Консультация для родителей "Как воспитать гения"
статья по теме

Кривошеева Елена Николаевна
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_vospitat_geniya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»

Педагог-психолог

Е.Н.Кривошеева

 Моршанск 2011

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастают.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Многолетние исследования позволили выделить существенные закономерности и механизмы развития одаренности в детском возрасте. Само понятие "одаренность" трактуется достаточно широко: как вся совокупность способностей личности, а специфические свойства одаренности раскрываются в "особенностях усвоения навыков, в умении адекватно реагировать на ситуацию в творческой природе достижения".  Выделяются 2 основных, универсальных фактора одаренности: это умственная активность и саморегуляция. Процесс становления одаренности зависит от степени соответствия этих двух факторов. Выделяется 2 варианта развития одаренности: т.н. "вундеркидный" (раннее и необычайно быстрое раскрытие способностей ребенка) и "невундеркидный" (медленное  нарастание способностей, расцвет которых приходится не на детство, а на более поздние возрастные  периоды).

Именно в годы детства внутренние условия возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей.

В настоящее время одаренность трактуется как более широкое понятие, ежели способности.

Творческая одаренность – творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал м.б. различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой творческого потенциала является познавательная потребность, составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует по сравнению с другими типами мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления.

Поисковая, исследовательская активность ребенка приводит к открытию мира, порождению образов, становлению сенсорных эталонов, составляющих первичные знания ребенка о мире. Исследовательская активность проявляется у одаренных детей как широкая и "бескорыстная" любознательность по отношению ко всему новому для ребенка.

В 3-5 лет исследовательская активность выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем. С 5-6 лет проблемность становится основным структурным компонентом одаренности и творческого развития ребенка.

Наступает этап самостоятельного поиска решения путем наблюдения, экспериментирования.

Однако наличие у ребенка признаков одаренности далеко не всегда означает, что он получает "зеленый свет" в своем развитии в обществе. Возможна ситуация, когда ребенок (его одаренность) может остаться не замеченной родителями и близким окружением.

Большую роль играет окружение ребенка – семья, сверстники, воспитатели. Одаренному ребенку необходимы помощь и поддержка взрослых. А это не только внимательное отношение к его переживаниям, интересам, заботам, вопросам, сомнениям; не только создание условий для творчества, но и защита одаренного от неудач, от самого себя; раскрытие ему новых возможностей для творческого поиска и самовыражения.