Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет в режимные моменты.
материал по математике (младшая группа)
В сообщении из опыта работы раскрыты формы и методы работы с детьми 2 младшей группы по ФЭМП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_s_detmi_3-4_let_v_rezhimnye_momenty.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование элементарных математических представлений
у детей 3-4 лет в режимные моменты.
Сообщение из опыта работы
Воспитателя 2 младшей группы
Ярошевич Т.Г.
ноябрь 2021 г.
У детей 3-4 лет сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте.
Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка теперь в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник в этот период пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовывать намерения и построить план совместной деятельности.
У детей в возрасте 3-4 года, преобладает способ познания «вижу-действую», который соответствует наглядно-действенному мышлению.
Познавательная активность ребенка в этот период имеет характерные особенности:
- Активно действует в окружающей среде;
- Подражает близким, любимым взрослым, перенимает их опыт, интересы и даже впечатления о мире.
При проведении непосредственной образовательной деятельности с малышами мы используем методику Помораевой И.А., Позиной В.А.
Эта методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций со деятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий.
Знания, представления, которые формирую у детей на занятиях, закрепляем в повседневной жизни через режимные моменты.
Так как режимные моменты занимают большую часть времени, которое дети проводят в детском саду. То открывается возможность для индивидуального общения с малышом, а также для освоения детьми новых знаний и закрепления уже имеющихся в непринуждённой обстановке.
Формы образовательной деятельности в режимные моменты:
- Наблюдение
- Рассматривание
- Сюжетно-ролевая игра.
- Чтение
- Развивающая игра
- Экскурсия
- Конструирование
- Исследовательская деятельность
- Рассказ воспитателя
Формирование математических представлений возможно уже при проведении КГ процедур умывание, прием пищи, одевание позволяют формировать у детей, такие математические понятия как длинный – короткий, право – лево, один-много
Умывание: В умывальной комнате можно закреплять цвет (полотенца) длину (рукава), количество (много белых полотенец одно красное и тп.)
Например, Заходя в умывальную комнату напоминаю детям о том, что надо закатывать рукава и тут же говорю, что Саше и Тимуру рукавчики закатывать ненужно, обращая внимание на то, что у них рукава короткие.
Во время приёма пищи можно закрепить геометрические фигуры (круг, квадрат). Обращаю внимание, что тарелки, котлетка и соленый огурчик у нас - круглые, стол и стульчик, клеёночка под тарелочкой – квадратные и тд.
Привлекаю детей к сервировке стола и здесь, при раскладывании столовых приборов делаю акцент, что ложка лежит справа. И если ребенок положил ложку неправильно, то прошу его стать перед тарелочкой и показать какой ручкой он будет держать ложку. И что надо сделать чтобы Никите или Соне было удобно кушать. Правильно, ложечку надо положить с правой стороны.
Одевание (раздевание) на (с) прогулки. Дети любят примерять обувь, и если стоит обувь взрослых, то как оставить это без внимания. И вот здесь прикладывая подошва к подошве свои и детские туфли мы выясняем чья туфелька больше. С наступлением холодов стала обращать внимание в чем пришли одеты дети. Определяем, много ли ребят пришло в куртках, в комбинезонах, в пальто. И выясняем, что в пальто только один воспитатель – таким образом закрепляя понятия «один», «много» и классифицируя одежду. Сравниваем шарфы, у кого шарф длиннее, у кого короче. А сравнив свой шарф с детским, предлагаю им примерить мой, а сама повязываю детский. Так весело приходим к выводу, что малышу в большом, длинном, широком шарфе неудобно будет играть, а я в коротком и узеньком шарфе просто замерзну.
Причесывая девочек после сна, дети обращают внимание на косички Люсии. И вот, повод уточнить и закрепить понятия «длинный- короткий». Спрашиваю детей, у кого самые длинные волосы, у кого – короткие. И поскольку детям бывает сложно определить длину, то объясняю, что у Люсии самые длинные волосы я заплела ей длинные косички, у Сонечки покороче у неё маленькие, короткие косички, а у Маши, Даши и Вики еще короче, поэтому у них хвостики. А самые короткие волосы в группе у наших мальчиков.
Прогулка. Экскурсия по участку, или по территории детского сада. Наблюдения. Дают огромные возможности для закрепления математических представлений через рассматривание, игру, разные игровые задания. Прогуливаясь по дорожкам детского сада я обращаю внимание детей на величину предметов, их форму, цвет, количество.
Если это экскурсия или целевая прогулка, всегда присутствует игровой персонаж. Начиная, со 2 мл. группы частым нашим гостем стал Незнайка. И каждый раз приходя к нам он хочет, чтобы дети его чему ни будь научили. Например: показать, что у нас на участке имеет круглую или квадратную форму, какие предметы у нас выше ребят, а какие ниже. Что у нас есть зеленое (красное, желтое, синее).
Наблюдая и собирая осенние листья находили большие и маленькие, выясняли каких цветочков много, а каких только один или мало (форма цветка- «петушки», или цвет –петуния).
Подвижные игры. Знакомя детей с новой игрой или играя в знакомые игры, дети учатся понимать суть задания, развивают способность ориентироваться в пространстве: «Где звенит колокольчик», «Самолеты», «Поезд» и др. Использование коротких считалок, приговорок типа «Раз, два, три начало игры» или «Раз, два, три, четыре, пять я иду ребят искать» дает возможность поупражняться в счете, при этом дети не догадываются что я их учу.
Катание на качели. Это развлечение положительно влияет на эмоции ребенка, а для педагога предоставляет огромные возможности для решения разных задач: заучивание стихов, песенок, словесные игры и упражнения типа «Кто как кричит?», «У кого какая мама?» и др. Я со своими малышами учусь считать. Садясь на качели, я спрашиваю у детей на чем, куда или к кому они хотели бы «поехать» (полететь) в гости. Если едем на поезде, то объявляю «Уважаемы пассажиры! Просьба занять свои места поезд отправляется через 5; 10 секунд» и начинаю счет Один, два, ……. В следующий раз прошу детей вместе со мной посчитать. Если же мы летим на луну или вообще далеко в космос. То наша ракета не уйдет со старта если мы не скажем слово «Пуск». А сказать его можно используя обратный счет «5,4,3,2,1, Пуск». А поскольку детям нравиться запускать ракету, то и желающих участвовать в счете с каждым разом становиться больше, а пропуска чисел меньше.
Сюжетно – ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях отражают свой личный опыт и знания, полученные на занятиях, в семье, в общении.
Кукольная посуда, салфетки на стол. Эти атрибуты помогают в формировании представлений о цвете, размере и форме. Например, создавая игровые ситуации «Напоим кукол чаем» или «У куклы Инны день рождения» предлагаю детям, подобрать посуду по цвету и размеру. Называя сколько кукол к нам придёт и предлагаю ребенку расставить тарелочки. Его действия сопровождаю счетом «Одна тарелочка для куклы Инны, вторая для Кати, третья для Иринки, четвертая для Лизы. К нам придёт четыре гостьи». И вместе с детьми проверяем ко всем ли тарелочкам есть чашечки, ложечки.
Муляжи конфет, овощей и фруктов также пригодятся для закрепления представлений о счете, форме и величине.
Создавая игровую ситуацию к ролевой игре «Автобус», и конструируя его из стульчиков и мягкого модуля, мы с ребятами закрепили свойства круга. Объясняю детям что наш автобус поедет быстро, потому что колеса у него круглые и он легко покатится по дороге. При следующей игре я создала проблемную ситуацию, предложив квадратные детали модуля для колес. И дети подсказали, что колеса должны быть круглые, а у квадратика есть уголки, используя свой опыт. Потому что незадолго до этого мы экспериментировали с кубиком и шариком катали их по полу, скатывали с горки, сравнивая, что быстрее и дальше катится и пришли к выводу что кубику далеко катится мешают уголки
Чтение. Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Чтение и инсценирование знакомых сказок «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Лисичка сестричка и серый волк». «Маша и медведь» и тд. Помогают знакомить детей с ориентировкой во времени (части суток и времена года и их признаки) (Пришла весна. Солнышко пригрело и лисичкина избушка растаяла».
Формированию временных представлений помогают в работе стихи. Например, «Машенька» А. Барто; «Пастушок» Г. Демченко.
Инсценируя для детей стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» или сказку «Три медведя», после просмотра мы обсуждаем с детьми увиденное. В ходе беседы уточняю кто пришел к Маше в гости? – собачка, кошечка, курочка.
- Сколько было гостей? (Много). Кто-то может сказать Три.
- Сколько было девочек? (одна)
В сказке «Три медведя» наряду с количеством, можно поговорить о величине. Какой стул (миска, кровать) были у медведя, медведицы и медвежонка. Так играя, мы ненавязчиво знакомимся с математикой.
Изобразительную и конструктивную деятельность невозможно отделить от математики. Мы рисуем, апплицируем, лепим предметы разной формы «Колобки», мячи, шары разной величины и цвета, колеса для автомобиля, витамины, делаем «заготовки на зиму» из вишен, яблок и тп.
Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся побыть больным или пассажиром, серым волком или медведем. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игровой деятельностью, а главное, средством всестороннего развития личности ребенка.
Непосредственно образовательная деятельность по математике начинается со 2 младшей группы. И поэтому необходимо было создать условия, а именно организовать развивающую предметно-пространственную среду.
При создании среды придерживалась принципа доступности, новизны и учета личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания у детей интереса к играм и были изготовлены и приобретены игры и игровые материалы. Своими руками, были сделаны игры «Подбери по цвету матрешкам шарики», «Подбери по цвету к чашке блюдце» - на закрепление цвета. «Три медведя» - на закрепление величины предмета.
Игры на мышление и внимание: «Подбери по контуру», «Чья тень», «Сложи картинку»
Так в группе появился центр «дидактических игр». Центр мобильный, игры в нем меняю в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности и интересами детей. Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность в центре, вовлекаю в игры малоактивных и пассивных детей. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить программный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "Открытие математических островов"
Увлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...
ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)
МБДОУ Д/с №27 «Сказка» ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...
Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...