Программа дополнительно образования "Мир сенсорики"
проект по математике

Силаева Дарья Дмитриевна

Развития сенсорных способностей заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств)» и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensorika_2025.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тема проекта

«Волшебный мир сенсорики»

Вид

Практико-игровой

Возраст

Первая младшая группа (ясли)

Участники проекта

Воспитатели, дети 1,5-3х лет, родители.

Актуальность

Актуальность проблемы развития сенсорных способностей заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств)» и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Цель

формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений

Задачи проекта

Задачи для воспитателя

1. Создавать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего их мира, стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.

2. Развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

3. Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру.

#1056;азвивать речь, мелкую моторику детей раннего возраста

Задачи для детей

#1055;ознакомиться и научиться определять 4 основные цвета (жёлтый, синий, зелёный, красный); 5 геометрических форм (куб, кирпич, круг, квадрат, треугольник).

2. Уметь различать понятия: большой – маленький, широкий –узкий, длинный –короткий

3. Научиться простейшим обследованиям предметов (погладить, надавить, пощупать, попробовать и т.д.)

Задачи для родителей

#1059;читывать и закреплять опыт детей, приобретенный в детском саду;

2. Создавать в семье благоприятные условия для сенсорного развития детей

Сроки реализации

8 месяцев (сентябрь-апрель)

Предполагаемый результат

Для детей

#1057;формировано представление о свойствах предметов, их форме, цвете.

#1055;оложительно относятся к указаниям взрослого, проявляют интерес к предметам разного цвета, формы, размера.

#1042;ладеют расширенным словарным запасом

Для родителей

Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Для педагога

#1054;существляют инновационную деятельность;

#1055;овышение профессионального уровня.

Этапы реализации проекта

I этап Подготовительный

(Сентябрь) -определение методов и приемов работы; -подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстративного материала. - подбор оборудования, изготовление пособий - создание предметно-развивающей среды (уголок сенсорики, картотека дидактических игр) - проведение предварительной работы с родителями; - составление перспективного плана мероприятий

II этап Практический

(Октябрь – март) - организация практической работы с детьми; - формирование устойчивого интереса, положительного отношения детей к занятиям; - формирование практических навыков; - работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, открытые просмотры, консультации.

III этап Заключительный

(Апрель) - Подведение итогов реализации проекта; -показ открытых занятий по теме проекта; -обобщение результатов работы, формулировка выводов (Выступление на педагогическом совете).

Перспективный план по сенсорному развитию в 1 младшей группе.

Октябрь

Задачи:

- учить распознавать и раскладывать однородные предметы двух разных цветов (красный, зеленый);

- учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы;

- учить нанизывать кольца пирамидки по цвету;

- учить складывать двухместную матрешку.

- учить нанизывать мелкие предметы на шнур.

1. «Закрой окошки в домике»

Задачи: Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Учить называть предметы - большой и маленький.

2. «Найди такой же листочек», «Цветные кубики», «Разноцветные палочки», «Две коробки»

Задачи: Познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.

3. «Большая и маленькая собачка», «Большие и маленькие кубики», «Веселые матрешки»

Задачи: Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.

4. «Угадай друзей на ощупь»

Задачи: Развивать у малышей тактильную память.

5. «Бусы»

Работа с родителями:

#1050;онсультации: «Возрастные особенности детей 2-3лет»

«Упражнения, развивающие игры Монтессори для детей 3 года жизни»

Ноябрь

Задачи:

- учить выбирать одинаковые по цвету предметы из четырех предложенных цветов;

- учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы;

- учить различать и называть желтый цвет, закреплять знание красного и зеленого цветов;

- закреплять умение складывать двухместную матрешку;

- учить правильно раскладывать другие вкладыши из 2-3 предметов.

1. «Поезд»

Задачи: Формировать умение находить в окружающей обстановке один и несколько предметов.

2. «Петрушкины карандаши», «Разложи по коробочкам», «Четвертый лишний»

Задачи: Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова: «такой», «не такой».

3. «Нарядим кукол»

Задачи: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учиться нанизывать бусы на нитке.

4. «Матрешки в гости к нам спешат…»

Задачи: Познакомить с новым качеством предмета – величиной; учить сравнивать матрешек по росту, формированию доброжелательных отношений; закрепить полученные знания о цвете и форме. («Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» М. Д. Маханева, С. В. Рещикова стр. 44)

5. «Вкладыши»

6. «Игры с бельевыми прищепками».

Работа с родителями: «Игры с предметами домашнего обихода, для развития мелкой моторики рук»

Декабрь

Задачи:

- упражнять в различении и назывании основных цветов;

- упражнять в раскладывании однородных предметов разной величины и формы;

- учить складывать трехместную матрешку;

(«Разноцветные палочки», «Найди такую же фигуру», «Найди лишнюю фигурку», «Разложи фигуры по местам», «Вкладыши и башенки», «Пирамидки», «Веселые матрешки» и др.)

1. Выкладывание цветной мозаики. «Курочка и цыплята», «Разноцветные палочки»

Задачи: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

(Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» стр. 89)

2. «Оденем кукол», «Веселые матрешки»

Задачи: Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 14)

3. «Найди пару», «Найди такую же фигуру», «Разложи фигуры по местам», «Найди лишнюю фигурку»

Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах, учить называть их.

(Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 22)

4. «Подбери елку»

Задачи: Развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше-ниже».

(«Развивающие игры для детей 2-7 лет» стр. 59)

5. «Вкладыши»

Работа с родителями:

#1050;онсультации: «Ребенок начинает одеваться сам»

«Особенности развития моторики детей дошкольного возраста»

Январь

Задачи:

- упражнять в использовании застежек на липучке;

- учить шнуровке.

1. «Круглое - не круглое»

Задачи: Учить находить предметы круглой формы в окружающей обстановке. Закрепить знания ребенка о геометрической форме круг.

(М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» стр. 35)

2. «Овощной магазин»

Задачи: Учить детей узнавать и называть овощи; называть их цвет и величину.

3. «Разноцветные ленточки»

Задачи: Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие.

(Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 11)

4. «Шнуровки»

Работа с родителями:

Консультации: «Упражнения для развития тактильной чувствительности и движений пальцев и кистей рук»

Совместное изготовление пособий.

Февраль

Задачи:

- познакомить детей с черным цветом, учить выделять и называть его;

- учить правильно размещать в коробке вкладыши разной формы и величины;

1. «Разноцветные полянки»

Задачи: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 18)

2. «Сделай узор»

Задачи: Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 20)

3. «Поручения»

ния о величине, форме, цвете.

2. «Чего не хватает? »

Задачи: Развивать наблюдательность и внимание, продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 23)

3. «Выкладывание из мозаики предметов по заданию воспитателя»

Задачи: Обратить внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

4. «Веселые матрешки»

Задачи: Продолжать учить различать и сравнивать предметы по величине, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 27)

5. «Пирамидка из 6-8 колец»

Работа с родителями:

Семейный клуб «Волшебный мир красок»

II. Мониторинг

Задачи: Обучать различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 17)

4. «Что нам привез Мишутка? »

Задачи: Учить определять форму и размер предмета путем осязательного обследования (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 5)

5. «Вкладыши»

Работа с родителями:

Семейный клуб «Играем вместе с детьми»

Март

Задачи:

упражнять в складывании картинки из 3-4 частей;

- продолжать развивать мелкую моторику пальцев;

- закреплять умение собирать пирамидку по форме;

- упражнять в различении и назывании цветов

1. «Сложи картинку», «Пазлы»

Задачи: Учить детей собирать разрезную картинку из 4 частей.

(М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» стр. 29)

2. Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята», «Сортировка»

Задачи: Формировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

(Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» стр. 89)

3. «Поручения»

Задачи: Обучать называть и различать овощи и фрукты, выделять их основные качества (цвет, размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.

4. «Сделай узор»

Задачи: Учить выкладывать орнамент из зеленых геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 20)

Апрель

Задачи:

- закреплять знание основных цветов, умение выделять и называть их;

- упражнять в нанизывании пирамидок из 6-8 колец;

1. «Раз, два, три – ищи! »

Задачи: Учить строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Тема: Группировка

предметов по определенному признаку (на слух)

«найди колокольчик»

Цель: помочь детям научиться определять на слух полные и пустые коробочки.

Задачи:

научить детей группировать предметы по определенным признакам.

Развивать внимание и слух.

Тема: Группировка

предметов по определенному признаку.

«найди маленькую пирамидку»

Цель: помочь детям умению определять, где находится предмет.

Задачи:

научить детей группировать предметы по определенным признакам.

Развивать внимание и память.

Тема: Группировка

предметов по определенному признаку.

«Где спряталась неваляшка?»

Цель: помочь детям научиться определять на слух полные и пустые коробочки.

Задачи:

научить детей группировать предметы по определенным признакам.

Развивать внимание и память.

Октябрь

Тема: Сопоставление понятий «Один – много» (на слух)

«Кто там стучит?»

Цель: учить сопоставлять понятия «Один – много»

Задачи:

Помочь детям усвоить понятия «один – много»

Научить показывать группы предметов «Один и много».

Тема: Сопоставление понятий «Один – много» (на слух)

«Кто сказал мяу?»

Цель: учить сопоставлять понятия «Один – много»

Задачи:

Научить детей выбирать из группы предметов несколько сходных по «голосу» игрушек.

Развивать внимание и слух.

Тема: Сопоставление понятий «Один – много»

«Кто к нам пришел?»

Цель: учить сопоставлять понятия «Один – много»

Задачи:

Помочь детям усвоить понятия «один – много»

Научить показывать группы предметов «Один и много».

Тема: Сопоставление понятий «Один – много»

«Что в корзиночке лежит?»

Цель: учить сопоставлять понятия «Один – много»

Задачи:

Помочь детям усвоить понятия «один – много»

Научить показывать группы предметов «Один и много»

Ноябрь

Тема: Группировка предметов по одному визуальному признаку.

(понимание выражения «такой же»)

«Собираем мячики по цвету»

Цель: Научить детей группировать предметы по одному определенному признаку.

Задачи:

Научить детей умению подбирать предметы по одному признаку.

Воспитывать внимание, память.

Тема: Группировка предметов по одному визуально признаку.

(понимание выражения «такой же»)

«Собираем мячики по цвету и размеру»

Цель: Научить детей группировать предметы

по одному определенному признаку.

Задачи:

Закрепить умение детей подбирать предметы по одному признаку.

Развивать цветовосприятие

Воспитывать внимание, память.

Тема: Группировка предметов по одному или нескольким визуальным признакам

(понимание выражения «такой - же»)

«Подбери к платьям поясок по цвету»

Цель: Научить детей группировать предметы по определенным признакам.

Задачи:

Научить детей умению подбирать предметы по одному или нескольким признакам.

Развивать цветовосприятие

Воспитывать внимание, память.

Тема: Группировка предметов по одному или нескольким визуальным признакам

(понимание выражения «такой - же»)

«Найди такой же формы и цвета

предмет»

Цель: Научить детей группировать предметы по определенным признакам.

Задачи:

Закрепить умение детей подбирать предметы по одному или нескольким признакам.

Воспитывать внимание, память.

Декабрь

Тема: Подбор единичных предметов во множество по визуальным признакам.

«Волшебный мешочек –возьми одну игрушку …»

Цель: Научить детей выполнять действия по инструкции.

Задачи:

Учить слушать инструкции и подбирать единичные предметы во множества.

Воспитывать внимание, память.

Тема: Подбор единичных предметов во множество по визуальным признакам.

«Покажи, где один мячик?»

Цель: Научить детей выполнять действия по инструкции.

Задачи:

Закреплять умение слушать инструкции и подбирать единичные предметы во множества.

Воспитывать внимание, слух и память.

Тема: Подбор единичных предметов во множество по визуальным признакам.

«Покажи, где один мячик?»

Цель: Научить детей выполнять действия по инструкции.

Задачи:

Закреплять умение слушать инструкции и подбирать единичные предметы во множества.

Воспитывать внимание, слух и память.

Тема: Подбор единичных предметов во множество по визуальным признакам.

«Принеси большую пирамидку?»

Цель: Научить детей выполнять действия по инструкции.

Задачи:

Закреплять умение слушать и четко выполнять инструкции, подбирать единичные предметы во множества.

Воспитывать внимание, слух и память.

Январь

Тема: Группировка предметов по определенному визуальному признаку (по речевой инструкции)

«Найди ежика»

Цель: Научить детей выполнять действия по инструкции.

Задачи:

Учить слушать инструкции и подбирать единичные предметы во множества.

Воспитывать внимание, слух и память.

Тема: Группировка предметов по определенному визуальному признаку (по речевой инструкции)

«Где спряталась собачка?»

Цель: Продолжить обучать детей выполнять действия по инструкции.

Задачи:

Учить слушать инструкции и подбирать единичные предметы во множества.

Воспитывать внимание, слух и память.

Февраль

Тема: Объединение в пару двух одинаковых предметов

(понимание выражения «Где еще такой же предмет?)

«Найди пару»

Цель: Познакомить умению объединять в пару двух одинаковых предметов

(пониманию выражения «Где еще такой же предмет?)

Задачи:

Научить детей умению объединять предметы в пару двух одинаковых предметов.

Развивать цветовосприятие

Тема: Объединение в пару двух одинаковых предметов

(понимание выражения «Где еще такой же предмет?)

«Найди такой же предмет»

Цель: познакомить детей объединять в пару двух одинаковых предметов

(пониманию выражения «Где еще такой же предмет?)

Задачи:

Научить детей умению объединять предметы в пару двух одинаковых предметов.

Развивать цветовосприятие

Воспитывать внимание, память.

Тема: Объединение в пару двух одинаковых предметов

(понимание выражения «Где еще такой же предмет?)

«Собери одинаковых зайчат»

Цель: продолжать знакомить детей объединять в пару двух одинаковых предметов

(пониманию выражения «Где еще такой же предмет?)

Задачи:

Научить детей умению объединять предметы в пару двух одинаковых предметов.

Развивать цветовосприятие

Воспитывать внимание, память.

Тема: Объединение в пару двух одинаковых предметов

(понимание выражения «Где еще такой же предмет?)

«найди такие же полоски»

Цель: продолжать знакомить детей объединять в пару двух одинаковых предметов

(пониманию выражения «Где еще такой же предмет?)

Задачи:

Научить детей умению объединять предметы в пару двух одинаковых предметов.

Развивать формы предметов.

Воспитывать внимание, память.

Март

Тема: Понимание пространственных отношений предмета

(относительно себя)

«Играем с платочком»

Цель: уточнить, на сколько ребенок понимает инструкции с предлогами (в, на, за)

Задачи:

Учить детей понимать пространственное отношение предмета относительно себя.

Учить понимать инструкции с предлогами (в, на, за)

Тема: Понимание пространственных отношений предмета

(относительно себя)

«Играем с полоской»

Цель: закреплять умение детей понимать инструкции с предлогами (в, на, за)

Задачи:

Учить детей понимать пространственное отношение предмета относительно себя.

Учить понимать инструкции с предлогами (в, на, за)

Тема: Понимание пространственных отношений предмета

(относительно себя)

«Спрячь колечко»

Цель: закреплять умение детей понимать инструкции с предлогами (в, на, за)

Задачи:

Учить детей понимать пространственное отношение предмета относительно себя.

Учить понимать инструкции с предлогами (в, на, за)

Тема: Понимание пространственных отношений предмета

(относительно себя)

«Играем с пирамидкой»

Цель: продолжить обучение детей действовать в соответствии с инструкцией предложенной воспитателем.

Задачи:

Учить детей понимать пространственное отношение предмета относительно себя.

Учить понимать и выполнять инструкции, предложенные воспитателем.

Апрель

Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате

«наверху – внизу».

«Играем с ленточкой»

Цель: Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве.

Задачи:

Научить детей выполнять словесные инструкции.

Формировать слуховое внимание.

Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате

«наверху – внизу».

«Играем с мячиками»

Цель: Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве.

Задачи:

Научить детей выполнять словесные инструкции.

Развивать зрительную память.

Формировать слуховое внимание.

Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате

«наверху – внизу».

«Ищем Чебурашку»

Цель: Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве.

Задачи:

Научить детей выполнять словесные инструкции.

Развивать зрительную память.

Формировать слуховое внимание.

Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате

«наверху – внизу».

«Играем с бабочкой»

Цель: Продолжить обучать детей понимать словесные инструкции на положение предмета в пространстве.

Задачи:

Научить детей выполнять словесные инструкции.

Развивать зрительную память.

Формировать слуховое внимание.

Май

Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате

«Далеко – близко».

«Катаем мячи»

Цель: Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве.

Задачи:

Научить детей выполнять словесные инструкции.

Формировать слуховое внимание.

Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате

«Далеко – близко».

«Едут машины»

Цель: Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве.

Задачи:

Научить детей выполнять словесные инструкции.

Развивать зрительную память.

Формировать слуховое внимание.

Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате

«Далеко – близко».

«Летят пчелки»

Цель: Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве.

Задачи:

Научить детей выполнять словесные инструкции.

Развивать зрительную память.

Формировать слуховое внимание.

Консультации для родителей: «Что такое сенсорика и почему необходимо её развивать?» «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»; «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук».

Методическое обеспечение программы

#1043;. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет»

#1054;. Е. Громова «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» Методическое пособие г. Москва 2006 г

3. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» Л.А. Венгер

4. «Развёрнутое перспективное планирование» по программе «Детство»

5. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет»

#1069;. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Я САМ» по теме: «развивающие игры по сенсорике»

П Л А Н  Общие положенияСовет программыПояснительная запискаТеоретическое обоснование, актуальность программыЗаконодательно-нормативное обеспечение программыОсновные  принципы...

Программа дополнительного образования "Занимательная сенсорика"

Формирование  у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств; обогащение чувственного опыта детей младшего дошко...

«Её величество Сенсорика» Программа дополнительного образования для детей 3-4лет по сенсорному развитию

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениедетский сад №4 «Звёздочка»         «Её величество Сенсорика»Прогр...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дополнительной общеразвивающей программы «Разноцветный мир сенсорики»

Дополнительная образовательная программа имеет познавательнуюнаправленность, т.е. включает в себя такие игры, которые направлены наформирование восприятия у ребенка младшего дошкольного возраста.Прогр...

Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет

Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет...

программа дополнительного образования "Сенсорика для малышей"

Программа предназначена для дополнительного образования детей младшего возраста...

Программа дополнительного образования по сенсорике

Программа дополнительного образования покружковой работе во 2 младшей группепо сенсорному развитию.«Ассорти»...