Ориентировка в пространстве. Старшая группа.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Фрмирование математических представлений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Ориентировка в пространстве».
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
Цель: формировать у детей позитивную мотивацию к познанию, умение ориентироваться в пространстве.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать понимание пространственных отношений (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, умение обозначать в речи взаимное расположение предметов; формировать умение ориентироваться на листе бумаги;
- закреплять представления детей о днях недели, наступившем времени года, умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;
- совершенствовать счетные навыки в пределах 10, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда, умение выкладывать изображение предмета из нескольких частей.
Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление; способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.
Воспитательные: поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость и целеустремленность; воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
Предварительная работа: игры, направленные на развитие познавательных процессов, отгадывание загадок; рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», «Счет до 10»; дидактические игры «Подбери фигуру», «Назови и сосчитай» и др. ; упражнения на ориентирование в окружающем пространстве и на плоскости «Назови соседей», «Лабиринт»; разучивание физкультминутки, геометрическое конструирование на плоскости.
Материал и оборудование: набор геометрических фигур, квадратный лист бумаги, смайлики (грустный и веселый) на каждого ребенка; набор цифр, ключ (из составных частей) на каждого ребенка; игрушки: белка, лиса, ежик, медведь; ноутбук, проектор.
Ход НОД
Слайд 1. Путешествие по сказке.
Воспитатель: Дети, я знаю, что вы очень любите сказки. И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по сказке.
А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова “1, 2, 3, обернись, в сказке окажись.”
Открываем глаза. Сказка начинается.
Слайд 2. Жил-был царь.
Слайд 3. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по очень важным делам, а дочка дома осталась.
Слайд 4. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство.
Слайд 5. Пригорюнился Иван Царевич и поехал искать царевну.
Слайд 6. Едет день, едет два. Подходит к избушке на курьих ножках.
Слайд 7. А там Баба Яга живет.
Слайд 8. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич правильно ответит на ее вопросы.
Слайд 9. А Иван Царевич сомневается, справится ли он со сложными заданиями Бабы Яги и обращается к вам за помощью.
А помочь Ивану Царевичу смогут дети, которые умеют не только считать, знают геометрические фигуры, но еще и хорошо ориентируются в пространстве. И сегодня на занятии мы будем учиться ориентироваться в пространстве. Ну что-же вы готовы помочь Ивану Царевичу?
Тогда слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:
Слайд 10. Какой сегодня день недели?
Какой день недели был вчера?
Какой день недели будет завтра?
Какие времена года знаете? Назовите.
Какое время года наступило?
Слайд 11. Составление детьми рассказа об осени с опорой на мнемотаблицу.
Слайд 12.
Воспитатель: Вот и помогли мы Ивану Царевичу справиться с заданием Бабы Яги. Баба Яга дала клубочек и отправила Царевича к Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и Царевич пошел за ним.
Слайд 13. Прикатился клубок к болоту. И перед Царевичем появилась Кикимора.
Слайд 14. Она выслушала Царевича и решила помочь, а чтобы получить карту, надо выполнить её задание.
Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу.
Кикимора заколдовала геометрические фигуры и они забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут?
Дидактическая игра «Отгадай фигуру»
Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.
- Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (треугольник)
- Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат).
- Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)
- Эти фигуры по городу мчат,
В садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!(прямоугольник)
- Он похожий на яйцо
Или на мое лицо.
Вот такая есть окружность
Очень странная наружность.
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг… (овал)
Приготовьте геометрические фигуры. Давайте назовем их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги. (Графический диктант):
в центре листа расположите желтый круг
справа от круга расположите зеленый квадрат
слева от круга расположите красный треугольник
над кругом расположите синий прямоугольник
под кругом расположите черный овал
Воспитатель: Обращается к 2-3 детям с вопросами
Где ты расположил круг? (в центре листа)
Какая фигура находится справа от круга?
Какая фигура расположена под кругом?
А сейчас проверим.
Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашем листке должны быть расположены так, как показано на слайде.
Слайд 15. Кто допустил ошибку, исправьте ее самостоятельно.
А теперь я предлагаю вам оценить свою работу.
Слайд 16. - Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану Царевичу. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес.
В лесу Иван Царевич встретил животных. А каких, вы узнаете, если отгадаете загадки:
На его спине — иголки.
И длинны они, и колки.
Потому-то вдоль дорожек
С ними смело ходит…
(ежик)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(белка)
Хоть на вид – краса девица,
На проделки мастерица,
Кто дружить захочет с ней?
Зверя нет в лесу хитрей
(Лиса)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)
Воспитатель:
-Просмотрите, как расположились звери на лесной полянке.
-Кто находится между белкой и лисой? (ежик)
-Кто находится справа от ежика?
-Кто находится слева от ежика?
-Сзади (позади) ежа расположился….?
Слайд 17. Веселый гномик
А еще Иван Царевич встретил в лесу гномика, который предложил ему решить задачи:
1. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы. Сколько птиц летело над рекой? (Три)
2. Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат, но один из них устал и конечно же отстал. А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (пять)
Веселый гномик предлагает вам поиграть в игру «Ничего не говори, лишь руками покажи»
Физкультминутка.
Высоко! Низко!
Слева! Справа!
Далеко! Близко!
Широко! Узко!
Воспитатель. Дети, пока мы играли, Иван Царевич добрался до замка.
Слайд 18. Вот вход в замок. Дверь, за которой находится Царевна, завалена камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни.
Разберут на доске 2 детей, а мы поможем им за столами.
Вам необходимо расположить числа в прямом порядке от 1 до 10 (работа в парах.
- Назовите самое маленькое число.
- Назовите самое большое число.
- Между числами 4 и 6 находится число…. (5)
- Назовите числа, которые больше числа 8. Где они расположены? (Справа)
- Назовите числа, которые меньше 4. Где они расположены? (слева)
Благодаря вашей помощи Иван Царевич оказался перед дверью, ведущей в замок.
Слайд 19. Но хрустальный ключик, которым можно открыть дверь разбился.
Слайд 20. Давайте поможем Ивану Царевичу собрать ключ из частей.
Слайд 21.
Воспитатель: Благодаря вашей помощи Иван Царевич смог открыть дверь в замок и освободить Царевну.
Слайд 22.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и произносите вместе со мной:
1,2,3,4,5
Вот мы в садике опять.
С вами в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
3. Рефлексия
- Дети, кому мы сегодня помогали? (Ивану Царевичу)
- Какое задание вам показалось самым интересным?
- Какое задание вам показалось самым трудным?
- Благодаря чему вам удалось справиться со всеми заданиями? (потому что уже много знаем и умеем; мы дружно работали и были настоящей командой)
Иван Царевич и прекрасная Царевна очень благодарны вам и дарят вам сладкое угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП на тему: "Ориентировка в пространстве" (подготовительная группа)
Данный конспект разработан для проведения занятия в подготовителной группе детского сада. Направлен на развитие элементарных математических представлений по ориентировке в пространстве....

Лепбук "Ориентировка в пространстве" средняя группа
Програмное содержание:Упражнять детей в ориентировке в пространственных отношений, совершенствовании умений пользоваться словами, выражающими эти отношения относительно себя, относительно друг друга, ...

Картотека игр по ориентировке в пространстве (средняя группа)
КАРТОТЕКА ИГР ПО ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности формирование элементарных пространственных представлений на тему: «Ориентировка в пространстве» старшая группа
Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умений ориентироваться в пространстве, ознакомление их с пространственным ориентированием – одна из основных зада...

Конспект занятия по ФЭМП Ориентировка в пространстве Старшая группа
Конспект занятия по ФЭМП Ориентировка в пространстве Старшая группа...

Конспект по ФЭМП на тему: «Ориентировка в пространстве» старшая группа
КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности формирование элементарных пространственных представленийна тему:«Ориентировка в пространстве»старшая группаЦель: Формирование...

Консультация «Развитие навыков ориентировки в пространстве» (старший дошкольный возраст)
Консультация для родителей«Развитие навыков ориентировки в пространстве»...
