Программа дополнительно образования "Мир сенсорики"
проект по математике
Развития сенсорных способностей заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств)» и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тема проекта | «Волшебный мир сенсорики» | ||||||
Вид | Практико-игровой | ||||||
Возраст | Первая младшая группа (ясли) | ||||||
Участники проекта | Воспитатели, дети 1,5-3х лет, родители. | ||||||
Актуальность | Актуальность проблемы развития сенсорных способностей заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств)» и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). | ||||||
Цель | формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений | ||||||
Задачи проекта |
| ||||||
Сроки реализации | 8 месяцев (сентябрь-апрель) | ||||||
Предполагаемый результат |
|
Этапы реализации проекта
I этап Подготовительный | (Сентябрь) -определение методов и приемов работы; -подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстративного материала. - подбор оборудования, изготовление пособий - создание предметно-развивающей среды (уголок сенсорики, картотека дидактических игр) - проведение предварительной работы с родителями; - составление перспективного плана мероприятий |
II этап Практический | (Октябрь – март) - организация практической работы с детьми; - формирование устойчивого интереса, положительного отношения детей к занятиям; - формирование практических навыков; - работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, открытые просмотры, консультации. |
III этап Заключительный | (Апрель) - Подведение итогов реализации проекта; -показ открытых занятий по теме проекта; -обобщение результатов работы, формулировка выводов (Выступление на педагогическом совете). |
Перспективный план по сенсорному развитию в 1 младшей группе.
Октябрь
Задачи:
- учить распознавать и раскладывать однородные предметы двух разных цветов (красный, зеленый);
- учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы;
- учить нанизывать кольца пирамидки по цвету;
- учить складывать двухместную матрешку.
- учить нанизывать мелкие предметы на шнур.
1. «Закрой окошки в домике»
Задачи: Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Учить называть предметы - большой и маленький.
2. «Найди такой же листочек», «Цветные кубики», «Разноцветные палочки», «Две коробки»
Задачи: Познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.
3. «Большая и маленькая собачка», «Большие и маленькие кубики», «Веселые матрешки»
Задачи: Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.
4. «Угадай друзей на ощупь»
Задачи: Развивать у малышей тактильную память.
5. «Бусы»
Работа с родителями:
#1050;онсультации: «Возрастные особенности детей 2-3лет»
«Упражнения, развивающие игры Монтессори для детей 3 года жизни»
Ноябрь
Задачи:
- учить выбирать одинаковые по цвету предметы из четырех предложенных цветов;
- учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы;
- учить различать и называть желтый цвет, закреплять знание красного и зеленого цветов;
- закреплять умение складывать двухместную матрешку;
- учить правильно раскладывать другие вкладыши из 2-3 предметов.
1. «Поезд»
Задачи: Формировать умение находить в окружающей обстановке один и несколько предметов.
2. «Петрушкины карандаши», «Разложи по коробочкам», «Четвертый лишний»
Задачи: Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова: «такой», «не такой».
3. «Нарядим кукол»
Задачи: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учиться нанизывать бусы на нитке.
4. «Матрешки в гости к нам спешат…»
Задачи: Познакомить с новым качеством предмета – величиной; учить сравнивать матрешек по росту, формированию доброжелательных отношений; закрепить полученные знания о цвете и форме. («Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» М. Д. Маханева, С. В. Рещикова стр. 44)
5. «Вкладыши»
6. «Игры с бельевыми прищепками».
Работа с родителями: «Игры с предметами домашнего обихода, для развития мелкой моторики рук»
Декабрь
Задачи:
- упражнять в различении и назывании основных цветов;
- упражнять в раскладывании однородных предметов разной величины и формы;
- учить складывать трехместную матрешку;
(«Разноцветные палочки», «Найди такую же фигуру», «Найди лишнюю фигурку», «Разложи фигуры по местам», «Вкладыши и башенки», «Пирамидки», «Веселые матрешки» и др.)
1. Выкладывание цветной мозаики. «Курочка и цыплята», «Разноцветные палочки»
Задачи: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
(Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» стр. 89)
2. «Оденем кукол», «Веселые матрешки»
Задачи: Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 14)
3. «Найди пару», «Найди такую же фигуру», «Разложи фигуры по местам», «Найди лишнюю фигурку»
Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах, учить называть их.
(Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 22)
4. «Подбери елку»
Задачи: Развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше-ниже».
(«Развивающие игры для детей 2-7 лет» стр. 59)
5. «Вкладыши»
Работа с родителями:
#1050;онсультации: «Ребенок начинает одеваться сам»
«Особенности развития моторики детей дошкольного возраста»
Январь
Задачи:
- упражнять в использовании застежек на липучке;
- учить шнуровке.
1. «Круглое - не круглое»
Задачи: Учить находить предметы круглой формы в окружающей обстановке. Закрепить знания ребенка о геометрической форме круг.
(М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» стр. 35)
2. «Овощной магазин»
Задачи: Учить детей узнавать и называть овощи; называть их цвет и величину.
3. «Разноцветные ленточки»
Задачи: Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие.
(Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 11)
4. «Шнуровки»
Работа с родителями:
Консультации: «Упражнения для развития тактильной чувствительности и движений пальцев и кистей рук»
Совместное изготовление пособий.
Февраль
Задачи:
- познакомить детей с черным цветом, учить выделять и называть его;
- учить правильно размещать в коробке вкладыши разной формы и величины;
1. «Разноцветные полянки»
Задачи: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 18)
2. «Сделай узор»
Задачи: Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 20)
3. «Поручения»
ния о величине, форме, цвете.
2. «Чего не хватает? »
Задачи: Развивать наблюдательность и внимание, продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 23)
3. «Выкладывание из мозаики предметов по заданию воспитателя»
Задачи: Обратить внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
4. «Веселые матрешки»
Задачи: Продолжать учить различать и сравнивать предметы по величине, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 27)
5. «Пирамидка из 6-8 колец»
Работа с родителями:
Семейный клуб «Волшебный мир красок»
II. Мониторинг
Задачи: Обучать различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 17)
4. «Что нам привез Мишутка? »
Задачи: Учить определять форму и размер предмета путем осязательного обследования (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 5)
5. «Вкладыши»
Работа с родителями:
Семейный клуб «Играем вместе с детьми»
Март
Задачи:
упражнять в складывании картинки из 3-4 частей;
- продолжать развивать мелкую моторику пальцев;
- закреплять умение собирать пирамидку по форме;
- упражнять в различении и назывании цветов
1. «Сложи картинку», «Пазлы»
Задачи: Учить детей собирать разрезную картинку из 4 частей.
(М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» стр. 29)
2. Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята», «Сортировка»
Задачи: Формировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
(Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» стр. 89)
3. «Поручения»
Задачи: Обучать называть и различать овощи и фрукты, выделять их основные качества (цвет, размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.
4. «Сделай узор»
Задачи: Учить выкладывать орнамент из зеленых геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы. (Г. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» стр. 20)
Апрель
Задачи:
- закреплять знание основных цветов, умение выделять и называть их;
- упражнять в нанизывании пирамидок из 6-8 колец;
1. «Раз, два, три – ищи! »
Задачи: Учить строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Тема: Группировка предметов по определенному признаку (на слух) «найди колокольчик» Цель: помочь детям научиться определять на слух полные и пустые коробочки. Задачи: научить детей группировать предметы по определенным признакам. Развивать внимание и слух. | Тема: Группировка предметов по определенному признаку. «найди маленькую пирамидку» Цель: помочь детям умению определять, где находится предмет. Задачи: научить детей группировать предметы по определенным признакам. Развивать внимание и память. | Тема: Группировка предметов по определенному признаку. «Где спряталась неваляшка?» Цель: помочь детям научиться определять на слух полные и пустые коробочки. Задачи: научить детей группировать предметы по определенным признакам. Развивать внимание и память. | |
Октябрь | Тема: Сопоставление понятий «Один – много» (на слух) «Кто там стучит?» Цель: учить сопоставлять понятия «Один – много» Задачи: Помочь детям усвоить понятия «один – много» Научить показывать группы предметов «Один и много». | Тема: Сопоставление понятий «Один – много» (на слух) «Кто сказал мяу?» Цель: учить сопоставлять понятия «Один – много» Задачи: Научить детей выбирать из группы предметов несколько сходных по «голосу» игрушек. Развивать внимание и слух. | Тема: Сопоставление понятий «Один – много» «Кто к нам пришел?» Цель: учить сопоставлять понятия «Один – много» Задачи: Помочь детям усвоить понятия «один – много» Научить показывать группы предметов «Один и много». | Тема: Сопоставление понятий «Один – много» «Что в корзиночке лежит?» Цель: учить сопоставлять понятия «Один – много» Задачи: Помочь детям усвоить понятия «один – много» Научить показывать группы предметов «Один и много» |
Ноябрь | Тема: Группировка предметов по одному визуальному признаку. (понимание выражения «такой же») «Собираем мячики по цвету» Цель: Научить детей группировать предметы по одному определенному признаку. Задачи: Научить детей умению подбирать предметы по одному признаку. Воспитывать внимание, память. | Тема: Группировка предметов по одному визуально признаку. (понимание выражения «такой же») «Собираем мячики по цвету и размеру» Цель: Научить детей группировать предметы по одному определенному признаку. Задачи: Закрепить умение детей подбирать предметы по одному признаку. Развивать цветовосприятие Воспитывать внимание, память. | Тема: Группировка предметов по одному или нескольким визуальным признакам (понимание выражения «такой - же») «Подбери к платьям поясок по цвету» Цель: Научить детей группировать предметы по определенным признакам. Задачи: Научить детей умению подбирать предметы по одному или нескольким признакам. Развивать цветовосприятие Воспитывать внимание, память. | Тема: Группировка предметов по одному или нескольким визуальным признакам (понимание выражения «такой - же») «Найди такой же формы и цвета предмет» Цель: Научить детей группировать предметы по определенным признакам. Задачи: Закрепить умение детей подбирать предметы по одному или нескольким признакам. Воспитывать внимание, память. |
Декабрь | Тема: Подбор единичных предметов во множество по визуальным признакам. «Волшебный мешочек –возьми одну игрушку …» Цель: Научить детей выполнять действия по инструкции. Задачи: Учить слушать инструкции и подбирать единичные предметы во множества. Воспитывать внимание, память. | Тема: Подбор единичных предметов во множество по визуальным признакам. «Покажи, где один мячик?» Цель: Научить детей выполнять действия по инструкции. Задачи: Закреплять умение слушать инструкции и подбирать единичные предметы во множества. Воспитывать внимание, слух и память. | Тема: Подбор единичных предметов во множество по визуальным признакам. «Покажи, где один мячик?» Цель: Научить детей выполнять действия по инструкции. Задачи: Закреплять умение слушать инструкции и подбирать единичные предметы во множества. Воспитывать внимание, слух и память. | Тема: Подбор единичных предметов во множество по визуальным признакам. «Принеси большую пирамидку?» Цель: Научить детей выполнять действия по инструкции. Задачи: Закреплять умение слушать и четко выполнять инструкции, подбирать единичные предметы во множества. Воспитывать внимание, слух и память. |
Январь | Тема: Группировка предметов по определенному визуальному признаку (по речевой инструкции) «Найди ежика» Цель: Научить детей выполнять действия по инструкции. Задачи: Учить слушать инструкции и подбирать единичные предметы во множества. Воспитывать внимание, слух и память. | Тема: Группировка предметов по определенному визуальному признаку (по речевой инструкции) «Где спряталась собачка?» Цель: Продолжить обучать детей выполнять действия по инструкции. Задачи: Учить слушать инструкции и подбирать единичные предметы во множества. Воспитывать внимание, слух и память. | ||
Февраль | Тема: Объединение в пару двух одинаковых предметов (понимание выражения «Где еще такой же предмет?) «Найди пару» Цель: Познакомить умению объединять в пару двух одинаковых предметов (пониманию выражения «Где еще такой же предмет?) Задачи: Научить детей умению объединять предметы в пару двух одинаковых предметов. Развивать цветовосприятие | Тема: Объединение в пару двух одинаковых предметов (понимание выражения «Где еще такой же предмет?) «Найди такой же предмет» Цель: познакомить детей объединять в пару двух одинаковых предметов (пониманию выражения «Где еще такой же предмет?) Задачи: Научить детей умению объединять предметы в пару двух одинаковых предметов. Развивать цветовосприятие Воспитывать внимание, память. | Тема: Объединение в пару двух одинаковых предметов (понимание выражения «Где еще такой же предмет?) «Собери одинаковых зайчат» Цель: продолжать знакомить детей объединять в пару двух одинаковых предметов (пониманию выражения «Где еще такой же предмет?) Задачи: Научить детей умению объединять предметы в пару двух одинаковых предметов. Развивать цветовосприятие Воспитывать внимание, память. | Тема: Объединение в пару двух одинаковых предметов (понимание выражения «Где еще такой же предмет?) «найди такие же полоски» Цель: продолжать знакомить детей объединять в пару двух одинаковых предметов (пониманию выражения «Где еще такой же предмет?) Задачи: Научить детей умению объединять предметы в пару двух одинаковых предметов. Развивать формы предметов. Воспитывать внимание, память. |
Март | Тема: Понимание пространственных отношений предмета (относительно себя) «Играем с платочком» Цель: уточнить, на сколько ребенок понимает инструкции с предлогами (в, на, за) Задачи: Учить детей понимать пространственное отношение предмета относительно себя. Учить понимать инструкции с предлогами (в, на, за) | Тема: Понимание пространственных отношений предмета (относительно себя) «Играем с полоской» Цель: закреплять умение детей понимать инструкции с предлогами (в, на, за) Задачи: Учить детей понимать пространственное отношение предмета относительно себя. Учить понимать инструкции с предлогами (в, на, за) | Тема: Понимание пространственных отношений предмета (относительно себя) «Спрячь колечко» Цель: закреплять умение детей понимать инструкции с предлогами (в, на, за) Задачи: Учить детей понимать пространственное отношение предмета относительно себя. Учить понимать инструкции с предлогами (в, на, за) | Тема: Понимание пространственных отношений предмета (относительно себя) «Играем с пирамидкой» Цель: продолжить обучение детей действовать в соответствии с инструкцией предложенной воспитателем. Задачи: Учить детей понимать пространственное отношение предмета относительно себя. Учить понимать и выполнять инструкции, предложенные воспитателем. |
Апрель | Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате «наверху – внизу». «Играем с ленточкой» Цель: Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве. Задачи: Научить детей выполнять словесные инструкции. Формировать слуховое внимание. | Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате «наверху – внизу». «Играем с мячиками» Цель: Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве. Задачи: Научить детей выполнять словесные инструкции. Развивать зрительную память. Формировать слуховое внимание. | Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате «наверху – внизу». «Ищем Чебурашку» Цель: Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве. Задачи: Научить детей выполнять словесные инструкции. Развивать зрительную память. Формировать слуховое внимание. | Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате «наверху – внизу». «Играем с бабочкой» Цель: Продолжить обучать детей понимать словесные инструкции на положение предмета в пространстве. Задачи: Научить детей выполнять словесные инструкции. Развивать зрительную память. Формировать слуховое внимание. |
Май | Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате «Далеко – близко». «Катаем мячи» Цель: Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве. Задачи: Научить детей выполнять словесные инструкции. Формировать слуховое внимание. | Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате «Далеко – близко». «Едут машины» Цель: Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве. Задачи: Научить детей выполнять словесные инструкции. Развивать зрительную память. Формировать слуховое внимание. | Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате «Далеко – близко». «Летят пчелки» Цель: Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве. Задачи: Научить детей выполнять словесные инструкции. Развивать зрительную память. Формировать слуховое внимание. |
Консультации для родителей: «Что такое сенсорика и почему необходимо её развивать?» «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»; «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук».
Методическое обеспечение программы
#1043;. И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет»
#1054;. Е. Громова «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» Методическое пособие г. Москва 2006 г
3. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» Л.А. Венгер
4. «Развёрнутое перспективное планирование» по программе «Детство»
5. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет»
#1069;. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Я САМ» по теме: «развивающие игры по сенсорике»
П Л А Н Общие положенияСовет программыПояснительная запискаТеоретическое обоснование, актуальность программыЗаконодательно-нормативное обеспечение программыОсновные принципы...

Программа дополнительного образования "Занимательная сенсорика"
Формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств; обогащение чувственного опыта детей младшего дошко...
«Её величество Сенсорика» Программа дополнительного образования для детей 3-4лет по сенсорному развитию
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениедетский сад №4 «Звёздочка» «Её величество Сенсорика»Прогр...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дополнительной общеразвивающей программы «Разноцветный мир сенсорики»
Дополнительная образовательная программа имеет познавательнуюнаправленность, т.е. включает в себя такие игры, которые направлены наформирование восприятия у ребенка младшего дошкольного возраста.Прогр...

Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет
Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет...

программа дополнительного образования "Сенсорика для малышей"
Программа предназначена для дополнительного образования детей младшего возраста...
Программа дополнительного образования по сенсорике
Программа дополнительного образования покружковой работе во 2 младшей группепо сенсорному развитию.«Ассорти»...
