Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах
методическая разработка по математике (старшая группа)
Что такое формирование элементарных математических представлений? Только ли это – формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира? Как привить ребенку любовь к математике? В статье приведены рассуждения автора на этот счет, а также примеры игр с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах
Подготовила воспитатель старшей группы
Гусакова А.Ф.
Аннотация. Что такое формирование элементарных математических представлений? Только ли это – формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира? Как привить ребенку любовь к математике? В статье приведены рассуждения автора на этот счет, а также примеры игр с детьми.
Ключевые слова. ФЭМП, образовательные области, режимные моменты, игры.
Цель познавательного развития – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становления создания, развитие воображения и творческой активности, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи познавательного развития:
– формирование элементарных математических представлений;
– развитие познавательно-исследовательской деятельности;
– ознакомление с предметным окружением;
– ознакомление с социальным миром;
– ознакомление с миром природы.
Это очень обширное направление, и поэтому мы поподробнее остановимся на одной, но очень важной его задаче – формировании элементарных математических представлений (ФЭМП).
Что же включает в себя ФЭМП? Это, в частности, формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. ФЭМП мы, педагоги, осуществляем на занятиях в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах. Вспомним формы образовательной деятельности в режимных моментах:
– сюжетно-ролевая игра;
– рассматривание;
– наблюдение;
– чтение;
– игра-экспериментирование;
– развивающая игра;
– ситуативный разговор с детьми;
– интегративная деятельность;
– конструирование;
– исследовательская деятельность;
– рассказ;
– беседа;
– создание коллекций;
– проектная деятельность;
– экспериментирование;
– проблемная ситуация.
ИКТ
Режимные моменты занимают большую часть времени, которое ребенок проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд дошкольника. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.
В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с ребенком. Их и нужно использовать для установления психологического контакта, освоения ребенком новых и закрепления имеющихся знаний в непринужденной обстановке.
Работа по формированию элементарных математических представлений осуществляется в разных формах в разных режимных моментах.
Во время умывания и посещения туалета: начиная с младшей группы приучаем детей заходить в туалетную комнату по два человека, объясняем, что в туалетной комнате два унитаза, значит нужно заходить по два человека, к одной раковине можно подходить по два человека, чтобы было удобно.
Одевание (раздевание) на (с) прогулку (и): сравниваем, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяем, много ли детей пришло в куртках, в комбинезонах; сравниваем шарфы, определяем, у кого шарф длиннее, а у кого короче; обращаем внимание, как надета обувь. Эти сапожки высокие, а эти – низкие. Обращаем внимание на форму и цвет деталей одежды (карманы на этом платье квадратные и синего цвета, на этом платье – овальные, красного цвета; поясок широкий, а у этого – узкий; шорты короткие, а брюки – длинные; рукава у этой рубашки короткие, а у этой длинные).
Утренняя гимнастика: дети встают в круг и считают количество сделанных упражнений. Таким образом дошкольники закрепляют умение двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо), понятия «правая» и «левая» рука. Далее дети кладут левую руку на левую половину груди и проговаривают: «Оно всегда стучит в груди: тук, тук, тук… Когда я ем, когда иду, я слышу сердца стук. Где лево и где право, легко запомню я. Поскольку сердце слева всегда стучит, друзья!» Дети закрывают глаза и слушают свое доброе сердце.
Гимнастика пробуждения: кладем массажные коврики, определяем количество, цвет, форму. Работая с массажными мячиками, кладем мячик на правую ладошку, сверху левую ладошку и проговариваем: «Я круги мячом катаю. Взад-вперед его гоняю».
Дежурство по столовой: педагог просит детей положить большие салфетки на столы, учит ставить кружку в верхний правый угол, ложку класть под кружкой справа. Предлагает поставить салфетницу в середине стола, затем положить в нее две салфетки. Взрослый проговаривает с детьми: сколько человек сидит за столом – столько салфеток в салфетнице. Значит, салфеток и детей должно быть поровну.
Во время приема пищи: взрослый обращает внимание, что тарелки и блюдца – круглые, котлеты, куски белого хлеба– овальные, запеканка – квадратная.
Построение в колонну по одному на физкультурных занятиях. Деть строятся по росту. Впереди самые высокие, потом пониже, потом самые низкие.
Прогулка: собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете (считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты, цветы, насекомых, птиц).
Существует огромное количество игр, например, рисование мелками на асфальте – одна из излюбленных забав малышей. Никогда не устаревают классики, просто рисование. Можно рисовать палочками на песке или на снегу на участке. Однако можно совместить приятное с полезным. Когда мы изучаем геометрические фигуры, то ознакомление с ними можно продолжить и на улице. Что же это за игры?
1. Изучаем круг. Нарисуйте круг. Из него можно сделать массу интересных вещей – часы, мячик, мордашки эмоций: веселую, грустную, обиженную. Можно нанизывать бусинки-кружочки на нарисованную ниточку, рисовать бусы для бабушки… Предложите ребенку продолжить. Можно сочетать с изучением цветов. Рисуйте разноцветные бусинки, поиграйте в игру «Продолжи ряд». Взрослый рисует красную, синюю, белую бусинку, а малыш продолжает рисовать цветную цепочку в том же порядке.
Рисуйте пуговицы с разным количеством дырочек, сравнивайте их, находите одинаковые. Дальше можно нарисовать кофточку, платье и предложить малышу «пришить» пуговицы. Еще нарисуйте дерево, а ребенок пусть дорисует яблоки или груши. Считайте их, говорите о том, какие находятся выше, какие ниже, справа слева и т.д.
2. Изучаем треугольник. Нарисуйте на асфальте несколько овалов, скажите ребенку, что это все дупла, а он – белочка. Пусть попрыгает из одного дупла в другое. Прыгать можно в дупло, из дупла. Заодно проговаривайте, внутри или снаружи находится ребенок. Можно раскрасить овалы. Предложите ребенку прыгнуть в красное дупло, в синее. Овалы сделайте разного размера. Теперь можно усложнить задачу: «Прыгни не в синее и не в маленькое дупло. Прыгни в дупло, которое слева от желтого» и т.д.
3. Изучаем треугольник. Скажите ребенку, что треугольник – это платочек и предложите его раскрасить. И пусть он рисует на нем все что хочет. Взрослый тоже может нарисовать что-нибудь. Например, геометрические фигуры. Тогда можно рассказать, что они находятся внутри треугольника. Из нескольких треугольников нарисуйте елку. Их можно сделать много и разного размера, тогда получится лес (плюс повторить понятия большой, средний, маленький). Еще пусть треугольник превратиться у вас в гору. Изучаем понятия вершина и подножье горы. Предложите малышу пальчиками дойти до самой верхушки – чем вам не пальчиковая гимнастика?
4. Изучаем квадрат. Поиграйте в игру «Робот». Нарисуйте ряд квадратиков. Предложите ребенку быть роботом – он будет выполнять ваши команды: «Вперед на один квадратик, назад на два квадратика, влево на один и т.п. Своеобразный двигательный диктант.
5. Изучаем прямоугольник. Нарисуйте многоэтажный дом. Обязательно проговаривайте название фигуры. Скажите, что дом прямоугольный, а крыша – треугольная. Можно нарисовать в этом доме окошки разной формы. Поселите в квартиры жильцов (палочки, листики, все что угодно). Посчитайте, сколько этажей, окон в вашем доме. Пусть ребенок найдет того, кто живет под прямоугольным окном, над квадратным окном, между двумя овалами, справа от круга и т.д. Можно нарисовать несколько домов – это будет город, нарисуйте дороги узкие, и широкие, светофор. Пусть по вашим дорогам ездят игрушечные машины, ходят куклы-пешеходы.
В деятельность можно добавить и фольклор. Он создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении. Разгадывание загадок математического содержания – увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Еще поддерживают интерес к математическим понятиям стихотворения, сказки математического содержания, пальчиковые и жестовые игры.
Играем с детьми в сюжетно-ролевые игры.
Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, труде человека в зоопарке; рассматривание альбома «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим дошкольники узнают, что люди, работающие в зоопарке, должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке? Строим клетки для животных разной формы: квадратные, прямоугольные, овальные.
Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет.
Игра «Парикмахерская». Кроме вопросов о длине волос, можно сравнить их цвет, длину ленточек, размер бантиков или заколок. Можно закреплять состав числа. Например: «Твоя прическа стоит 5 рублей». У детей есть кошельки с деньгами (жетонами, на которых написаны цифры от 1 до 9), с которыми они ходят в магазин. Они выкладывают примеры на столе. Можно попросить ребенка нарисовать числа пальцем на столе.
Игра «Семья». Накрываем стол для гостей. Сколько гостей придет? Сколько тарелок поставим? Сколько ложек положим? Какая форма, цвет посуды и т.д. Обязательно делаем вывод: сколько гостей – столько и тарелок, ложек, кружек.
Математические конкурсы и досуги.
Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, например, «В гостях у Круга и Квадрата», «Математические старты» и др. Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
«Задачи-смекалки».
∙ Из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника.
∙ У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка Маша).
∙ Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7)
∙ Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку или зажигалку).
∙ Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (Да, бросить вверх).
∙ Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них? (По 2 часа).
∙ Двое пошли – пять гвоздей нашли. Четверо пойдут – много ли найдут? (Ни одного, все уже нашли).
∙ У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей? (Пятеро).
Подвижная игра «Забрось мяч в корзину». Ребенок делает столько бросков, сколько нужно для забрасывания 5 мячей. Ребенок считает заброшенные мячи. Взрослый смотрит и спрашивает: «Сколько забросил?» Ребенок отвечает: «Три». Взрослый: «Сколько осталось забросить до пяти?» Ребенок: «Два». Таким образом деть решают задачки в уме. Это в старшей и подготовительной группах. С малышами следует считать до 3 и тренировать ловкость, координацию, глазомер.
Таким образом, использование разных форм работы по ФЭМП в режимных моментах дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественного слова в старшей группе по формированию элементарных математических представлений во время режимных моментов
Использован пракический материал по использованию художественного слова в режимные моменты в старшей группе...

Формирование элементарных математических представлений дошкольников в режимных моментах
Презентация. Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет в режимные моменты.
В сообщении из опыта работы раскрыты формы и методы работы с детьми 2 младшей группы по ФЭМП...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

«Формирование элементарных математических представлений в процессе организации режимных моментов у детей дошкольного возраста»
В данный момент времени актуальным вектором научно-технического прогресса современного общества выступает математическое развитие детей....

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе
Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...

