КРЕАТИВНОСТЬ. ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ.
презентация по теме

Луговая Татьяна Павловна

   

 Проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon DOKLAD_NA_KONFERENCIYu_LUGOVAYa_T._P..doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРЕАТИВНОСТЬ. ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ.

Луговая Татьяна Павловна

педагог дополнительного образования

  ЦДЮТТ  Кировского района

г. Санкт – Петербург 

  Творческая составляющая личности любого ребёнка очень важна для его гармоничного развития. Период становления личности это детство и сущность подхода к личности ребёнка в признании уникальности и неповторимости каждого, создания условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов, достижений и проблем ребёнка. Основным  требованием сегодня является развитие творческой личности, способной принимать нестандартные решения, создавать и воплощать замыслы, характеризующиеся новизной.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Одаренность – это результат природных задатков и социальной среды (игровой, учебной, трудовой), в которой проявляется деятельность ребенка.  

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства, педагогов, родителей и детей. Существует проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию. Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Нужно поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

          Оригинальные образовательные технологии выявления и развития одаренности детей позволяют предоставить возможность каждому ребенку удовлетворить интерес в творческой деятельности, освоить разнообразные образовательные направления. Работа с одаренными и талантливыми детьми показывает, что наиболее важными проблемами являются  способы выявления, развития и социальной реализации.

Гибкая система организации обучения в системе дополнительного образования способствует сохранению высокого уровня образовательных стандартов, потребности в самообразовании, признании интересов ребёнка, его творчества, поддержки его успехов и в тоже время, включение  в социально полезную деятельность.

Образовательные программы для детей в дополнительном образовании имеют разные направления деятельности, они обязательно  предусматривают развитие творческих способностей, а также создают условия по выявлению и развитию одаренных детей.

Особенностью программы «Театрально-игровая сказкотерапия» является развивающа - терапевтическая функция, становление здоровосберегающего направления. Обучение  детей в малых группах и подгруппах  учит их общению друг с другом, помогает не только самим проявить себя творчески в общей практической деятельности, но и поддержать, помочь показать свою индивидуальную выдумку. Формирование творческого потенциала предполагает органическое единство стандартных, новаторских, креативных элементов.

Занятия строятся по принципам: систематичности и последовательности обучения, прочности усвоения знаний, индивидуального подхода к каждому ребёнку, наглядности, развития творческой индивидуальности.  

Основными принципами образовательной программы являются: принцип культуросообразности, основанный на накопленном человеческом опыте,  преемственности,  дифферинцированности (анализа индивидуального подхода к ребёнку исходя из индивидуальных личностных  особенностей обучаемости, опыта творческой деятельности),  сотрудничества детей и взрослых в области творческой и образовательной деятельности, успешности (создание учащимся таких образовательных условий, при которых максимально проявляются личностные и творческие способности).

 Как определяется творчество? Рассмотрим различные подходы к характеристике творчества и особо остановимся на понимании креативности и связанных с этой категорией понятий. В научной литературе выделяются следующие основные критерии творчества:

оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;

гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;

вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся.

Начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер типа деятельности по сравнению с ранним детством. Творческое начало проявляется  в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Воображение  детей приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности.

Другой взгляд на творчество, утверждает, что центральным компонентом творчества является познавательная активность  и творчество обеспечивается развивающимся воображением.

     Центральным компонентом креативности детей является их способность к воображению, и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения. С развитием воображения, которое имеет особую форму, вид,  особую форму имеет и креативность ребенка, поэтому мы обращаемся к этой характеристике.

  Креативность – это  характеристика личности, свидетельствующая о способности  к творчеству. Чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез. Делая вывод, можно сказать, что креативность связанна  с развитием личности и интеллекта.

Игра может быть рассмотрена как средство развития творческих способностей, а ее организация для развития творчества – как необходимое условие креативности ребенка. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Ролевое поведение всегда предполагает взаимодействие, которое и составляют игры.  Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Важнейший результат игры  - глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим ее процессом. Роль – смысловой центр игры, в соответствии с которым оформляется ситуация и выполняются игровые действия.

Педагог должен руководить игрой детей только косвенными методами, не разрушая инициативу и свободу выбора ребенка. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такой педагог для детей советчик,  к нему дети обращаются  за советом и помощью. Для снятия эмоционального напряжения у детей педагогом используется: 1) метод мозгового штурма, который можно   провести  во время игры - занятия; 2) метод гирлянд.

В результате отмечаем, что дети действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Активные дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы деятельности, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей.    

Таким образом, делаем заключение, что развитие креативности в игре возможно, если инициатива в игре принадлежит ребенку.

Мы проследили влияние игры как особый вид деятельности на развитие творчества у детей. Но развитие креативности, как показал наш анализ игры, отнюдь не задается, для него необходимы внешние стимулирующие развитие факторы и, прежде всего - определенная позиция взрослого как гаранта свободы, самостоятельности и самодеятельности ребенка, возможности  развития в ребёнке  творческого потенциала, ориентация на успешность в совместной творческой деятельности.

Развитие игры и развитие творческих способностей ребенка находится в зависимости и в связи. Поэтому важно, развивая игру, обеспечить развитие креативности в ней. Развивая креативность у детей, мы способствуем развитию одаренной личности.

           Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. У творчески одаренных детей должны быть творческие родители, способные создать атмосферу, где таланту каждого из детей нашлось бы достойное место, и каждый был бы рад достойному вкладу другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект креативной творческой музыкальной деятельности "Звуки музыки"

Организация творческой  деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО...

Развитие творчески одаренных детей средствами искусства

Дошкольный возраст яркая неповторимая страница в жизни ребенка. определяющий все дальнейшее развитие ребенка. Интенсивное развитие, большой потенциал развития личности, становление основ самосознания,...

«Роль креативных творческих игр в развитии музыкального творчества ребенка дошкольного возраста»

Креативные игры способствуют музыкальному творчеству дошкольников....

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности....

Программа развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста "Школа фантазеров"

Программа развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста  «Школа фантазеров»  направлена на выявление и развитие творчески одаренных детей, реализации их потенциальных в...

Развитие творческой одаренности детей в возрасте 5 – 7 лет средствами театрализованной деятельности

Важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможносте...

«Развитие креативных творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были...


 

Комментарии

Интересная статья. Спасибо. Кое-что возьму для себя.
Луговая Татьяна Павловна

Елена Николаевна, буду рада если материал вам пригодился.
Исингалиева Мурзаганем Каримовна

Полностью согласна с автором.Педагог не должен разрушать инициативу, творческую деятельность и свободу выбора ребенка и только руководить косвенными методами.

недавно прошла курсы проблемные по теме: "Психология одаренности". многое взяла для себя
Луговая Татьяна Павловна

Дагира Рахметовна, на самом деле этот вопрос очень интересен по своей сути. Хотелось бы видеть и вашу работу по этой теме если возможно.
Дьякова Ольга Хамитовна

Татьяна Павловна,спасибо за статью.Готовлюсь к аттестации,отметила для себя много интересного и ценного.
Болсунова Найля Назиповна

Мне ваша статья понравилась. Хотелось бы больше знать об одареных творческих личностях.

Статья интересная. Сейчас много говорят о том, что одарёные дети наше будущее. А помогаем им формироваться мы педагоги. Большое спасибо!

Полностью согласна. Мы с вами, уважаемые педагоги, может только создавать условия для развития личности.
Флорова Марина Евгеньевна

Татьяна Павловна! Спасибо за интересную статью.
Луговая Татьяна Павловна

Рада, что можете использовать предоставленный мной материал
Тимошенко Лариса Николаевна

Уважаемая Татьяна Павловна, полностью с вами согласна. Вот только жаль, что бывает так, что у одарённого ребёнка далеко не творческие родители. Поэтому наверное нам, педагогам есть над чем задуматься. С уважением Л.Н.

Татьяна Павловна , в каждой из Ваших работ можно почерпнуть что-то новое, интересное.Спасибо!
Понамарева Галина Николаевна

Татьяна Павловна! Ваш матеиал мне показался довольно интересным Спасибо!