Главные вкладки

    Со схемой и без нее
    материал (подготовительная группа) по теме

    Рекомендации для родителей, как в игровой форме развивать у детей способность к фонематическому анализу и синтезу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon so_shemoy_i_bez_nee.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей

    Декабрь 2011

    Со схемой и без нее

    В звуковом анализе переходим к более сложным заданиям: к разбору сначала четырехзвуковых, а затем пятизвуковых слов. Сначала давайте детям для анализа слова без стечения согласных и гласных звуков: луна, рыба, лиса, сани, гуси. Затем постепенно усложняйте задания: сахар, волк, куст, аист, паук.

    Способ проведения звукового анализа остается тем же, но ребенку с каждым занятием требуется все меньше усилий для его проведения. Он постепенно перестает прибегать к подчеркнутому произнесению звуков; кажется, что ребенок просто называет звуки слова один за другим. Но это только кажется.

    Вот вы предложили ребенку назвать звуки в слове "волк". Первый звук - "в" — малыш ставит фишку в схему звукового состава слова; второй звук — "к" — заполняется фишкой вторая клеточка. Малыш озадаченно смотрит на схему: как же так? Четыре клеточки, а он поставил всего две фишки и уже назвал последний звук в слове "волк" — "к". Он начинает работать сначала и теперь уже пользуется известными ему способами — ведет указкой по схеме и подчеркивает интонацией: «Воо-олк — второй звук "о", волл-л-лк — третий звук "л"..."

    Вы увидите, что даже тогда, когда ваш ребенок легко будет анализировать многие слова, все равно в случаях затруднений он будет прибегать к такого рода «прочитыванию» слова по схеме.

    Как долго ребенок должен пользоваться схемой звукового состава слова? Когда вы увидите, что ребенок свободно проводит звуковой анализ 4—5-звуковых слов, уберите схему. Предложите ребенку выложить фишки перед собой прямо на столе. Но следите за тем, чтобы, выкладывая фишки на столе, дети постоянно проверяли себя, «прочитывая» слово с указкой так, как мы учили их вначале. Такое «чтение» с указкой и с интонационным выделением у детей сохраняется очень долго. Оно — основа будущего грамотного письма, основа того, что ребенок не будет пропускать при письме отдельные буквы.

    Занимаясь с ребенком, помните, что он маленький, что он хочет играть, и вводите в такое серьезное дело, как обучение грамоте, как можно больше игр. Ведь одно и то же задание можно дать и в скучной, и в интересной для малыша форме!

    Если вы строгим голосом, заранее недовольные возможной неудачей ребенка, потребуете: «Назови мне слова, в которых есть звук "с"», — пятилетнему человеку не очень захочется заниматься таким скучным делом. А если вы предложите ему сделать то же самое, но превратите задание в игру, в соревнование («Давай посмотрим, кто больше назовет слов со звуком с»), да если еще за каждое верно названное слово участники игры будут получать хотя бы фигурку из мозаики (чтобы потом можно было посчитать, кто же выиграл), вы увидите, с каким энтузиазмом и радостью будет играть ваш малыш в такие речевые игры.

    По мере овладения новыми знаниями и умениями вы можете все больше усложнять эти игры. Например, предложите называть слова, состоящие из трех звуков, сначала любых. Тут можно назвать и слово "жук", и слово "ухо". А потом — только такие трехзвуковые слова, в которых в середине гласный звук. Дальше правило еще больше усложняется: первый звук — твердый согласный, второй — гласный, третий — твердый согласный. Условия игры можно изменять без конца. Трудно? Попробуйте, и вы убедитесь, что ребенок, обученный в соответствии с предлагаемой программой, делает это не только легко, но с огромным удовольствием. И особенно радует малышей то, что очень скоро играющий с ним взрослый начинает в подобных речевых играх проигрывать!

    Вот какие слова назвали пятилетние дети, когда было предложено такое задание-игра: назови слово из трех звуков, чтобы первый звук был твердый согласный, второй — гласный, а третий — мягкий согласный: мать, дочь, пыль, моль, жаль, шаль, май, дай, мой, рой, шить, боль, пой, жуй, путь, мыть, рыть, дать, роль, лань, рань, конь, корь, соль, лось, рысь, жарь, дуть, жить, руль, ноль, мазь. Согласитесь, далеко не каждый взрослый может выполнить задание с таким блеском!

    Для того чтобы ребенку было легче, чтобы он мог контролировать себя, выкладывайте перед ним фишки в соответствии с игровым правилом. Скажем, в приведенной выше игре перед детьми стояли синяя, красная и зеленая фишки. Вначале малыш, называя слово, обязательно должен проверить, соответствует ли оно заданию. Для этого он медленно произносит слово, ведя пальцем по фишкам. Очень скоро нужда в этом пропадает, ребенок все реже проверяет себя таким образом, но фишки в качестве ориентира пусть всегда перед ним стоят.

    Эту игру можно провести по-иному, превратив ее в загадку: взрослый выкладывает перед ребенком фишки — синюю, красную, зеленую, синюю, красную — и говорит: «Я задумал слово, угадай какое». Сначала малыш начинает просто называть слова в соответствии с поставленными фишками: майка, почта, тачка и т. д. Но очень скоро убеждается, что так не угадаешь. Научите его, как нужно задавать вопросы, чтобы быстрее угадать.

       — Это живое?

       — Нет, не живое.

       — Это предмет?

       — Да.

       — Этот предмет есть у нас дома?

       — Да.

       — Это мебель?

       — Нет.

       — Это посуда?

       — Нет.

       — Это одежда?

       — Да.

       — Это носят зимой?

       — Да.

    Ребенок смотрит на фишку и угадывает: пальто. Потом можно поменяться ролями, загадку загадывает ребенок. Эти игры-загадки очень скоро становятся любимыми играми детей. Правда, надо отметить, что лучше играют в них дети постарше: 5,5—6 лет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Схема физкультурно-оздоровительной работы ДОУ

    Создание условий для физического развития...

    Конспекты итоговых занятий с использованием схем Т.А.Ткаченко

    Цель занятия -  учить детей составлять описательные рассказы с использованием схем-моделей Ткаченко Т.А. Занятия составлены  для детей обычных групп, но могут использоваться и в работе с дет...

    Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

    •Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

    Экспериментально-исследовательская деятельность с инновационно- развивающей, здоровьесберегающей технологией опережающего обучения с использованием опорных схем: «Голос мой –волшебник».

    Гипотеза:Поможет ли ребёнку участие в экспериментально-исследовательской деятельности сформировать психологическую установку на сохранение и укрепление собственного здоровья(голоса, голосовых св...

    Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

     РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

    Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

    Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

    Схема построения НОД с учетом ФГОС. Схема оформления конспекта НОД с учетом ФГОС.

    Схемы построения НОД с учетом ФГОС, позволят педагогам подбирать материал для  НОД поэтапно. Данный материал подходит для работы с детьми любого возраста....