Программа дополнительного образования по сенсорике
рабочая программа (младшая группа)

Программа дополнительного образования по

кружковой работе во 2 младшей группе

по сенсорному развитию.

«Ассорти»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sensorike_assorti.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным  осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей  «Снежинка»
МО «Алданский район» РС (Я)

678900, Республика Саха (Якутия), г.Алдан, ул. Билибина, 28, тел./ факс 8(41145) 30-0-74 snezhinka.aldan@mail.ru


 

 

Программа дополнительного образования по

кружковой работе во 2 младшей группе

по сенсорному развитию.

«Ассорти»

Руководитель: воспитатель 1-категории

 Симакова М.В.

2017-2018 год

Пояснительная записка.

Актуальность

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.

Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.

То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций.

 Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Цель кружковой работы: Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.

2.Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).

3.Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.

4.Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.

Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.

 

 Ожидаемый результат:

  • обогащение активного и пассивного словаря детей;
  • познавательный интерес к ОД кружка;
  • подготовка атрибутов для игр, ОД.

Подготовительный этап:

  1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.
  2. Подготовка атрибутов для ОД, игр.

Основной этап:

Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе

Заключительный этап:

1. Диагностика детей по сенсорному развитию в 2 младшей группе на окончание учебного года 2017 -2018г.

2. Подведение итогов проекта (работы кружка).

3. Подготовка презентации по фотографиям.

4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.

5.Заметки на работу кружка на следующий учебный год, перспективное планирование.

Перспективное планирование кружковой работы на (2017-2018г.)

Декабрь 2017г.

  1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
  2. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».
  3. Знакомство с параметрами  величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»

  1. Итоговая ОД по теме: «Найди такой же по цвету и форме» - обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным 6 цветам. Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Январь 2018г.

  1.  «Украшение для ёлочки» - закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположении предметов на плоскости в заданном цветовом порядке.
  2. «Кто где спит» - продолжать знакомство детей с пятью геометрическими формами их названиями. Формирование действия подбора по образцу.
  3. «Игра с мячами» - обучение выделению параметров величины предметов.

 Февраль 2018г.

  1. Окраска воды – ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый» , «темный», «светлее», «темнее».
  2. Какой формы предметы в нашей группе – обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.
  3. Построим башню – обучение пониманию отношений по величине между обьемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению 2-3 ряда между собой.  
  4. Итоговая ОД по теме Разноцветные комнаты – закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета.

 Март 2018г.

1.Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. Приучать точно и старательно выполнять поручения группы.

2.Дидактическая игра «Принеси и покажи» – продолжать учить приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнерства.

3. «Составные картинки» – обучение расчленению изображение предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

4 Итоговое ОД по теме: «Чудесный мешочек» - обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закрепление знания цветовых оттенков.

Апрель 2018г

  1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины.
  2. Дидактическая игра «Магазин» - обучение сопоставлению цвета предмета с эталонам цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.
  3. Дидактическая игра «Кто выше» - обучение правилу соизмерения обьектов с использованием единой точки от счета

Май 2018г.

  1. Игровое упражнение « Найди свою полянку – закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.
  2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - обучение выделению параметров величины предметов.
  3. «Соберем фрукты» – обучение различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие.
  4. Итоговое ОД по теме: «Радуга» - ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Я САМ» по теме: «развивающие игры по сенсорике»

П Л А Н  Общие положенияСовет программыПояснительная запискаТеоретическое обоснование, актуальность программыЗаконодательно-нормативное обеспечение программыОсновные  принципы...

Программа дополнительного образования "Занимательная сенсорика"

Формирование  у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств; обогащение чувственного опыта детей младшего дошко...

«Её величество Сенсорика» Программа дополнительного образования для детей 3-4лет по сенсорному развитию

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениедетский сад №4 «Звёздочка»         «Её величество Сенсорика»Прогр...

Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет

Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет...

программа дополнительного образования "Сенсорика для малышей"

Программа предназначена для дополнительного образования детей младшего возраста...

2023-2024 уч.г. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА» для детей 2-3 лет

ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА»для детей 2-3 лет2023-2024 учебный год...

Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» для детей младшего возраста на 2023-24 учебный год

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, обьектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию орг...