятое, шестое задания выполнять?
Дети: в музыкальном зале
Воспитатель: Тогда в путь. (Воспитатель включает музыкальную колонку с песенкой про паровозик С. Эрнестакс — автор слов песенки «Паровозик Чух-Чух».В. Татаринов — автор русского текста.Г. Эрнестакс — автор музыки). Дети «переезжают в музыкальный зал.
В музыкальном зале установлен ноутбук, проектор, экран – для демонстрации презентации заданий. Дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. (по мере выполнения задания, воспитатель включает следующий слайд) – приложение 2.
Задание 4
Слайд №1. Сосчитайте: сколько солнышек слева? (7) Справа сколько? (5) Какой знак нам надо поставить? «Читаем» запись. 7>5 (семь больше, чем пять).
Слайд №2: Сколько слонов слева? Справа? Какой знак поставим? «Читаем» запись. 2<4.
Слайд №3. Сколько конфет слева? Справа? Какой знак поставим? «Читаем» запись. (10=10) - десять равно десяти. Получайте, четвертую цифру – 4.
Задание 5
Слайд №4. Решите, пожалуйста, задачи.
Слайд № 5. Постарайтесь сами составить и решить задачи.
Слайд №6. Решите, пожалуйста, задачи.
Слайд №7. Составьте и решите задачи. Классно! Справились.
Задание 6
Помогите, пожалуйста, белочке и зайчику заполнить воздушные шары, заселить домики. (состав числа). Великолепно, справились и с этим заданием.
Смотрим на карту. Переезжаем снова в группу. В путь!
(Воспитатель включает музыкальную колонку с песенкой про паровозик С. Эрнестакс — автор слов песенки «Паровозик Чух-Чух».В. Татаринов — автор русского текста.Г. Эрнестакс — автор музыки).
Дети «переезжают в группу.
Воспитатель: Нам осталось выполнить четыре задания.
Задание 7
Воспитатель: Встаем в круг. Я называю число, вы – «соседей» этого числа. (воспитатель по очереди бросает мяч, называя число. Например, пять. Ребенок должен сказать: четыре и шесть и т.д.)
Выполнили задание – получайте цифру 7.
Задание 8
Воспитатель: Присядьте за столы. Перед вами листочки с цифрами. Некоторые из них Царица Математики специально пропустила, не написала. Допишите недостающие цифры. (дети заполняют пропуски. Приложение 3). Возьмите, цифру 8.
Задание 9
Воспитатель: На этих листочках спрятались цифры. Раскрасьте детальки с треугольниками, и вы увидите спрятанную цифру (Приложение 4). Дети раскрашивают и видят цифру. Забирайте, цифру 9.
Задание 10
Выложите все цифры, которые вы заработали за время путешествия по порядку. И с этим справились? Вот вам 10.
Как только дети положили 10, звучит волшебная музыка и появляется царица Математики.
Ц.Математики: Дорогие мои дети, какие вы замечательные, внимательные. Я была уверена, что вы с легкостью справитесь с моими заданиями. Я вас благодарю за знания и надеюсь, что вы станете великими математиками. Вот вам волшебный математический сундучок. А мне пора в мою страну Математики возвращаться. До новых встреч.
Дети прощаются с царицей Математики.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и побывали в стране математики. Выполнили много заданий. Какие задания для вас были легкими? Трудными? Понравилось ли вам путешествовать? Ну что ж, тогда в следующий раз мы отправимся на поиски еще чего-нибудь. Спасибо вам за работу.
Список литературы
- Арапова-Пискарева Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет» 2 «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; М.; 2009 ISBN 978-5-86775-353-5
- Волина В. Веселая арифметика. Праздник числа. Пр.. – Екатеринбург Изд-во «АРД ЛТД», 1998. – 128 с. (серия «Учимся, играя») ISBN 5-89396-063-7
- Ермолаева, Л.И. Игры, задания и упражнения математического содержания/ Л.И. Ермолаева. – Иркутск, 2000.
- Мазнин. И. 500 загадок для детей. Москва 2014.
- Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5 – 7 лет/ сост. С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: математика. Ярославль 2013.
- Формирование элементарных математических представлений И.А.Помораева, В.А.Позина для занятий с детьми 3-4 лет. Изд.: Мозаика-синтез, г.Москва 2016г.
- Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. Издательство «Книголюб» 2013.
- https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466316
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2020/04/07/interaktivnye-igry-po-matematike
Приложение №1
Карта - задание
Музыкальный зал.
Задание №4 Задание №5 Задание №6
Группа. Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №7 Задание №8 Задание №9 Задание №10 |
Приложение №3
1 | 3 | 4 | 5 | 8 | 10 |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 |
3 | 4 | 5 | 7 | 10 |
2 | 5 | 6 | 9 | 10 |
1 | 4 | 5 | 8 | 9 |
1 | 2 | 4 | 8 | 10 |
Приложение №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПЕДАГОГОВ «ЭКОЛОГИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Методические материалы для конкурса...

Итоги районного этапа городского конкурса методических материалов (среди воспитателей) по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма в ГБДОУ Центрального района г. Санкт-Петербурга.
В данной статье подведены итоги работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в рамках районного конкурса методических материалов...
Дидактические игры, представленные на городской конкурс методических материалов среди работников дошкольных учреждений
Дидактические игры по ТРИЗу...

Результативность участия Коробковой Татьяны Викторовны в очных и заочных конкурсах методических материалов в 2016-2017 уч.году
Список конкурсов, в которых Коробкова Т.В. приняла участие в 2016-2017 уч.году и заняла призовые места...

Республиканский конкурс методических материалов по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи
Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Детям о коррупции»для детей старшего дошкольного возраста...

ПОЛОЖЕНИЕ Выставки-конкурса «Методические материалы своими руками. ОО «Речевое развитие».
Конкурс по созданию методических материалов своими руками по развитию речи проводится среди педагоговЦель конкурса: оптимизация процесса создания дидактического оснащения педагогического процесса, поп...

Приказ "Об участии в областном конкурсе методических материалов по организации патриотического воспитания в образов. организациях Сах. обл. "Растим Патриотов"
Приказ "Об участии в областном конкурсе методических материалов по организации патриотического воспитания в образов. организациях Сах. обл. "Растим Патриотов"...









