Конспект занятия «Широко — узко: играем и сравниваем»
план-конспект занятия по математике
Предварительный просмотр:
Цели
- Образовательная: формировать первые представления о размерах (большой — маленький) и о ширине (широкий — узкий); научить сравнивать и классифицировать предметы по этим признакам.
- Развивающая: развивать речь (умение называться признаки), мелкую моторику, внимание и зрительное восприятие.
- Воспитательная: формировать умение работать в группе, выполнять просьбы воспитателя, аккуратно обращаться с материалами.
Задачи (конкретные)
- Познакомить детей с понятиями «большой», «маленький», «широкий», «узкий».
- Научить находить и группировать предметы по признаку размера и ширины.
- Развивать умение понимать и выполнять простые инструкции, поддерживать диалог.
- Закрепить понятия через игровую деятельность и движения.
Возрастная группа
Младшая группа детского сада (3–4 года)
Продолжительность
25–30 минут
Материалы и оборудование
- Набор предметов парами: большие/маленькие игрушки (мяч большой/маленький, медведь большой/маленький, кружка/рюмка и т. п.) — по 6–8 пар.
- Ленты или полоски ткани разной ширины (широкие и узкие) — 4–6 шт.
- Обручи или картонные «кольца» большого и маленького диаметра (или нарисованные круги на ковре).
- Две корзинки или коробки с метками «большой / маленький».
- Картинки: изображения широких и узких предметов (дорога, река, тропинка; дверь широкая/узкая).
- Пластилин или кубики для мини-задания.
- Пуппет/кукла для вовлечения детей (по желанию).
Ход занятия
1. Приветствие, организационный момент
Воспитатель здоровается, зовёт детей кругом, напоминает правила: «Слушаем воспитателя, поднимаем руки, когда хотим ответить». Короткая песенка приветствие (по желанию).
2. Вводная беседа с демонстрацией
Воспитатель показывает куклу: «Петя не понимает, чем большой отличается от маленького. Поможем Петечке?» Достаёт пару предметов: большой мяч и маленький мяч. Спрашивает: «Где большой? Где маленький? Какой больше? Какой меньше?» Затем показывает два предмета, отличающихся по ширине: широкая лента и узкая лента. Подчёркивает: «Широкая — в неё помещается много, узкая — тоненькая».
Подсказки для воспитателя:
- Используйте простые предложения: «Это большой», «Это маленький», «Это широкий», «Это узкий».
- Демонстрируйте руками: расправленная ладонь — широкая, сложенная — узкая.
3. Игра «Найди пару»
Подготовка: на полу две коробки с надписями/картинками «Большой» и «Маленький». Разбросаны предметы разных размеров.
Задание: по очереди дети берут один предмет и кладут в коробку, которую считают правильной. Воспитатель комментирует: «Антон взял мяч. Куда положим — в большую коробку или маленькую? Почему?»
Инструкции:
- Если ребенок сомневается, предложите положить предмет рядом и сравнить с другим (например, с другим мячом).
- Поддерживайте речевой ответ: «Потому что он большой — он больше этой маленькой игрушки».
Цель: закрепить умение группировать по размеру.
4. Игра-движение «Широкие и узкие дорожки»
Подготовка: на полу раскладываются ленты/полоски ткани: широкие дорожки (по две ленты рядом) и узкие (одна тонкая лента). Можно использовать малые коврики.
Ход: дети идут по очереди/парами по дорожкам по сигналу: «Идём по широкой дорожке» или «Идём по узкой дорожке». Можно усложнить: «Прыгаем по широкой», «идём на носочках по узкой».
Инструкции и фразы воспитателя:
- «Найди широкую дорожку и шагни по ней».
- «Какая дорожка удобнее? Где нужно идти аккуратно? Почему?»
Цели: закрепить понятие ширины через движение, развивать координацию.
5. Творческое закрепление «Слепи большой и маленький»
Каждому ребенку даётся немного пластилина или набор кубиков. Задание: слепить или построить «большую мышку и маленькую мышку», «большой дом и маленький дом» или «широкий мост и узкий мост». Воспитатель показывает пример: «Вот большой дом — он высокий и широкий. А вот маленький дом — он низкий.»
6. Итог, рефлексия
Воспитатель спрашивает 2–3 ребёнка: «Покажи большой предмет», «Покажи узкий предмет». Хвалит детей: «Молодцы! Вы правильно говорите — большой и маленький, широкий и узкий». Короткое задание на дом (вариант): попросить родителей вместе найти дома одну вещь большой и одну маленькую и принести рассказ о них на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Широкая масленица"
Занятие направленно на духовно-нравственное воспитание...

Конспект занятия "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"
Конспект организоанной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"...

Конспект занятия в форме игры-путешествия «Широка страна моя родная»
Активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения;Развивать умения реагировать на высказывания партнера;Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение ко всем национальностям, любовь и у...

Конспект НОД «Широкий – узкий, шире – уже
Формирование умения сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже. Совершенст...

Конспект занятия «Широкий-узкий, шире-уже, одинаковые по ширине (треугольник, много, поровну, столько-сколько?)»
Конспект занятия во второй младшей группе «Математическое представление»Тема: «Широкий-узкий, шире-уже, одинаковые по ширине (треугольник, много, поровну, столько-сколько?)»...


