"Сказочный сюжет,как средство формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по математике (младшая группа)

математика в сказках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnyy_syuzhet.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы. Выступление на РМО. "Сказочный сюжет,как средство формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"

СЛАЙД 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Сказочный сюжет, как средство формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»

 Сказка является одной из эффективных средств формирования математических представлений детей, т. к. дети дошкольного возраста очень любят сказки. Они им понятны и знакомы. Герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. Так же, во многих сказках математика содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. Дети знакомятся с математическими представлениями через дидактические игры, сказки, пальчиковые игры, подвижные игры, театрализацию.

СЛАЙД 2

В своей работе я применяю различные сказочные сюжеты для формирования элементарных математических представлений у детей раннег возраста. Это помогает  развивать логическое мышление, формировать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать интерес к математике.

Например:ориентирование в пространстве, количественные свойства и величина представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка».

СЛАЙД3

Называем героев сказки « Репка» начиная с деда и ,наоборот ,с мышки. Ориентировались в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала - потом», «кто за кем». 
Сказка "Теремок" поможет запомнить количественный счет (раньше пришла к теремку мышка, позже - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. В этой же сказке сравнение по величине, повторение геометрических фигур и основных цветов, соотношение «выше - ниже», «вверху - внизу», «слева - справа».

На примере сказок «Три медведя», «Три поросёнка» дети знакомятся с понятиями: столько же, одинаково. Используя сказку «Три медведя» можно составить следующее задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Каким был первый стул по высоте? Каким был по высоте второй стул? и т.д. Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.

СЛАЙД4

Читая книги, я учу различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие.

Вместе с этим на своих занятиях использую театры разных видов: настольные, деревянные, кукольный театр. 

СЛАЙД5

Обучая маленьких детей через сказку, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию. При обучении детей элементарным математическим представлениям, использую такую форму совместной деятельности, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания. На «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственными участниками сказки. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!

СЛАЙД6

Дети младшего дошкольного возраста воспринимают информацию на эмоциональном уровне, поэтому очень важно продумывать до мелочей различные дидактические материалы, красочность и яркость дидактических пособий. Поэтому в своей работе использую дидактические игры собственного изготовления.

Например: сказочный ёжик. С помощью него можно решать такие задачи как овладение уравниванием неравных групп предметов путем добавления одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из большой группы (листочки, грибочки). установление простейштих пространственно- колличественных связей и отношение между предметами (больше - меньше, столько же, поровну).

Сказочный лабиринт. Мышка заблудилась. Чтобы попасть домой, ей нужно идти по дорожке определённого цвета, формы.

Теремок из фетра расширяет содержание представлений ребёнка о различных цветах (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый), знакомить с оттенками (розовый, голубой, серый) и закрепляет слова обозначающие цвет. Сравнение двух предметов по одному признаку (зеленая лягушка живет в зеленом домике...).

СЛАЙД7

Беседуя с родителями, я поняла, что, к сожалению, сказкам отводится очень мало времени в жизни детей. Существует такая проблема, как телевизор, компьютер - они прочно вошли в нашу жизнь, читать детям стали значительно меньше. Поэтому я решила собрать родителей в нашем клубе «Ромашкина семейка» и провести консультацию на тему: «Роль сказки в развитии элементарных математических представлений у детей 3-4 лет». В ходе консультации мы совместно с родителями обсудили сказку «Колобок» , где также обратили внимание на такие свойства как: величина, количество, ориентирование в пространстве ( за- перед), последовательность (сначала- потом). Так же для родителей изготовила буклет - «Сказочная математика или как придумать математическую сказку»

СЛАЙД8

Вывод:

Какой можно сделать вывод?  Обучение математике не должно быть скучным для детей, ребёнок запоминает только то, что ему интересно.

Дошкольник познает мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т. е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становится настойчивым, трудолюбивым, жаждущий знаний. Любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго.

 

Таким образом, могу смело утверждать: математика – это совсем не скучно и несложно. Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот – сказки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

I.Введение     Глава I. Дидактическая игра как средство развития математических представлений  у детей младшего возраста.1.1. Психологические  особенности  обучения ...

Роль пальчиковых игр в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

   Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни...

Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания.  Формируя у детей первые нравственные представления, воспит...

"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста."

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.Я расскажу о практическом примении игровых приемов которые ис...

опыт работы по теме "Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"

«Роль дидактических игр в формировании математических представлений у младших дошкольников» ...

Дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Математика – один из самых трудных учебных предметов. Она оказывает огромное влияние на умственное и интеллектуальное развитие. Отсюда, одной из наиболее важных задач воспитателя является развит...

Мастер-класс по теме «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мастер-класс для воспитателе ДОО по теме «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...