«Внедрение в образовательный процесс технологий деятельностного подхода как фактора повышающего качества математического образования детей дошкольного возраста»
консультация по математике
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 171»
«Внедрение в образовательный процесс технологий деятельностного подхода как фактора повышающего качества математического образования детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов
В условиях стремительного развития нашего общества трансляция «готовых» знаний перестаёт быть главной задачей образовательного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных форм и методов обучения. Перед педагогами встаёт задача поиска образовательных технологий, обеспечивающих максимальное развитие воспитанников, повышающих качество всего образовательного процесса и математического образования в частности. Это – во-первых
- деятельностный подход к организации образовательного процесса (содержание и формы активности детей по освоению этого содержания). Это предполагает решение определённых задач: интеллектуальных, социальных, творческих в предметно -практическом и наглядно – образном плане с учётом возрастных возможностей детей;
- развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
- центр занимательной математики, который должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.
Рассмотрим более подробно последний пункт.
Центр занимательной математики – это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях.
Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки со счетными палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать, и какая фигура должна получиться в результате.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Это такие игры как «Колумбово яйцо», «Танграм», «Волшебный квадрат», «Собери круг». Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения:
«два кольца, два конца, а посередине гвоздик» (ножницы).
«Четыре братца под одной крышей живут» (стол).
Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например, Какая из фигур здесь лишняя и почему?
Какое число надо поставить в пустую клетку?
Игра – «Четвертый лишний».
Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.
Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс технологий деятельностного подхода, использование в полном объеме центра занимательной математики обеспечивает максимальное развитие воспитанников, повышает качество всего образовательного процесса и математического образования в частности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование образовательной здоровьесберегающей среды, как фактора повышающего эффективность валеологического воспитания детей дошкольного возраста
По данным министерства здравоохранения РК, в Казахстане только 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими зад...

"Методические приемы, сочетающие практическую и игровую деятельности в повышении качества математического образования детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.
В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...

«Инновационные подходы в обеспечении качества художественного образования детей дошкольного возраста».
Сообщение с использованием ИКТ «Инновационные подходы в обеспечении качества художественного образования детей дошкольного возраста», в котором даны рекомендации пед...
«Математическое образование детей дошкольного возраста через познавательное развитие: образовательные технологии, методы и формы работы»
laquo;Математическое образование детей дошкольного возраста через познавательное развитие образовательные технологии, методы и формы работы»...

Внедрение в образовательный процесс технологии деятельностного подхода как фактора, повышающего качество математического образования детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект "Внедрение в образовательный процесс технологии деятельностного подхода, как фактора повыщающего качества математического образования детей старшего дошкольного возраста&quo...
«Раннее инженерное и естественно-математическое образование детей дошкольного возраста на основе технологии игрового компьютерного 3D-моделирования в «LigroGame» в условиях ДОУ
Знакомство детей с друзьями Лигренка Цель игры: познакомить детей с игровыми персонажами-признаками и их вопросами, научить детей описывать предметы в значениях основных признаков ( часть, ф...

