Конспект занятия по познавательному развитию «Лесная школа» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Мангутова Фирюза Гумаровна

План занятия

1.Вводная часть:

Создание проблемной ситуации

Определение мотива для деятельности детей. Целеполагание.

2. Основная часть:

Беседа «Правила поведения в лесу».

Дидактическая игра «Расставь правильно знаки»

Словесная игра «Назови соседей числа»

Игровая ситуация «Разложи фигуры»

Игра «Не зевай, быстро отвечай»

Игра «Танграм»

Малоподвижная игра «Затейники»

Игровая ситуация «Реши задачи»

Игровая ситуация «Мостик»

3.Заключительная часть:

  • подведение итогов;
  • оценка деятельности детей, самооценка.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_otkrytogo_zanyatiya_mart_2025.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 занятия по познавательному развитию

«Лесная школа»

для детей группы общеразвивающей направленности

 от 5 до 6 лет.

Составила воспитатель

высшей квалификационной

 категории

Ф.Г.Мангутова

Цель: повышение познавательной активности детей посредством организации различных видов детской деятельности,  эмоциональной мотивированности и сюжетности.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10;
  • закреплять знания о последовательности времен года, месяцев года, дней недели;
  • закреплять знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших;
  • закреплять умение использовать схемы при конструировании;
  • закреплять умение решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание в пределах 10;

  • Развивающие: 
  • развивать смекалку, логическое мышление, сообразительность, внимание, воображение;
  • развивать познавательную активность дошкольников.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • воспитывать интерес к математическим занятиям;
  • воспитывать любовь к живым объектам природы.

    Создание развивающей среды для организации и проведения занятия.

ноутбук, телевизор, мягкие игрушки лисички и волчонок, деревья: береза, клен, дуб, ель, сосна, цветы, коврик «Поляна», речка, камыши, цветы, картинка- белочка, листы белой бумаги А 4, геометрические фигуры, карточки для игры «Расставь правильно знаки», мольберт,  мяч, игра «Танграм»,  карточки с задачами,  картинки бревнышки.

План занятия

1.Вводная часть:

Создание проблемной ситуации

Определение мотива для деятельности детей. Целеполагание.

2. Основная часть:

Беседа «Правила поведения в лесу».

Дидактическая игра «Расставь правильно знаки»

Словесная игра «Назови соседей числа»

Игровая ситуация «Разложи фигуры»

Игра «Не зевай, быстро отвечай»

Игра «Танграм»

Малоподвижная игра «Затейники»

Игровая ситуация «Реши задачи»

Игровая ситуация «Мостик»

3.Заключительная часть:

  • подведение итогов;
  • оценка деятельности детей, самооценка.

1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации

- Определение мотива для деятельности детей.

 Целеполагание.

Дети, поздоровайтесь с нашими гостями.

Создание проблемной ситуации

Воспитатель: - Сегодня нам пришло письмо, давайте прочитаем от кого.

 «Письмо от Лесовичка»

- Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Старичок-Лесовичок.

В моем лесу случилась беда. Был сильный дождь и смыл мостик через реку, по которой зверята посещали лесную школу. И все бревнышки растерялись по лесу. Пожалуйста, помогите лесным зверям! Отправляю вам карту, которая поможет вам добраться до нас, будьте осторожны, на пути вам  могут встретиться испытания и трудности.

Определение мотива для деятельности детей.

Целеполагание.

Воспитатель: - Ребята, что же нам делать? Чем мы можем помочь зверятам?

(Обсуждение дальнейших действий с детьми. Подвести детей к решению самим пойти на поиски бревнышек в лес).

Мотивация: помочь лесным жителям.

Целеполагание: найти все бревнышки, и построить новый мостик через речку, для того, чтобы звери продолжали посещать лесную школу.

Воспитатель: - На чем можно отправиться в лес?(ответы детей). А чтобы узнать, на чем мы отправимся с вами в путешествие нам необходимо выполнить первое задание. Для этого нам нужно пройти за столы и соединить на листочках по порядку цифры. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: - И что же у нас получилось?

Дети: - Самолет.

Воспитатель: - Верно, значит, полетим мы на самолете. Закройте глаза и представьте, что только небо и облака вокруг. Мы смотрим в элюминаторы вдаль и видим на горизонте маленькую точку она приближается к нам, становится все больше и больше. Мы прилетели в лес.

(Звучит музыка леса).

2. Основная часть:

Беседа «Правила поведения в лесу».

Дидактическая игра «Расставь правильно знаки»

Словесная игра «Назови соседей числа»

Игровая ситуация «Разложи фигуры»

Игра «Не зевай, быстро отвечай»

Игра «Танграм»

Малоподвижная игра «Затейники»

Игровая ситуация «Реши задачи»

Игровая ситуация «Переправа»

Воспитатель: - Вот мы с вами и прилетели. Слышите звуки леса? Пение птиц? (звучит музыка «звуки леса»).

Беседа «Правила поведения в лесу».

- Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?

(- Лес – наше богатство, зеленый наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.
- Без леса, природы человек не может жить, все взаимосвязано.
- Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений).

- Какие правила поведения в лесу вы знаете?

( - не стоит въезжать в лес на транспорте, это вредит растительности;
- запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
- не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
- нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
- не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии;
- не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний;
- не трогайте гнезда птиц;
- не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;
- не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу, лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах;
- никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;
-  не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных.
 )

-Молодцы, а для чего мы сегодня сюда прибыли? (Чтобы найти все бревнышки и починить (построить мостик через речку)

Воспитатель: - Давайте откроем карту и посмотрим, куда нам двигаться. На карте изображена белочка. Ребята посмотрите внимательно вокруг, где то живет белочка?

Дети подходят к Белочке, которая сидит на дереве. (иллюстрация - Белочка)

Воспитатель: -Здравствуй Белочка! Нам Старичок-Лесовичок прислал письмо в котором написал, что вы не можете посещать школу. Мы хотим вам помочь. Но для этого нам нужно найти в лесу все бревнышки, чтобы построить мостик. Ты не встречала эти бревнышки?

Белочка: - Здравствуйте ребята! Как я рада, что вы к нам пришли. Да бревнышки растерялись по всему лесу, одно вот ко мне приплыло во время наводнения. Я конечно вам бревнышко отдам, но и вы мне помогите пожалуйста сделать домашнее задание, которое задали мне в школе. Мне нужно научиться  расставлять знаки «больше, меньше, равно» и научиться называть соседей числа.

Дидактическая игра «Расставь правильно знаки»

(На мольберте карточки с числами и набор знаков. Нужно поставить нужный знак между карточками).

Словесная игра «Назови соседей числа» (каждый ребенок берет карточку – цифру и называет соседей)

Белочка: - Спасибо вам большое ребята, что научили меня правильно расставлять знаки. Вот вам бревнышко.

Дети складывают бревнышко в корзинку и отправляются дальше. Смотрят на карту, определяют направление движения. И двигаются к Ежику, т.к. он отмечен цифрой 2.  

Ежик сидит под деревом (игрушка)

Дети: - Здравствуй Ежик. Ты не видел бревнышки от мостика через речку? 

Ежик: - Здравствуйте ребята. Видел. У меня есть одно бревнышко, только вы мне тоже помогите, пожалуйста. Мне к следующему уроку в лесной школе, нужно научиться  правильно раскладывать геометрические фигуры на листе бумаги. У меня что то не получается.

Игровая ситуация «Разложи фигуры»

Воспитатель: - Перед вами лежит лист бумаги и геометрические фигуры. Вам нужно назвать геометрические фигуры и разложить фигуры на листе бумаги, как написано здесь:
В верхний правый угол – 3 треугольника;
В верхний левый угол – 1 круг;
В нижний правый угол – 2 квадрата;
В нижний левый угол – 1 овал;
Посередине листа – прямоугольник;
А теперь посчитайте сколько фигур у вас всего? (8)
Сколько фигур без углов? (2)
Сколько фигур с углами? (6)
Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились.

Ежик: - Спасибо вам ребята, что помогли мне разобраться. Держите бревнышко.

Воспитатель: - Ну что ребята двигаемся дальше? Посмотрите, кто следующий  на карте изображен?

Дети: - Зайчиха с зайчатами.

Идем к зайчихе с зайчатами (иллюстрация). Здороваемся, рассказываем, кто мы, откуда, и спрашиваем, не видели ли они бревнышки.

Зайчиха: - Здравствуйте, дети! Как же я рада вас видеть! Я очень хочу, чтобы вы скорее починили нам мостик, чтобы мои детки смогли посещать школу. Они были всего один раз в школе, и им очень понравилось там играть в игру «Не зевай, быстро отвечай».  Просят меня с ними поиграть, а я совсем не умею играть в эту игру. Научите нас, пожалуйста, а я вам бревнышко отдам, которое приплыло к нам во время наводнения.

Игра «Не зевай, быстро отвечай».

Дети стоят полукругом. В центре — воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопросы. Ребенок, получивший мяч, должен быстро ответить.

«Наш мячик веселый по кругу пойдёт, ответ на все вопросы найдёт».

 

— Какие времена года ты знаешь?

— Назовите части суток.

— Что сейчас день или вечер?

— Назови слово на звук А.

— Сколько звуков в слове ДОМ?

— Назови месяцы осени.

— У какой фигуры нет углов?

— Сколько в неделе рабочих дней?

— Сколько слогов в слове ЛИСА?

— Сколько месяцев в году?

— Какое сейчас время года?

— Какой сегодня день недели?

— Назовите предыдущее число у числа 9.

— У какой фигуры все стороны одинаковые? 

Зайчиха: - Ребята, спасибо вам большое, что научили нас играть в эту замечательную игру, зайчатам очень понравилось, возьмите бревнышко.

 Воспитатель: - Молодцы ребята! Нам осталось еще 2 бревнышка найти. Посмотрите на карту. К кому мы дальше пойдем?

Подходим к полянке, на которой сидит лисичка. Рассказываем, зачем мы пришли.

Лисичка: -Здравствуйте ребята! Знаю, знаю, зачем вы пришли в наш лес. У меня тоже есть одно бревнышко. Только вот помогите  мне, пожалуйста, выполнить домашнее задание с лесной школы. Мне нужно научиться составлять лисичку из фигурок головоломки «Танграм» .

Воспитатель:

Волшебный квадратик.

То гусь, то солдатик,

То лебедь, то лошадь,

То мышь, то калоша,

То домик, то гномик,

То гриб, то цветок,

Квадрат - уникальный,

Сыграем дружок!

Что бы выполнить следующее задание, нужно сесть за столы и выложить из комплекта геометрических фигур силуэт лисички.  Я покажу вам картинку, вы постараетесь запомнить, а затем по памяти выложить изображение.

 Игра «Танграм»

(Дети садятся за столы и принимаются за работу, индивидуальное задание)

(Звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Все справились с заданием? (Ответы детей)

Молодцы! У вас все получилось.

 Лисичка: - Спасибо вам ребята, вы меня отлично выручили, держите бревнышко.

Воспитатель: -Ребята, вы такие молодцы. Всем зверятам помогаете, а не отдохнуть ли нам на этой чудесной поляне? Поиграем с лисичкой в игру «Затейники»?

Малоподвижная игра «Затейники»

(Затейника выбирают по считалочке)

Раз, два, три, четыре

Кто не спит у нас в квартире.

Всем на свете нужен сон.

Кто не спит, тот выйдет вон!

Затейник в середине круга. Дети идут по кругу, произносят слова:  

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе,

С делаем вот так».

Затейник показывает движение, дети повторяют.

  Дети складывают бревнышко в корзинку, смотрят на карту и идут дальше к волчонку. Волчонок под деревом сидит. Рассказываем ему, зачем пришли в лес.

Волчонок: - Здравствуйте дети! Я очень хочу, чтобы вы скорее починили нам мостик, только вот пока мы в школу не ходили, мне нужно было решить задачи. Помогите  мне, пожалуйста. И я вам бревнышко отдам.

Дети: - Конечно волчонок мы тебе поможем, мы как раз научились решать задачи у нас в саду.

Игровая ситуация «Реши задачи»

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой
Сколько их? (7)

Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать –
Поросят осталось… (5)

Белка пять грибов нашла

Три – бельчатам отдала.

Сидит белка у дупла

У нее грибочков? (два)


Пять пушистых кошек
Улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала,
Сколько кошек вместе стало? (6)

Сколько орехов лежит в пустом стакане? (0 - стакан то пустой)

Воспитатель: -Ну вот ребята, вы собрали все бревнышки, мы можем отправиться к речке и построить мостик. Идем?

Дети направляются к реке и строят переправу.

Игровая ситуация «Мостик»

(На мольберте появляется изображение Старичка - Лесовичка из  лесной школы)

- Спасибо вам ребята, за то, что построили мостик, и теперь лесные звери смогут снова ходить в школу. Я знаю, что вы тоже скоро пойдете, первый раз в школу, я надеюсь, что вы будете хорошо учиться на одни пятерки. А за вашу помощь я хочу вас отблагодарить (корзинка с конфетами).

 

3.Заключительная часть:

оценка деятельности детей, самооценка,

подведение итогов.

- Ну а нам пора возвращаться в детский сад, закройте глаза и представьте, что мы полетели обратно (дети встают друг за другом и так же под музыку отправляются в детский сад).

- Ребята, понравилось вам путешествие? Кого мы сегодня выручали? И как мы им помогли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности взрослого и детей группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие в зимний лес»

1.Закрепить представления о сезонных изменениях в природе, о свойствах и качествах льда.2. Уточнить и расширить представления детей о жизни в природных условиях диких животных: как приспосаблива...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Лесное путешествие" с использованием мини - робота пчелки Би - бот с детьми средней группы.

Задачи: Образовательные:Обобщить полученные знания.Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счет в пределах 10; умение сравнивать фигуры по величине, ориентировываться во времени ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Город волшебства» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Занятие  способствующее развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию «Лесные путешественники » для детей среднего дошкольного возраста

Методическая разработка образовательной  деятельности по познавательному развитию  «Лесные путешественники »...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Лесные и садовые ягоды" в старшей группе.

Цели: закрепить, расширить и  обобщить знания детей о лесных и садовых ягодах нашего края.Задачи:·         Рассказать детям о ягодах, их разновиднос...