Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет в режимные моменты.
материал по математике (младшая группа)

Ярошевич Татьяна Григорьевна

В сообщении из опыта работы раскрыты формы и методы работы с детьми 2 младшей группы по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_s_detmi_3-4_let_v_rezhimnye_momenty.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Формирование элементарных математических представлений

у детей 3-4 лет в режимные моменты.

Сообщение из опыта работы

Воспитателя 2 младшей группы

Ярошевич Т.Г.

ноябрь 2021 г.

   У детей 3-4 лет сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте.

     Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка теперь в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник в этот период пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовывать намерения и построить план совместной деятельности. 

      У детей в возрасте 3-4 года, преобладает способ познания «вижу-действую», который соответствует наглядно-действенному мышлению.

   Познавательная активность ребенка в этот период имеет характерные особенности:

- Активно действует в окружающей среде;

- Подражает близким, любимым взрослым, перенимает их опыт, интересы и даже впечатления о мире.

    При проведении непосредственной образовательной деятельности с малышами мы используем методику Помораевой И.А., Позиной В.А.

     Эта методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций со деятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий.

      Знания, представления, которые формирую у детей на занятиях, закрепляем в повседневной жизни через режимные моменты.

    Так как режимные моменты занимают большую часть времени, которое дети проводят в детском саду. То открывается возможность для индивидуального общения с малышом, а также для освоения детьми новых знаний и закрепления уже имеющихся в непринуждённой обстановке.

Формы образовательной деятельности в режимные моменты:

  • Наблюдение
  • Рассматривание
  • Сюжетно-ролевая игра.
  • Чтение
  • Развивающая игра
  • Экскурсия
  • Конструирование
  • Исследовательская деятельность
  • Рассказ воспитателя

   Формирование математических представлений возможно уже при проведении КГ процедур умывание, прием пищи, одевание позволяют формировать у детей, такие математические понятия как длинный – короткий, право – лево, один-много

    Умывание: В умывальной комнате можно закреплять цвет (полотенца) длину (рукава), количество (много белых полотенец одно красное и тп.)

   Например, Заходя в умывальную комнату напоминаю детям о том, что надо закатывать рукава и тут же говорю, что Саше и Тимуру рукавчики закатывать ненужно, обращая внимание на то, что у них рукава короткие.

      Во время приёма пищи можно закрепить геометрические фигуры (круг, квадрат). Обращаю внимание, что тарелки, котлетка и соленый огурчик у нас - круглые, стол и стульчик, клеёночка под тарелочкой – квадратные и тд.

      Привлекаю детей к сервировке стола и здесь, при раскладывании столовых приборов делаю акцент, что ложка лежит справа. И если ребенок положил ложку неправильно, то прошу его стать перед тарелочкой и показать какой ручкой он будет держать ложку. И что надо сделать чтобы Никите или Соне было удобно кушать. Правильно, ложечку надо положить с правой стороны.

    Одевание (раздевание) на (с) прогулки.  Дети любят примерять обувь, и если стоит обувь взрослых, то как оставить это без внимания. И вот здесь прикладывая подошва к подошве свои и детские туфли мы выясняем чья туфелька больше. С наступлением холодов стала обращать внимание в чем пришли одеты дети. Определяем, много ли ребят пришло в куртках, в комбинезонах, в пальто. И выясняем, что в пальто только один воспитатель – таким образом закрепляя понятия «один», «много» и классифицируя одежду.  Сравниваем шарфы, у кого шарф длиннее, у кого короче.  А сравнив свой шарф с детским, предлагаю им примерить мой, а сама повязываю детский. Так весело приходим к выводу, что малышу в большом, длинном, широком шарфе неудобно будет играть, а я в коротком и узеньком шарфе просто замерзну.

   Причесывая девочек после сна, дети обращают внимание на косички Люсии. И вот, повод уточнить и закрепить понятия «длинный- короткий». Спрашиваю детей, у кого самые длинные волосы, у кого – короткие. И поскольку детям бывает сложно определить длину, то объясняю, что у Люсии самые длинные волосы я заплела ей длинные косички, у Сонечки покороче у неё маленькие, короткие косички, а у Маши, Даши и Вики еще короче, поэтому у них хвостики. А самые короткие волосы в группе у наших мальчиков.

       Прогулка. Экскурсия по участку, или по территории детского сада. Наблюдения. Дают огромные возможности для закрепления математических представлений через рассматривание, игру, разные игровые задания. Прогуливаясь по дорожкам детского сада я обращаю внимание детей на величину предметов, их форму, цвет, количество.  

    Если это экскурсия или целевая прогулка, всегда присутствует игровой персонаж. Начиная, со 2 мл. группы частым нашим гостем стал Незнайка.    И каждый раз приходя к нам он хочет, чтобы дети его чему ни будь научили. Например: показать, что у нас на участке имеет круглую или квадратную форму, какие предметы у нас выше ребят, а какие ниже. Что у нас есть зеленое (красное, желтое, синее).

     Наблюдая и собирая осенние листья находили большие и маленькие, выясняли каких цветочков много, а каких только один или мало (форма цветка- «петушки», или цвет –петуния).

    Подвижные игры.  Знакомя детей с новой игрой или играя в знакомые игры, дети учатся понимать суть задания, развивают способность ориентироваться в пространстве: «Где звенит колокольчик», «Самолеты», «Поезд» и др. Использование коротких считалок, приговорок типа «Раз, два, три начало игры» или «Раз, два, три, четыре, пять я иду ребят искать» дает возможность поупражняться в счете, при этом дети не догадываются что я их учу.

    Катание на качели. Это развлечение положительно влияет на эмоции ребенка, а для педагога предоставляет огромные возможности для решения разных задач: заучивание стихов, песенок, словесные игры и упражнения типа «Кто как кричит?», «У кого какая мама?» и др. Я со своими малышами учусь считать. Садясь на качели, я спрашиваю у детей на чем, куда или к кому они хотели бы «поехать» (полететь) в гости. Если едем на поезде, то объявляю «Уважаемы пассажиры! Просьба занять свои места поезд отправляется через 5; 10 секунд» и начинаю счет Один, два, ……. В следующий раз прошу детей вместе со мной посчитать. Если же мы летим на луну или вообще далеко в космос. То наша ракета не уйдет со старта если мы не скажем слово «Пуск». А сказать его можно используя обратный счет «5,4,3,2,1, Пуск». А поскольку детям нравиться запускать ракету, то и желающих участвовать в счете с каждым разом становиться больше, а пропуска чисел меньше.

   

Сюжетно – ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях отражают свой личный опыт и знания, полученные на занятиях, в семье, в общении.

      Кукольная посуда, салфетки на стол. Эти атрибуты помогают в формировании представлений о цвете, размере и форме. Например, создавая игровые ситуации «Напоим кукол чаем» или «У куклы Инны день рождения» предлагаю детям, подобрать посуду по цвету и размеру.  Называя сколько кукол к нам придёт и предлагаю ребенку расставить тарелочки. Его действия сопровождаю счетом «Одна тарелочка для куклы Инны, вторая для Кати, третья для Иринки, четвертая для Лизы. К нам придёт четыре гостьи».  И вместе с детьми проверяем ко всем ли тарелочкам есть чашечки, ложечки.

     Муляжи конфет, овощей и фруктов также пригодятся для закрепления представлений о счете, форме и величине.

     Создавая игровую ситуацию к ролевой игре «Автобус», и конструируя его из стульчиков и мягкого модуля, мы с ребятами закрепили свойства круга. Объясняю детям что наш автобус поедет быстро, потому что колеса у него круглые и он легко покатится по дороге. При следующей игре я создала проблемную ситуацию, предложив квадратные детали модуля для колес.  И дети подсказали, что колеса должны быть круглые, а у квадратика есть уголки, используя свой опыт. Потому что незадолго до этого мы экспериментировали с кубиком и шариком катали их по полу, скатывали с горки, сравнивая, что быстрее и дальше катится и пришли к выводу что кубику далеко катится мешают уголки 

    Чтение.  Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Чтение и инсценирование знакомых сказок «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Лисичка сестричка и серый волк». «Маша и медведь» и тд. Помогают знакомить детей с ориентировкой во времени (части суток и времена года и их признаки)   (Пришла весна. Солнышко пригрело и лисичкина избушка растаяла».  

    Формированию временных представлений помогают в работе стихи. Например, «Машенька» А. Барто; «Пастушок» Г. Демченко.

     Инсценируя для детей стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» или сказку «Три медведя», после просмотра мы обсуждаем с детьми увиденное. В ходе беседы уточняю кто пришел к Маше в гости?  – собачка, кошечка, курочка.

- Сколько было гостей? (Много). Кто-то может сказать Три.

- Сколько было девочек? (одна)

  В сказке «Три медведя» наряду с количеством, можно поговорить о величине. Какой стул (миска, кровать) были у медведя, медведицы и медвежонка. Так играя, мы ненавязчиво знакомимся с математикой.

     Изобразительную и конструктивную деятельность невозможно отделить от математики. Мы рисуем, апплицируем, лепим предметы разной формы «Колобки», мячи, шары разной величины и цвета, колеса для автомобиля, витамины, делаем «заготовки на зиму» из вишен, яблок и тп.

 

    Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся побыть больным или пассажиром, серым волком или медведем. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

     

    Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игровой деятельностью, а главное, средством всестороннего развития личности ребенка.

    Непосредственно образовательная деятельность по математике начинается со 2 младшей группы. И поэтому необходимо было создать условия, а именно организовать развивающую предметно-пространственную среду.  

   При создании среды придерживалась принципа доступности, новизны и учета личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания у детей интереса к играм и были изготовлены и приобретены игры и игровые материалы. Своими руками, были сделаны игры «Подбери по цвету матрешкам шарики», «Подбери по цвету к чашке блюдце» - на закрепление цвета. «Три медведя» - на закрепление величины предмета.

   Игры на мышление и внимание: «Подбери по контуру», «Чья тень», «Сложи картинку»

  Так в группе появился центр «дидактических игр». Центр мобильный, игры в нем меняю в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности и интересами детей. Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность в центре, вовлекаю в игры малоактивных и пассивных детей. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить программный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...

ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)

МБДОУ Д/с №27 «Сказка»     ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...