Знакомство детей с цифрами.
статья по математике (подготовительная группа)

Рыженко Татьяна Владимировна

Знакомство детей дошкольного возраста с цифрами. Игры на закрепление и запоминание цифр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_s_tsiframi.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей с цифрами

Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка.

Математические вычисления - это одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счету. Кроме того, это умение очень пригодится в жизни, поскольку в цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно. Мы считаем с детства и до самой старости. Считают школьники и домохозяйки, ученые и бизнесмены.

Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и того, что мы называем интеллектом.

Когда мы употребляем слово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначают количество - 2,5, или 9. Когда же мы используем слово "число", то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девять:

Именно в этой разнице - между восприятием количества с помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов заключено преимущество детей перед взрослыми.

Формирование понятия натурального числа у детей дошкольного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов), предметами быта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источнике, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают. Ребенка окружают предметы, различающиеся размерами, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учится называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребенка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия.

Формирование понятия цифра, через число в процессе обучения счету.

Основным понятием элементарной математики является понятие числа. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении дошкольного возраста  и далее продолжается в начальных классах школы.

Научиться считать – значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счетной операции дети усваивают основные правила счета: числительные называются по порядку; каждое названное числительное соотносится с одним объектом или одной группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счета. Лерушина А.М. указывала: «Цель счетной деятельности – найти итоговое число, а средством достижения этой цели является название числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества. Следовательно, надо продолжать учит детей различать итог счета от процесса сосчитывания»

У детей пятого года жизни формируется понимание связей между числами: каждое следующее число больше предыдущего и соответственно предыдущее меньше последующего.

В этот период наиболее сложно овладение итоговым числом (сколько всего?). Иногда дети ошибаются: спешат назвать следующее число, а действия руки отстают от счета, или наоборот – одним числом обозначают сразу два предмета.

В процессе формирования числовых представлений большое значение приобретает словарная работа. Дошкольники учатся согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Педагог обращает внимание на то, что мы по-разному называем числа в зависимости от того, что считаем. Например, одна кукла, но один мяч; две матрешки, но два яблока и т.д. Особое внимание следует уделять тому, чтобы дошкольники правильно называли – один, а не заменяли его словом раз.

Для того чтобы дети осознали значение (особенность) последнего числительного в процессе счета, воспитатель учит их, заканчивая счет, делать обводящее движение рукой: «Всего две елочки, всего три матрешки».

После того как дошкольники овладели счетом предметов в пределах трех, можно предлагать считать звуки, движения, сравнивать множества предметов и звуков по количеству. «Поставь столько матрешек, сколько раз я хлопну в ладоши. Сколько ты поставил матрешек?» Такие упражнения способствуют образованию межанализаторных связей и углубляют знание о числе.

У дошкольников развивается понимание того, что число включает определенное количество единиц. Состав числа из единиц изучается на конкретном материале. Сначала проводится анализ группы предметов по их количеству, признакам, а потом называются число и единицы числа. Например, перед детьми ставят 4 разноцветных куба. Им необходимо ответить на вопросы «Сколько всего кубов? Какого они цвета?» Или: «Сколько красных, синих, зеленых и желтых кубов?» (4). Значит, 4 – это 1, 1, 1 и 1.

К 6 годам у детей развивается понятие того, что числа образуются не только с помощью прибавления или вычитания единицы. Число можно получить из двух меньших чисел, его можно разложить на 2 меньших числа. Состав числа из двух меньших изучается в пределах 10.

Когда дошкольник хорошо познакомится с понятием количества, можно вводить запись цифрами. Глядя на пустой стол, спросите у ребенка, сколько на нем находится игровых фигур. Ребенок ответит, что ни одной. Объясните, что когда "нет ничего" (ни одной фигуры), то это называется словом "ноль", а для краткости и удобства его обозначают вот таким знаком - и кладете на стол карточку с цифрой "0" (напишите цифры на небольших листках бумаги; можно использовать цифры от магнитного набора). Затем уберите карточку, а на стол положите одну фигуру, напомните, что это "один", а рядом положите цифру один. Добавляйте следующую фигуру (выстаивая в вертикальный ряд) и меняйте цифру. Когда дойдете до десятка, поставьте цифру один над целым десятком, а справа, над пустым местом цифру "0". Прочитаете - "десять" - один десяток (показали) и ноль единиц. 

Закрепление цифр происходит в различных играх. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры. 

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Они сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

Например, при сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у педагога  и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.

Итак, в процессе систематического обучения детей дошкольного возраста у них развивается счетная деятельность, формируются представления о числах и цифрах.

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с цифрами»

Предлагаются игры, которые не только помогут ребенку запомнить цифры, но и решить некоторые проблемы: дети называют или «знают» лишь некоторые цифры, путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой, например, 6 и 9, 2 и 5. Часто нарушают последовательность между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов.

1.Игра Цифры и счет»

(на полу разложены карточки)

На полу располагаются 2 ряда карточек напротив друг друга. Педагог или другой ребенок становится там, где расположены точки, а другой ребенок там, где расположены цифры. Необходимо соотнести количество точек и цифры.

2.Игра «Найди пару»

Это вариант предыдущей игры, только карточки уже не на полу, а в руках. Бывает там, что надо разделить детей по парам. При помощи этой игры, это сделать очень просто и удобно. Дети выбирают любую карточку и ищут себе пару, соотнося количество точек и цифру. Причем, вместо точек, могут быть любые картинки предметов или животных, возможно, по теме недели.

3.Игра «Стаканчики»

У нас есть игровое поле и стаканчики, сверху которых написаны цифры. Игровое поле представляет собой плотный лист пластика (доску для лепки). С двух сторон на нес нарисованы круги: с одной стороны, с точками, с другой – пустые, для того, чтобы там поместить любые мелкие предметы от 1 до 9, например, камни марблс, мозаику, ракушки, киндер-игрушки и другие. Цель игры – соотнести цифру на стаканчике и количество предметов или точек.

4.Игра «Математическое домино»

Эта игра тоже на соотношение числа и количества. Дети на карточках домино считают точки и ставят домино на игровое поле, в соответствии с цифрой.

5.Игра «Найди соседей числа».

Мы все с вами знаем эту игру. Дети в нее с удовольствием играют. Цель – закрепить умение называть предыдущее число и последующее для натурального ряда цифр от 1 до 10.

6.Игра «Весы»

Цель игр– закрепить состав числа из 2х меньших чисел в пределах 10

7.Игра «Отгадай число на ощупь». Это вариант игры «Чудесный мешочек». Мы берем числа из предыдущей игры «Весы». Вы на ощупь должны узнать число.

8. Игра «Математический лабиринт». 2 варианта этой игры.

1.Объемный вариант. Цель игры – прокатить мячик через лабиринт, при этом можно повторить прямой от 1 до 10 и обратный от 10 до 1 счет..\ А так же эта игра развивает ловкость и мелкую моторику рук.

2.Плоский вариант. Этот лабиринт можно положить в файл, чтобы он стал многоразовым. Дети проводят линии фломастером – прямой и обратный счет. После этого линии можно вытереть влажными салфетками

9.Игра «Отгадай число с закрытыми глазами»

Перед вами карточки, на которых, на одних, цифры выпуклые, а на других, с желобками. Сначала необходимо дать детям потрогать карточки с числами, провести пальцами, а потом закрыть или завязать глаза и отгадывать.

10. Игра «Какая цифра?»

Для запоминания цифр, их можно:

– вылепить из пластилина

– выложить из мозаики

– скакалки

- конструктора

– карандашей

– ниток

– кубиков.

Цифры могут быть большие и маленькие, плоские и объемные, можно выложить на столе и даже на полу

11.Игра «Испорченный цифровой телефон»

Мы думаем, что в игру «Испорченный телефон» играли все, наша игра немного другая. Мы будем передавать, не слова, а цифры, и будем не говорить цифры, а писать на спине. Все желающие становятся в колонну друг за другом. На спине последнего мы пишем число, его надо передать до конца. Кто стоит самый 1й, должен назвать это число.

12.Игра «Ассоциации»

Я загадаю число, а вы попробуйте его угадать. Задавайте ведущему вопросы, на который он сможет ответить только да или нет. Например:

– Из скольки цифр состоит это число?

– Из каких элементов состоит цифра?

– Четное или нечетное число?

– На что похоже?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Познание (математика) средняя группа. Тема: «В гостях у лесных зверят» (продолжение знакомства детей с цифрой «5»).

Цель: продолжить  знакомство детей с цифрой «5», учить детей ориентироваться в пространстве. Закрепить у детей умение  сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте. Закрепить предс...

Открытое занятие "Знакомство детей с цифрой и числом 6"

Цели: Познакомить детей с числом 6 и цифрой 6. Развивать познавательную деятельность через работу с числами в занимательной форме с применением наглядного материала. Воспитывать у учащихся любознатель...

Знакомство детей с цифрами.

Как познакомить детей с цифрами?...

мастер-класс "Знакомство детей средней группы с понятиями "число", "цифра"

основу из основ математики составляет понятия числа. Однако, число,как впрочем, любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтоб...

Знакомство детей с цифрами

Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь ...

Рекомендации по знакомству детей с цифрами и числами

Чтобы заинтересовать ребенка написанием цифр, покажите ему, на что они похожи. Например, единица похожа на спицу, двойка – на лебедя, тройка, если её положить на бок, - на усы и т.п....