Картотека дидактических игр направленных на пространственные представления детей старшего дошкольного возраста.
консультация по математике (старшая группа)

Канайкина Зинаида Николаевна

актуальными являются дидактические игры напрвленные на пространственное представление детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

направленных на пространственные представления детей старшего дошкольного возраста

 1. Дидактическая игра «Что я загадал?»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).
Игровая задача: загадать предмет в группе.
Игровое правило: найти местоположение предмета.
Игровое действие: взаимодействовать друг с другом.
Содержание. Воспитатель предлагает ребенку загадать предмет, находящийся в группе. Например, часы, которые висят на стене. Вопросы необходимо задавать так, чтобы сначала искать не предмет, а место где он расположен. Другой ребенок задает вопросы, например: «Это висит на стене? Да. Это висит на дальней стене? Нет. Это висит рядом со шкафом? Да. Это часы? Да». Затем дети меняются ролями.

С точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади
2. Дидактическая игра «Выставка фигур»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры».
Игровая задача: определять свое местонахождение среди сверстников.
Игровое правило: встать в позу и назвать, кто впереди и сзади стоит.
Игровое действие: взаимодействовать с воспитателем и сверстниками.
Содержание. Воспитатель приглашает пройти на ковёр и встать полукругом. Воспитатель предлагает детям поиграть в выставку фигур. Затем по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Оля подойди ко мне, Таня, встань так, чтобы Оля была сзади тебя. Миша встань перед Катей» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их встать в красивую позу и назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

Дидактические игры, направленные на пространственные представления с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»
3. Дидактическая игра «Сыщики»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).
Игровая задача: найти игрушки и вернуть их на своё место.
Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции.
Игровое действие: взаимодействовать с игрушками.
Содержание. Воспитатель сообщает ребенку, что ночью в группе произошел переполох и все игрушки спрятались. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в сыщика, найти игрушки по названым ориентирам, в соответствии с которыми ребенок движется к цели (т.е. к месту, где спрятана игрушка) и вернуть их на свои место. Ребенку предлагается, например, дойти до шкафа, повернуть направо, найти дорожку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку.
4. Дидактическая игра «Там, где я встану»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).
Игровая задача: найти жителей Лимонного царства.
Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции.
Игровое действие: взаимодействовать с воспитателем.
Содержание. Воспитатель сообщает детям, что из Лимонного царства сбежали фрукты и овощи и их нужно найти. На предметах в группе изображены цветные фрукты и овощи, ребенку даётся конверт с парным изображением. Воспитатель задаёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать место, где спрятано изображение. Когда инструкция выполнена, ребенок открывает конверт и проверяет правильность выбора. Например, Маша, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Встань за этим столом справа. Кого ты видишь? Проверь своё ответ.

6. Дидактическая игра «Теремок»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение обозначать в речи взаимное расположение предметов в пространстве.
Игровая задача: назвать расположение персонажей.
Игровое правило: найти местоположение предмета.
Игровое действие: взаимодействовать с настольными фигурками персонажей из сказки «Теремок».

Содержание. Воспитатель сообщает детям, что все герои сказки «Теремок» пошли в лес и идут друг за другом, но тут у них возникает спор, кто за кем должен идти. Воспитатель спрашивает у детей, кто за кем идет, затем переставляет настольные фигурки персонажей и сообщает, что вдруг мышка говорит: "Я хочу идти впереди. Лисичка, иди на мое место." (Фигурки переставляются: мышка-первая, лисичка - последняя). Тут волк говорит: «Я хочу идти впереди. Мышка, иди на мое место». (Составляется новый вариант ряда: волк - первый, он в начале ряда, мышка - в середине ряда). Воспитатель фиксирует внимание детей на новом местоположении предмета в ряду.

7. Дидактическая игра «Уборка в комнате»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение располагать изображение предметов в указанном направлении и отражать в речи их пространственное расположение.
Игровая задача: расположить предметы и мебель в комнате.
Игровое правило: расположить картинки в соответствии заданной инструкцией.
Игровое действие: взаимодействовать с картиной «комнаты».
Содержание 1. Воспитатель сообщает детям, что в группу пришли необычные картины и предлагает детям с ними поиграть, но с картин все предметы и мебель упали. Воспитатель предлагает детям вернуть предметы на места в соответствии инструкции. Например: в центр комнаты поставить стол, справа от него поставить стул, под столом положить коврик, на стол поставить вазу, слева поставить кровать, над кроватью повесить картину, справа от картины повесить часы. Затем, воспитатель спрашивает у каждого ребенка, куда он расположил тот или иной предмет.
Содержание 2. Воспитатель предлагает детям самостоятельно расположить предметы на картине. Воспитатель предлагает каждому ребенку описать координаты того места в комнате или координаты того предмета, которые ему нравятся больше всего. Далее те дети, которые выбрали один и тот же предмет или место, могут объединиться и рассказать осталь¬ным, почему это место или предмет им нравится больше всего.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы дети услышали, как об одном и том же месте (пространственных его характеристи¬ках) можно сказать по-разному. Например: «...Больше всего мне нравится то, что находится слева от полки с игрушками».

8. Дидактическая игра «Магазин игрушек»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение обозначать в речи взаимное расположение предметов в пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).
Игровая задача: правильно сформулировать запрос на «покупку».
Игровое правило: найти и назвать расположение предметов.
Игровое действие: взаимодействовать друг с другом.
Содержание 1. Воспитатель сообщает детям, что Незнайка открыл магазин игрушек и просит назвать расположение игрушек. Вначале роль продавца удобнее давать кому-либо из детей, а роль покупателя — брать на себя воспитателю. Позже «покупателем» может становиться любой из детей, и роль продавца также может брать на себя ребенок. Важно, чтобы при этом дети не только правильно формулировали «зап¬рос на покупку», но и правильно представляли себе тот объем и вес, который эта покупка может иметь. Так, условно говоря, если покупатель просит про¬дать ему «три штуки товара, расположенного на полке под ка¬рандашами в самой правой ее части»— т.е. три ручки, — он может унести из магазина купленные вещи в ладони. Но если он покупает, скажем, два мяча и две лошадки-качалки, то без помощи дополнительных средств (сумки, друга или папы) ребенку не справиться.
Покупатель, придя в магазин, выполнив при этом все необ¬ходимые культурные ритуалы (приветствие продавца, обраще¬ние к нему на «Вы» и т. п.), выбирает нужные ему товары, обозначая продавцу лишь четкое расположение «на витрине», где этот товар находится, и сообщает, сколько экземпляров или штук необходимого товара ему нужно, а «продавец» должен отгадать выбранный товар и назвать его. Например: «Я выбрал предмет, который находится вверху между медведем и мячом». При этом остальные дети, находящиеся на занятии, высту¬пают в роли зрителей и соотносят «правильность» выбранного продавцом предмета.
Содержание 2. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть полки стеллажа и ответить на вопросы: сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине пирамидок (больших, маленьких)?. На какой полке стоят пирамидки? Сколько в магазине матрешек (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Что стоит слева от пирамида? Справа от пирамид, слева от мишки, справа от куклы, слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами?

Дидактические игры, направленные на ориентировку в трехмерном пространстве, в движении (усложнение: закрытыми глазами)
9. Дидактическая игра «Пешеходы»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве, в процессе активного передвижения; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).
Игровая задача: передвигаться по правой стороне, не мешая друг другу.
Игровое правило: обменяться «домиками».
Игровое действие: взаимодействовать со сверстниками.
Оборудование: стулья, обручи, предметы из группы.
Содержание. Воспитатель предлагает детям поиграть в пешеходов. На полу групповой комнаты изображен тротуар, по которому будут идти «пешеходы». Рядом с тротуаром, с двух концов, ограничивающих его протяженность, расположены обручи (одинаковое количество) - это «дома». Дети стоят в обручах, они изображают жителей домов. После удачного перехода по тротуару дети, стоящие друг напротив друга, обмениваются «домами». Перед началом игры воспитатель объясняет, что пешеходы ходят по правой стороне тротуара и поэтому не мешают пешеходам, идущим им навстречу. Воспитатель побуждает ребенка обменяться «домиком» с ребенком, который стоял напротив него. Затем он вызывает двоих детей, стоящих друг против друга. Они идут по тротуару навстречу друг другу и тоже обмениваются «домиками». Затем идет следующая пара. Игра заканчивается, когда все дети обменяются «домиками» и окажутся с противоположной стороны.

10. Дидактическая игра «Космонавты»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве, в процессе активного передвижения.
Игровая задача: сориентироваться в окружающей местности.
Игровое правило: быстрее всех занять место на своей «планете».
Игровое действие: взаимодействовать друг с другом.
Содержание 1. Воспитатель предлагает детям поиграть в космонавтов и сообщает, что нужно покорить необычные планеты, но для этого нужно поделиться на команды. Воспитатель делит детей на три команды и каждой определяет цветной флажок – «планеты» (синий, красный, желтый). Воспитатель размещает в разных концах площадки флажки этих же цветов. Каждая команда строится колонной перед флагом своего цвета и отправляется в путешествие по «космосу». Когда воспитатель играет в бубен, дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Когда бубен останавливается - дети бегут к своей «планете» и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая команда построилась первой.
Содержание 2. Когда бубен останавливается - все дети останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель меняет местами флажки и говорит: «На места!» Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своей «планеты». Воспитатель отмечает, какая команда построилась первой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста

Практические упражнения, направленные на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический практикум «Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Презентация "Педпрактикум "Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики"

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Мастер-класс для родителей на тему "Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"

quot;Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"...