Блоки Дьенеша -универсальный дидактический материал для формирования математических представлений детей дошкольного возраста
консультация по математике
Блоки Дьенеша, разработанные венгерским математиком Золтаном Дьенешем, это универсальный дидактический материал, который позволяет комплексно развивать логическое и математическое мышление, формируя у дошкольников и младших школьников навыки анализа, классификации, кодирования информации, а также знакомит с основами информатики и математики через игру.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ№183
Блоки Дьенеша –
универсальный дидактический материал
для формирования математических представлений детей
Подготовил:
воспитатель высшей категории
Исанбаева К.А.
г. Оренбург 2025 г.
Блоки Дьенеша –
универсальный дидактический материал
для формирования математических представлений детей
Эти логические блоки разработал Золтан Дьенеш - венгерский психолог, педагог, профессор канадского Шербрукского университета, теоретик и практик так называемой "новой математики".
Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор
из 48 геометрических фигур, характеризуется четырьмя признаками:
- четырех форм (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник);
- трёх цветов (красный, желтый, синий);
- двух размеров (большой, маленький);
- двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют:
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать логическое мышление, представление о множестве,
операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
- Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать речь.
- Успешно овладеть основами математики.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ
БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
- Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
- в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
- как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);
- в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, надо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Дети сначала осваивают умения выявлять в предметах :
- -одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
- -сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.),
- -по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине)
- -по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.
Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Для них подойдут следующие упражнения:
- Найди все фигуры такого же цвета (формы).
- Найди такую же фигуру по форме (или по размеру).
- “Выложи дорожку”. Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению) Выкладывать дорожки можно с опорой на схему(ориентация на один и два признака)
- “Что изменилось”. Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.
- “Третий лишний”. Выложите 3 фигуры, 2 из которых объединены одним признаком. Попросите ребенка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.
- “Волшебный мешочек”. Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры.
- “Опиши”. Сложите все фигурки в мешок, предложите ребенку вытащить любую и описать ее, называю форму, цвет и размер. “Чередование”. Выкладывание цепочки (последовательности): красная, желтая – круглая, прямоугольная – большая, маленькая и т.д
- “Найди пару”. Каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую.
Для первого знакомства с карточками используются следующие упражнения:
- Нужно выбрать все фигуры, соответствующие данному знаку ( разложить по коробкам со значками)
- “Какой фигуры не хватает” Квадрат разделите на 9 частей. В 8 из них определенные значки. ребенок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки
- “Загадки” Для этой игры понадобятся карточки-загадки, на которых нарисованы 2 свойства фигуры. В пустое окошко ребенок должен положить подходящую фигуру.
- “Волшебный кубик” На грани кубика наклейте символы-знаки. Ребенок бросает кубик и выбирает соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4 можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства.
Для старших дошкольников
Для игр с детьми старшего возраста понадобятся карточки-символы.
Для каждого ребенка понадобятся карточки:
- для обозначения формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- с обозначением цвета : кляксы красная, синяя, желтая;
- для обозначения размера: большая фигура обозначается домиком с окошком, а домик без окошка – маленькая фигура;
- для обозначения толщины: толстый и худой человечек.
Второй набор карточек – отрицаний: те же карточки, но знаки перечеркнуты. Например: красная клякса перечеркнутая означает, что фигурка не красная. А значит она может быть синей или желтой. Перечеркнутый треугольник означает не треугольную фигурку ( квадратную, круглую или прямоугольную).
В помощь педагогу выпущены альбомы со схемами и заданиями:
«Блоки Дьенеша для самых маленьких» 2-3года
«Блоки Дьенеша для самых маленьких 2» 2-4 года
Блоки Дьенеша- Маленькие логики 2-3 года
«Лепим нелепицы»- Блоки Дьенеша с 4 лет
«Давайте вместе поиграем» игры с логическими блоками Дьенеша
«Праздник в стране Блоков» игры, интеллектуальные конкурсы, фокусы.
«Поиск затонувшего клада» Блоки Дьенеша для старших (5-8лет)
«Спасатели приходят на помощь» Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет).
Все игры этой серии развивают интеллектуальные способности у детей, логическое мышление, смекалку и сообразительность, внимание и память, помогают в освоении детьми шифровки и расшифровки информации, заданной в цифрах , буквах или знаках- символах.
Работа с логическими блоками Дьенеша поможет не только хорошо усвоить
программный материал детского сада, но и подготовит детей к изучению
математики, геометрии и информатики в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование математических представлений детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Обобщения опыта работы...
Опыт работы по теме «Современные подходы в формировании математических представлений детей дошкольного возраста»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...

план работы по самообразованию Тема: Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно - образовательного процесса....

«Теория и методика формирования математических представлений детей дошкольного возраста»
ООО Федеральный учебный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации «Знания»...
Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал для детей дошкольного возраста
Логические блоки...
Формирование математических представлений детей дошкольного возраста через комплекс игр на ковролине
Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему – проблему развития познавательной активности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ...

Разработка картотеки дидактических игр по развитию математических представлений детей дошкольного возраста
Разработка ориентированна на педагогов ДОУ...

