Технологическая карта ОД по ФЭМП для детей старшей группы Тема: «В гостях у Карлсона».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Cтолярова Hаталья Александровна

 

Технологическая карта НОД по ФЭМП для детей старшей группы

Тема: «В гостях у Карлсона».

Цель: Познакомить детей  с образованием числа 9.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить считать в пределах 9;
  •  Показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 8 и 9;
  • Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.;
  • Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

Развивающие:

  • Развивать у детей умения классифицировать и обобщать блоки Дьенеша  по трем свойствам (по цвету, форме и величине)
  • Развивать речь, внимание, память, мышление;

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, доброжелательность.

Демонстрационный материал: открытка с приглашением, фуражка, руль,  ИКТ. блоки Дьенеша.

Раздаточный материал: двухполосные карточки, картинки конфет, ватрушек (по девять на каждого ребенка), наборы  логических блоков Дьенеша, обручи желтого и красного цвета.

Интеграция: речевое развитие, физическое развитие

Активизация словаря: блоки Дьенеша

 

 

 

 

Этапы НОД и их задачи

Организация детей

Оборудование

 

Деятельность (речь) воспитателя

 

 

Деятельность детей

 

Планируемый результат

I. Организационно-мотивационный

Задачи: настроить детей на

предстоящую работу.

Приветствие (организационный момент).

Прием мотивации- сюрпризный момент.

Оборудование: пригласительные билеты, руль, фуражка водителя.

Орг. детей: дети и воспитатель стоят на ковре.

Дети у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости.                                   

Здравствуйте! Ты скажешь человеку!

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Давайте пожелаем  здоровья нашим гостям и, скажем «здравствуйте».

 Ребята, представляете — нам пришло приглашение! Вот как оно звучит: «Дорогие ребята! Приглашаю вас в гости! У меня есть несколько интересных игр, которые сделают наше время вместе незабываемым. С нетерпением жду вашего визита и надеюсь на весёлое общение! Буду рад видеть вас!» Только вот кто его отправил — непонятно. Но мы ведь знаем: внизу скрыт шифр, который легко раскодировать программой! Давайте узнаем, кто нас зовёт в гости!

 Карлсон  приглашает всех нас в гости. Вы хотите в гости к Карлсону?

 А отправимся мы на волшебном автобусе, я буду вашим водителем. Отправляемся в гости к Карлсону, построились за мной парами и поехали.

По дороге словно птица

Наш автобус быстро мчится

Едем, едем мы легко,

Едем, едем далеко.

 

Дети внимательно слушают воспитателя, очень рады приглашению на гости

 

 

 

 

Хотим!

Раскодируют куар код.Узнают кто их пригласил в гости.

 

Построились за мной парами

Дети строятся за воспитателем парами и двигаются за воспитателем.

 

Дети повторяют слова за воспитателем.

Дети организованы, настроены на общение. Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

II. Основной.

 1.Работа с демонстрационным материалом.

 

Задача:  Показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 8 и 9.

Оборудование: картинки банок с малиновым вареньем и черничным вареньем, корзинка, игрушка Карлсон.

Орг. детей: дети сидят на стульях возле доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Работа с раздаточным материалом

Задачи: закрепить умение образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 8 и 9.

Оборудование: двухполосные карточки по 9 конфет и ватрушек (на каждого ребенка).

Орг. детей: работают за столами.

 

 

 

 

Физкультминутка

Задача: переключить внимание с одного вида деятельности на другой, снятие мышечного напряжения, вызванное с неподвижным состоянием.

 

3.Работа с блоками Дьенеша

Задача: упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры и описывать их свойства;

Оборудование: блоки Дьенеша

Орг. детей: дети подходят к столу в корзине лежат Блоки Дьенеша.

 

4.Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Разложи в обручи»

Задача: развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине)

Оборудование : блоки Дьенеша, обручи разного цвета

Орг. детей: (. работают за столами.

 

 

 

5. Дидактическая игра «Кто где стоит».

Задача: продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

 

А вот и Карлсон. (слайд2). Здравствуй Карлсон!  В гости не принято ходить в пустыми руками. Мы привезли угощение. 

Ребята, давайте посчитаем сколько банок с малиновым вареньем?

Сколько банок с вишневым вареньем? Поднимите карточку с числом 8.

Что можно сказать о количестве банок с малиновым и черничным вареньем. А вы знаете, у меня в корзинке есть еще одна банка малинового варенья, давайте добавим ее. К восьми банкам малинового варенья  я добавила еще одну. Поднимите карточку каким числом можно обозначить количество банок малинового варенья?

Как получилось число девять?

Какое число больше: девять или восемь?

Какое число меньше: восемь или девять?

 Как сделать так, чтобы число банок с малиновым и вишневым вареньем стало поровну

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, а вы знаете, что Карлсон большой сладкоежка, давайте его угостим еще ватрушками. На верхнюю полоску слева направо выложите ватрушки 8 ватрушек, а на нижнюю столько же конфет.

Сколько всего ватрушек?

Сколько всего конфет?

Что можно сказать о количестве конфет и ватрушек?

Посмотрите, у нас есть еще одна ватрушка, добавьте её.

Сколько получилось ватрушек?

Как получилось девять ватрушек?

Чего больше ватрушек или конфет и на сколько?

А что нужно сделать, чтобы ватрушек и конфет было по 9? Молодцы!

 

 

 

 

 

Ребята, Карлсон приглашает нас поиграть.

Карлсон всех зовет на крышу.

Поднимайтесь все неслышно.

Руки в сторону поднять,

На носки всем срочно встать.

 Выше, выше… Опуститесь,

Поклонитесь, улыбнитесь,

А теперь ко мне идите

 

 

Ребята, Карлсон приглашает вас на чаепитие!

- Посмотрите, сколько много пряников у Карлсона!

- Давайте посмотрим, одинаковые или разные пряники у Карлсона 

 - Расскажите ребята, какой формы пряники?
 - Какие они по цвету?
 -А какие они по размеру?
 -Какие они по толщине?
 Молодцы хорошо справились!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У Карлсона есть друг по имени Малыш, который, как и сам Карлсон, обожает сладости. Сейчас Карлсон обращается к вам с просьбой: помогите ему правильно разделить пряники‑блоки между ним и Малышом.

- Вам надо разложить пряники-блоки в обручи.

-В красный обруч, мы положим все красные пряники, в желтый обруч для все круглые. А какие пряники вы положили в пересечения обручей -Молодцы ребята, правильно поделили. А какие пряники - блоки у нас остались? Почему?

 

 

 

 

 

Карлсон знает предлагает поиграть

Воспитатель от имени Карлсона: «Выберите себе картинку из тех сладостей, которые подарили ватрушки, варенье двух сортов, конфеты. Игру проводят 2 раза со сменой ведущего.

- Спасибо большое Карлсон, что поиграл с нами!

 

 

Дети здороваются с Карлсоном.

 

 

Дети считают банки с малиновым вареньем затем банки с вишневым вареньем.

 

Восемь банок с малиновым вареньем.

Восемь банок с вишневым вареньем.

Дети поднимают карточку с числом 8

Их одинаковое количество, поровну.

Числом девять

Мы к восьми добавили один и получили число девять

Дети смотрят на экран, сравнивают количество банок с малиновым и вишневым вареньем и делают вывод, что число девять больше, чем число восемь, а число восемь меньше, чем число девять.

К восьми добавить один или от девяти убрать одну (вызванные дети показывают и поясняют способы уравнивания количества предметов).

 

 

Дети выкладывают на верхнюю полоску  8 ватрушек, а

на нижнюю столько же конфет.

 

Восемь ватрушек.

Восемь конфет.

Их поровну.

Девять ватрушек.

К восьми прибавили один.

Ватрушек на одну больше.

Прибавить к восьми конфетам ещё одну.

 

 

 

 

 

 

Включаются в игру, повторяют движения и слова.

 

 

 

 

 

 

 

 Дети отвечают на заданные вопросы.

Разные.

 

Круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.

 

Красные, синие, желтые.

Большие и маленькие.

Толстые и тонкие.

 

 

 

 

 

 

На ковре лежат два обруча разного цвета желтый и красный

(пересеченные друг с другом). Дети выбирают блоки по двум свойствам  (круглые, красные ) форме и цвету.

 

Остальные конфеты блоки не подходят по форме и по цвету.

 

 

 

 

 

Дети выбирают картинки того что им больше нравится.

Один ребенок (ведущий) встает в центр, называет кто, куда должен встать: «Ребята, у кого картинки конфет встают справа от меня, у кого малиновое варенье слева от меня, у кого ватрушки позади меня, у кого вишневое варенье впереди меня».

Дети располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто, где находится по отношению к нему.

Знакомятся с образованием числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 8 и 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовывают число 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 8 и 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Координируют речь с движением.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают блоки по цвету, форме, толщине, размеру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Сравнивают блоки между собой.

 

 

 

 

 

Определяют местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначают его словами: впереди, сзади, слева, справа

 

 

III Заключительный этап

Задачи: вспомнить что делали на занятии.

Организация: дети сидят на ковре.

 

 

 

 

 

Рефлексия

 Приём «Весы». Задача: определить эмоциональный настрой всей

группы в целом.

Ребята, нам пора возвращаться, давайте попрощаемся с  Карлсоном.

Садимся в наш волшебный автобус и возвращаемся в детский сад.

По дороге словно птица

Наш автобус быстро мчится

Едем, едем мы легко,

Едем, едем далеко.

Давайте вместе вспомним, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилась? К кому мы  ездили в гости?

 

Дети кладут на чашу весов  красные и   зеленые шарики из пластилина

– Если вам понравилось занятие, но не всегда было интересно, положите на чашу весов красный шарик.

– Если сегодня вам было весело, интересно, то выберите зеленый шарик.

.

 

Дети и прощаются с Карлсона

Становятся парами за воспитателем и двигаются за ним, рассаживаются на стульчики.

Вспоминают чем занимались, высказывают своё мнение, делятся впечатлениями.

Учатся подводить итоги занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_noyabr_2025.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по ФЭМП для детей старшей группы

Тема: «В гостях у Карлсона».

Цель: Познакомить детей  с образованием числа 9.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить считать в пределах 9;
  •  Показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 8 и 9;
  • Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.;
  • Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. 

Развивающие:

  • Развивать у детей умения классифицировать и обобщать блоки Дьенеша  по трем свойствам (по цвету, форме и величине) 
  • Развивать речь, внимание, память, мышление;

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, доброжелательность.

Демонстрационный материал: открытка с приглашением, фуражка, руль,  ИКТ. блоки Дьенеша.

Раздаточный материал: двухполосные карточки, картинки конфет, ватрушек (по девять на каждого ребенка), наборы  логических блоков Дьенеша, обручи желтого и красного цвета.

Интеграция: речевое развитие, физическое развитие

Активизация словаря: блоки Дьенеша

Этапы НОД и их задачи

Организация детей

Оборудование

Деятельность (речь) воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

I. Организационно-мотивационный

Задачи: настроить детей на

предстоящую работу.

Приветствие (организационный момент).

Прием мотивации- сюрпризный момент.

Оборудование: пригласительные билеты, руль, фуражка водителя.

Орг. детей: дети и воспитатель стоят на ковре.

Дети у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости.                                

Здравствуйте! Ты скажешь человеку!

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Давайте пожелаем  здоровья нашим гостям и, скажем «здравствуйте».

 Ребята, представляете — нам пришло приглашение! Вот как оно звучит: «Дорогие ребята! Приглашаю вас в гости! У меня есть несколько интересных игр, которые сделают наше время вместе незабываемым. С нетерпением жду вашего визита и надеюсь на весёлое общение! Буду рад видеть вас!» Только вот кто его отправил — непонятно. Но мы ведь знаем: внизу скрыт шифр, который легко раскодировать программой! Давайте узнаем, кто нас зовёт в гости!

 Карлсон  приглашает всех нас в гости. Вы хотите в гости к Карлсону?

 А отправимся мы на волшебном автобусе, я буду вашим водителем. Отправляемся в гости к Карлсону, построились за мной парами и поехали.

По дороге словно птица

Наш автобус быстро мчится

Едем, едем мы легко,

Едем, едем далеко.

Дети внимательно слушают воспитателя, очень рады приглашению на гости

Хотим!

Раскодируют куар код.Узнают кто их пригласил в гости.

Построились за мной парами

Дети строятся за воспитателем парами и двигаются за воспитателем.

Дети повторяют слова за воспитателем.

Дети организованы, настроены на общение. Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

II. Основной.

 1.Работа с демонстрационным материалом.

Задача:  Показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 8 и 9.

Оборудование: картинки банок с малиновым вареньем и черничным вареньем, корзинка, игрушка Карлсон.

Орг. детей: дети сидят на стульях возле доски.

2.Работа с раздаточным материалом

Задачи: закрепить умение образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 8 и 9.

Оборудование: двухполосные карточки по 9 конфет и ватрушек (на каждого ребенка).

Орг. детей: работают за столами.

Физкультминутка

Задача: переключить внимание с одного вида деятельности на другой, снятие мышечного напряжения, вызванное с неподвижным состоянием.

3.Работа с блоками Дьенеша

Задача: упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры и описывать их свойства;

Оборудование: блоки Дьенеша

Орг. детей: дети подходят к столу в корзине лежат Блоки Дьенеша.

4.Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Разложи в обручи»

Задача: развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине)

Оборудование : блоки Дьенеша, обручи разного цвета

Орг. детей: (. работают за столами.

 

5. Дидактическая игра «Кто где стоит».

Задача: продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

А вот и Карлсон. (слайд2). Здравствуй Карлсон!  В гости не принято ходить в пустыми руками. Мы привезли угощение.  

Ребята, давайте посчитаем сколько банок с малиновым вареньем?

Сколько банок с вишневым вареньем? Поднимите карточку с числом 8.

Что можно сказать о количестве банок с малиновым и черничным вареньем. А вы знаете, у меня в корзинке есть еще одна банка малинового варенья, давайте добавим ее. К восьми банкам малинового варенья  я добавила еще одну. Поднимите карточку каким числом можно обозначить количество банок малинового варенья?

Как получилось число девять?

Какое число больше: девять или восемь?

Какое число меньше: восемь или девять?

 Как сделать так, чтобы число банок с малиновым и вишневым вареньем стало поровну

Ребята, а вы знаете, что Карлсон большой сладкоежка, давайте его угостим еще ватрушками. На верхнюю полоску слева направо выложите ватрушки 8 ватрушек, а на нижнюю столько же конфет.

Сколько всего ватрушек?

Сколько всего конфет?

Что можно сказать о количестве конфет и ватрушек?

Посмотрите, у нас есть еще одна ватрушка, добавьте её.

Сколько получилось ватрушек?

Как получилось девять ватрушек?

Чего больше ватрушек или конфет и на сколько?

А что нужно сделать, чтобы ватрушек и конфет было по 9? Молодцы!

Ребята, Карлсон приглашает нас поиграть.

Карлсон всех зовет на крышу.

Поднимайтесь все неслышно.

Руки в сторону поднять,

На носки всем срочно встать.

 Выше, выше… Опуститесь,

Поклонитесь, улыбнитесь,

А теперь ко мне идите

Ребята, Карлсон приглашает вас на чаепитие!

- Посмотрите, сколько много пряников у Карлсона!

- Давайте посмотрим, одинаковые или разные пряники у Карлсона 

 - Расскажите ребята, какой формы пряники?
- Какие они по цвету?
-А какие они по размеру?
-Какие они по толщине?
 
 Молодцы хорошо справились!

У Карлсона есть друг по имени Малыш, который, как и сам Карлсон, обожает сладости. Сейчас Карлсон обращается к вам с просьбой: помогите ему правильно разделить пряники‑блоки между ним и Малышом.

- Вам надо разложить пряники-блоки в обручи.

-В красный обруч, мы положим все красные пряники, в желтый обруч для все круглые. А какие пряники вы положили в пересечения обручей -Молодцы ребята, правильно поделили. А какие пряники - блоки у нас остались? Почему?

Карлсон знает предлагает поиграть

Воспитатель от имени Карлсона: «Выберите себе картинку из тех сладостей, которые подарили ватрушки, варенье двух сортов, конфеты. Игру проводят 2 раза со сменой ведущего.

- Спасибо большое Карлсон, что поиграл с нами!

Дети здороваются с Карлсоном.

Дети считают банки с малиновым вареньем затем банки с вишневым вареньем.

Восемь банок с малиновым вареньем.

Восемь банок с вишневым вареньем.

Дети поднимают карточку с числом 8

Их одинаковое количество, поровну.

Числом девять

Мы к восьми добавили один и получили число девять

Дети смотрят на экран, сравнивают количество банок с малиновым и вишневым вареньем и делают вывод, что число девять больше, чем число восемь, а число восемь меньше, чем число девять.

К восьми добавить один или от девяти убрать одну (вызванные дети показывают и поясняют способы уравнивания количества предметов).

Дети выкладывают на верхнюю полоску  8 ватрушек, а

на нижнюю столько же конфет.

Восемь ватрушек.

Восемь конфет.

Их поровну.

Девять ватрушек.

К восьми прибавили один.

Ватрушек на одну больше.

Прибавить к восьми конфетам ещё одну.

Включаются в игру, повторяют движения и слова.

 Дети отвечают на заданные вопросы.

Разные.

Круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.

Красные, синие, желтые.

Большие и маленькие.

Толстые и тонкие.

На ковре лежат два обруча разного цвета желтый и красный

(пересеченные друг с другом). Дети выбирают блоки по двум свойствам  (круглые, красные ) форме и цвету.

Остальные конфеты блоки не подходят по форме и по цвету.

Дети выбирают картинки того что им больше нравится.

Один ребенок (ведущий) встает в центр, называет кто, куда должен встать: «Ребята, у кого картинки конфет встают справа от меня, у кого малиновое варенье слева от меня, у кого ватрушки позади меня, у кого вишневое варенье впереди меня».

Дети располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто, где находится по отношению к нему.

Знакомятся с образованием числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 8 и 9.

Образовывают число 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 8 и 9.

Координируют речь с движением.

Сравнивают блоки по цвету, форме, толщине, размеру.

  Сравнивают блоки между собой.

Определяют местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначают его словами: впереди, сзади, слева, справа

III Заключительный этап

Задачи: вспомнить что делали на занятии.

Организация: дети сидят на ковре.

Рефлексия

 Приём «Весы». Задача: определить эмоциональный настрой всей

группы в целом.

Ребята, нам пора возвращаться, давайте попрощаемся с  Карлсоном.

Садимся в наш волшебный автобус и возвращаемся в детский сад. 

По дороге словно птица

Наш автобус быстро мчится

Едем, едем мы легко,

Едем, едем далеко.

Давайте вместе вспомним, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилась? К кому мы  ездили в гости?

Дети кладут на чашу весов  красные и   зеленые шарики из пластилина

– Если вам понравилось занятие, но не всегда было интересно, положите на чашу весов красный шарик.

– Если сегодня вам было весело, интересно, то выберите зеленый шарик.

.

Дети и прощаются с Карлсона

Становятся парами за воспитателем и двигаются за ним, рассаживаются на стульчики.

Вспоминают чем занимались, высказывают своё мнение, делятся впечатлениями.

Учатся подводить итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»

МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное»,  «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...

Технологическая карта ООД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Воздушный океан планеты»

Формирование элементарных представлений о воздухе, для чего он нужен....

Технологическая карта НОД по рисованию для детей старшей группы На тему «Бабочка-красавица»

Тема:  «Бабочка-красавица»Цель: Развивать творческое воображение; обучить детей рисовать в нетрадиционной технике монотипия; развивать интерес к рисованию.Задачи: Развивать творческое...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе Тема: «В гостях у Карлсона»

Использовать приём знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счётных действий....

Технологическая карта занятия по ФЭМП для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)

Технологическая карта занятия по ФЭМП для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)Тема занятия: «В гостях у сказки»Возрастная группа:...

Технологическая карта занятия по математическому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну цифр и геометрических фигур»

Технологическая карта занятия по математическому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну цифр и геометрических фигур»...