Проект "Забавная геометрия"
проект по математике (средняя группа)
В результате этого проекта дети освоили геометрические фигуры, научились сравнивать и выделять между фигурами сходство и отличие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.58 КБ | |
| 34.19 КБ | |
| 186.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как научить ребенка различать геометрические фигуры?»
Прежде всего, важно помнить, что обучение дошкольников началам математики наиболее успешно будет проходить в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач, которые специально продумываются воспитателем.
Игровая форма поможет привлечь внимание детей к обучению, создать у них положительный эмоциональный настрой. Но игровая задача, предлагаемая детям, должна способствовать усвоению программного материала. Другими словами, взрослый ставит перед собой цель научить детей, упражнять их в чем-либо и т. д.; перед ребенком же стоит совсем иная задача — игровая.
Можно подобрать множество игр, в которых учет различных свойств предметов определяет результат действий ребенка.
Так, в игре «Найди свое место» умение различать геометрические фигуры и соотносить их, находя такую же, оказывается необходимым условием выполнения игрового действия. Рассмотрим эту игру. Детям раздают различные геометрические фигуры, а на стулья, поставленные в ряд, кладут карточки с изображением этих фигур. Дети расходятся, свободно передвигаясь. По условленному сигналу дети находят свое место, т. е. каждый садится на тот стул, где лежит карточка с изображением его геометрической фигуры. Таким образом, изображение геометрической фигуры служит средством для достижения цели. Приведем еще один пример игры, где наиболее ярко можно продемонстрировать, как достижение игрового результата ведет к усвоению программного материала.
Игра «Найди свою фигуру»
Сделайте из картона ящик, в котором прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной формы. Цель игры — научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры.
Педагог делит детей на две группы: у одних — геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике; у других — конверты с изображением круга, треугольника, квадрата. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь по изображениям на своих конвертах.
В такой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему появляется речевая активность играющих. Например, ребенку всегда важно не только то, правильно ли он нашел свою фигуру, но и то, правильно ли нашел фигуру его товарищ. При этом дети очень хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» или «Это, это бери! Видишь: здесь квадрат и вот квадрат. Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.
Игра «Гаражи». Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер» — круг, квадрат, прямоугольник или треугольник. В разных концах группы расположены гаражи, также обозначенные кругом, прямоугольником, квадратом или треугольником большего, чем у детей, размера. Машины могут заезжать только в свой гараж, т. е. в тот, который соответствует номеру машины. Итак, правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет различать геометрические фигуры.
Дети, держа свои номера машин перед собой, как руль, ездят по комнате. По сигналу воспитателя все въезжают в свои гаражи. Взрослый проверяет, правильно ли нашла каждая машина свой гараж. При повторении игры можно незаметно поменять гаражи местами: это заставляет водителей быть еще внимательнее.
Все подобные игры ценны тем, что перед детьми стоит лишь игровая задача, а то, что при этом усваивается тот или иной программный материал, знает только воспитатель, организующий занятие.
Рекомендуется сравнить квадрат с прямоугольником и треугольником, квадрат с кругом, определив, чем эти фигуры отличаются друг от друга: у квадрата и треугольника есть углы, а у круга их нет.
Можно предложить детям раскладывать фигуры, разные по величине, в возрастающем и убывающем порядке.
Дошкольников знакомят также с геометрическими телами: кубом и шаром. Знакомство с ними своевременно, так как дети часто используют их в играх, слышат названия от воспитателя, надо лишь уточнить названия этих геометрических тел, помочь детям выделить их отличительные признаки. При этом нужно стараться построить занятие таким образом, чтобы признаки эти стали значимы для детей.
Еще одним интересным способом знакомства дошколят с геометрическими фигурами может быть игра «Скажи, на что похоже?» Предложите ребенку карточки, с изображением разнообразных предметов, которые соотносятся с геометрическими фигурами. Можно усложнить игру: покажите сначала малышу геометрическую фигуру, а затем предложите придумать на что или кого она похожа, или наоборот.
К трехлетнему возрасту ребенок уже умеет группировать предметы по форме. И теперь нужно более конкретно познакомить ребенка с каждой геометрической фигурой, научить определять и называть форму предметов. Начинайте знакомство с фигурами постепенно, и переходите к следующей после того, как малыш уже хорошо её запомнил.
Игра «Разноцветные окошки» позволяет с малышом закрепить названия фигур, количественный и порядковый счёт, развивает умение сравнивать две равные и неравные группы предметов. Предложите выложить ему на верхнем этаже четыре круглых окошка, а на нижнем этаже 5 треугольных. Сравните группы предметов, спросите на каком по счёту месте стоит красный треугольник и т. д. В конце года можно предложить положить на каждом этаже цифру в соответствии с окошками – фигурами.
Изучать геометрические фигуры можно с помощью предлагаемых игр. Только постарайтесь сделать занятия с вашим ребенком веселыми и интересными! Играйте, а не обучайте!
Предварительный просмотр:
МБОУ Одинцовская СОШ № 3
Структурное подразделение «Детский сад»
Познавательно-творческий проект
«Забавная геометрия»
Средняя группа
Подготовила: воспитатель
Драгалева Мария Викторовна
2023 г.
Вид проекта: познавательно – практический, краткосрочный
Срок реализации проекта: с 4 декабря по 22 декабря 2023 года
Участники проекта: воспитатель, воспитанники группы, родители.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность проекта:
На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему моего проекта считаю актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие среднего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности .
В связи с этим возникла проблема: как обеспечить ознакомление детей с геометрическими фигурами. С этой целью и был написан проект, участвуя в котором дети не только знакомятся с геометрическими фигурами, но и развивают свои творческие способности.
Цель проекта. Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
для детей:
- Учить различать геометрические фигуры с помощью тактильно- двигательного и зрительного анализаторов.
- Узнавать, что фигуры могут быть разного размера.
- Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по двум признакам - цвет и форма.
- Находить геометрические фигуры в окружающих предметах.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, формировать коммуникативные навыки.
- Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
для педагогов:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах познавательного развития детей.
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, внедряя инновационные технологии.
для родителей:
- дать представление родителям о значимости формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Методы, приемы работы с детьми:
Методы:
- наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;
- словесный: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.
- наглядно – практический: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Приѐмы:
- изготовление альбомов; дидактических игр;
- рассматривание альбомов, книг и иллюстраций о геометрических фигурах, целевая прогулка рассматривание слайд-презентаций;
- словесные: беседы-диалоги, стихов, чтение художественной литературы;
- динамические паузы, гимнастика для глаз, подвижные игры.
Формы работы с родителями воспитанников:
- Беседы с родителями по теме проекта
- Консультации для родителей
- Ознакомление родителей и детей с фотоматериалом по теме проекта
- Участие родителей в обогащении РППС: создание и пополнение центра математики для детей.
Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
- освоят геометрические фигуры;
- научатся сравнивать и выделять между фигурами сходство и отличие;
- обогатят словарь математическими терминами;
- научатся использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности).
Для педагогов:
- Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
- Создание условий для проявления воображения, любознательности, применения умений на практике у детей младшего дошкольного возраста.
Для родителей:
- Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательного интереса детей, смогут овладеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
- Активное взаимодействие с педагогами ДОУ по вопросам познавательного развития детей.
Продукт проектной деятельности:
- использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.
- выставка работ семейного творчества: « Геометрические фигуры рядом».
Этапы осуществления проекта.
I этап - подготовительный
II этап -основной
III этап -заключительный
План реализации проекта
I этап – подготовительный
- подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта,
- подобрать художественную литературу по теме для чтения детям, создать виртуальные экскурсии "В мире геометрических фигур. Удивительное рядом"
- подбор консультаций для родителей ,
- изготовление папки-передвижки для родителей.
- разработка дидактических игр, бесед .
II этап - основной
Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
III этап. Заключительный.
- анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
- оформление выставки работ семейного творчества: « Геометрические фигуры рядом».
- презентация на педсовете ДОУ.
Приложение 1
План работы по теме проекта
Мероприятия | Цели | Ответственные |
| ||
#1048;зучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода | Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования | Воспитатель |
Составление плана над проектом. | Реализация мероприятий по проектной деятельности | Воспитатель |
Беседа с родителями "Познавательное развитие детей. Геометрические фигуры" | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатель, |
Подбор наглядного иллюстративного материала для детей по теме проекта. | Создать условия для реализации проекта | Воспитатель, |
Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды с активным взаимодействием с родителями воспитанников. | Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей. | Воспитатель, |
Ознакомление родителей и детей с используемыми материалами по теме проекта. | Сформировать интерес у детей к проектной деятельности. | Воспитатель, |
2 этап – основной. | ||
Познавательное развитие | Дидактические игры: Блоки Дьенеша, «Танграм», «Большие и маленькие», «Найди лишнюю фигуру», «Чудесный мешочек», «Построим фигуру», «Четвѐртый лишний», «На что похоже»; «Магнитная мозаика», Головоломка «Геометрические фигуры», Лото «Цвета и фигуры», Выкладывание геометрических фигур из палочек. Настольно-печатные игры: «Геометрическое лото»; «Подбери по цвету и форме», «Цвета и форма»; Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад». |
Речевое развитие | Отгадывание загадок по теме, заучивание стихов о геометрических фигурах чтение художественной литературы: Сказки о геометрических фигурах. |
Художественно – эстетическое развитие | Раскрашивание готовой формы; Дид.игра «Обведи по контуру»; Аппликации из геометрических фигур: «Улитка», «Белка», «Паровозик», «Божьи коровки», «Корова», «Лошадка», «Ракета». Рисование палочками на песке по образцу. |
Физическое развитие | Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, гимнастики для глаз. Подвижные игры: «Найди свой домик», «Попади в корзину», «Кто быстрее», «Найди пару». |
Социально – коммуникативное развитие | Итоговая выставка творческих работ воспитанников и родителей в раздевальной комнате. Создание семьями воспитанников аппликации из геометрических фигур. |
3 этап – заключительный | |||
Подведение итогов. Оформление выставки. | Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательной деятельности детей. | Воспитатель, дети. | |
#1055;резентация проекта на педсовете ДОУ | Обобщение опыта работы. | Воспитатель, | |
Результативность проекта:
- В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
- У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений. Были получены системные знания о геометрических фигурах.
- Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
- Результаты проекта показали повышение уровня знаний детей о названиях геометрических фигур, форме, цвете. Вести диалог со взрослыми и сверстниками; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
- В течение осуществления проекта был подобран методический материал, пособия;
- оформлен «Математический центр».
- подобран дидактический материал для рассматривания с детьми- тематические альбомы «Такие разные фигуры»;
- изготовлен игровой материал: дидактические игры «Пятый лишний»,
- «Собери фигуру (разрезные картинки)» ; «Подбери пару», «Собери бусы»,
- «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Найди лишнюю фигуру», «На что похоже», «Геометрическая мозаика», «Магнитная мозаика», «Сложи узор», «Обведи по точкам», «Геометрические пазлы» и др.
- в детском саду проведены выставка семейного творчества
- выпущены буклеты и консультации по теме проекта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта Вид проекта : познавательно – практический, краткосрочный Срок реализации проекта: Участники проекта : воспитатель, воспитанники группы, родители. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Актуальность проекта : На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему моего проекта считаю актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие среднего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности . В связи с этим возникла проблема : как обеспечить ознакомление детей с геометрическими фигурами. С этой целью и был написан проект, участвуя в котором дети не только знакомятся с геометрическими фигурами, но и развивают свои творческие способности.
Цель проекта. Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта. Задачи : для детей: Учить различать геометрические фигуры с помощью тактильно- двигательного и зрительного анализаторов. Узнавать, что фигуры могут быть разного размера. Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по двум признакам - цвет и форма. Находить геометрические фигуры в окружающих предметах. Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, формировать коммуникативные навыки. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Методы, приемы работы с детьми: Методы: наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца; словесный: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение. наглядно – практический : игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование. Приѐмы: изготовление альбомов; дидактических игр; рассматривание альбомов, книг и иллюстраций о геометрических фигурах, целевая прогулка рассматривание слайд-презентаций ; словесные: беседы-диалоги, стихов, чтение художественной литературы; динамические паузы, гимнастика для глаз, подвижные игры.
Ожидаемый результат по проекту: Для детей: освоят геометрические фигуры; научатся сравнивать и выделять между фигурами сходство и отличие; обогатят словарь математическими терминами; научатся использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности). Для педагогов: Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде Создание условий для проявления воображения, любознательности, применения умений на практике у детей младшего дошкольного возраста. Для родителей: Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательного интереса детей, смогут овладеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах. Активное взаимодействие с педагогами ДОУ по вопросам познавательного развития детей.
Продукт проектной деятельности: использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях. выставка работ семейного творчества : « Геометрические фигуры рядом ».
План реализации проекта I этап – подготовительный подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта, подобрать художественную литературу по теме для чтения детям, создать виртуальные экскурсии "В мире геометрических фигур. Удивительное рядом" подбор консультаций для родителей , изготовление папки-передвижки для родителей. разработка дидактических игр, бесед . II этап - основной Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели. III этап. Заключительный. анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами. оформление выставки работ семейного творчества : « Геометрические фигуры рядом ». презентация на педсовете ДОУ.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной логопедической группы на тему: "Путешествие в волшебную страну Геометрию"
В ходе занятия широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы, стимулирующие активность детей, развивающие их восприятие и умение находить способы решения т...
Сказочная геометрия
Конспект занятия по математике. Старшая группа....
СКАЗКА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (ЧАСТЬ1).
Я создаю серию обучающих сказок по геометрии. Такие сказки помогут в игровой форме познавать элементарные математические представления. Сказки можно обсуждать, перессказывать, дополнять рисунками,лепк...

Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» Геометрия и окружающий мир
Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения»Геометрия и окружающий мирТематическое планирование...
НОД по математике "Путешествие в страну геометрию"
НОД по математике с детьми среднего возраста...
Разработка электронно-дидактического пособия "Весёлая геометрия".
Пояснительная записка.Данное электронное пособие предназначено для детей среднего возраста.Актуальность: понятие о геометрических фигурах важно для развития логического мышления и формирования о...
Занятие по Фэмп "Веселая геометрия" по блокам Дьенеша средняя группа
Формировать умения детей различать фотму цвет величину предметов с помощью логических блоков Дьенеша. Закреплять знания о частях суток с помощью макета "Части суток"....
