Ранний возраст. Методическое объединение для воспитателей Пушкинского района СПб.
методическая разработка по теме

Екатерина Анатольевна Петрова

В помощь воспитателям групп раннего возраста:

1. Особенности периода раннего детства (материалы для презентации)

2. Правила общения с ребенком для взрослых (памятка)

3. Организация режимных моментов с детьми группы раннего возраста (таблица)

4. Тест для родителей "Я и мой ребенок" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Достижения периода раннего детства

Ученые считают, что ранний возраст является самоценным возрастным этапом. Не следует рассматривать его как подготовку к дошкольному детству.

Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни человека.

Третий год существования ребенка особо насыщенный период во всех отношениях.

В возрасте с 2 до 3 лет: рост замедляется, тело малыша становится более пропорциональным и появляется стройность «пупсика», которая придает особое очарование детям этого возраста.

В организме ребенка происходят серьёзные изменения:

  • Продолжает развиваться лимфоидная ткань, ответственная за невосприимчивость организма к различным инфекциям;
  • Совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего малыш становится физически более выносливым;
  • Повышается работоспособность нервной системы;
  • Прогрессирует физическое развитие:

- дети овладевают ходьбой и бегом: становится больше длина шага, они могут менять ритм ходьбы, направление, по сигналу останавливаться, затем возобновлять движение, ускорять ходьбу, переходить к бегу;

- активизируется умение бросать: увеличивается сила броска, развиваются подготовительные умения к овладению замаха;

- совершенствуется ползание и лазанье, движения рук и многие другие функции.

Самое важное приобретение: осознание ребенка себя как личности, а проявление личности – борьба за самостоятельность.

Речь – мощное универсальное средство общения (из слушающего ребенок превращается в говорящего и общающегося, учится вместе со взрослым жить в этом мире)

Малыш уже менее зависим от взрослого: он ходит, одевается, раздевается, умывается и т.п. Повышается его самооценка и как только ребенок осознает это, он начинает отстаивать свои  права доступными ему средствами – «кризис 3 лет»

Симптомы кризиса «семизвездие симптомов»:

  1. Проявление негативизма и желание отрицать всё, что говорит взрослый, или сделать всё наоборот;
  2. упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел;
  3. строптивость, выражающаяся в постоянном недовольстве тем, что предлагает взрослый;
  4. своеволие: ребенок все хочет делать сам и только так, как он считает нужным;
  5. бунтарство: малыш постоянно ссорится с окружающими, ведет себя агрессивно;
  6. обесценивание личности родителей, родных и близких (бранится, плюется, бьет, щиплет и т.п.)
  7. деспотизм по отношению к близким людям.

Период с 2 до 3 лет отличается  от последующих возрастов числом и значимостью возникающих психических новообразований, фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств.

  • Любознательность, которая появляется (или не появляется) в раннем детстве, является жизнеутверждающим качеством человека. Благодаря Л. формируется интерес к познанию окружающей действительности, к овладению знаниями («хочу всё знать!»). Стремление к познанию может сохранится на долгие годы, до глубокой старости, и сделать человека счастливым, а его жизнь яркой и интересной.

  • Доверие к миру начинает складываться (или не складываться) в раннем детстве и во многом определяет будущий характер человека, успешность его в профессиональной деятельности, даже в какой-то мере состояние здоровья. Такому человеку легче жить, чем тем, кто не испытывает доверия к миру и людям. Устойчивое чувство настороженности и тревоги приводит к различного рода заболеваниям.

  • Уверенность в себе формируется (или не формируется) у ребенка в раннем детстве в процессе общения со взрослыми и в предметной деятельности. Появление и становление этого личностного качества не требует от взрослых особых усилий, но если им удается подарить малышу ощущение уверенности в себе, то можно считать, что он получил один из самых дорогих подарков в жизни. И наоборот, неуверенному в себе ребенку трудно общаться с воспитателем и сверстниками, что отрицательно сказывается на его личностном развитии.

  • Целенаправленность, или целенаправленная деятельность, является особым приобретение раннего возраста. Появление (или не появление) у ребенка способности ставить цели, определять пути их достижения и добиваться результата весьма значимо для него. Именно от целенаправленности зависит, станет человек хотя бы отчасти созидателем или будет только потребителем. Желание и умение созидать – одно из предпосылок стремления человека к повышению собственного источника интеллектуальной, учебной и трудовой активности.

  • Настойчивость, под которой психологи понимают качество личности, заключающиеся в умении добиваться поставленной цели, не смешивать с упрямством, которое доставляет взрослым немало неприятностей. Сформированная в раннем детстве Н. помогает ребенку в дальнейшей жизни не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий и доводить начатое до конца, самостоятельно ставить и разрешать объективно значимые задачи.

  • Творческое воображение впервые проявляется (или не проявляется) в раннем детстве. Зачастую от наличия или отсутствия этого качества зависит вся последующая жизнь. Самостоятельное создание образа в соответствии с собственным замыслом – это сложное новообразование, которое требует от взрослых особых усилий при руководстве игровой и изобразительной деятельностью детей.

Учёные справедливо считают, что ранний возраст нельзя рассматривать только как период физического развития и физиологического созревания и ограничиваться уходом и присмотром за малышом. Необходимо в полной мере развивать потенциальные способности каждого ребенка.

Взаимодействие взрослого с детьми в течение дня в разных режимных моментах

Первые сознательные контакты между детьми часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, т.е. нет навыков взаимодействия друг с другом.

Возникающие конфликты необходимо разрешать мягко, без окриков и насилия, предлагая позитивные формы взаимодействия, переключая внимание детей на др.виды деятельности:

- отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересными занятиями или предложить ему такую же игрушку;

- организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;

- помочь детям установить очередность в игре с такой игрушкой.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:

  • Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («Отдай куклу», «Не обижай Олю», «Играйте вместе»);
  • Не унижать ребенка («Жадина», «Злюка»);
  • Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного малыша и меры воздействия на более сильного и агрессивного;
  • Использовать косвенные приемы, побуждающие ребенка высказывать свои переживания и желания («Ты хочешь сказать, что тебе жалко Катю? Давай её вот так пожалеем»);
  • Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться («Я думаю, Галя расстроена. Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»)
  • Запрещать что-либо лишь после того, как будут исчерпаны другие способы разрешения конфликта;
  • Запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям придти к соглашению («Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с 3-хлетними детьми заключается в том, чтобы сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе. Несколько советов:

  • Если малыш с чем-то не справляется, поддержать его желание добиться результата;
  • Не оценивать личность ребенка отрицательно, это больно ранит его самолюбие, постоянные упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе, гасят любознательность;
  • В случае неудачи подбодрить, внушить уверенность в своих силах («Ты так много уже умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй еще раз»)
  • Не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
  • Не вступать в споры с ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим, нужно помочь ему справиться с самим собой;
  • Чаще давать право самому выбирать, что именно и как он будет делать;
  • Воспитывать у себя (взрослого) эмпатию: пытаться принимать точку зрения ребенка, почувствовать и выразить словами состояние.

Игровые приемы для обогащения игрового опыта детей:

  • Поддержка игровой инициативы ребенка: воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша: «Молодец, Светочка, как хорошо ты кормишь дочку! Давай я налью молочка, а ты ее попоишь». Т.о.взрослый помогает продлить игру, а затем дает ребенку возможность продолжить ее самостоятельно;
  • Увеличение числа персонажей игры, поощрение речевого общения с ними. Чаще всего дети повторяют игровые действия только с теми игрушками, с которыми играл взрослый. Поэтому необходимо стимулировать игру ребенка с разными персонажами: большими и маленькими куклами, зверушками – это разнообразит игровые действия, пополняет возможности игры;
  • Расширение круга игровых предметов и действий. Наводящими вопросами и предложениями воспитатель стимулирует малыша к поиску новых игрушек. С их помощью углубляются представления ребенка об окружающем мире и действиях персонажей, игра становится более содержательной и увлекательной;
  • Обогащение игровых сюжетов. Смена сюжетов также способствует усложнению игры, делает ее интереснее. Представляя в игре житейские ситуации, ребенок выполняет более сложные роли, отображает разнообразные взаимоотношения игровых персонажей. Реализация сюжетов требует привлечения новых атрибутов, предметов, подражания действиям взрослых;
  • Выстраивание последовательности игровых действий. Чтобы игра была более содержательной, ребенку надо показать игровую ситуацию целиком, в которой все действия взаимосвязаны, персонажи вступают в разные взаимоотношения. Ему становятся понятны последовательные игровые действия, которые нужно сопровождать словесными рассуждениями: варим кашу, накладываем её на тарелочку; кормим ложечкой куклу Машу, вкусная каша, поела Маша. Теперь будем ее укладывать спать.
  • Введение в игру предметов-заместителей. Это расширяет ее содержание, делает более творческой. Воспитатель помогает превратить камешки в пирожки, палочки – в градусник, носовой платочек – в одеяльце. Постепенно ребенок начинает самостоятельно пользоваться замещениями. Взрослому бывает достаточно косвенно стимулировать игровых действий.


Предварительный просмотр:

МО для воспитателей групп раннего возраста в ГДОУ № 20 Пушкинского района СПб. 

Приложение

ВСЕМ ВЗРОСЛЫМ –

УЧАСТНИКАМ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ*

Общаясь с детьми, всегда помните о следующих несложных правилах:

  • говорить и работать с ребенком только на уровне его глаз;
  • взаимодействовать не только со своим ребенком, но и, при необходимости, с другими;
  • не игнорировать попытки ребенка завязать с Вами деятельность, общение;
  • как можно больше разговаривать с ребенком, оречевлять все свои взаимодействия с ним и собственные действия. При общении всегда делать паузу для его ответа, даже если он еще не говорит – это правило диалога.
  • стимулировать самостоятельность ребенка;
  • обязательно хвалить малыша (поцелуем, поглаживанием, словом) за малейшие достижение, проявление самостоятельности.

Будьте к малышу доброжелательны, искренни с ним. Помните, он нам (взрослым) верит. Ведь до-верие к миру дадим ему мы.

* * *

Вот 30 замечательных способов сказать малышу «Очень хорошо!»:

  1. Прекрасно!
  2. Мне нравится, как ты это сделал.
  3. Это у тебя получилось лучше всего!
  4. Я просто обожаю это!
  5. Здорово придумал!
  6. Умница!
  7. Ты сделал это!
  8. Молодец, у тебя все получается!
  9. Об этом обязательно нужно сказать папе!
  10. Все лучше и лучше!
  11. Удивительно!
  12. Ура! Браво!
  13. Здорово! Молодец!
  14. Так чудно, пальчики оближешь!
  15. Хорошо! А как тебе это?
  16. Очень неплохо!
  17. Ты делаешь все так аккуратно!
  18. Это просто замечательно!
  19. Ах! Превосходно!
  20. Похлопаем нашей Маняше!
  21. Именно так!
  22. Восхитительно!
  23. Правильно!
  24. Это выглядит здорово!
  25. Это что-то особенное!
  26. Ух ты, вы только посмотрите!
  27. Я так рада!
  28. Отлично!
  29. Мне это нравится, потому что…
  30. Ну, просто изумительно!

____________________

* - Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сб.статей и документов. Сост.:  Р.А. Горб, И.М. Исаченкова – СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003



Предварительный просмотр:

МО для воспитателей групп раннего возраста 21.04.2011 в ГДОУ № 20 Пушкинского района СПб.

Приложение

Ежедневное взаимодействие ребенка раннего возраста с взрослым (для детей, посещающих ДОУ)

№ п/п

Время в течение дня

Взаимодействие ребенка раннего возраста со взрослым в семье

Взаимодействие ребенка раннего возраста со взрослым в ДОУ

1

7.00-8.00

Пробуждение, утренний приём воды, положительно-эмоциональное общение (телесный контакт, приветствие), приучение к опрятности (высаживание на горшок), гимнастика, культурно-гигиенические процедуры (чистка зубов, умывание, расчесывание) и содержательное общение с ребенком (называние частей тела, предметов, процедур, действий малыша, их положительная оценка, позитивная установка на предстоящие события и встречи), одевание

2

8.00-8.20

Дорога в детский сад, личностно-ориентированное общение

3

8.20-8.30

Взаимоприветствие воспитателя и ребенка, родителей и педагога, утренний фильтр

Утренний хоровод или малоподвижная игра, приучение к опрятности, мытьё рук, положительно-эмоциональное общение с постепенным переходом детей к завтраку

4

8.30-9.20

Завтрак (называние блюд, посуды, закрепление навыков культуры еды: использование ложки, салфетки), по окончании еды постепенный переход детей к свободной игровой деятельности

 5

9.00-9.30

Общение воспитателя с детьми в процессе свободной игровой деятельности (расширение сюжета игры, закрепление игровых действий, знакомство с новыми игрушками, развитие умений играть совместно), индивидуальная работа по приобщению к опрятности

6

9.30-10.00

Совместная организованная деятельность с детьми по плану – по подгруппам и фронтально (музыкальное, сенсорная, двигательная активность, наблюдение, рассказывание, конструирование, рисование, лепка, чтение художественной литературы и рассматривание картинок, театрализованная игра, пение, слушание музыки, игры с песком и водой)

7

10.00-10.30

Постепенная подготовка к прогулке: соблюдение питьевого режима. Приучение к опрятности, одевание, положительно-эмоциональное общение (закрепление навыков последовательного одевания с называнием предметов одежды: цвета, действий), положительная оценка проявления самостоятельности, постепенный выход на прогулку

8

10.30-11.30

Прогулка: наблюдение, игры хороводные и малоподвижные, игры с песком/снегом (в зависимости от времени года), с игрушками; игры для развития движения разной степени активности, индивидуальная работа по развитию движений, личностно-ориентированное взаимодействие, постепенный уход с прогулки

9

11.30-12.00

Возвращение с прогулки, положительно-эмоциональное общение (закрепление навыков последовательного разевание с называнием предметов одежды: цвета, действий), положительная оценка проявлений самостоятельности, питьевой режим, приучение к опрятности, мытье рук, подготовка к обеду.

10

12.00-12.30

Обед с называнием блюд, посуды, закреплением навыков культуры еды (использование ложки, салфетки), по окончании еды выполнение элементарных трудовых поручений

11

12.30-13.00

Постепенный переход ко сну, закрепление навыков раздевания, раскладывание одежды, индивидуальное положительно-эмоциональное общение (закрепление навыков последовательного раздевания с называнием предметов одежды: цвета, действий), приучение к опрятности, укладывание в постель, пение колыбельной песни

12

13.00-15.00

Сон

13

15.00-15.30

Постепенной пробуждение, бодрящая гимнастика, положительно-эмоциональное общение (телесный контакт, приветствие), приучение к опрятности, культурно-гигиенические процедуры (умывание, расчесывание), содержательное общение с ребенком (называние частей тела, предметов, процедур, действий ребенка, положительная их оценка, позитивная установка на предстоящие события и игры), одевание

14

15.30-16.00

Полдник с называнием блюд, посуды, закреплением навыков культуры еды: использование ложки, салфетки, выполнение элементарных трудовых поручений

15

16.00-16.30

Совместная организованная деятельность по плану – по подгруппам и фронтально (музыкальное, сенсорная, двигательная активность, наблюдение, рассказывание, конструирование, рисование, лепка, чтение художественной литературы и рассматривание картинок, театрализованная игра, пение, слушание музыки, игры с песком и водой)

16

16.30-18.30

Свободная и самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа и личностно-ориентированное общение. Приветствие родителям и прощание с воспитателем. Уход домой.

Дорога из детского сада, личностно-ориентированное общение

17

18.30-19.00

Приход домой, раздевание, положительно-эмоциональное общение (телесный контакт), закрепление навыков последовательного раздевания с называнием предметов одежды: цвета, действий, телесный контакт, приучение к опрятности, подготовка к ужину

18

19.00-19.30

Ужин, сервировка стола совместно с ребенком, с называнием блюд, посуды, закреплением навыков культуры еды (использование ложки, салфетки), положительно-эмоциональное общение с ребенком (беседа о жизни малыша в течение дня)

19

19.30-20.30

Приобщение ребенка к выполнению простейших трудовых поручений, свободная и самостоятельная деятельность, игры (по выбору детей и родителей): сенсорные, наблюдения, рассказывание, конструирование, рисование, лепка, чтение рассматривание картинок, пение, слушание музыки; приучение к опрятности, чистка зубов, водные процедуры

20

20.30-21.00

Чтение, просмотр телепередачи «Спокойной ночи, малыши» или рассказывание сказки на ночь, подготовка ко сну, сон

Составитель таблицы Ольга Веннецкая (Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. Под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой. – М., Обруч, 2010)



Предварительный просмотр:

Я И МОЙ РЕБЕНОК

/тест для родителей/

N п/п

Можете ли Вы…

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

А

Б

В

1.

…в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2.

…посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3.

…признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.

…извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5.

…сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас?

6.

…поставить себя на место ребенка?

7.

…проверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая Фея?

8.

…рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

9.

… всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.

…пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11.

…выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

12.

…не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

13.

…устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

КЛЮЧ К ТЕСТУ

ОТВЕТ «А» оценивается в 3 очка,

ОТВЕТ «Б» - в 2 очка,

ОТВЕТ «В» - в 1 очко.

Если Вы набрали:

30-39 очков: ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и надеетесь на хорошие результаты.

16-30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях -  излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 очков: у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа методического объединения для воспитателей в группах детей раннего возраста "Формирование благожелательного восприятия взрослого в период адаптации у детей раннего возраста"

Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д...

Районное методическое объединение старших воспитателей Щербиновского района в форме круглого стола «Часть ООП ДОО, формируемая участниками образовательных отношений, отражение образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педа

Цель: создание базы данных о части ООП ДОО, формируемой участниками образовательных отношений Щербиновского района; актуализация знаний и навыков старших воспитателей и заместителей заведующего  ...

Педагогический опыт, представленный на районном методическом объединении для воспитателей групп дошкольного возраста Ленинского района г. Н.Новгорода в 2020 году.

Педагогический опыт, представленный на районном методическом объединении для воспитателей групп дошкольного возраста Ленинского района г. Н.Новгорода в 2020 году....

План районного методического объединения для воспитателей (старшие группы)

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам использования современных образовательных технологий....

Сообщение на районном методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС»

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нр...


 

Комментарии

Карасева Наталья Юрьевна

Спасибо большое. Мне очень понравился ваш материал.
Екатерина Анатольевна Петрова

Надеюсь, что пригодится!
Таганова Ольга Николаевна

Екатерина Анатольевна! Материал интересный, содержательный и очень полезный. Спасибо.