Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Образование числа десять и знакомство с разными видами треугольников» для детей старшей группы»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект представляет собой план занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 5–6 лет. Основная цель - познакомить дошкольников с образованием числа 10 и видами треугольников. В ходе занятия решаются следующие задачи: познакомить детей с образованием числа 10 через сравнение групп предметов (9 и 10), закрепить навык количественного счёта и умение отвечать на вопрос «Сколько?», сформировать представления о разных видах треугольников (равносторонний, равнобедренный, разносторонний), развить логическое мышление, внимание и мелкую моторику, работа с раздаточным материалом (исследование свойств треугольников, конструирование из счётных палочек).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 126 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений на тему: «Образование числа десять и знакомство с разными видами треугольников» для детей старшей группы»
Выполнила: воспитатель Толкачева Т. Ю.
Санкт-Петербург
2025
Цель: сформировать у детей математические представления об образовании числа десять и систематизировать знания о разных видах треугольников.
Задачи:
Познавательные:
- познакомить детей с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10;
- учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?» при счёте до 10;
- формировать умение сравнивать две группы предметов (до 10 единиц), устанавливать равенство/неравенство;
- закреплять знание последовательности частей суток, умение называть их по порядку;
- совершенствовать представления о треугольнике (равносторонний, равнобедренный, прямоугольный).
Развивающие:
- развивать логическое мышление при сравнении количеств;
- совершенствовать зрительно-пространственное восприятие при работе с геометрическими фигурами;
- стимулировать речевую активность: использовать в ответах математические термины («десять», «больше», «меньше», «равно», «утро», «день» и т. д.).
Воспитательные:
- воспитывать внимательность и аккуратность при выполнении заданий;
- формировать умение работать в коллективе, слушать ответы товарищей;
- поддерживать интерес к математической деятельности через игровые приёмы.
Демонстрационный материал (для показа всей группе):
- магнитная доска или фланелеграф;
- наборы плоских фигур: 10 кругов и 10 квадратов (крупного размера);
- карточки с изображениями частей суток (4 шт.: утро, день, вечер, ночь);
- модель треугольника (равностороннего, равнобедренного, прямоугольного) — по 1 экз. каждого вида;
- числовые карточки с цифрами от 1 до 10 (крупные, яркие);
- указка;
- игрушка или картинка персонажа (например, Незнайка) для игровой мотивации.
Раздаточный материал (на каждого ребёнка):
- двухполосные карточки для выкладывания фигур;
- мелкие фигуры: 10 кругов и 10 квадратов (одного цвета);
- набор треугольников разных видов (равносторонний, равнобедренный, прямоугольный) — по 1 шт. каждого;
- карточка с контурным изображением 3–4 треугольников разных видов (для распознавания);
- простые карандаши;
- тетради в крупную клетку для графических заданий;
- счетные палочки (5–10 шт.)
Ход занятия
I. Вводная часть
Приём: игровая ситуация «Помоги Незнайке».
Воспитатель показывает игрушку/картинку Незнайки: «Незнайка хочет научиться считать до 10, но не знает, как получить число 10. Давайте ему поможем!»
Игровое упражнение: «Считай дальше»
Воспитатель встает вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: нужно назвать любое число (до 9) и передать мяч соседу, который называет число следующее за названным числом (7…8) т так далее
II. Основная часть
- Образование числа 10
Воспитатель предлагает детям в верхнем углу фланелеграфа отсчитать9 квадратов, а в нижнем - 9 треугольников. Вместе с детьми устанавливает, что квадратов и треугольников поровну- по 9. Вызванный ребенок вместе с воспитателем добавляет на нижнюю полоску 1 треугольник и считает треугольники. Воспитатель спрашивает:
- Сколько стало треугольников?
- Какое число получилось? (10)
- Как получилось число 10? (к 9 добавили 1)
- Какое число больше: десять или девять?
- Какое число меньше: девять или десять?
Воспитатель предлагает установить равенство путем добавления или убавления 1 фигуры, уточняет образование чисел.
Практическое упражнение: дети на двухполосных карточках выкладывают 9 квадратов, затем добавляют 1 квадрат и считают: «Девять и один — десять».
Сравнение групп: «Чего больше: 9 кругов или 10 квадратов? На сколько?»
Счёт до 10 и обратное сравнение
- Игра «Найди пару»: воспитатель показывает цифру 10, дети находят среди своих фишек/карточек соответствующее количество предметов.
- Упражнение «Сосчитай и сравни»: на доске — 10 яблок и 9 груш. Дети определяют, где предметов больше, где меньше, на сколько.
- Вопросы: «Какое число больше: 10 или 9? Какое меньше?»
Части суток
- Рассматривание карточек с изображениями утра, дня, вечера, ночи.
- Задание: «Разложи картинки по порядку. Назови, что идёт после утра?»
Игра «Когда это бывает?»: воспитатель описывает действия (например, «Дети идут в садик»), дети называют часть суток.
Физкультминутка «Части суток» (движения по тексту):
Утром встаём, руки поднимаем,
Днём гуляем, ногами шагаем,
Вечером сидим, головой качаем,
Ночью спим — тихо засыпаем.
Треугольники: свойства и виды
Воспитатель дает детям задание: выложи перед собой все геометрические фигуры, лежащие на подносе.
Чем похожи фигуры? (Три угла, три стороны)
Воспитатель предлагает найти отличия между треугольниками, сравнив с помощью полоски бумаги длину сторон каждого из них.
Воспитатель обобщает (показ моделей треугольников): «Треугольник-это такая геометрическая фигура, у которой три угла и три стороны. Треугольник у которого все стороны равны, называется равносторонним. Треугольник, у которого две стороны равны по длине, называется равнобедренным. Треугольник, у которого все стороны разные по длине, называется разносторонним. Но, все они называются- треугольники».
Практическая работа: Дети строят треугольники из счетных палочек: равносторонний, равнобедренный и разносторонний.
Для проверки вызванный ребенок выполняет задание на фланелеграфе, называет вид треугольника, уточняет длину сторон, построенного треугольника.
III. Заключительная часть (рефлексия)
Длительность: 3–4 мин.
Вопросы: «Как мы получили число 10? Какие части суток мы вспомнили? Какие виды треугольников узнали?»
Оценка деятельности: «Вы отлично помогли Незнайке! Научились считать до 10 и различать треугольники».
Предложение: «Дома найдите предметы треугольной формы и расскажите о них завтра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине.
План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Состав числа 5» с детьми подготовительной к школе группы
Цель: познакомить с числом 5 и его составом....
НОД по формированию элементарных математических представлений на тему " Образование числа 10"
Развивать у детей умение выполнять элементарные математические действия по образованию числа....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему «Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера. Развитие внимания» в средней группе.
Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов....

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений на тему "Образование числа 9"
Тема: Образование числа 9...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности по элементарным математическим представлениям по теме « Состав числа семь »
Дети выполняют задния по математическим представлениям вместе с Лисой....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: " Образование числа 5. Счёт в пределах 5"
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: " Образование числа 5. Счёт в пределах 5"...
