Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Образование числа десять и знакомство с разными видами треугольников» для детей старшей группы»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Толкачева Татьяна Юрьевна

Конспект представляет собой план занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 5–6 лет. Основная цель - познакомить дошкольников с образованием числа 10 и видами треугольников. В ходе занятия решаются следующие задачи: познакомить детей с образованием числа 10 через сравнение групп предметов (9 и 10), закрепить навык количественного счёта и умение отвечать на вопрос «Сколько?», сформировать представления о разных видах треугольников (равносторонний, равнобедренный, разносторонний), развить логическое мышление, внимание и мелкую моторику, работа с раздаточным материалом (исследование свойств треугольников, конструирование из счётных палочек).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_femp.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 126 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                         Конспект занятия

по  формированию элементарных математических представлений на тему: «Образование числа десять и знакомство с разными видами треугольников» для детей старшей группы»

                                                      Выполнила: воспитатель Толкачева Т. Ю.

                                                 

                                           

                                               

     

                                                    

                                                    Санкт-Петербург 

                                                              2025

 Цель: сформировать у детей   математические представления об образовании числа десять и систематизировать знания о разных видах треугольников.

Задачи:

Познавательные:

  • познакомить детей с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10;
  • учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?» при счёте до 10;
  • формировать умение сравнивать две группы предметов (до 10 единиц), устанавливать равенство/неравенство;
  • закреплять знание последовательности частей суток, умение называть их по порядку;
  • совершенствовать представления о треугольнике (равносторонний, равнобедренный, прямоугольный).

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при сравнении количеств;
  • совершенствовать зрительно-пространственное восприятие при работе с геометрическими фигурами;
  • стимулировать речевую активность: использовать в ответах математические термины («десять», «больше», «меньше», «равно», «утро», «день» и т. д.).

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность и аккуратность при выполнении заданий;
  • формировать умение работать в коллективе, слушать ответы товарищей;
  • поддерживать интерес к математической деятельности через игровые приёмы.

Демонстрационный материал (для показа всей группе):

  • магнитная доска или фланелеграф;
  • наборы плоских фигур: 10 кругов и 10 квадратов (крупного размера);
  • карточки с изображениями частей суток (4 шт.: утро, день, вечер, ночь);
  • модель треугольника (равностороннего, равнобедренного, прямоугольного) — по 1 экз. каждого вида;
  • числовые карточки с цифрами от 1 до 10 (крупные, яркие);
  • указка;
  • игрушка или картинка персонажа (например, Незнайка) для игровой мотивации.

Раздаточный материал (на каждого ребёнка):

  • двухполосные карточки для выкладывания фигур;
  • мелкие фигуры: 10 кругов и 10 квадратов (одного цвета);
  • набор треугольников разных видов (равносторонний, равнобедренный, прямоугольный) — по 1 шт. каждого;
  • карточка с контурным изображением 3–4 треугольников разных видов (для распознавания);
  • простые карандаши;
  • тетради в крупную клетку для графических заданий;
  • счетные палочки (5–10 шт.)

                                        Ход занятия

I. Вводная часть
Приём: игровая ситуация «Помоги Незнайке».

Воспитатель показывает игрушку/картинку Незнайки: «Незнайка хочет научиться считать до 10, но не знает, как получить число 10. Давайте ему поможем!»

Игровое упражнение: «Считай дальше»

 Воспитатель встает вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: нужно назвать любое число (до 9) и передать мяч соседу, который называет число следующее за названным числом (7…8) т так далее

II. Основная часть

  1. Образование числа 10

Воспитатель предлагает детям в верхнем углу фланелеграфа отсчитать9 квадратов, а в нижнем - 9 треугольников. Вместе с детьми устанавливает, что квадратов и треугольников поровну- по 9. Вызванный ребенок вместе с воспитателем добавляет на нижнюю полоску 1 треугольник и считает треугольники. Воспитатель спрашивает:

  • Сколько стало треугольников?
  • Какое число получилось? (10)
  • Как получилось число 10? (к 9 добавили 1)
  • Какое число больше: десять или девять?
  • Какое число меньше: девять или десять?

Воспитатель предлагает установить равенство путем добавления или убавления 1 фигуры, уточняет образование чисел.

Практическое упражнение: дети на двухполосных карточках выкладывают   9 квадратов, затем добавляют 1 квадрат и считают: «Девять и один — десять».

Сравнение групп: «Чего больше: 9 кругов или 10 квадратов? На сколько?»

Счёт до 10 и обратное сравнение

  • Игра «Найди пару»: воспитатель показывает цифру 10, дети находят среди своих фишек/карточек соответствующее количество предметов.
  • Упражнение «Сосчитай и сравни»: на доске — 10 яблок и 9 груш. Дети определяют, где предметов больше, где меньше, на сколько.
  • Вопросы: «Какое число больше: 10 или 9? Какое меньше?»

Части суток

  • Рассматривание карточек с изображениями утра, дня, вечера, ночи.
  • Задание: «Разложи картинки по порядку. Назови, что идёт после утра?»

   Игра «Когда это бывает?»: воспитатель описывает действия (например,           «Дети идут в садик»), дети называют часть суток.

 Физкультминутка «Части суток» (движения по тексту):

Утром встаём, руки поднимаем,
Днём гуляем, ногами шагаем,
Вечером сидим, головой качаем,
Ночью спим — тихо засыпаем.

Треугольники: свойства и виды

Воспитатель дает детям задание: выложи перед собой все геометрические фигуры, лежащие на подносе.

Чем похожи фигуры? (Три угла, три стороны)

 Воспитатель предлагает найти отличия между треугольниками, сравнив с помощью полоски бумаги длину сторон каждого из них.

 Воспитатель обобщает (показ моделей треугольников): «Треугольник-это такая геометрическая фигура, у которой три угла и три стороны. Треугольник у которого все стороны равны, называется равносторонним. Треугольник,  у которого две стороны равны по длине, называется равнобедренным. Треугольник, у которого все стороны разные по длине, называется разносторонним. Но, все они называются- треугольники».

Практическая работа: Дети строят треугольники из счетных палочек: равносторонний, равнобедренный и разносторонний.

Для проверки вызванный ребенок выполняет задание на фланелеграфе, называет вид треугольника, уточняет длину сторон, построенного треугольника.

III. Заключительная часть (рефлексия)
Длительность: 3–4 мин.

Вопросы: «Как мы получили число 10? Какие части суток мы вспомнили? Какие виды треугольников узнали?»

Оценка деятельности: «Вы отлично помогли Незнайке! Научились считать до 10 и различать треугольники».

Предложение: «Дома найдите предметы треугольной формы и расскажите о них завтра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине.

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине....

НОД по формированию элементарных математических представлений на тему " Образование числа 10"

Развивать у детей умение выполнять элементарные математические действия по образованию числа....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: " Образование числа 5. Счёт в пределах 5"

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: " Образование числа 5. Счёт в пределах 5"...