Работа с родителями детей с ОНР по преодолению аграмматизма.
методическая разработка по теме

Баронова Вероника Вячеславовна

Одним из главных условий преодоления общего недоразвития речи у дошкольников и , в частности, аграмматизма, является привлечение родителей к процессу.Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям правильно выбрать направление домашнего обучения.Это могут быть задания, упражнения, описания игр, которые логопед вклеивает  в домашнюю тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vas_roditeli.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

                             

     Тяжесть  речевого дефекта детей с ОНР предполагает длительный процесс обучения в условиях специального детского сада. Одним из главных условий результативности этого обучения  является привлечение родителей к процессу. Зачастую родители не понимают всей важности работы дома, мотивируя свой отказ недостаточностью свободного времени  или отказом ребенка заниматься с ними дома. А между тем, как раз именно родители являются именно тем авторитетом для детей дошкольного возраста, который  может благоприятно повлиять на умственное и речевое развитие ребенка, конечно под руководством специалиста, в данном случае логопеда. Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, помочь правильно выбрать направление домашнего обучения.  Недостаточное развитие  лексико – грамматических средств языка требует особого подхода  как логопеда, так и родителей к этой проблеме. Это  означает, что не только логопед и воспитатели в  условиях детского сада знакомят детей с различными грамматическими категориями и закрепляют их на фронтальных и индивидуальных занятиях, но и родители в домашних условиях должны следить за правильностью речи детей , тем самым закрепляя изученное в детском саду.          

         Родители могут широко пользоваться натуральными видами наглядности. Их задача не только показать, например, натуральные предметы, но и назвать, какие они, правильно согласовывая сущ. с прилагательными, с числительными. Или, например, давая своему ребенку какое – либо блюдо, спросить, из чего оно сделано, какое оно, например, варенье яблочное, а торт – яблочный. Можно попросить  назвать мучные, молочные, мясные продукты. Не составит большого труда со стороны родителей, попросить ребенка назвать какой – либо предмет ласково. Или назвать множественное число существительных (У нас стол, а как ты скажешь про много?). Во время прогулки или других режимных моментов можно предложить ребенку говорить обо всех предметах, попадающихся на пути МОЙ, МОЯ или МОЁ, тем самым согласуя сущ. с притяжательными местоимениями. Бывая с детьми в зоопарке, кино, музее и др. местах, можно попросить их вспомнить,  кого или что видел, образуя ВИН. п. ед. и мн. ч. им.сущ., чего или кого   было много в этом месте, тем  самым образуя Род. падеж ед. или множ. числа им.сущ.., спросить, чем интересуется ребенок, тем самым образовать в ответе Тв. п. сущ. ед. и мн .числа или о чем мечтает ребенок, образуя Пр.п.. сущ..При этом особое внимание следует уделить  окончанию слов и тем предлогам, которые необходимо употребить в этих падежных конструкциях. Если ребенок этого не делает, то задача взрослого – мягко исправить ребенка, проследить за окончанием слова и правильностью употребления предлога.

      Для лучшего усвоения детьми лексико – грамматических категорий мною предлагается ряд домашних заданий, в основу которых положены  следующие принципы: наглядность, переход от простого к сложному, доступность, системность  и простота в восприятии, а также  учтена ведущая деятельности дошкольника – игра. Листки с напечатанным домашним заданием наклеиваются в домашнюю тетрадь и раздаются родителям. На родительских собраниях, консультациях логопед дает рекомендации по выполнению домашних заданий, подчеркивая важность использования наглядных средств на занятиях. На индивидуальных консультациях я объясняю родителям, какие картинки желательно наклеить, чтобы детям было интересно, наглядно  и стал понятным смысл  речевого упражнения. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении.

Хочу привести примеры некоторых видов домашних заданий. Хочется заметить, что в начале каждого задания дается информация для родителей о том, что нужно или не нужно говорить детям в данной теме. Например, что детям старшей группы не говорят слово « предлог», а только «маленькое слово». На других карточках обращается внимание  на то, что ребенку не следует говорить такие слова как « падеж», «глагол», «существительное» и др.. , т.к. нередко родители, помня школьную программу, начинают объяснять материал , опираясь на эти знания, чем только запутывают ребенка.

Приведу примеры  домашних заданий по закреплению предлогов.

1.Предлог (маленькое слово)  НА.

  Информация для родителей!!!

Детям не говорят слово предлог, а только « маленькое слово»!

 Задание:      Играть в игры, отвечать на вопросы, используя предлог   НА, следить за окончанием слов!!!

« Куда села бабочка?» (на цветок( на цветке), на стол( на столе), на забор( на заборе),…)

« Куда ложится снег?» (на дерево, на крышу, на ёлку…)

« Солнечный зайчик» ( Взрослый объясняет ребенку, что солнечный зайчик

может сесть на что угодно: на стол, на стену, на потолок, на лестницу…и т.д.)

« Что где растет?» ( огурец растет на грядке, помидор –на…, перец-…, морковь-…, яблоко-.., слива-.., шишка-.., желуди-.., вишня--.., тыква-..,орехи-.., кабачок-.., горох-.., клубника-..;

« На чем можно кататься ( ехать, лететь)?» (На пароходе, на поезде, на самолете, на…)

«Где такой лист?» (Где растет березовый лист?—На березе.

-Где растет  дубовый лист?—На дубе.         –Где растет осиновый лист?--…

-Где растет кленовый лист?--…                       - Где растет рябиновый лист?--…

-Где растет ивовый лист?--…                            -Где растет тополиный лист?--…

« Кто где работает?» ( на заводе, на фабрике, на…)

« На чем сидят?» ( на диване, на кресле,…)

« Куда ставят посуду?» ( на стол, на плиту,…)  

« На чем играет музыкант?» ( на гитаре, на трубе …)

НАКЛЕИТЬ ПОДХОДЯЩИЕ КАРТИНКИ.

2.Предлог С (СО) .

(Детям говорят «маленькое слово» С(СО)) Родители следят за окончанием слов и четким произнесением предлога!)

Игра « Откуда взяли предмет».

Взрослый берёт мяч (куклу или др.) с разных предметов, а ребёнок комментирует:

-Мяч взяли с полки, с окна, со стола, со стула……и т.д..

Игра «Откуда сорвали фрукты (овощи)?»

Взрослый задаёт вопрос, а ребенок отвечает:

-Откуда сорвали яблоко?---С яблони.

-Откуда сорвали грушу?---С ветки дерева….и т.д. о других фруктах.

-Откуда сорвали помидор?---С кустика.

-Откуда сорвали огурец ?---С…….и т.д….

Игра «Откуда слетает снежинка?»

Взрослый вырезает из бумаги снежинку и предлагает сказать ребенку,

откуда слетает снежинка(с крыши, с дома, с забора, с веранды………).

Игра «Помощники».

Дети помогают маме, стирают пыль с разных предметов. Откуда?

--С полки.---С подоконника.—СО стола.---СО шкафа.---и т.д. и т.п..

Игра « Составь предложение».

Перед ребенком кладут картинки с изображением животных, птиц и др..

Взрослый предлагает составить предложение с предлогом (маленьким словом) С(СО) про того, кто изображен на картинке. Например, у ребенка белка: Белка прыгает с ветки. А если кот : Кот прыгает со стула.

Игра «Наоборот».

Предлагается сказать наоборот :НА стол—СО стола, НА пол---С пола,

НА  крышу---…; НА тумбочку--…; НА голову---….; НА забор---…;

НА шкаф--…; НА стену---…;НА диван--…; НА мост--…; НА ветке--…; НА кресло--…;НА кровать--…;НА тумбочку--…;…и т.д….

Игра « Исправь ошибку».

Взрослый говорит заведомо неправильную фразу, а ребенок

исправляет: Я взял книгу от полки. Ваза упала стола.

Кот прыгнул кресла. Дети катались из горки. Бабушка встаёт от дивана.          

Белка  прыгает ветку. Шишка упала из ветки.

НАКЛЕИТЬ ПОДХОДЯЩИЕ КАРТИНКИ ПО ТЕМЕ.

3.ПРЕДЛОГ  (маленькое слово) 

                          « под».

( Ребенок играет в речевые игры вместе со взрослым. Следим за «маленьким словом» и окончанием слов!!!)

« Куда залез кот?»( под диван, под шкаф, под  кровать,… )

«Куда могут спрятаться дети?» (Под  куст, под кресло, под дерево,…)

« Где растут грибы?» ( под ёлкой, под сосной, под…)

« Помощники» ( Дети помогают маме и подметают мусор и моют

ПОД шкафом, ПОД креслом, ПОД ….Где еще можно убраться?)

« Наоборот» ( Взрослый произносит фразу с предлогом НА , а  ребенок

говорит наоборот с предлогом  ПОД) :

Кот на стуле.- Кот ПОД стулом.        Птица на крыше.—Птица ПОД крышей.

Мышка на грибке.—Мышка …         Мяч на стуле.- Мяч…

Ручка  на парте.-….                              Жук на листке.-…

Лист на дереве.-….                               Мальчик на дереве.-….    

  Наклейте подходящие картинки.

4.Предлог ( маленькое слово)  НАД.

Играйте в словесные игры, используя предлог НАД, следите за окончанием слов.

Можно использовать игрушку Карлсона, бабочку.

1.Дети отвечают на вопросы, используя предлог НАД:

Где летает бабочка?—НАД полем, НАД цветком, НАД лугом,…

Над чем летает самолет ?-…                Над кем светит солнце?--

Над чем висит люстра?- …                    Над чем висит картина?--…

Журавли летят над чем?-…                   Орёл кружит над чем?-…

Ласточка промчалась над чем?-…       Портрет висит над чем?--…

2.« НАД чем летит КАРЛСОН ?» ( над домом(домами), над крышами,…)

3. «НАД чем (кем) летает Баба Яга?» (над ……..)

4. « Скажи наоборот» ( Взрослый говорит фразу с предлогом  НА, а ребенок с предлогом  НАД)

Самолет на поле.- Самолет НАД полем.           Бабочка на цветке.-

Жук на ветке.-…                                           Птица на гнезде .-Стрекоза на  поляне.-…                                         Журавль на болоте.-Лампа на столе.-…..                                            Картина на столе.-

Мошка на окне.-…..                                                  Ворона на крыше-.        

-Наклеить подходящие картинки.

1.ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ед. и множ. числа (Детям не говорят о падеже!!!) ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ. СЛЕДИ ЗА ОКОНЧАНИЕМ СЛОВ.

«Как мы одеваемся?» ( мы одеваем шубу, шапку, кофту, …)

«Что я вижу на картине (на улице, в группе…)?»(я вижу машину, стол, …)

«Экскурсия» (перечислить, что видели в зоопарке, в музее, …)

«Кто что одел?» (Таня одела шубу, Ваня одел куртку, …)

«Что ты хочешь купить?» ( я хочу купить хлеб, молоко, …)

 « Что нарисовал художник?» ( художник нарисовал белку, кошку, фрукты, …)

« Что мы видели в лесу?» ( Мы видели медведя, волка, ягоды, грибы, …)

« Что мы видели в огороде (в саду)?» ( мы видели яблоки, помидоры, …)

« Кого (что) мы видели на пруду (море, озере, речке)?»  

« Что мы купили в мебельном магазине?»

« Что мы видели и купили в магазине одежды и обуви?»

 « Что мы видели на кухне?»

 Игра  « Кого любит бабушка (папа, мама)?» ( Таню, Соню, Борю…)

2.Образование им. существительных  Родительного падежа единственного числа ( без предлога и с предлогами У, БЕЗ , ИЗ)

( ! Детям не говорят о падеже, а просто играют в игры, следят за окончанием слов)

 Игра « Запах чего ты любишь?» ( запах клубники, запах духов….)

Игра « Половинку чего ты отдашь другу?» ( половинку апельсина, половину яблока,…)

Игра «Что приготовила мама?» ( тарелку чего?- тарелку супа, кружку чего?- кружку молока, стакан чего? – стакан сока( кефира, киселя, морса…), кастрюлю чего? – супа, пюре, каши….

Игра « Чего не стало?»( не стало стола, ручки,….)

Игра « Без чего предмет?» ( без ножки, без спинки…)

 Игра « У кого такой предмет?» (У кого иголка? – У швеи, У кого молоток? – У папы, У кого картинки ? – У воспитателя…….)

 Игра « У кого такой детеныш?» ( У кого зайчонок? –У…., у кого лосенок? –у…, у кого поросенок? – у …,….)

Игра « Из чего готовят суп( винегрет, салат, пирог…)?» ( из свеклы, из картофелины, из помидора, из…)

3. Образование существительных  родительного  падежа, мн. числа.( без предлога и с предлогом)

(  !!! Детям не говорят о падеже, а только играют в игры , следят за окончанием слов!) 

Игра «Кого(чего) много ?»

Дети говорят о большом количестве предметов (живых, неживых)

- Чего много? ( о мебели): столов, шкафов, полок, диванов……и т.д.

- Кого много?(о животных, насекомых, птицах): белок, львов, тигров,

жуков, ворон, сов, коров, ……..и т.д..

Игра « Кого не стало?»

Дети называют много предметов : не стало столов , не стало кресел,

не стало кротов, не стало червяков, ….воробьёв….

Игра « Кого испугался Незнайка ?»

Дети говорят во множ.числе: львов, тигров, крокодилов, лошадей, ….и т.д…..

Игра « Кого(чего) много в лесу?»

Дети отвечают :   « В лесу много деревьев, грибов, ягод, пеньков, ежей,

медведей, зайцев, волков….

Игра « У кого что ?»

Дети отвечают на вопросы:

-У кого пушистые хвосты?---У лис, белок.

- У кого острые когти?---У орлов, ворон,…..и т.д..

-У кого длинные хвосты?---У крокодилов, у ящериц….

-У кого короткие хвосты?---У   ……………….

-У кого острые клювы?---У………..

-У кого длинные лапы?---У………

« У какой мебели такие детали?»(называем во множ. числе.)

-У чего ручки?---у  шкафов, у дверей…  ; -У чего ножки?---у столов, у стульев;

-У чего подлокотники?---у кресел…. ;   -У чего спинки?---у….  ;   -У чего сиденья?---у…;

«Букет» ( букет гвоздик, букет ромашек, лилий…)

«Венок» ( венок из одуванчиков, из колокольчиков,…)

« Чего не хватает у одежды?( обуви, мебели..)» ( рукавов, карманов, каблуков.…)

«Чего много в магазине?»

« Каких насекомых много в лесу ( на лугу, в поле,…)?»

 

            4. Образование им. существительных в Дательном падеже множ.числа.( без предлога и с предлогом)

(!!! Детям не говорят о падеже, а просто играют в игры, следят за окончанием слов).

Игра « Кому поможет Айболит?»

Детям объясняют, что Айболит помогал разным животным и птицам. Кому он помог?

- Айболит помог зебрам.

-Айболит помог зайцам.    И  т.д. и т.п. 

Игра «Кому какие предметы нужны?» 

Дети должны сказать, людям каких профессий  принадлежат

предметы.         (Профессии называют во множественном числе).

-Кому нужны шприцы?---докторам;              -Кому ленты, обручи?---

-Кому нужны иголки, нитки, ножницы?---портнихам;                                                        

-Кому нужны молоток, гвозди?---….           – Кому  руль, бензин?---…

-Кому нужны указки?---…                            - Кому  коньки, клюшки?-…      

-Кому  ножи, сковородки, кастрюли?---….

-Кому ручки, пеналы?---                                            И  т.д. и т.п.

Игра « Кому что принадлежит?»

Дети отвечают на вопрос, следят за окончанием слов.

-Кому принадлежат рыжие пушистые хвосты?—лисам.

-Кому принадлежат острые зубы?—тиграм, львам

-Кому большие горбы?—верблюдам.

-Кому длинные уши?--…

-Кому полосатые шкуры?---…

-Кому острые когти?---…

-Кому огромные крылья?---…

-Кому острые клювы?---…

-Кому нужны копыта, рога?-…

Игра «Кому какую еду дадим?»

Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает во множ. числе.

-Кому дадим сено?--- коровам, лошадям

-Кому дадим молоко?--- телятам, котам

-Кому кости?--- собакам

-Кому рыбу?---…

-Кому овощи?---…

-Кому зёрна?---…

Игра «Кому отправили письмо ?»

Дети отвечают: лошадям, зайцам, воронам, моржам, сорокам и т.д……(животных и птицах).

Игра «К кому бегут детёныши?»

Детям объясняют, что детёныши потерялись и бегут(летят) к родителям:

-К кому бегут зайчата?---к  зайцам.                   – К кому жеребята?---…….

-К кому слонята?---к  слонам.                             – К кому тигрята ?---….

- К  кому поросята?--- к …..                                – К кому львята?---….          

-К  кому воронята?--- к ….                                  – К кому бельчата?---…              

-К  кому ягнята?--- к …                                         - К кому совята?---…

                                     И  т.д. о других птицах и животных.

Игра « К кому летит бабочка(птичка)?»

Детям предлагается сказать, к какому животному (птице) прилетела бабочка (птичка):

-К овцам, к тиграм, к свиньям, к лебедям, к медведям и  т.д. и т.п.. 

Игра «По чему ( где) можно бегать?» (по дорогам, по лугам, по полям…)

Игра « По кому скучаем?» ( по сестрам, по мамам, по бабушкам…)

 Игра « По чему (где) можно лазить?» ( по лестницам, по горкам, по крышам, по деревьям…)

Желаю удачи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"

         Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...