Методические разработки
методическая разработка (младшая группа) по теме

Аксенова Наталья Александровна

Здоровье сберигающие технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультминутки

  1. – Дети, сейчас мы поиграем. Я назову слово – название животного, а вы изобразите его движения, мимикой и жестами.

Педагог называет слово «зайка», «волк», «лиса», «медведь». Дети изображают этих животных.

  1. «Стойкий оловянный солдатик»

Воспитатель  читает стихотворение, показывая движения, а дети повторяют за ним эти движения.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

  1.  Воспитатель читает стихотворение, а дети сначала танцуют( на чтении первых двух строк), а затем тихо ходят на цыпочках.

Пляшут мышки шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,

Не мешайте спать братишке.

                                            (А. Стародубова)

  1. Детям нужно выполнить те действия, которые назовет педагог. Например: «Сядь на пол и закрой глаза, подойди к Маше и погладь ее по щеке» и т.п.

  1. «Четыре стихии»

Малыши располагаются по кругу. Воспитатель договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

  1. «Запомни свое место»

Дети стоят в углу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

  1. «Помоги Мишке собрать шишки»

Для этой игры желательно запастись еловыми или сосновыми шишками, но, если их нет, можно их заменить пуговицами, бусинками или другими мелкими предметами.

Дети, изображая медведей, ходят вперевалочку, не сгибая ног, и пытаются поднять с пола шишки и собрать их в общую корзину.



Предварительный просмотр:

Психогимнастика

  1. «Пылесос и пылинки»

Дети выступают в роли пылинок, воспитатель - в роли пылесоса. Сначала пылинки танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснется, то встает и ухолит на свое место.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вверх-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

  1. Игра на развитие моторно-слуховой памяти «Запомни свою позу».

Дети стоят в кругу или  разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

  1. «Кошка и мышки»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!». Этюд сопровождается музыкой.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к губам, брови подняты вверх.

  1. « Игра с камушками»

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают в даль. Этюд сопровождается музыкой.

  1. «Кузнечик»

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы накрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочит уже в другом месте.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончиках пальцев.

  1. «Заколдованный ребенок»

Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления : шкаф, стол, внизу, вверху, там.



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

  1. «Зайчик»

Воспитатель читает детям стихотворение про зайчика и показывает  руками движения пальцев, дети повторяют движения, при втором чтении стихотворения дети повторяют последние слова строчек стихотворения.

Ушки длинные у зайки,

Высоко они торчат,

Он и прыгнет, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Описание движений пальцев: руку сжать в кулак, затем разогнуть почти до конца указательный и средний пальцы. Первые две строки стихотворения: складываем зайчика обеими руками ( если дети не могут обеими руками, то только одной рукой), вытягиваем «ушки» вверх ( выпрямляем пальцы). Вторые две строчки делаем движения руками вверх и вниз ( зайчики прыгают).

  1. «Зверушка»

Воспитатель просит детей представить, что у каждого их них на ладони пригрелась маленькая пушистая невидимая зверушка. Она очень хочет, чтоб ее погладили, почесали за ушком каждым пальчиком по очереди. Первым ее ласково гладит по спинке мизинец, затем – все остальные пальцы.

Нужно постараться не уронить зверушку с ладони, не прижать, не придавить ее. Надо лишь слегка прикасаться кончиками пальцев к ее теплой шкурке. Тогда зверюшка будет очень довольна.

 - А теперь посадите ее на ладонь другой руки и снова погладьте.

  1. «Слон»

Воспитатель читает стихотворение, показывая движения руками, а дети повторяют за ним.

В зоопарке слон стоит.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

 Будто в гости зазывает.

Движения руки: ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным пальцем, а с другой – указательным и большим. Шевелим средним пальцем. Качаем всей кистью.

  1. «Кошка выпускает коготки»

На «раз» поджать подушечки пальцев и верхнюю часть ладони, прошипев, как рассерженная кошка «Ш-ш-ш-ш!»

На «два» - быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная киска : «Мяу!»

  1. «Шарик»

Воспитатель читает стихотворение , показывая движения рук, дети их повторяют.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Делаем хлопок. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

  1.  «Ладошки»

Педагог предлагает положить ладошки на стол так, как он показывает. Дети должны научится класть руки на стол так же, как взрослый: ладонью вниз, ладонью вверх, на ребро, в кулачок. Вначале дети выполняют только одно движение обеими кистями рук, например кладут руки на стол кистями вниз. Выполнив это упражнение, дети убирают руки со стола, кладя их себе на колени. Затем им предлагается попеременно положить руки ладошками вверх, поставить их на ребро, зажать в кулачок и т.д. После того как ребятишки научаться воспроизводить всего одно движение кистями рук, им предлагается соединить два, например:  положить кисти рук ладонями вниз и здесь же их поставить на ребро, а затем уже убрать со стола. Обрабатывая репродукцию двух попеременно сменяющихся поз кистей рук, дети постепенно овладевают серией движений, которые воспитатель может сопровождать коротким четверостишием. Взрослый произносит слова стихотворения, а дети повторяют движения в соответствии с текстом, следя за движениями взрослого. Некоторые дети могут также попробовать выучить стихотворение во время выполнения задания, а в конце занятия рассказать и показать то, о чем в нем говорится.

Ладошки вверх,

 Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

                        Значение и этапы сенсорного развития

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, я также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления   представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и  умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображённым предметом, ребёнок должен достаточно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета(образца), его структуры и строения. Ребёнок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой  и неживой природы, в частности об их изменениях. Формирование элементарных математических представлений  предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по их величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух- точное дифференцирование речевых звуков- и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения  ( особенно в1 классе), связана с недостаточной точностью, гибкостью и объективностью восприятия. В результате этого возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Бывают такие случаи, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня восприятия для человеческой деятельности в целом, особенно  для творческой деятельности. Сенсорные способности занимают важное место в ряду способностей, обеспечивающих продуктивное творчество художника, музыканта, архитектора, писателя, конструктора. Они позволяют с особой глубиной и ясностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, текстуры, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки полноценного восприятия лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в ранние периоды детства и практически неизменного в последующие этапы жизненного пути.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам Марии Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения многими педагогами признаётся в  настоящее время ошибочной. Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое  предполагает не только упражнение и развитие врожденных способностей, но и приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура, восприятие ребёнка-результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством в течении всего периода развития цивилизации. Она включает в себя общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное восприятие – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в развитии сенсорных систем имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В.Запорожцем и нашел широкое применение в работах по сенсорному воспитанию дошкольников. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии ( это фонемы родного языка, звуковысотные, ритмические отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, в развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинается формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать определенное значение ( «маленькое» - это то, что можно хватать одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое»- то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.).

Сенсорное восприятие в этот период – основной вид восприятия вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно осложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинаются накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразны. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми разновидностями свойств – шестью цветами спектра ( голубой цвет следует исключить, так как дети недостаточно хорошо дифференцируют его с синим цветом, лучше заменить его фиолетовым), белым и черном цветом, с такими формами, как круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и не требовать запоминания и правильного употребления детьми их названия. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают разнообразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий.  Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но на начальных этапах не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова : «форма», «цвет», «такой же» , «вкус» , «запах» и т.п. Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она относительна, то есть воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в данном случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раненого возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несоответствие. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних примеров сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним признакам и между такими предметами, которое нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную ( например, между объемными предметами).

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия ( выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добивать того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры и общего интеллектуального развития.

 

   

   



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

  1. «Сказка о Веселом  Язычке»

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайтесь, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверьми

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – ротик. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так ( рот открыт, закрыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язычок). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык спокойно лежит на нижней губе). Подул легкий ветерок Язычок поежился (язык узкий и тонкий, направлен вперед), спрятался в домик и закрыл за собой дверь ( язычок убрать, дверь закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки, и забарабанил по крыше дождь ( языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил Котенок акал молоко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок  свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

      2. Упражнение для губ: сделать трубочку из губ; остановить лошадку («тпру»);         попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.

Упражнение для языка: облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко;    сделать            «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком.

  1. «Закрытые ворота»

Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Воспитатель говорит: «Жил язычок в своем домике и захотел погулять, покататься на своей машине. Стал открывать ворота гаража, а ворота не открываются. Язычок то одну дверку потолкает, то другую (язычок упирается то в верхние, то в нижние зубы). Толкал, толкал двери и открыл маленькую щелочку. Стал с трудом вылезать из своего гаража (педагог показывает детям , как с силой просовывать язычок между зубами). И пока вылезал, дверки все шире и шире открывались. Язычок вылез весь на улицу, открыл широко ворота, завел машину и поехал кататься.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...


 

Комментарии