Здоровье ребёнка - в наших руках
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Чанчикова Нина Владимировна

Сохранение психического здоровья ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л.

ГДОУ №74; ГДОУ №24 – В.О.,СПб.

«ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА – В НАШИХ РУКАХ»

В человеческой природе уже изначально заложена некая закономерность восприятия ребенком (человеком) какой-либо информации (опыта).                                                

 Эта закономерность непосредственно связана с активной работой анализаторной системы и высших психических функций в целом.

Ее можно уловить, прочувствовать и пронаблюдать, но только в практической деятельности через развитие у детей практического интеллекта.

Приведем конкретный пример из нашей практики.

Воспитателю сообщили, что Гоша из средней группы разрисовал цветными карандашами дверь массажного кабинета. Воспитатель, собрав детей в группе, сказала:

- Ребята, пусть  поднимет руку тот, кто это сделал.

Дети зашумели, выкрикивая:

 - Это не я!

- Я не рисовал.

Воспитатель, не меняя тона, повторила сказанное.

Петя крикнул:

- Это Гоша нарисовал.

Воспитатель обратилась к Пете:

- Я бы хотела услышать это от самого Гоши.

В этот момент Гоша, услышав, что речь идет о нем, поднял руку и произнес:

- Это я нарисовал.

Воспитатель похвалила ребенка за смелость и попросила его извиниться перед помощником воспитателя, объяснив Гоше, что теперь Валентине Ивановне придется дополнительно мыть и дверь.

В момент происходящего в группе присутствовала педагог-психолог.  Она обратилась к детям:

- Ребята, вспомните, на чем можно рисовать?

- На бумаге, на листе, - стали выкрикивать дети.

- Да, молодцы! Вы знаете это правило рисования. А Гоша просто забыл его. Будет справедливо, если Гоша сам вымоет дверь.

Педагог-психолог с Гошей взяли у помощника воспитателя влажную намыленную тряпочку и вместе приступили к работе (на данный момент у ребенка не было подобного опыта). Постепенно,  убедившись в том, что Гоша может работать самостоятельно, педагог-психолог предоставила ему такую возможность.

В процессе работы она спросила Гошу:

- Что, по-твоему, труднее – рисовать или стирать нарисованное?

Ребенок, не задумываясь, ответил:

-  Рисовать легко. Стирать трудно, сила нужна.

- А что ты хотел нарисовать? - поинтересовалась педагог-психолог.

- Я хотел написать, чтобы Баба Яга сюда не приходила.

В этот момент из массажного кабинета вышла медсестра. Услышав слова Гоши, она сказала:

- Я как раз сегодня им прочитала сказку о  Бабе Яге…

Проанализируем ситуацию.

На первый взгляд может показаться, что воспитатель достаточно грамотно разрешила возникшую ситуацию.

Однако это не совсем так.

Почему?

Взаимодействуя с ребенком, она  не учла его прошлый опыт (не выслушала ребенка и не вступила с ним в диалоговое взаимодействие), что помогло бы ей быстро установить истинную причину случившегося.

Нередко подобные ситуации взаимодействия взрослого с ребенком провоцируют возникновение у ребенка чувства вины, закрепляя его в поведении (на бессознательном уровне). А поведение ребенка всегда отражает состояние его здоровья в целом.

Предлагая восприятию детей какую-либо сказку (информацию), многие взрослые порой не задумываются о том, что ее содержание может вызвать у  ребенка  активные действия, в том числе и те, которые нарушают установленный порядок. В данном случае - это рисование на двери массажного кабинета.

Дело в том, что в приведенном примере действия взрослого, читавшего детям сказку, были односторонними и незавершенными, что очень часто встречается в практике взаимодействия с детьми.

Взрослому при вступлении во взаимодействие с ребенком и передаче ему какого-либо опыта (информации) важно учитывать необходимость получения от ребенка «обратной связи».

В процессе диалога дошкольнику предоставляется возможность воспроизведения информации другому человеку, а взрослому - приняв  сообщение ребенка, определить степень понимания  полученной им информации. Форма сообщения зависит от возрастных и индивидуальных возможностей ребенка (рисунок, поступок, слово).

Что касается художественной ценности детского рисунка, то, необходимо отметить, что мы не рассматриваем рисунок ребенка-дошкольника с этой позиции. Для нас наиболее важно то, чтобы рисунок нравился самому ребенку. Ведь в нем он, прежде всего, делится с кем-либо своим конкретным опытом.   Это позволяет ему выйти на диалоговое (по сути содержания) взаимодействие с другим человеком (взрослым или сверстником).

Так, в описанной выше ситуации, ребенок действовал с помощью рисунка, который явился для него попыткой осмысления полученной информации, а также сигналом взрослому  к продолжению взаимодействия (на уровне слова) для достижения взаимопонимания.

Проще говоря, рисунком ребенок дает взрослому сигнал о том, что ему необходимо поделиться с ним каким-либо опытом (информацией). Чтобы лучше понять ощущения ребенка в этот момент, мы предлагаем вам вспомнить ваши собственные ощущения после того, как вы выпили много жидкости…

То есть, мы хотим обратить ваше внимание на то, что ребенку, для того, чтобы поделиться своим опытом, всегда необходим опытный взрослый (партнер по общению).

Если взрослый отреагировал на сигнал и вышел на общение с ребенком, но при этом допустил ошибки (повышенный тон, несдержанность, ускоренный темп деятельности, многословие, неоптимальная физическая нагрузка, непродуманная наглядность, отсутствие или недостаток практического опыта и др.), то  при таком взаимодействии взаимопонимание между ними будет затруднено.

Ребенок, не нашедший в лице взрослого достойного собеседника (способного выслушать), тем не менее, выйдет на свой способ передачи опыта или предпримет иную попытку вывода информации (рисунок, постройка, поделка; удар, пинок, драка и т. д.)

Более того, любые отклонения в поведении дошкольников (чрезмерная замкнутость, неуверенность, агрессивность, страхи, упрямство и др.) сигнализируют о том, что ребенок на данный момент не готов выполнять требования взрослого в силу их непонимания.

Любые отклонения в поведении ребенка сопровождаются его конкретными действиями. Например, в состоянии агрессии ребенок может драться, плеваться, бросать предметы, разрушать (игру, постройки сверстников и т. д.). Как правило, он не осознает свои действия. И поэтому нуждается в помощи.

Чтобы вывести ребенка из подобного состояния, взрослому, прежде всего, необходимо эмоционально присоединиться к нему (проявить понимание и доверие) и  прокомментировать его действия.

В примере с Гошей мы хотели бы подчеркнуть, что его действия были достаточно конструктивными в силу наличия у него предшествующего опыта (рисования по сказкам).

Подобный опыт позволил ребенку подумать, принять самостоятельное решение и осуществить практические действия (в рисунке). Своим рисунком Гоша совершил поступок на уровне возраста, обезопасив себя и других от разрушительного воздействия  образа Бабы-Яги  с помощью запрета.

Учитывая стремление ребенка к пребыванию в комфортной для него ситуации, наблюдая за ним, изучая его, взрослый становится способным создавать условия для его развития в целом, в том числе и для формирования нравственных качеств личности.      

Из рассказа Гоши (Я хотел написать, чтобы Баба Яга сюда не приходила) очевидно, что Баба Яга из сказки его беспокоит, тревожит. И с этим нужно что-то делать… Ребенок ищет выход из этого состояния, намереваясь совершить по отношению к Бабе Яге какое-либо действие.

В соответствии со своим прошлым жизненным опытом он разрешает данную ситуацию на уровне запрета (чтобы Баба Яга сюда не приходила).

Однако необходимо понимать, что подобный способ защиты не поможет ребенку преодолеть тревожное состояние, т. к. его опыт пока не достаточен для того, чтобы изменить в лучшую сторону поведение злой Бабы Яги.

Возникает вопрос: Где и когда  ребенок может получить подобный опыт? Ведь ему именно сейчас необходимо справиться с возникшей ситуацией и преодолеть мучающее его чувство страха.

В противном случае приобретенная ребенком череда страхов приведет к возникновению психологической травмы на основе постоянно испытываемого ребенком чувства вины (так как не смог, не сумел найти верный способ, чтобы  изменить ситуацию).

Безусловно, это происходит не без участия взрослого, который пытается избавить ребенка от страха примерно следующим образом: «Не переживай! Баба Яга живет только в сказке. В жизни ее не бывает».

По-нашему мнению, не изменяющийся к лучшему негативный образ Бабы-Яги, не способствует установлению и развитию взаимопонимания между взрослым и ребенком. Поэтому взрослому просто необходимо в ходе сказочного сюжета придумать продолжение сказки с позитивным  изменением поведения Бабы-Яги.  

Ребенок (человек) изначально ориентирован на добро и всегда стремится «быть хорошим», но часто не знает, как  этого можно достичь.

Он поступает в соответствии с возрастными возможностями и личным опытом, который может быть разным.

Так, нарисовав на двери, Гоша действовал непреднамеренно, импульсивно, в соответствии со своим опытом.

Он даже и не подозревал о том, что его действия могут кого-то обидеть и (или)  причинить кому-то вред.

Напомним, что ребенок (человек) – существо общественное, деятельное, изначально стремящееся к изменению некомфортной (напряженной) для него ситуации на более комфортную (теми средствами и способами, которыми он владеет).

Это стремление вполне объективно, закономерно и, зачастую, не связано с какими-либо нравственными понятиями.

Здесь речь идет, прежде всего, о природных механизмах, защищающих психику ребенка. Взрослому необходимо учитывать наличие защитных механизмов, особенно при оценке поведения дошкольника.

Таким образом, разрешая какую-либо ситуацию, связанную с поведением ребенка,  важно, прежде всего, выслушивать его (снимать напряжение и получать обратную связь), выявляя истинную причину поступка.

Чаще всего, эта причина связана непосредственно с информацией (опытом), полученной ребенком от взрослого и требующей их дальнейшей совместной работы для достижения ее понимания.

Только в процессе такой работы между взрослым и ребенком возникают и устанавливаются доверительные (партнерские) отношения, которые прогнозируют и соответствующее поведение дошкольника, а также положительно влияют на его здоровье.  

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
  2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.

Чанчикова Н.В., Яковлева Н.Л. На одном языке с ребенком, или Игра по правилам. – СПб.: Издательство «Интан», 2010 .- 204 с., илл



Предварительный просмотр:

Для чего ребенку нужны игрушки?         Н. Чанчикова, педагог-психолог

Нередко  взрослые  даже не задумываются о том, какие игрушки они выбирают и  покупают  своему ребенку. Пример из жизни: молодая мама, держа на руках малолетнюю девочку, подходит к прилавку с игрушками. Ребенок тянет ручку к рядом стоящей игрушке – воинственной черепашке-ниндзя. Мама спрашивает девочку: «Тебе купить?» Чувствуется, что мама, пытаясь угодить сиюминутному желанию ребенка,  явно настроена на покупку. Продавец поддерживает в решении маму, расхваливая товар. Я подхожу ближе к прилавку и замечаю другую, более подходящую для маленького ребенка, игрушку – зеленую лягушку, умеющую прыгать. Рекомендую маме.  Продавец, видя замешательство мамы, начинает демонстрировать возможности игрушечной лягушки. Ребенок смеется. И мама делает выбор в пользу подвижной игрушки. Но так происходит далеко не всегда.

А ведь  для ребенка  игрушка – это «проводник» в будущее, в окружающий мир, который малыш постепенно осваивает.    Недаром в  народе говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Какие у ребенка игрушки, игры, такова и его будущность. Именно игрушка влияет не только  на формирование представлений ребенка  об окружающем мире, но и на его характер и дальнейшую жизнь.  

Еще пример из практики: на консультацию пришла семья с ребенком 4,5 лет.  Родители жалуются на агрессивное поведение мальчика. Беседую с ребенком, спрашиваю, в какие игры он любит играть, играет ли он с детьми в семью. Ребенок с вызовом отвечает: «Что я, девчонка что ли, в семью играть? Смотрите, какой у меня револьвер! Как у папы! У него много оружия!». Позже из беседы с мамой мальчика выясняю, что папа – заядлый коллекционер  оружия, и   поощряет «мужские» игры ребенка. Задаю маме простой вопрос: «Кто в реальной взрослой жизни пользуется  оружием?» Мама перечисляет: «Военные, полицейские, разведчики… бандиты…» Возникает пауза. Мама озадачена.  «И  кем же Вы хотите  видеть своего ребенка в будущем?»  - спрашиваю. Конечно же, родители осознали  истоки агрессии у ребенка, и семья внесла соответствующие коррективы в подход к воспитанию мальчика, в том числе к подбору игрушек и содержанию  его игр.

При выборе игрушек родителям необходимо учитывать их возрастную направленность.  Важно также понимать, что для ребенка главное - не количество игрушек, а их разнообразие для развития сюжета интересной и увлекательной игры с ними.   Поэтому   родителям следует  не только познакомить ребенка с игрушкой, но  и обучить  правильному обращению с ней,  направить игровые действия ребенка, помочь организовать совместную игру, заинтересовав ребёнка  сюжетом.  

Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы  образные игрушки, которые участвуют в его психическом развитии: дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми детьми машинки, солдатики и куклы.

В процессе игры с игрушкой (например, куклой) ребенок  передает ей  свой нравственный и эмоциональный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его.  Именно в этом игровом процессе у ребенка формируются нравственные качества: любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию. Эти игрушки малыши обнимают, ласкают и даже спят с ними в обнимку.

У детей среднего дошкольного возраста проявляется особый интерес к предметам - атрибутам: фартукам, халатам,  шапочкам, бусам. В этот период ребенку нужны игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для игры в путешествие на корабле, построенном из детских стульчиков, капитану   важно иметь фуражку, бинокль, подзорную трубу. Врачу  нужен  халат, стол для приёма, палочки-градусники, шприц, а в качестве пациентов   -  большие куклы, сверстники или родители.

Игры и игрушки связаны друг с другом. Игрушка может вызывать к жизни  игру, а игра порой  требует для себя и новую игрушку. Не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные взрослыми или самими детьми.   Многие дети используют в игре кроме игрушек  и  другие предметы-заместители. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда и т.д. Использование в игре таких предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. Значительно обогащает игру дошкольников и использование  игрушек-самоделок, в том числе из природного, бросового материала.

Значение игрушек в жизни ребенка трудно переоценить, поскольку именно игра (предметная, а затем и сюжетная) – основная деятельность дошкольника и  как самостоятельная детская деятельность она формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, способствуя освоению им опыта человеческой деятельности.  Игрушка в данном случае выступает как своеобразный эталон тех предметов, с которыми надлежит познакомиться ребенку: узнать их назначение, освоить различные действия с ними.

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые масштабные сюжетные игры, не заменит ребёнку партнеров по игре.

Именно сюжетная  игра ребенка в коллективе сверстников способствует его полноценному личностному развитию (усвоению правил взаимодействия, выстраиванию взаимоотношений   с другими детьми на основе сотрудничества и общности  интересов и др.). В совместной игре с  игрушками ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть различные формы поведения. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым.

Таким образом, игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения, помогающее ребенку освоиться в мире взрослых; воспитывать  любовь и уважение к труду, любознательность, наблюдательность, художественный вкус;  побуждать ребенка к творчеству.

Известный педагог К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. В то же время  это и особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать.

Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным психолого-педагогическим и художественным требованиям.

Требования к игрушкам:        

 - они должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

- должны быть безопасными и гигиеничными;

- должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении; расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

- должны содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

- могут иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

- должны способствовать развитию познавательных интересов, активизации общения,

приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

пробуждать творческое воображение, изобретательность.

 Игрушка вредна, если она:

- искажает восприятие окружающей действительности;

- провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

- вызывает страх или тревогу;

- отличается грубым натурализмом;

- унижает человеческое достоинство;

- вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка.