«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказки»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством создания сказочных ситуаций. Задачи: - Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению умозаключениям. Учить применять полученные математические знания в практической деятельности; - Развивать знания о порядковом и количественном счете; о цифрах, формировать представления о геометрических фигурах, умение ориентировать в пространстве; закреплять понятия понятие «длиннее – короче»; совершенствовать навыки вычислительного счета при решении задач. - Воспитывать любовь к художественной литературе через сказку. Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. В последнее время педагоги стараются реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, использовать новые технологии. Но часто забывают о том, что знакомо с раннего детства, — о сказках. А для ребёнка сказки — это его жизнь. Поэтому математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. В детском саду мы используем сказку на различных занятиях: развитии речи, рисовании, лепке и др., поэтому эти занятия интересны и увлекательны. Но почему бы не сделать такими же интересными занятия по математике? Умело подбирая сказки и занимательные истории, игры можно влиять на умственное развитие детей. Мир сказки всегда интересен и разнообразен. Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений знает наизусть, — бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_nedelya_v_dou.docx159.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

«Развитие математических способностей

      у детей дошкольного возраста      

 посредством сказки»

             C:\Users\PC\Desktop\л.в\teatr.gif

                                                                   Подготовила: воспитатель ВКК

                                         Первухина Л.В.

2025г.

Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста  посредством создания сказочных ситуаций.

Задачи:

- Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению умозаключениям. Учить применять полученные математические знания в практической деятельности;

- Развивать  знания о  порядковом и количественном счете; о цифрах,  формировать представления о геометрических фигурах, умение ориентировать в пространстве; закреплять понятия понятие «длиннее – короче»; совершенствовать навыки вычислительного счета при  решении задач.

- Воспитывать любовь к художественной литературе через сказку.

    Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. В последнее время педагоги стараются реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, использовать новые технологии. Но часто забывают о том, что знакомо с раннего детства, — о сказках. А для ребёнка сказки — это его жизнь.

     Поэтому математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. В детском саду мы используем сказку на различных занятиях: развитии речи, рисовании, лепке и др., поэтому эти занятия интересны и увлекательны. Но почему бы не сделать такими же интересными занятия по математике? Умело подбирая сказки и занимательные истории, игры можно влиять на умственное развитие детей. Мир сказки всегда интересен и разнообразен. Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений знает наизусть, — бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Например, сказка (Слайд 3 ) «Репка».  С ней дети знакомятся уже в младшем дошкольном возрасте, а в среднем и старшем дошкольном возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек  и т. п. На материале этой сказки формируются количественные представления : один, много, два, три персонажа и т. д. (Пособие).  Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается по мере подхода помощников к деду. «Репка» особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? Можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Кто самый маленький?

(Слайд 4) Сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй — лягушка и т.д), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо и т.д. Эту сказку разыграем в практической части.

Слайд5 . Сказка "Колобок" особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим?  Можно задать следующие вопросы: «Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?».

(Слайд 6) «Три медведя» - это вообще математическая  суперсказка. Прочитав сказку "Три медведя", можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.

Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта - (Слайд 7) «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, малыш легко запомнит количественный счёт до 10.(Видео сказки)

Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой. Занятия, построенные на сюжетах сказок очень интересны и увлекательны. Помогая главному герою Емеле или Иванушке и путешествуя с ними, выполняя все задания, дети легко усваивают математические понятия.

Когда ребёнок четырёх лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Например, так моделируется сказка «Волк и семеро козлят» :  (Слайд 8) «1 квадрат и 7 треугольников. А так – сказка «Два жадных медвежонка» (в виде овалов) : «Три медведя» : три круга: большой, средний , маленький. Эта условность доступна не всем детям, но работа в этом направлении всегда интересна.

Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно  требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.

 (Слайд 9). Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - уход от учебной деятельности.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.

Технология использования сказки может быть следующей:  знакомство со сказкой: чтение, рассказывание, беседа, просмотр мультфильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций. (Слайд 10)

ВАЖНО!  Задания подбираются в соответствии с программными задачами конкретного занятия. Они должны быть доступными детям, но требующими наблюдательности, знаний, анализа ситуации, размышлений.

Такие занятия вызывают интерес к математике и помогают детям в игровой форме усвоить элементарные математические представления. (Слайд 11)

Сказки помогут и при обучении детей сравнивать предметы по высоте, ширине, длине. Так, например, когда дети познакомятся со способом измерения с помощью мерки можно предложить такое задание:  (Слайд 12) Волк из сказки три поросенка хочет добраться к одному из домиков, где живут поросята. Как вы считаете, к какому из домиков волк придет быстрее? (Домики разного цвета). Сам сюжет, сказочные персонажи и поразительные превращения, которые происходят с героями, и счастливый конец, чему ребёнок бывает очень рад. Он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность.    

Каждый сказочный персонаж всегда благодарит детей за помощь. Обязательно  каждое занятие должно  сопровождаться  наглядностью  (демонстрационный и раздаточный) - яркий, привлекающий внимание детей. Дети очень любят «сказочные занятия», ждут их. У каждой сказки всегда счастливый конец. В конце занятия проводится дидактическая или подвижная игра, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях. Все части занятия связаны друг с другом. В процессе занятия проводятся физкультминутка, пальчиковая гимнастика, соответствующие сюжету сказки. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Для занятий сказки отбираются несложные, хорошо знакомые детям, в соответствии с их возрастом. Прежде чем использовать сказку на математике, проводится предварительная работа, знакомство со сказкой.

Перед проведением занятий необходимо проводить предварительную работу с детьми : в ходе подготовки к занятиям перечитывать сказки детям или слушать в записи (аудиокассеты, инсценируем сказку или часть её в каком – либо виде театра.) Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, затем наполняем её математическим содержанием, стараться, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.

Использую большинство заданий на смекалку и сообразительность. Большое место в работе с детьми занимают необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Самый распространённый математический вопрос: «Чем похожи?, Чем отличаются?» Понятно, что найти сходства и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее ребёнку очень важно дать такое понятие: «Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала…» Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи, и чем отличаются простое и золотое яйцо?»

Математическое содержание включаю в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развёртывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка. Чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определённое количество шагов или мерок в ту или иную сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути и т. д.

Завершается занятие неизменно на весёлой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто – либо из героев сказки или же они все благодарят детей за помощь. Иногда сказочные герои дарят что-то детям (небольшие сувениры, игры для группы, интересные книги). (Слайд 13) Наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте можно  использовать в комплексе, применять традиционные (дидактические игры, логические, решение математических задач) и инновационные  (моделирование, математические сказки) методы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Для проведения занятий используются разные виды тетра: настольный, пальчиковый,  магнитный театр, и др. Все виды театров доступны для детей в свободной деятельности. Часто после занятия дети продолжают играть с героями сказки самостоятельно.

Для закрепления полученных знаний и для индивидуальной работы можно использовать дидактические игры по сказкам с математическим содержанием, такие как: «Украсим рукавичку» по сказке «Рукавичка», «Закрой двери в домик» по сказке «Три поросёнка», «Укрась шарфик для Машеньки», «Заборчик для петушка» по сказке «Кот, петух и лиса» и др.

(Слайд 14) Почему же детям это интересно? По ходу сюжета русской народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ними. А на «сказочных занятиях», герои как не стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. И дети становятся непосредственными участниками сказки. Самыми умными, самыми наблюдательными, самыми сообразительными. Эти занятия помимо закрепления собственно математических знаний помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи. Дети учатся логически мыслить. А процесс обучения становится интересным и совсем нетрудным. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: помочь герою сказки справиться с заданиями, почувствовать свою значимость.

Таким образом:  Регулярное использование сказок на занятиях по развитию математических представлений расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Спасибо за внимание! (Слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направ...

"Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами сказки и малых фольклорных форм"

Обучение математики не долно быть скучным занятием для ребенка.Ребенок запоминает только то, что его заинтересовало, удивило. Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстре...

Тема: «Математическая сказка как одно из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста».

Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию математической  сказки для развития математических представлений дошкольников. Задачи: • расширить знания педагогов о с...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, ф...

Педагогическая энциклопедия – консультация «Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»

Педагогическая энциклопедия – консультация«Роль логико-математических игр в развитии  математических способностей детей дошкольного возраста»Цель: дать педагогам информацию о ро...